Статья “Кубанские народные традиции и обряды: Празднование Масленицы на Кубани"
статья по теме

Статья “Кубанские народные традиции и обряды: Празднование Масленицы на Кубани" посвящается  празднованию 75-летия со Дня образования Краснодарского края, которое будет широко отмечаться в сентябре 2012 года. Может быть использована для  подготовки и проведения бесед, устных журналов, викторин, фольклорных праздников. Материал представляет интерес для педагогов и учащихся среднего и старшего звена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К 75-летию со Дня образования Краснодарского края

“Кубанские народные традиции и обряды: Празднование Масленицы на Кубани”

        В свое время замечательный ученый Д.Л. Лихачев писал: «Подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой, перед потомками. Память - наше богатство».

        Вот и надо начинать изучение истории государства и привитие любви к её, порой нелегкому, ходу событий с изучения своей  малой Родины – города и края,  в котором ты живешь,  наблюдаешь,  прикасаешься  и  приобщаешься  к  народным истокам и традициям старшего поколения.

                                Традиции  – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных классах и социальных группах в течение длительного времени.

Обычаи – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми, способствующими становлению прогрессивных общественных отношений. Именно поэтому по-разному справляли Масленицу при разных правителях, от великого буйства до полного запрещения. На Кубани же Масленица всегда справлялась широко и весело. Популярность ее была безграничной и в хуторах, и в станицах, и в городах. Согласно народной традиции, Масленица временной рубеж между зимними и весенними праздниками. Казачество гуляло неделю, и неделю эту называли масляной, сырной и изредка масныци.

Первый день – встреча Масленицы. Второй день – вязание колодок. Последний день – проводы.

Помимо основных моментов в Кубанской Масленице встречается немало интересных деталей бытовавших только на Кубани. Например:  В  станице  Николаевской  пекли  блины  только  в  первый день,  чтобы  деньги  водились. В  Хоперской  обязательно

«примазывали» (глиной) пол в хате. В некоторых станицах отмечался своеобразный ритуал окончания масленичной трапезы «полоскание кувшинчиков». В Зассовской женщины собирались компаниями, чтобы «выполоскать кувшинчики из-под молока». В станице Кубанской хозяйка верхом на кочерге «объезжала» вокруг хаты, читая молитву перед постом.

Кубанская Масленица особенно интересна традицией «вязания колодок». Вязание колодок – взаимные гостевые визиты с угощением ритуальной пищей, сопровождавшиеся различными игровыми и развлекательными элементами, в том числе утратившими во многих станицах обрядовое значение и возрождающимися сегодня ряженьем и ритуалом прощения в последний день Масленицы. Колодки вязались парням и девушкам, достигшим брачного возраста, но не обзаведшимся семьей, вдовам, вдовцам, девушкам, которые отказали сватам. Колодка – деревяшка в виде пенька, полена, маленького, но иногда и внушительного размера с отверстием для шнура и цветком, часто роль колодок исполняли листья от старой кукурузы, лента, платок, рушник, кукла из тряпочек, одеколон, ткань, шарфик и д.р. В разных станицах по-разному. Колодку могли привязать к ноге, руке, на шею, на спину, к волосам. От колодки можно было откупиться, выставляя обильное угощение, или же заставляли носить ее целую неделю, если угощение не было щедрым. Водили карагод (этот обычай привезен из Курской губернии, которая славилась своим карагодами и плясовой «Чебатухой») и пели песню «Кружки тканаи, палатнянаи», потом шли в дома, где парни или девки засиделись «замшелыми». Очень редко «колодку тягали»: старую деву сажали в запряженную лошадьми телегу, давали ей гребень, пряжу и так возили по хутору. Этот обряд перекликается со свадебным. И по сей день на Кубани катают в тачке свекровь и тёщу на свадебных торжествах во второй день.

Одежда: В праздник женщины надевали платья с обтягивающими мещанскими кофтами и буфами (элементы городского костюма пришли в кубанские станицы в начале 20 века).

Игрища: Игровая и развлекательная сторона Масленицы разнообразна и включает элементы, имевшие в прошлом обрядово-магическое значение: ряженье, катание на санках с горы и по льду рек. На лошадях катались те, кто имел выездных лошадей. Лошадей украшали цветами, платочками. Девушки и юноши катались раздельно. Иногда разрешалось прокатиться парой, если молодой казак был надежный. Распространены были скачки, джигитовки, стрельба в цель, рубка чучел, кулачные бои. Победителям дарились сукно на черкеску, материал на бешмет. Практиковались игры «В мячик или мечик», «В цурку», «Селезень», «Воробей», «Король», «В гилку», катание на качелях, «Снежный городок». «Шканцы» - были распространены в Краснодаре. Хороводы: «Снежки белые, лопушистые» - ст. Тбилисская, «Со вьюнком хожу» - ст. Подгорная, «На песку да на камешку селезень косицы вьет» - ст. Ладожская. 

Взятие городка. Башню строили из снега, напоминавшую стог сена, на вершине укрепляли флаг, вокруг возводили стены. Рядом строили городок поменьше для казачат. Защитники крепости вооружались ружьями. Штурмующая колонна из 30 – 40 казаков по сигналу трубача пыталась разрушить стену, чтобы подняться по башне и захватить флаг. Взрослые сражались, проявив удаль и солдатскую сноровку, ибо поднявшийся первым считался победителем и получал в награду сапоги, шапку или деньги 3 – 5 рублей, по тем временам немалые. Вслед за этим взятие своего городка устраивали юные казачата, и начиналась веселая возня и потасовка.

В бывших линейных станицах женщины водили «козу» в шубе наизнанку, с деревянным маскоидом и колокольчиком или «кобылу», голову которой делали из пня. Ходили из двора во двор, собирали съестное, затем устраивали коллективный пир. В некоторых случаях ряженые носили по станице чучело из соломы.

Пища: обязательным блюдом на Масленицу были вареники с творогом, блины, яичница или яйца. В станицах Гостагаевская, Гладковская предпочтение отдавали вареникам. В станице Зассовская обязательным был лапшевик.

Заключительный день Масленицы Прощеный день. В этот день особенно обильным был ужин. Однако пищи было так много, что ее не съедали и поступали с ней по-разному: закапывали, отдавали курам, свиньям. Принято было ходить к родне и каяться: «Кума – сваха, прости меня Христа ради!», «Бог тебя простит!» или «Бог тебя прощает, и я тебя прощаю!»

Первым проявлял инициативу тот, кто считал себя виноватым. Прося прощение, низко кланялись, трижды целовались или даже припадали на колени.

Далее следовал Жиловой или Жиляной понедельник, с которого начинался Великий пост.

Интересны обряды в наших кубанских станицах. Отрадно, что современная молодежь с удовольствием подхватывает эстафету и передаёт её последующим поколениям. И Православная церковь не остаётся в стороне и уделяет этому празднику большое внимание. Милости просим и Вас к нам Масленицу справлять, да нашу родную Кубань прославлять!

                Празднование Масленицы в ЦВР «Гармония» г. Тихорецка, 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Масленица. Сохранение народных традиций"

Презентация рассказывает о масляничных традициях и символах народного праздника Масленицы...

Народные традиции,"Масленица"

Русские народные традиции на занятиях творческого объединения "Вязание". Поделки к празднику....

Конспект урока "народные традиции и обряды масленица"

конспект урока на тему "Музыка в народном стиле"...

Статья " Воспитание в традициях народной культуры как путь к личностному росту учащихся"

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передачи подрастающим поколениям житейского, ...

Статья "Русский народный танец как инструмент воспитания уважения к культуре и традициям своей страны".

Народный танец – одна из высших духовных ценностей народа, а также эффективное средство всестороннего воспитания и сохранения национальной хореографической культуры народов.Изучение хореографиче...

Республиканская НПК "Народные традиции, обычаи и обряды в романе Степана Сарыг-оола "Ангыр-оолдун тоожузу". Доклад "Ангыр-оолдун тоожузунда маадырнын психологтуг байдалын коргускенинде улегер домактарнын ролю".

Доклад на республиканской научно-практической конференции, посвящённой юбилею одного из основоположников тувинской литературы Степана Сарыг-оола....


 

Комментарии

Ох, как интересно! Пригласите меня на Кубанскую масленицу!

Приезжай, Юлечка! Все покажем и расскажем! Блинов гору напечем!