«Использование Андреевой О.В. системы показателей эффективности образовательного процесса на уроках этикета»
статья по теме

 

          В своей работе я использую систему показателей эффективности образовательного процесса по методикам, разработанным старшим научным сотрудником лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Госнии  семьи и воспитания РАО Шемшуриной А.И.                                                                                     

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование Андреевой О.В. системы показателей эффективности образовательного процесса на уроках этикета»

          В своей работе я использую систему показателей эффективности образовательного процесса по методикам, разработанным старшим научным сотрудником лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Госнии  семьи и воспитания РАО Шемшуриной А.И.                                                                                    

     Детский, особенно подростковый возраст, по своей психологической характеристике сензитивен восприятию этических норм в силу бурного развития самосознания и эмоциональной восприимчивости. Процесс овладения этическими нормами поведения у каждого школьника различен. Интенсивность и качественность его находятся в прямой зависимости от того уровня, с которым ребенок включается в этот процесс. Необходимо учитывать этот уровень, чтобы дифференцированно, а, следовательно, и наиболее эффективно строить этическое воспитание школьников.

     Реальность и результативность процесса этического развития личности обусловлена необходимостью постоянного изучения нравственного продвижения детей, эффективностью педагогических усилий. Этому служат диагностические методы, выявляющие достигнутый уровень нравственного развития детьми.

     В изучении нравственного развития детей  мной  используются следующие средства и приемы:

  1. наблюдение за проявлениями учеников в повседневной жизнедеятельности гимназии и в специально созданных ситуациях;
  2. проведение и анализ специальных методик в логике этических занятий с детьми;
  3. педагогический срез с использованием комплекса методик.

Наблюдения ведутся в основном в следующих направлениях:

  1. отношения с одноклассниками (доброжелательные, напряженные, невыраженные);
  2. нравственная самооценка (положительная, отрицательная, неопределенная);
  3. проявление в конфликтных ситуациях (адекватное ситуации, пассивно-зависимое, агрессивное)
  4. наблюдение за проявлениями учеников в повседневной жизнедеятельности гимназии и в специально созданных ситуациях.

Материал наблюдений (дневниковые записи, анализ опросов, анкет) собирается в конверты по каждому классу, что позволяет корректировать воспитательную логику влияния на детей и определять перспективы дальнейших наблюдений за конкретными детьми.

Специальными методиками в логике этических занятий с детьми являются: «Продолжи предложение», «Творческий рассказ», «Мой выбор», «Педагогические задачи», «Свиток»

Игры, включенные в канву этических занятий -  «Ромашка», «Замри», «Свет мой, зеркальце…», «Молва», «Собери букет», «Солнечный зайчик», «Палитра чувств»  и др.

Выше обозначенные методики позволяют фиксировать процесс развития нравственных знаний учеников, опыта поведения, эмоциональных реакций на состояние другого человека и степень продвижения или изменения в ценностных ориентациях личности.

     В педагогические срезы, которые проводятся  дважды в год, включены тематические опросы и анкетирование. Вопросы анкеты и логика опроса ставят своей задачей определить следующие аспекты в нравственной характеристике личности:

  1. Нравственные знания и ценностные ориентации учеников;
  2. Ориентации на себя или других в процессе эмоциональных переживаний;
  3. Направленность нравственного выбора в повседневных и конфликтных ситуациях (соотнесение альтруистических и эгоистических побуждений);
  4. Нравственная оценка других (доброжелательная, недоброжелательная, нейтральная)
  5. Нравственная самооценка (заниженная, завышенная, адекватная);
  6. Направленность на самовоспитание, самосовершенствование (задание себе, выбор задания);
  7. Самореализация (выражена, не выражена, отдельные попытки). В качестве специальных методик, выявляющих значимость для ученика нравственных качеств, их иерархический статус, динамику развития нравственных представлений школьников, изменение ценностных ориентаций, самооценки применяются: «Пять качеств», «Человечек», «Моя самооценка», «Цветочек», «Ступеньки» и др.

Вышеперечисленные методики позволяют определить эффективность образовательного процесса учащихся по предмету «Этикет»

  1. «О применении Андреевой О.В.  здоровьесберегающих технологий на уроках этикета»

          Главные направления работы, направленные на здоровьесбережение учащихся в моей работе заключаются в

- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;

- введение в содержание воспитания и образования учащихся знаний о своем здоровье и навыков ценностного отношения к нему;

- обеспечение двигательной активности учеников;

- способствование созданию комфортной атмосферы в ходе занятий.

          Цель уроков по здоровьесбережению:

- формирование у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья;

-  применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия

          Роль уроков этикета в формировании ЗОЖ и укреплении здоровья – физического и нравственного заключается в следующих  задачах:

- сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит на занятия;

- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- обеспечение физического и психического саморазвития;

- воспитание ценностного отношения к собственному здоровью;

- обучение  основам здорового образа жизни.

В формировании  системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру большое значение имеет использование  разнообразных форм работы. Одна из  форм - эвристические беседы, направленные на формирование полезных здоровьесберегающих привычек.

          Но наиболее результативной формой работы являются  практикумы. Во время их проведения происходит подробное исследование какого-либо вопроса, обсуждение проблемы. Практикумы побуждают к практическим действиям, способствуют групповой и индивидуальной самооценки. Например, практикум «Вредные привычки»: прогоняя табачный дым через фильтр, ученики убеждаются насколько вредно табакокурение. Просмотрев эпизоды из жизни дикой природы, когда некоторые животные едят плоды «пьяного дерева», приходят к выводу, что употребляя алкоголь,  люди становятся похожими на животных и т.д.

 В ходе занятия ученики размышляют и выводят правила, которые на их взгляд, необходимо соблюдать всем людям:

- не причинять окружающим вреда;

- быть правдивым и искренним;

- не присваивать чужого;

- быть умеренным во всем;

- избегать накопительства.

Соблюдать правила, значит:

- любить людей, значит  бороться с пороками, а не с их носителями;

- не допускать оскорблений, ругани, лжи, клеветы. Если правда в словах может огорчить человека, слова заменить помощью;

- избавиться от зависти и прочих пороков;

- тренировать и закаливать тело;

- поддерживать спокойное настроение;

- расширять кругозор.

В ходе практикума «Здоровые потребности и потребности в здоровье» ученики получают задания:

- перечислить свои привычки и оценить их влияние на здоровье;

- создать свою оздоровительную систему.

          Урок этикета имеет интегрированную форму обучения. В него входит изучение норм и правил поведения и общения с окружающими людьми и формирование танцевальных навыков.

          Обязательно учитывается ступенчатое повышение нагрузки для учащихся 1 классов с целью обеспечения адаптации к новым условиям.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"...

«Повышение эффективности образовательного процесса на уроках английского языка посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий....

«Использование педагогических технологий как фактора повышения эффективности образовательного процесса»

Сегодня  для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его уче...

Проект «Новые подходы к системе мониторинга: электронная система сбора учебной статистики показателей качества образовательного процесса школы»

Актуальность проекта: Концепция образования в нашей школе, на  сегодняшний день, основывается на модели развивающего непрерывного  образования, включающей в себя 5 этапов. Каждый из этапов с...

Возможности использования технологии дистанционного обучения для повышения эффективности образовательного процесса

В статье представлены результаты использования авторского  дистанционного курса по биологии для 6 класса и электронных ресурсов, необходимых  для работы в период дистанционного обучения. Ана...

Использование современных техник и форм работы в образовательном процессе на уроках иностранного языка

Выступление на краевом семинаре учителей иностранного языка на тему "Использование современных техник и форм работы в образовательном процессе на уроках иностранного языка"...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики с целью повышения эффективности образовательного процесса

Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваясь хороших результатов....