"Конфликты - пути их разрешения!
методическая разработка по теме

Статья будет интересна классным руководителям , школьным психологам , социальным педагогам . Она призвана формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного  поведения, а именно:определить понятия “конфликтная ситуация” и “конфликт”,рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру, на конкретных примерах рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях, даёт возможность определить такие понятия как: конфликтная ситуация, конфликт, инцидент, толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Конфликты –пути разрешения»

Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

Задачи :

  1. определить понятия “конфликтная ситуация” и “конфликт”;
  2. рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру;
  3. на конкретных примерах рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.

Основные понятия: конфликтная ситуация, конфликт, инцидент, толерантность.

Дидактическое пространство:

схемы “модель конфликта”, “функции конфликта”, алгоритм действия в конфликтной ситуации, сигналы конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации, упражнение «Паутина конфликта»

Ход мероприятия :

1.Приветствие.

- Конфликты являются частью повседневной жизни. Каждый день средства массовой информации сообщают о различных конфликтах. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Как мы можем определить “конфликт”?

2.Упражнение “Паутина конфликтов”. Процедура проведения. В центре доски пишется слово “конфликт” и очерчивается кругом. Учащимся предлагается назвать ассоциации, вызванные этим словом. Учитель записывает каждую ассоциацию, соединяя слова линией с основным кругом. Если дети называют ассоциации, относящиеся к уже названным, учитель соединяет их непосредственно с ними, а не с основным кругом. Продолжать необходимо до тех пор, пока у детей сохраняется интерес. Обсуждение и анализ. Как мы можем определить “конфликт”? Что общего имеют определенные нами конфликты? Что вызывает конфликты? Что усугубляет их? Что предотвращает или разрешает конфликты? Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко противоположные цели ,интересы, взгляды .Для возникновения конфликтов необходима конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Это могут быть различные цели интересы и желания либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Необходимо знать о «сигналах конфликта».

3. Введение понятия “сигналы конфликта”

Разрешение конфликта зависит во многом от уровня нашей бдительности, ибо он предваряется  более  или менее очевидными сигналами. Какими? Кризис. Это “крайний предел”, который характеризуют ожесточенные споры, агрессивные действия, оскорбления и т.д. Напряжение. Взаимоотношения с человеком становятся источником постоянного беспокойства. Состояние напряжения искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений. Наши чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются к худшему. Недоразумение. Мы зачастую впадаем в недоразумения, делая неверные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания. Инциденты. Сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, несущего в себе зерно конфликта, обычно незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение и раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается. Но накладываясь друг на друга, инциденты могут приводить к конфликту.  Дискомфорт. Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае к интуиции полезно прислушаться, более того, ее надо приветствовать. Если вы научитесь распознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, вы можете зачастую предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и кризисов. Задание учащимся. Опишите ситуации, когда подобные сигналы возникали, но не были оценены вами по достоинству, упущены, приводили к возникновению конфликтных ситуаций. Выступления учащихся  И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

4.МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА.

- Конфликтная ситуация

-Инцидент

-Конфликтное взаимодействие

-Разрешение конфликта: конструктивное  или деструктивное

5. Анализ стратегий поведения в конфликте с точки зрения их эффективности. Организация совместного обсуждения. Как только мы вступаем в конфликт или видим, как он надвигается, мы можем сознательно выбрать наш подход к нему. Однако мы делаем это не всегда, часто автоматически реагируя в данной ситуации. Мы можем считать наши реакции вполне естественными, но на самом деле это просто привычки, полученные нами в детстве. Если вы каждый раз реагируете на конфликт одним и тем же способом, значит, вы выработали у себя одну из нескольких “конфликтных привычек”. Существуют несколько стратегий поведения в конфликте.  Все  нижеперечисленные  действия являются формами стратегии избегания (ухода): молчание; демонстративное удаление; обиженный уход; затаенный гнев; депрессия;  игнорирование обидчика; едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной;  переход на “чисто деловые отношения”;   полный отказ от дружеских  или  деловых  отношений с провинившейся  стороной. Давайте рассмотрим “плюсы” и “минусы” использования этой стратегии. Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в следующем:  вы делаете вид, что все в порядке;  продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;  миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;  ругаете себя за вашу раздражительность;  пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;  молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;  подавляете все ваши негативные эмоции. Насколько эффективна эта стратегия? Примеры реализации стратегии соперничества (конкуренции):  вы стремитесь доказать, что другой человек не прав?  дуетесь, пока они не передумают;  перекрикиваете других;  применяете физическое насилие;  не принимаете явного отказа ; требуете безоговорочного послушания;  призываете на помощь союзников для поддержки;  требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений. Как вы относитесь к этой стратегии? Многие выбирают стратегию компромисса как значимую. Вы реализуете стратегию компромисса, если:  поддерживаете дружеские отношения; ищете справедливого решения;  делите предмет желаний поровну;  избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;  получаете что-то и для себя;  избегаете столкновения в лоб;  уступаете немного ради поддержания отношений.  Давайте поговорим о достоинствах и недостатках этой стратегии. Мало, кто из вас реализует в своей жизни стратегию сотрудничества. Как, по вашему мнению, в чем она заключается и возможно ли сделать так, чтобы в конфликте выиграли обе стороны? Обсуждение.

7.Алгоритм стратегии сотрудничества.

определите потребности всех участников;

постарайтесь их удовлетворить;

признайте ценности других, равно как и ваши собственные;

старайтесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;

ищите творческих и неординарных решений;

не щадите проблему, щадите людей.

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные. Предлагаем вам дополнить схему “Функции конфликта”. Учащиеся дополняют схему и проверяют ее. (Схема может быть воспроизведена на доске или на экране).

8.ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

Позитивные

Негативные

1. Познание друг  друга

1.

2.

2. Социальная пассивность

3.

3.Снижение качества деятельности

4. Развитие личности

4.Депрессия. Угроза здоровью

5.Ослабление психической напряженности

5. Ощущение насилия, давления

6. Повышение авторитета, самооценки

6.

Как же вести себя в конфликтной ситуации?

9.АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.

Выделить суть проблемы.

Увидеть ее со стороны.

Поставить себя на место другого человека.

Найти конструктивное решение проблемы.

10.РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА бывает :        

Конструктивное         

Деструктивное

Юмор

Угрозы, насилие

Уступка

Грубость, унижение

Компромисс

Переход на личности    

Сотрудничество

Уход от решения проблемы

Осознание позиций сторон          

Разрыв отношений

 

Психолог. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не  заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов. Как называется такое поведение, когда человек терпимо относится к чужому образу жизни, мнению, ценностям? Правильно, такое поведение называется толерантным

Итог: Что нового для себя вы узнали сегодня? Изменилось ли ваше мнение о конфликте? А сейчас у каждого есть возможность оценить своё собственное поведение в конфликтной ситуации. Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

род.собрание "Конфликты и пути их разрешения".

Задачи:1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье.2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё. Форма проведения собрания: семинар...

внеклассное занятие на тему "конфликт и пути его разрешение"

Цель: выяснить сущность конфликта;обучать детей умению благополучно   выходить   из   конфликтных   ситуаций;   учить заботиться о своем душевно...

Педагогический конфликт. Пути его разрешения

Презентация семинара для педагогов...

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Семинар «Конфликты. Пути их разрешения»

1. ЗНАКОМСТВО, ПРИВЕТСТВИЕУчастникам предлагается надеть бейджи со своими именами, по очереди представиться и назвать качество или черту характера, свойственную им и начинающуюся с начальной бук...