Выдержки из программы "Эрудит 21" по работе с одаренными детьми
занимательные факты (7,8,9 класс) по теме

Хазанова Светлана Станиславовна

Работа с одаренными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые формы работы с одаренными детьми

Идеи могут быть обезврежены только идеями. (О. Бальзак)

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Цели

  1. Реализация социального заказа со стороны общества на формирование ценностно-значимых ориентиров и активной жизненной позиции;
  2. Поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала через организацию исследовательской деятельности.

Задачи 

  1. Создание образовательной среды ,обеспечивающей реализацию творческого потенциала ученика;
  2. Формирование сообщества учащихся и педагогов на основе исследовательской деятельности.

Принципы педагогической деятельности:

  1. разнообразия возможностей;
  2. возрастание доли внеурочной деятельности;
  3. индивидуализация и дифференциация;
  4. свобода выбора дополнительных услуг

Методы и формы работы с одаренными учащимися ( в условиях нашей школы речь идет об академической, творческой одаренности) прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой не прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Решая вопрос об организационных формах работы с одарёнными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одарённые учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определённого времени одарённости, для максимально возможного развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одарённых учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин.

В обучении одаренного учащегося может реализоваться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при изучении профильных дисциплин.

Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

Подробнее рассмотрю эти приемы на примере истории и обществоведения.

Поисково-исследовательский метод можно использовать, начиная со среднего звена, где уровень интереса высок в связи с занимательностью истории. Например: в теме крестовые походы учащиеся на основе изучения текстов смогут провести сравнительный анализ образа жизни христиан , мусульман и прийти к разным выводам. При изучении деятельности Карла Великого школьники могут попробовать свои способности при написании учебника по принципу Алкуина. Сначала учащиеся должны понять логику учителя Карла Великого, а затем составить подобие сократического диалога.

Подражая древним скальдам, ребята могут проявить себя в сочинении саг при помощи метода ассоциаций и неологизмов.

Такая творческая деятельность ведет к созданию абсолютно нового продукта, что можно считать за проектную деятельность. Подобные задания можно практиковать и при изучения обществоведения. Например: определить в каких сказках нарушены права детей. Эта интеграция в игровой форме позволяет закрепить знания о правах и свободах ребенка.

В старших классах поле деятельности для использования поискогого метода шире.

Наиболее распространенными и эффективным являются следующие формы:

  1. проблемное ведение уроков базисного компонента. Учитель знакомит учеников с различными точками зрения по изучаемому вопросу, инициирует дискуссию, в которой учащиеся анализируют их, высказывают свои мнения и делают выводы. Ученики могут подготовить дома письменные доклады проблемно-реферативного характера, в которых тоже отражаются различные точки зрения на проблему. По ним организуется дискуссия с формулировкой учащимися обоснованных выводов;
  2. спецкурс в НОУ “Основы исследовательской деятельности”
  3. на конкретных примерах дает методологию этой деятельности, в домашних заданиях отрабатывается постановка и выполнение исследовательских задач, а на уроках проходят презентации решений;
  4. элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента. В их основе – работа над исследовательскими проектами, вытекающими их данной образовательной программы;
  5. программы дополнительного образования: могут предусматривать полный цикл реализации исследований, необходимые учебные занятия, итоговый контроль в виде защиты каждым учащимся своей исследовательской работы;
  6. исследовательский подход в применении к экскурсии. Каждому ученику ставятся индивидуальные задания – что-то пронаблюдать, измерить, спросить у экскурсовода, сделать собственные выводы. Результат оформляется как творческий отчет о работе;
  7. общешкольный проект: интегрирует программы общего и дополнительного образования или проекты по определенной теме либо проблеме. С помощью исследовательской деятельности на уровне школы тесно увязываются различные формы образовательной деятельности.
  8. походы и экспедиции. Это самостоятельные формы организации исследовательской деятельности во время каникул. Включаются как элементы в годовой цикл учебных исследований;
  9. научно-практические конференции и конкурсы – формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции;
  10. тематические клубы и молодежные объединения.

Итак, творческие работы можно классифицировать как:

  1. проблемно-реферативные;
  2. экспериментальные;
  3. натуралистические и описательные;
  4. исследовательские.

В этом смысле возможности старшей школы практически неограниченны.Наличие разнообразных доступных источников позволяет вести мини-исследование в ходе уроков. Например:

  1. задание по газетам 30-х годов:
  2. определить жанры заметок;
  3. составить словарь терминов;
  4. проанализировать передовую статью;
  5. определить основной лозунг дня;
  6. сопоставить исторические реалии и содержание прессы.

За один урок учащиеся воочию убеждаются в чертах тоталитарного режима, существовавшего в 30 годы. При хорошей организации и деятельности подобные задания существенно расширяют интерес к предметам. При изучении периода 40-х годов можно провести деловую игру на основе исследовательской деятельности “Заседание литературной комиссии” в связи с постановлением “ О журнале “Звезда” и “Ленинград”. Учащиеся, анализируя произведения, указанные в постановлении, пытаются идти по следу авторов постановления и пишут свой обвинительный вариант документа. Авторы произведений объясняют свои позиции и обычно оправдываются в глазах потомков. Таким образом, решаются задачи эстетического образования: анализ литературных текстов, и исторического: анализ политических документов.

Наиболее ярко исследовательская деятельность проявляется во внеурочной сфере.

Напомним, что под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусств) и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в гуманитарной области это могут быть сведения первоисточников), анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. Мы сталкиваемся с тем, что на одних и тех же источниках возможно выполнить и реферат, и исследовательскою работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производственных на его основании выводов. Суть реферативной работы – в подборе материалов из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательской компоненты у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т.е. ученики не являются пассивными реципиентами информации. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

Научное мировоззрение, формирующееся на основе такой деятельности, выступает как основа воспитания.

Как известно, главной целью воспитания является выработка отношений (выражение определенных связей между личностью и другими людьми, окружающим миром, которые затрагивают сферу ее потребностей, знаний, убеждений и т.д.)

В области социальных отношений это – понимание объективности действующих в обществе и в природе законов (одним из которых является закон равноправия личностей в гражданском обществе), необходимость соизмерять свои желания и поступки с этими законами, понимание объективной невозможности нарушить общие закономерности.

В области эстетических отношений – это внутреннее ощущение гармонии и красоты мира, воспринимаемого с точкой зрения исследователя. Эту красоту отмечали и воспринимали как величайшее эстетическое наслаждение, кульминацию жизни почти все крупнейшие ученые. Ощущение высшей целесообразности и взаимообусловленности всего, происходящего в природе, породило такое понятие как “научная вера”. В.И.Вернадский пишет: “…Мы на каждом шагу, в жизни почти каждого научного работника встречаемся с научной верой, которая является опорой в тяжелых условиях русской действительности, служит импульсом, направляющим вперед, среди самых невозможных внешних условий…”

В области этики исследования подводит к одной из сложнейших категорий современности- понятию интеллектуальной собственности. Исследователь на практике ежеминутно убеждается, каким огромным трудом добывается новое знание, каких ухищрений оно стоит, какой парадоксальности мышления требует.

Личностные качества, сформированные при занятиях исследовательской деятельностью, основанные на принципах объективности, честности, невозможности нарушить законы природы, научной этики, потом переносятся на все остальные сферы деятельности личности, становятся характерными атрибутами его натуры.

И, наконец, остановимся на исторических предпосылках для воспитания на основе научного мировоззрения в нашем обществе. В условиях, когда за советский период огромная часть населения получила высшее образование в научно-технической области со свойственным ему научно-материалистическим мировоззрением, огромное количество семей в своей воспитательной работе отталкиваются именно от ценностей научного мировоззрения.

Наиболее полно все этапы исследовательской деятельности проявляются в ходе работы НОУ “Улей”. Участие в конкурсе “Шаг в будущее” показывает, что работы, имеющие конкретный результат, возможны в условиях нашей школы. Результаты работ по теме:

  1. “Влияние фаз лунного календаря на успеваемость”.
  2. “Какие они разные: мальчики и девочки” имеют и практическую направленность и могут быть использованы в деятельности школы.
  3. Социологическое направление нашей деятельности позволяет проводить мини-исследования по важным вопросам образа жизни, воспитания.

Например:

  1. терпимость и толерантность;
  2. патриотизм и национализм;
  3. уровень воспитанности;
  4. удовлетворенность родителей учебой.

В результате исследовательской деятельности формируются:

  1. Исследовательская компетенция.
  2. Основы для самоопределения в будущем.
  3. Навыки делопроизводителя.
  4. Навыки устной и письменной речи.
  5. Выступление перед аудиторией и защита завершают работу над исследовательским проектом.

Результативность работы по развитию навыков поисковой и исследовательской деятельности можно увидеть по итогам конкурса “Шаг в будущее”. Работы наших учащихся получают призовые места в районе и являются участниками регионального этапа конкурса. Школьные научно-практические конференции, выступления лекторской группы, участие в работе клуба старшеклассников доказывают эффективность и необходимость такой работы.

Задания ЕГЭ (часть С) также не представляют трудности из-за отработки навыка исследовательского метода

Задание. 

  1. Разработать темы исследования, исходя из реалий вашей местности.
  2. Разработать источниковедческую базу для проведения уроков по теме
  3. “Российская цивилизация”.
  4. Разработать анкету по теме “Занятость населения”.



Предварительный просмотр:

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
А. Н. Колмогоров

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является, развитие системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения»[1]. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Их волнуют вопросы философского характера.
5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями[2].
При работе я стараюсь учитывать все эти особенности.
В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Далее я попытаюсь более подробно описать эти три этапа как методы выявления и одновременно формы работы с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов);
Урок освоения новых знаний в форме путешествия (урок-путешествие «Легенды Тамани» предназначен для учащихся 6-х классов, предполагает объяснение материала в форме виртуального путешествия по станциям с включением практической деятельности учащихся);
Урок- конференция.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.
На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. Где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: «Рыцарские турниры», игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН которые проходят на ура в классах среднего звена.
Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется во внеурочной сфере.
Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к истории;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области истории.
Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества.



Предварительный просмотр:

Викторина по истории России с использованием ИКТ "Колесо истории"

Цели:

  1. Проверить знания учащихся по курсу « История Отечества 17-18 в»;
  2. способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач;
  3. формировать интерес к изучению предметов гуманитарного цикла.

Оборудование:

  1. Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.
  2. Таблица подсчета итогов викторины.
  3. Сигнальные карточки для капитанов команд.

Состав участников викторины:

  1. Ведущий – учитель истории.
  2. 2 команды из состава учащихся
  3. Жюри
  4. Группы поддержки.

ХОД ВИКТОРИНЫ

Учитель истории. Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.
Наша викторина направлена на то, чтобы вспомнить отдельные эпизоды истории отечества. Сегодняшняя игра представлена следующими этапами (Слайд 2):
-разминка;
-История на пушкинских страницах;
-Древо Романовых;
-«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»;
-История в словах и выражениях;
-О край родной, ты сердцу мил!
-Три суждения (конкурс красноречия)

 1-ый тур « Разминка» (Слайд №3)

«Крестьянин Пётр Ковалёв нажарил картошки на подсолнечном масле и съел её с помидорами» Сколько исторических ошибок в этой фразе, если дело происходило в 9 веке? (команды по очереди исправляют ошибки).(предполагаемый ответ: В 800 году на Руси не было слова "крестьянин": оно произошло от слова "христианин" только в 14 веке. Не было имени "Петр": оно появилось после крещения Руси в 10 веке. Фамилий не было - но слово "Ковалев" могло быть отчеством, от прозвища "Коваль" (кузнец). Картофель в России появился в середине 18 века. Помидоры вошли в русский обиход в конце 18 века. Жарить что-либо на сковороде в печи в 9 веке славяне также не умели: пищу пекли в углях очага, либо обжаривали на вертеле над очагом).

 2-ой тур « История на пушкинских страницах» 

О каком событии говорится в стихотворном отрывке? (1-ой команде)
На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася… И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложён…

К кому обращены следующие строки? (2-ой команде)
Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье. Не пропадёт ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.

В главе 2 романа « Евгений Онегин» читаем о герое:
Ярём он барщины старинной Оброком лёгким заменил..
Что такое «барщина», «оброк»?( Обеим командам)

В сказке «О рыбаке и рыбке» мы читаем:
Старуха сидит под окошком, На чём свет стоит мужа ругает: « Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонись рыбке: «Не хочу быть черною крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой»
Объясните смысл словосочетаний «черные крестьяне», «столбовые дворяне»?( Обеим командам)

О каком сражении идёт речь в этих стихах? (1-ой команде)
Швед, русский – колет, рубит. режет Бой барабанный, клики. скрежет Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон.

О каком историческом деятеле идёт речь? (2-ой команде)
Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приёмный дар- Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Отселе, в думу погружён, Глядел на грозный пламень он.

О каком историческом деятеле идёт речь? ( Обеим командам)
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты. Зять палача и сам в душе палач… Губителя раскаянье тревожит: Конечно, кровь невинного младенца Ему ступить мешает на престол.

 3-ий тур «Древо Романовых»

 Укажите недостающих представителей дома Романовых

Ответ: Алексей Михайлович, Елизавета Петровна.

4-ый тур «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…» (Право ответа получает команда первой поднявшая сигнальную карточку) 
На слайде мы видим (Слайд) так называемые « Бородовые знаки», какое право получал человек при покупке этих знаков? (Право носить бороду)

Этот документ в XVIII в. (Слайд) определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? (Табель о рангах)

Перед вами"Азбука гражданская с нравоучениями" 1708 г. О какой реформе Петра І свидетельствует этот документ? (Появление гражданского шрифта)

Как назывались собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные в 1718 г. Петром I?(Ассамблеи)
Второе название этой книги «Показания к житейскому обхождению», в ней говорится о правилах поведения в обществе, а под каким названием она известна нам?(«Юности честное зерцало»)

Какое историческое событие показано на карте? (Полтавский бой)

 5-ый тур «История в словах и выражениях» 

(1-ой команде) Во времена правления Ивана Грозного московскую церковь некоторое время возглавлял митрополит Филипп, человек смелый и праведный. Он неоднократно пытался воспротивиться действиям царя и опричников, часто писал царю с просьбами остановиться. Бумаги те царь уничтожал не читая, а вот как он их, по свидетельству историков называл? (Ответ: "Филькина грамота")

(2-ой команде) Как в русском языке появилось выражение «всыпать по первое число»? (Ответ: выражение пришло из старой дореволюционной школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца)

(1-ой команде) Как в русском языке появилось выражение «казанская cиротa»? (Ответ: Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Этот фразеологизм возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь)

(2-ой команде) Как в русском языке появилось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»? (Ответ: До 16 века безземельные крестьяне имели право переходить от одного помещика к другому за неделю до Юрьева дня и спустя неделю после него. В конце 90-х годов XVI века крестьяне лишились права выхода от своего владельца. "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" - горькая присказка крестьян конца XVI века)

 6-ый тур «О край родной, ты сердцу мил!»
(1-ой команде) В 1923 году он окончил Борисоглебскую школу лётчиков. В 1937 году совершил первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.(В Чкалов)

(2-ой команде) Перед нами фотографии из кинофильма «Девчата», главную роль в котором сыграл известный советский актёр-уроженец г. Борисоглебска. (Н.Рыбников)

(1-ой команде) Главный маршал артиллерии вошел в историю нашего государства как один из достойнейших его сыновей. Герой Советского Союза (1945 г.). С 1955 г. заместитель Министра обороны СССР и одновременно (с 1959 г.) Первый Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения. Один из видных создателей ракетно-ядерного щита нашей Родины. Единственный из борисоглебцев, чей прах покоится на Красной площади у Кремлевской стены. (М.Неделин)

(2-ой команде) Выпускник Борисоглебской Александровской гимназии Выдающийся советский зоолог, энтомолог, генерал-лейтенант медицинской службы (1943), академик АН СССР (1939), Президент Всесоюзного энтомологического общества (1931-1965), Президент Географического общества СССР (1952-1964). В 1965 году в его честь были переименованы две улицы нашего города: Кузнецкая и Кирсановская. (Е.Павловский)

 7-ый тур «Три суждения» (конкурс красноречия)
Представители команд выступают с рассуждениями на одну из предложенных тем:
 
«История принадлежит народу» (Н Муравьёв)
«История принадлежит государю» (Н. Карамзин)
«История народа принадлежит поэту» (А.Пушкин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...