Творческий подход в работе педагога дополнительного образования
статья на тему

 

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творческий педагог - это тот, кто открывает, умудряет и ободряет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий подход в работе

педагога дополнительного образования

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творческий педагог - это тот, кто открывает, умудряет и ободряет.

Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

Выделяют несколько уровней инноваций:

1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;

2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;

3) педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

В современных условиях все больше появляется педагогов - мастеров своего дела: педагогов дополнительного образования года, экспериментаторов, исследователей. Это специалисты высшей квалификации, обладающие высокой культурой, разрабатывающие авторские программы, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы, наиболее полно реализующие свой творческий потенциал и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Как отмечают ученые, творческий педагог - это, прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитым педагогическим чутьем и интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта. Все эти качества, так или иначе, характеризуют готовность завуча к управлению творческой деятельностью учителей. Исследователь проблемы творчества Н.М. Шакирова под готовностью педагога дополнительного образования к организации творческой деятельности понимает: сформированность соответствующих качеств и свойств личности; осознание себя в качестве творческой индивидуальности; потребность в творческом взаимодействии с учащимися; наличие перцептивно-рефлексивных и конструктивно-управленческих способностей, опыта по организации учебно-воспитательного процесса, управления общением как творческой деятельностью [13, c. 87].

Педагогическая деятельность - это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагогов дополнительного образования совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность и активность, настойчивость, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебного процесса, творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоционально волевые свойства.

Творчество педагога дополнительного образования определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами в образовательном учреждении и формирующая высокоэрудированного с точки зрения современной науки, творчески мыслящего педагога.

Существенно новым в развитии педагогического творчества, на наш взгляд, является так называемая креативная направленность обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Н.Ф. Вишнякова определяет следующую стратегию креативной психопедагогики: «Ценностные ориентации личности актуализируются в процессе поисковой практики и коммуникативной рефлексии в сотворческой деятельности» [14, с. 121].

Следовательно, формирование творческой личности руководителя следует рассматривать как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности педагога дополнительного образования, а с другой — с формированием у него опыта творческой деятельности.

По уровню творчества педагогов дополнительного образования их можно разделить на несколько групп. В первую группу входят педагоги дополнительного образования, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество); другая группа - педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий), и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Педагог-исследователь в логике педагогического творчества должен обладать следующими личностными качествами:

>  научным психолого-педагогическим мышлением:

> высоким уровнем педагогического мастерства;

> определенной исследовательской смелостью;

> развитым педагогическим чутьем;

> потребностью      в      профессиональном      критическом      анализе самовоспитания      и      разумным      использованием      передового педагогического опыта;

>  инициативностью и активностью;

> настойчивостью и ответственностью;

> глубоким вниманием и наблюдательностью;

> искусством нестандартно мыслить;

> богатым воображением;

> интуицией и фантазией;

> исследовательским подходом к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач:

> самостоятельностью суждений и выводов;

>  эмоционально-волевыми свойствами.

В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: педагогического профессионального и социального опыта.

Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог дополнительного образования на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Педагогу дополнительного образования приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог дополнительного образования, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.

Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею - гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом дополнительного образования при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Часто сферу проявления творчества педагога дополнительного образования непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога дополнительного образования проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога дополнительного образования на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных, путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Выделяют следующие уровни педагогического творчества педагога дополнительного образования:

1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.

2. Оптимизация деятельности на занятии, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.

3. Использование творческих возможностей живого общения с детьми.

4. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.

Часто творчество связывают только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества.

Третий и четвертый уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.

Таким образом,  творческий подход  в работе педагога дополнительного образования заключается в преобразовании существующего опыта, содержащий в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, который приводит к новаторству в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Система работы педагога дополнительного образования по развитию творческой одаренности детей в коллективе художественно – эстетической направленности

Презентация из опыта работы по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности в творческом коллективе "Цветочный дизайн"...

«Современные творческие подходы к деятельности педагога дополнительного образования» (малые плавательные бассейны)

Плавание в бассейне малых форм требует изобретательности, новизны, творческого подхода в проведении занятий с детьми разных возрастов. Плавают дети  от 5 ле до 15 лет в бассейне  размером 7х...

Методика работы педагогов дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования с родителями

Методическая разработка на тему:«Методика работы педагогов дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования с родителями».Цель: Помочь педагогам ...

Опыт работы педагога дополнительного образования «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования»

Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в  области художественного образования....

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....