"Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы"
методическая разработка по теме

Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В педагогической науке на данный момент нет единого подхода к определению понятия “профессиональная компетентность педагога».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met._razrabotka_professionalnaya_kompetentnost.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации.

"Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы"

Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В педагогической науке на данный момент нет единого подхода к определению понятия “профессиональная компетентность педагога».

Согласно словарю Ожегова, понятие “компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области”.

Исследователь Маркова считает, профессионально компетентным такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности обучающихся.

Теоретические основы профессиональной компетентности, разработанные Марковой, Кузьминой, Эверт, содержательно дополняют исследования ученого Зеер, который к основным составным содержания профессионального образования относит ключевые компетентности, компетенции, квалификации.

Давайте попробуем развести понятия “компетентность” и “компетенция”.

Интересным является тот факт, что авторы трактуют “компетентность” как производное понятие, вторичное по отношению к “компетенции”.

Различая эти понятия, Зеер отмечает, что знания, умения и опыт определяют компетентность человека, а способность мобилизовать их обуславливает компетенцию образованной, профессионально успешной личности.

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.

Готовы ли педагоги к самопознанию?

Готовностью к саморазвитию обладают практически каждый второй педагог. Это те педагоги, которые владеют навыками самосовершенствования, когда через преодоление трудностей происходит нахождение индивидуального стиля деятельности. Однако есть и те, которые не обладают готовностью к саморазвитию. Они не могут изменить собственную профессиональную деятельность в силу устойчивых стереотипов традиционной парадигмы образования, сложившихся в период длительной работы в системе образования, не могут найти свой индивидуальный стиль, так как не испытывают желания познать себя через анализ образовательных ситуаций и рефлексию профессиональной деятельности.

Результаты готовности педагогов к саморазвитию взаимосвязаны с результатами изучения их самооценки. Так, адекватно оценкой собственной деятельности и межличностного поведения обладают в основном педагоги, работающие сравнительно недавно. К сожалению, уважаемые педагоги-стажисты, которые ставят реалистичные цели, и всю свою профессиональную деятельность направляют на достижение результата, оценивают себя низко.

Поэтому, сопоставив экспертную оценку и самооценку педагога, приходим к выводам:

  1. экспертная оценка и самооценка практически совпадает у 30% педагогов;
  2. большинство педагогов оценивают свою деятельность выше, чем это делает эксперт, что свидетельствует либо о самодостаточности педагогов, либо о разном понимании педагогического действия, которое оценивалось;
  3. 10% педагогов оценивают результаты своего труда ниже внешней оценки, что показывает либо уровень тревожности, либо потерю авторитета и уважения со стороны коллег, либо боязнь несоответствия определенному идеалу.

Для определения авторитета педагога среди родителей и обучающихся используются  такие педагогические методики: “Педагог глазами обучающихся”, “Педагог глазами родителей”. Для уточнения оценки предлагаются  следующие критерии: объяснение нового материала, опрос домашнего задания, проверка усвоения знаний, умений, навыков, общение с данными категориями респондентов (одобрение, поддержка, корректное поведение).

Высоко оценивается уровень профессиональной компетентности педагогов, работающих с младшим и средним возрастом обучающихся, что можно объяснить возрастными особенностями детей, для которых (чаще всего), педагог является непререкаемым авторитетом; ограниченностью возможностей сравнения, активностью родителей (в сравнении со старшим возрастом).

Более значимым для обучающихсясреднего и старшего звена, является способность педагога одобрить, поддержать обучающихся в процессе преодоления трудностей, одарить радостью и оптимизмом. Именно это действие получает самую низкую оценку обучающихся и родителей. В чем причина, что дети ощущают скупость педагогов на похвалу и добрые слова? Можно ли считать это издержкой профессии?

Можно, считает Н.А. Эверт, ведь в профессиональную компетентность педагога входят:

  1. предметная компетентность (знания в области специальности);
  2. надпредметная компетентность;
  3. профессиональная культура.

Чаще всего под педагогической культурой подразумевается совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность, образованность и умение выйти из конфликтной ситуации.

Результаты исследования института повышения квалификации работников образования (в исследованиях участвовало 1000 педагогов), вызывают тревогу, так как одну из составных профессиональной компетентности педагогов – “педагогическую культуру”. 26% респондентов считают лишним. Результаты исследований показывает, к сожалению, , что уровень педагогической культуры у некоторых педагогов низкий. Среди стимулирующих факторов педагогической деятельности отмечают: обучение на курсах, интерес к работе, занятия самообразованием, новизну деятельности, доверие.

К препятствующим факторам педагогической деятельности были отнесены такие показатели, как организация труда вучреждении, отсутствие поддержки и помощи со стороны родителей (41%), а также враждебность окружающих (25%).

Будучи стержнем профессиональной деятельности педагога, профессиональная компетентность позволяет характеризовать его как субъекта деятельности, определять качество этой деятельности, выраженное в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.

В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогического корпуса выступают, по мнению ИПК, такие профессиональные компетенции как:

  1. методическая компетентность;
  2. исследовательская компетентность;
  3. управленческая компетентность;
  4. коммуникативная компетентность;
  5. образовательная компетентность.

Каждая из представленных компетентностей характеризуется многофункциональностью, надпредметностью, многомерностью.

Проводя промежуточный итог работы исследования, можно сделать вывод:

Большинство педагогов стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме, есть педагоги, которые представляют итоги своего труда на семинарах, конференциях разного уровня.

Нужно осознать всем сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, который сопряжен с обсуждением его системы ценностей и выделяют в качестве приоритетной компетентностный подход, в равной степени для всех субъектов образования.

Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способностей адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационного насыщенного пространства.

Презентации

  1. Возможности развития профессиональной компетентности педагогов
  2. Опросник
  3. Анализ деятельности педагога
  4. Проблемы процесса деятельности коллектива педагогов по развитию профессиональной компетентности
  5. Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога.

Методическая разработка зав. Отделом Экология и спорт        Шестаковой Е.И.  май 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы"

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В педагогической науке на данный моме...

Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация интегрированного образования ребенка с ОВЗ педагогами, не прошедшими специальной переподготовки и не обладающими соответствующими компетенциями, приведет к отрицательным результатам: экспер...

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения...

Статья на тему: "Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС: проблемы и решения"

Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано:Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовы...