Введение в образовательную программу театра-студии "СТУПЕНИ"
методическая разработка по теме

 

ВВЕДЕНИЕ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ  ПРОГРАММУ

 "С Т У П Е Н И"

                              

 

 

                                           «Достоинства есть у каждого,

надо уметь их вовремя увидеть»

Цель занятия:

  • создать атмосферу, в которой ребенок смог бы раскрыть свои потенциальные возможности;
  • добиться познавательной активности, интереса к театральному искусству.

 

Основные задачи:

  •    помочь раскрепоститься, формировать у детей смелость публичного выступления;
  •    прививать навыки коллективной творческой работы, взаимного общения;
  •    тренировать память, внимание, фантазию, воображение, чистоту речи, управление голосом, пластичность;
  •    ориентировать детей на дружелюбие и вежливость, уважение и помощь по отношению к  другому.

 

Оборудование: таблица по сценической речи «Гекзаметр»,

                          плакат «Театр- студия «СТУПЕНИ» со ступенями – «ВЕЖЛИВОСТЬ», «ДИКЦИЯ»,  «ПЛАСТИКА», «ВНИМАНИЕ», «ВООБРАЖЕНИЕ»,

визитки с именами детей,

медальки: «Самый наблюдательный», «Самый внимательный», «Самый пластичный», «Самый речистый», «Самый уверенный в себе», «Самый вежливый».

 

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

 

Педагог:Добрый день, дорогие гости театра-студии «Ступени».

                       Я очень рада видеть вас!

                       С Театром познакомимся сейчас!

                       По «Ступеням» вы пройдете –

                       Знания новые приобретете!

Встреча с нашим Театром для всех, кто в нем бывает, начинается со сказки. И вы, дорогие мои гости, не исключение.

Может быть, кто-то думает, что сказка – это развлечение? На самом деле сказки учат нас, воспитывают, заставляют задуматься. Может быть и наша сказка, которую мы вместе сегодня разыграем, поможет вам сделать выбор и вы захотите остаться в ней надолго? Как знать?

                   Сказка – сказка, прибаутка!

                   Рассказать ее не шутка,

                   Чтобы сказка от начала

                  Словно реченька журчала,

                  Чтоб в середке весь народ

                  От нее разинул рот,

                  Чтоб никто – ни стар, ни мал –

                  Под конец не задремал!

Не припомните, с каких слов начинается любая сказка?.. Правильно! Жили-были…А чтоб в сказке произошло чудо, что нужно знать?.. Заклинание! Закройте глаза, повторяйте за мной: «Раз, два, три, четыре, пять!

                                                                 Хотим в сказке побывать!»

 Дружнее, громче!

Звучит музыка. Появляется Принцесса.

Педагог:     В некотором царстве, в театральном государстве

Жила - была царица Наталья.

И была у меня дочь – принцесса Грустиночка.

Шепотом детям: Спросите у меня, почему Грустиночка?

Дети спрашивают.

 

Принцесса:    Да потому что мало у меня друзей, которые бы, так же как и я любили мое царство – Театральное государство. А почему? Да ведь царство это не простое. Чтобы в Театральном государстве жить, нужно иметь не только талант, но и быть вежливым, дружелюбным, внимательным, наблюдательным, пластичным, быть фантазером и выдумщиком, иметь хорошую память и богатое воображение.

Ох, и трудно жить в таком царстве, но для тех, кто познает все его тайны, полюбит его всей душой, как я, жизнь станет прекрасной и удивительной.

 

Педагог:  Может быть среди вас, дорогие гости, найдутся друзья для моей Грустиночки. Я уверена, что в каждом из вас имеются все те качества, о которых рассказала Принцесса.  И тот из вас, кто выдержит испытания Принцессы, станет постоянным жителем сказочного театрального государства.

Готовы испытать себя?  Попробовать свои силы?

Тогда в путь! По сложным лабиринтам Театрального государства, ступени которого – вежливость, чистая речь, пластичное движение, артистизм, а помогут вам в пути вдохновение, талант и конечно же доброта, что как солнце согревает души.

 

Итак, мы поднимаемся на 1 СТУПЕНЬ  нашего царства…

 

Принцесса:  Дорогие гости, прежде чем вы пройдете первое испытание, я хочу вам рассказать о том, что жители Театрального государства внимательны, уважительны, доброжелательны друг к другу. Они не позволяют себе смеяться над недостатками, неловкостью других, не стремятся возвыситься над другими. Каждый учится на ошибках и достижениях других. Одним словом они взаимовежливы. А вы?

 

                               Игра «Вежливо-невежливо».

 

Это мы сейчас проверим с помощью вот этого мяча. Я буду задавать вопросы и бросать кому-то мяч. Тот, к кому летит мяч, ловит его, если ответ-«вежливо».  Не ловит мяч, если ответ – «невежливо»:

                           ВОПРОСЫ:

  • Здороваться при встрече;
  • Рвать цветы на клумбе;
  • Обижать животных;
  • Помогать близким по дому;
  • Кричать при споре;
  • Произносить грубые слова;
  • Бросить фантик от конфет в урну;
  • Отказать в просьбе другу;
  • Дать прозвище приятелю;
  • Быть грязнулей;
  • Снять шапку, входя в помещение;
  • Толкнуть, не извиниться;
  • Разговаривать с набитым ртом;
  • Уступить место старшему.

 

Педагог: Я вижу вы действительно вежливые ребята. А умеете ли вы чувствовать, понимать друг друга без слов? Это мы сейчас и узнаем. Давайте попробуем изобразить «Волну», как только встанет один, незамедлительно встает другой – все ваши движения должны напоминать волну. А теперь чуть усложним: вам нужно встать- хлопнуть в ладоши – сесть. Последний сел – все встали и все хлопнули.

 

                                      2 СТУПЕНЬ.

 

Принцесса: Чтобы жить в Театральном государстве, нужно иметь красивый природный голос, который звучит легко, сильно, выразительно. Так, чтобы все могли услышать и понять, что говорят жители сказочной страны.

Педагог:Я помогу вам преодолеть это испытание. Для начала нужно правильно сесть: расслабьте мышцы спины, плеч, рук, теперь приподнимите тело и «наденьте» его на позвоночник (у нас это называется «на колок»). Улыбнитесь!

Принцесса: Теперь необходимо научиться правильно дышать – это значит незаметно делать вдох носом и плавный, равномерный выдох.

Педагог: Попробуем  так подышать на воображаемую «Свечу».

Предлагаю для проверки дыхания прочитать текст «Гекзаметра», распевая каждую фразу на одном выдохе:

Здравствуй, узорчатый мир, что весенний отпраздновал праздник!

Здравствуй и ты человек, дождавшийся милого лета!

Тот, кто в полуденный час насыщается пищей простою.

Тот, кто устав, наконец, засыпает сном молодецким.

 

Принцесса: А как важно говорить четко, не коверкать слоги, звуки, договаривать окончания, не прожевывать слова.

Педагог: Да, хорошая дикция – это вежливость актера по отношению к зрителям. И ее надо тренировать. Попробуем?

                     Упражнение «Трубочист»:

Встаньте парами,  повернитесь спиной друг к другу, возьмите в руки воображаемые мочалки. Тщательно моем спину соседа и четко произносим текст:           Моем, моем, трубочиста

                     Чисто, чисто, чисто, чисто.

                     Будет, будет трубочист

                     Чист, чист, чист, чист.

 

Мы подошли к самому трудному испытанию на этой ступени – «Интонирование».

Знаете стишок  «Наша Таня громко плачет…». Предлагаю каждому  из вас прочитать его, но по - разному:

  • С максимальной громкостью;
  • С пулеметной скоростью;
  • Со скоростью улитки;
  • Страшно замерзли;
  • Как маленький ребенок;
  • Как лягушка, только что научившаяся говорить;
  • Как робот;
  • Как сонный человек, зевая;
  • Как будто у вас во рту горячая картошка.

 

Как вы считаете, кто с этим испытанием справился лучше всех? А как считает Принцесса?

Вы все замечательно справились с этим заданием для первого раза. Давайте на радостях пошумим от удовольствия.

                        Разминка «Шумелка».

Педагог поднимает руку – все шумят как угодно, педагог опускает руку – все тот час должны замолчать.

 

 

                                  3 СТУПЕНЬ.

 

Принцесса: Жизнь в Театральном государстве удивительна и непредсказуема. Никогда не знаешь, с чем тебе придется столкнуться, поэтому нужно уметь танцевать, безболезненно «драться», фехтовать и кувыркаться, жонглировать и делать реверанс.

 Педагог: Всему этому вы можете научиться, став жителем Театрального государства. А пока посмотрим, умеете ли вы ходить.

Упражнение «Осанка и походка».

Пожалуйста, встаньте, пройдитесь по очереди.

А теперь, разверните плечи,

                 грудь приподнята,

                спина прямая,

                живот подтянут.

Возьмите в привычку стоять с выпрямленными коленями и смотреть вперед, а не на пол.

Правильная походка – когда пятки ставятся на одной линии, а носки чуть в стороны.

Попробуем пройтись под музыку правильной походкой, сохраняя красивую осанку, плавно, непрерывно.

Чтобы хорошо двигаться, жители нашего государства регулярно тренируют гибкость, подвижность своего тела, вместо зарядки. Хотите разогреться.

                            Под зажигательную музыку проводится

                                       тренаж пластики.

 

Дети удобно рассаживаются.

Ступенчатое расслабление на фоне спокойной музыки – релаксация:

Глазки закрываются…

Все чудесно расслабляются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают.

Наши плечи отдыхают.

Шея не напряжена, а расслаблена.

Наши ноги отдыхают, отдыхают, засыпают.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются.

        ПАУЗА.

Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.

Глазки открываем,

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянулись. Улыбнулись.

 

И отправились дальше…

 

Принцесса: А есть ли среди вас, дорогие гости, смелые, уверенные в себе ребята?

Вам такое испытание: «Доверяющее падение».

Пара детей встают друг за другом. Один падает, закрыв глаза и расслабившись. Другой – ловит, педагог страхует.

 

  • Ты нам доверяешь?
  • Да!
  • Тогда падай!

Педагог: Как вы считаете, друзья мои, кто на этой ступени проявил себя? Кто был наиболее пластичным? Самым уверенным? А как считает Принцесса?

 

                                          4 СТУПЕНЬ.

 

Принцесса: На этой ступенипрежде всего, хочу испытать - какие вы внимательные и наблюдательные?

                         Упражнение «Фотография».

4 человека – исполнители. 4 воспроизводят зафиксированные первой четверкой позы.

 

Педагог: Представьте себе, что вы на пляже. Прекрасный летний, беззаботный денек. Чем вы там занимаетесь? Покажите. СТОП-КАДР – все замерли.

Посмотрите внимательно на эту «фотографию». Запомните, как зафиксированы движения отдыхающих. А теперь удалитесь на 5 секунд. (Движения немного изменяются)

Что изменилось? Воспроизведите в точности «фотографию».

Кто же в этом испытании был самым внимательным?

Принцесса: А вот кто мне сейчас ответит на один вопрос, того я буду считать самым наблюдательным. Что во мне изменилось во внешнем виде за время нашей встречи? (Принцесса сняла брошь). Аплодисменты самому наблюдательному гостю нашей страны!

 

Принцесса: А вы знаете, почему  жители нашей страны верят, что перед ними не картонное дерево, а настоящее, а обыкновенный стул – трон? Да потому, что у них богатое воображение.

Педагог: А как у вас обстоят дела с этим самым воображением, мы узнаем, войдя в «Необычный магазин».

Вспомните, что и как лежит, стоит на прилавках обычного магазина. А теперь попробуйте перевоплотиться в один из продуктов – ваше тело должно напоминать задуманный вами продукт.

Если Принцесса определит, что вы изображаете, значит, вы справились с испытанием.

Аплодисменты всем, у кого яркое воображение!

 Принцесса: Жители театрального государства общаются между собой и с гостями, конечно, на языке жеста, интонации, взгляда, мимики.

Педагог: Давайте и мы с вами попробуем пообщаться на языке мимики:

  • Удивляемся;
  • Сердимся;
  • Вдыхаем прекрасный аромат;
  • Жутко страшно;
  • Китаец улыбается;
  • Брезгливое отвращение;
  • Африканская ярость;
  • Блаженство - нирвана.

Принцесса: Я открою вам секрет: если у вас не решается задачка, не учится стих или правило – сделайте мимическую гимнастику перед зеркалом, как сейчас – она оживляет умственную деятельность.

                              Музыкальная отбивка.

Педагог: Вот и подходит наше путешествие к концу. Итак, Принцесса, ты уже решила, кто имеет полное право стать жителем Театрального государства?

Принцесса: Дорогие мои друзья! Я могу назвать так каждого из вас, потому что все вы замечательные ребята и в таких труднейших испытаниях проявили все свои способности и таланты. А у вас, их оказалось предостаточно. А на память о нашей встрече примите от меня первые в вашей жизни награды за творчество в нашем государстве.

                                Награждение всех участников.

 

Педагог: Чудесное путешествие по Театральному государству началось для вас сегодня, и вам решать, продолжится ли оно в дальнейшем.

 

Есть надписи, которым я не верю,

Пускай они застыли, как завет:

«Входя, повсюду закрывайте двери,

Повсюду выходя, гасите свет».

А я иной завет оставлю в мире,

Как ни были бы надписи строги.

                  Когда ты входишь, дверь открой пошире,

Уходишь, пламя за собой зажги!

 

Сумела ли я зажечь в ваших душах пламя любви к Театру, к творчеству – это покажет время. Но будьте уверены – двери нашего Театрального государства широко открыты для всех вас!

 

  Принцесса:  Приходите в Театр, узнавайте все его тайны, и жизнь ваша станет такой интересной, что вы без конца будете удивляться.

 

Мы не прощаемся, мы говорим вам – до новых встреч в театре – студии «СТУПЕНИ».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"

Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...

разработка занятия "Введение в образовательную программу"

Цель: познакомить обучающихся с основами, историй развития  прикладного творчества,  с разными природными  материалами....

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лоскутная фантазия""

Данный конспект  предназначен прежде всего для педагогов дополнительного образования, которые преподают лоскутное шитьё. Также материал может быть рекомендован учителям технологии. Занятие рассч...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Дорогой предков" "

Данное занятие проводится для ознакомления воспитанников с прораммой "Дороггой предков"...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу"для детей по программе "Художественная роспись".

Конспект занятия "Введения в образовательную программу" для детей по программе "Художественная роспись" предназначен для участия в конкурсе профессионального мас терства "Сердце отдаю детям"....