Великие русские актеры прошлого.
материал на тему

Рябова Ирина Викторовна

Беседа о жизни великих русских актеров XVIII - XIX веков: А. С. Яковлева, Е. С. Семеновой, П.С. Мочалова, А.С. В. Н. Асенковой, Каратыгина, М.С Щепкина. В работе рассматриваются основные аспекты их творчества, особенности игры, отличие и сходство с современными актерами. Беседа является частью курса по истории русского драматического театра и предназначена для использования руководителями самодеятельных театральных коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikie_russkie_aktery.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей Центр детского творчества «Юность» Дзержинского района

Великие русские актеры прошлого.

Беседа.

Составитель:

 педагог дополнительного образования

Рябова Ирина Викторовна

г. Пермь, 2000 г.

Аннотация.

Тема данной беседы – жизнь великих русских актеров VIII – VIX веков: А. С. Яковлева, Е. С. Семеновой, В.Н. Асенковой, П. С. Мочалова, В. А. Каратыгина, М, С. Щепкина. В работе рассматриваются основные аспекты их творчества, особенности игры, отличие и сходство с современными актерами. Беседа является частью курса по истории русского драматического театра и предназначена для руководителей театральных коллективов дополнительного образования.

«Театр – высшая инстанция»

Главенствующая роль в театре, без сомнения, принадлежит актеру. Без актера невозможно создать сценическое произведение. Все в театре так или иначе посвящено актеру, работает на него и для него. Но…искусство актера самое недолговечное, мгновенное. Оно труднее всего поддается фиксации и сохранению. Искусство актера существует только тогда, когда он находится на сцене, и исчезает, как только актер покидает подмостки. Восстановить облик актеров прошлого, их творческое кредо, особенности их игры, коллизии их жизни помогают письма, мемуары, журнальные статьи, воспоминания современников, людей, которым довелось видеть работу великих мастеров сцены. Конечно, существуют фото и кинодокументы. Но они не способны точно передать всех тонкостей и оттенков именно театральной игры. Ведь в кино все зафиксировано раз и навсегда, а у талантливого артиста спектакль не может быть точной копией предыдущего, даже когда он десятки раз играет одну и ту же роль. Есть еще одно очень важное обстоятельство, отличающее кино от театра: в театре среди многочисленных творцов спектакля существует еще один, участвующий в создании спектакля одновременно с актером, - это зрители. Чем талантливее актер, тем более он зависит от реакции зрительного зала.

Первый профессиональный театр появился в России в середине 18 века. Сведения о первых русских актерах малочисленны и противоречивы, ведь спектакли тогда игрались от случая к случаю, а театральной критики вовсе не существовало. Постепенно театр занимает все большее и большее место в жизни России. Появляется круг постоянных зрителей в первое десятилетие 19 века формируется театральная критика. Создаются специализированные журналы, посвященные театру. Все это дает возможность иметь основное представление о великих русских актерах прошлого, а именно первой половины 19 века.

Алексей Семенович Яковлев.

(1773 – 1817)

Родился в петербургской купеческой семье. Рано осиротел и был отдан в опеку купцу Шапошникову. До 10 лет нигде не учился, не знал даже грамоты. Потом опекун отдал его на два года в приходское училище. В этом и заключалось все образование Яковлева. В 12 лет он стал «сидельцем» – продавцом в лавке Шапошникова. Вскоре подружился с другим таким же мальчиком- продавцом, который, как и Яковлев, страстно любил читать. Они заучивали наизусть героические торжественные оды и декламировали их друг другу. Однажды приятель рассказал Яковлеву, что был в театре и видел трагедию. Не смотря на происки опекуна, который всячески препятствовал их дружбе, товарищи  разыгрывают между собой и для себя спектакли-трагедии. Причем Яковлев, никогда не думая быть актером, уже в то время интуитивно понимал главное условие театра. когда он узнал, что актеры, не произносящие текста просто стоят и молча «ждут своей очереди», то воскликнул: «Как, братец, что? Да они должны глазами, лицом, телодвижениями показывать, что разделяют чувства говорящего. А иначе зачем же им тут и быть?»

Вскоре после этого Яковлев наконец-то сам побывал в театре и очень долго ходил под впечатлением увиденного, но все еще не помышлял о том, чтобы стать актером. В это время в Петербурге случилось громкое происшествие: один офицер застрелился из-за того, что отец не разрешал ему жениться на любимой девушке. Молодой Яковлев пишет об этом пьесу в стихах, что окончательно рассорило его с опекуном. Яковлев начинает самостоятельную жизнь: снимает окошко для торговли галантерейными товарами. Он целыми днями сидел в своей лавочке и читал. Это обращало на себя внимание прохожих. Один из прохожих особенно заинтересовался молодым продавцом, подолгу беседовал с ним. Знакомство с этим прохожим – директором банка Николаем Ивановичем Перепечиным – решило судьбу Яковлева.  Перепечин одобрил его пьесу, познакомил Яковлева со знаменитым актером Дмитриевским, перед которым молодой продавец прочитал несколько монологов из разных трагедий. Дмитриевский взялся протежировать неопытного актера. 1 июня 1794 года Яковлев поступает на сцену.

Алексей Семенович обладал прекрасной наружностью и великолепным голосом. Современники вспоминают, что он «…был превосходен в сценах страстных». В ролях поэтических вызывал восхищение публики, а роли более тонкие, психологические играл слабо, вяло, как бы нехотя. Его трагедия заключалась в том, что зная, как нужно вести ту или иную роль, он не мог противостоять вкусам публики, которая в любой, даже весьма далекой от трагизма роли, требовала от него нечеловеческих страстей и накала. (Сам Яковлев иронически называл такие всплески «попотчевать публику»).

Слава его как трагика была оглушительна. Яковлев затмил собой всех актеров, которые властвовали на сцене до него. Публика всякий раз встречала своего любимца бурными аплодисментами.

Личная жизнь Яковлева не сложилась: он был долго и безнадежно влюблен в замужнюю женщину. Чтобы отвлечься от этого всепоглощающего чувства, он с удовольствием принимал приглашения поклонников вместе повеселиться, что привело его в конце концов к безоглядному пьянству. В 1813 году он пытался покончить с собой. Его спасли, но прожил он после прискорбного случая только три года, не создав уже больше ни одного значительного образа.

Из записок С. П. Жихарева, наслаждавшегося игрой Яковлева в период его расцвета:

«Какое действие производил этот человек (Яковлев в роли Дмитрия Донского в одноименной трагедии Озерова) на публику – это непостижимо и невероятно! Я чувствовал стеснение в груди, меня душили спазмы, била лихорадка, бросало то в озноб, то в жар, то я плакал навзрыд, то аплодировал из всей мочи, то барабанил ногами по полу,- словом, безумствовал, как безумствовала, впрочем, и вся публика…»Ах, лучше смерть в бою, чем мир принять бесчестный!» Надобно было слышать, как Яковлев произнес этот стих! Этим одним стихом он умел выразить весь характер представляемого им героя, всю его душу и, может быть, свою собственную! А какая мимика! Сознание собственного достоинства, благородное негодование, решимость – все эти чувства как в зеркале отразились на прекрасном лице его. Словом, если бы Яковлев не имел и никакой репутации, то, послушав один этот стих, нельзя было бы не признать в нем великого мастера своего дела.»

Екатерина Семеновна Семенова.

(1786 –1849)

Екатерина Семеновна Семенова родилась 24 ноября 1786 года. В 10 лет была отдана в театральное училище, где в то время преподавал великий Дмитревский  В училище она так прекрасно играла в учебных спектаклях, что ей предложили выступать на большой сцене. 3 мая 1803 года, будучи еще ученицей, Семенова дебютировала в драме «Суд царя Соломона». Игра Семеновой имела огромный успех у зрителя. В 1805 году она выпустилась из училища на роли первых любовниц в драмах, трагедиях и комедиях. Ее талант побудил многих драматургов писать пьесы специально для нее. С появлением трагедий Озерова ее талант стал быстро возрастать. В 1808 году приехала в Петербург на гастроли французская трагическая актриса мадемуазель Жорж. Русская публика, как и ритика, восторженно приняли игру Жорж. «Вот у кого надобно учиться нашим молодым артисткам. Не мешало бы и Семеновой перенять у нее кое-что»! К сожалению, Семенова вняла этим советам. Она часами тренировалась, копируя манеру протяжной декламации французской знаменитости. Семенова, первая на русской сцене, «запела». До нее стихи, хоть и читали не так, как прозу, однако делали это не так протяжно, без завываний и напевности. В целом же подражание повредило ей.

Семенова никогда сама не учила своих ролей, а запоминала их «с голоса». И очень многое, если не все, зависело от того, кто готовил с ней ту или иную роль.Она обладала всем, что только может желать актриса: необыкновенной красотой, идеальным телосложением, выразительным лицом, приятным голосом, - всем, кроме дара понимания и дара слез. По отзывам знатоков ее игра была слишком правильна, холодна и рассудочна. Игра эта состояла из трех элементов: первый – приемы, манеры и формы выражения, которыми обладала Семенова от природы, второй – неловкое ее подражание мадмуазель Жорж, третий – страстная манера Н. И. Гнедича, учителя Семеновой. Семенова оставила большую сцену в 1826 году, но до самой смерти появлялась в любительских спектаклях, по прежнему гениальная и блистательная.

Варвара Николаевна Асенкова.

(1817 –1841)

Варвара Николаевна Асенкова родилась 1 апреля 1817 года в Санкт- Петербурге. Ее мать – известная актриса на роли субреток – отдала ее в театральную школу. Асенкова пробыла там меньше года. Руководство школы сочло ее совершенно неспособной и порекомендовало матери забрать дочь домой. Асенкову поместили в один из лучших закрытых пансионов для девиц. Пробыв там три года, 15-летняя Асенкова вернулась домой и объявила матери, что желает выступать в театре. Знаменитый в то время актер Сосницкий, приятель матери Асенковой взялся  заниматься с девушкой. Долго ничего не получалось, и Сосницкий уже собирался сказать о полной неспособности Варвары Николаевны, как вдруг она так прочитала роль дочери из пьесы «Фанни, или мать и дочь – соперницы», что Сосницкий, придя в неописуемый восторг, упал на колени: «Варя, теперь я ручаюсь, что ты будешь актрисой»! Сосницкий с новыми силами начал заниматься с юной дебютанткой. Старания и работоспособность Асенковой увенчались успехом: 21 января 1835 года она выступила на большую сцену. Публика, очарованная обаянием красоты и молодости дебютантки, встретила ее восторженными аплодисментами. С тех пор Асенкова стала любимицей публики и ей оставалось только поддерживать всеобщую любовь и благосклонность. Безусловный успех имела Асенкова в водевилях, в которых она сыграла десятки, если не сотни ролей. Очень любила великая актриса играть роли мальчиков и юношей. Но талант ее не ограничивался лишь легкими комедийными ролями. В 1837 году Асенкова исполняет роль Эсмеральды в пьесе по роману Виктора Гюго. И вскоре после этого – Офелию в «Гамлете» Шекспира. В роли Офелии Асенкова была поэтически хороша, особенно в сене безумия. Грустная, тихая и трогательная, не стремящаяся произвести впечатление на публику любыми средствами. Внимая этой простоте и естественности, зрители плакали. Роль Офелии была одной из любимейших ролей Асенковой. Варвара Николаевна полностью посвятила себя театру. Отказывая многочисленным женихам, не замечая сонма поклонников, все свободное время отдавала она репетициям. Частые и усиленные занятия не могли не повредить ее слабому от рождения здоровью. С 1837 года она периодически оставляет сцену, чтобы пожить на даче. Но расстаться с театром окончательно не в силах. Болезнь постепенно разрушает ее. Последний раз Асенкова появилась на сцене в декабре 1840 года, уже совершенно больная. Величайшая русская актриса умерла в апреле 1841 года пробыв на сцене чуть более пяти лет и оставив о себе громкую и добрую славу.

Павел Степанович Мочалов

(1800 – 1848)

«Мочалов был не довольно умен, не получил никакого образования, никогда не был в хорошем обществе, бегал и дичился его». «Внешняя игра его была большею частью слаба. Он был не мастер костюмироваться, еще менее гримироваться. Фигура его была не особенно сценичная, сутуловатая» - Так отзывались о Мочалове многие. И все-таки этот актер долгие годы владел умами публики, а главное ее душами. Он приучил зрителей к тому, что сегодня они выходят из зала после спектакля потрясенные гениальной игрой, а завтра, пусть даже в той же самой роли Мочалов играет из рук вон плохо. Часто в одном и том же спектакле он вдруг блистательно проводил какую-нибудь одну сцену, а потом словно угасал. Мочалов знал, что как бы дурно он не играл, зрители простят все и станут превозносить его, благодаря тем незабываемым минутам вдохновения, когда, случалось, чувствительные дамы даже падали в обморок, потрясенные его игрой. Парадокс: чем больше Павел Степанович старался сыграть, тем хуже выходила роль. Не смотря на то, что Мочалов играл по вдохновению, в зависимости от того, как было настроено его артистическое чутье, как всякий большой мастер, он в совершенстве владел техникой игры, приемами обработки роли. Поразительны в игре Мочалова были немые сцены (например, в переводной пьесе «Слесарь» герой читает письмо, которое его трогает. В этой сцене Мочалов смеялся и плакал одновременно.) Характерные роли не удавались великому московскому трагику. Его игрой восхищались Пушкин, Аксаков, Белинский. Ему посвящали стихи и статьи. У него была группа поклонников, называвших себя «мочаловцами».  «Мочалов, играя всегда веяние эпохи, брал одну струю, но между тем играл не страсти человеческие, а конкретные лица с их личной жизнью. Как великий инстинктивный художник, он создавал портреты в своей манере, в своем колорите – и, переходя в жизнь представляемого лица, играл все-таки собственную душу». (А. Григорьев)

Мочалов был очень неудачно женат. Много пил. Примечателен такой эпизод: однажды в Москву из Петербурга приехал директор театров Гедеонов. Перед ним тогда трепетали все, слишком многое от него зависело. Гедеонов приехал, чтобы посмотреть на игру великого Мочалова. Но в театре ему сказали, что это невозможно, актер болен. «Чем?» –«Запой». И Гедеонов едет на квартиру Мочалова, где тот уже начал отходить от трехнедельного запоя, переключась на пиво.

-Что вам нужно? Кто вы такой?

- Так вот как ты болен, пьешь уже третью неделю. Я – директор!

- Вы Гедеонов? Как же вы смели придти к Мочалову, когда вы знали, что он пьет? Вы, директор, видите в первый раз Мочалова, гордость и славу русского театра, не на сцене, в минуты его триумфа, когда он потрясает, живит и леденит кровь тысяч зрителей, когда театр стонет от криков и воплей! А вы пришли смотреть на Мочалова пьяного, в грязи…не тогда, когда он гений, а когда он перестает быть даже человеком! Стыдно вам, директор Гедеонов! Ступайте вон! Идите скорее вон!

Гедеонов прослезился и ушел. Он видел Мочалова.

Василий Андреевич Каратыгин

(1802 – 1853)

В то время, когда в Москве царил Мочалов, на Петербургской сцене был свой кумир – Василий Андреевич Каратыгин. Между этими двумя гигантами от театра велась негласная борьба. В чем же заключалось кардинальное расхождение в способах их актерского существования? Очень емко и точно сформулировал это различие В. Г. Белинский в статье «Александринский театр. Велизарий». «г-н Каратыгин принадлежит к числу тех художников, которые в высшей степени постигли внешнюю сторону своего искусства. … Игра Мочалова, по моему убеждению, иногда есть откровение таинства, сущности сценического искусства, но часто бывает и его оскорблением. Игра Каратыгина есть, по моему убеждению, норма внешней стороны искусства, и она всегда верна себе, никогда не обманывает зрителя, вполне давая ему то, что он ожидал, и еще больше. Мочалов всегда падает, когда его оставляет его вулканическое вдохновение, потому что ему, кроме своего вдохновения, не на что опереться…Каратыгин за всякую роль  берется смело и уверенно, потому что его успех зависит не от удачи вдохновения, а от строгого изучения роли: поэтому он падает только в ролях и сценах, требующих, по своей сущности огненной страсти, трепетного одушевления…но его падение видно не толпе, а немногим знатокам искусства»

Василий Андреевич Каратыгин был сыном известного актера. Но сам заинтересовался театром, уже служа чиновником в департаменте. В семье Каратыгиных устраивались домашние спектакли, в которых Василий Андреевич играл сначала комические, а затем и драматические роли. Два года прозанимавшись с П. А. Катениным, умнейшим, высокообразованным человеком, Каратыгин дебютировал 3 мая 1820 года в бенефисе своего отца. Дебют имел успех, говорили даже, что со времен Яковлева петербургская сцена не видела подобного актера. Воспитанный в классической манере, Каратыгин первым на петербургской сцене стал играть (или хотя бы стараться играть) естественно. На протяжении всей своей артистической карьеры Каратыгин беспрестанно трудился, совершенствуя свое мастерство. Особенно хорош был Каратыгин в ролях драматических, характерных, требовавших ювелирного исполнения. В ролях же трагических он терялся, переходил на крик и, по признанию критики, фальшивил. И все-таки в Петербурге Каратыгин был первым актером. Умер Василий Андреевич от простуды 13 марта 1853 года.

Михаил Семенович Щепкин.

(1788 – 1863)

Дар вдохновения Мочалова и трудолюбие Каратыгина счастливо соединились в личности великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Он родился в семье крепостного крестьянина, и долгое время, пока его не выкупили, оставался крепостным. Играл в провинциальных театрах (Курск, Полтава, Харьков).

Щепкин не обладал ни внушительным ростом, ни блестящей наружностью, ни звучным голосом, однако именно он показал и доказал всем, что не бывает актеров трагических и актеров комических, а есть просто актеры. Он силой своего таланта мог заставить публику и плакать, и смеяться, одинаково прекрасно играя в водевилях, драмах и комедиях. Кроме безусловного высокого таланта, Щепкин отличался необыкновенным трудолюбием. Он, например всегда знал роль наизусть уже к первой репетиции. В свободные минуты повторял тексты (часто, забывшись и увлекшись, принимался говорить вслух прямо на улице, чем очень забавлял прохожих). После любого сыгранного спектакля Щепкин обязательно просматривал роль, анализируя свою игру. До сих пор, пожалуй, никому не удавалось с такой точностью и простотой сыграть Городничего в «Ревизоре» и Фамусова в «Горе от ума». Михаил Семенович сумел гармонично соединить в каждом из этих образов общие веяния времени и характеры живых людей. Как истинный актер, он не рисовал своих персонажей одной лишь краской, а стремился наиболее точно передать то, что задумал драматург.

Что удивительно, в воспоминаниях современников не удалось найти о Щепкине не то что отрицательного, а даже просто противоречивого мнения. Если по поводу игры Мочалова и Каратыгина велась самая жестокая полемика, то о игре Михаила Семеновича Щепкина многочисленные критики высказывались более единодушно. Это был первый русский актер, игравший просто, естественно и в то же время страстно.

Замечательна общественная жизнь Щепкина. В доме его всегда жило множество народу, собиралась молодежь, все обращались к Щепкину за советом, помощью, поддержкой. И все получали то, что хотели. Щепкин всегда жалел, что не смог получить должного образования и с вниманием сам выслушивал советы и замечания от кого бы то ни было. Он терпеть не мог низкопоклонничества и никогда не заискивал перед сильными мира сего. Дружил Щепкин с самыми замечательными людьми своего времени: Гоголем, Тургеневым, Аксаковым. Был принят при императорском дворе. Но до самой смерти (а он выходил на сцену, когда ему было уже далеко за 70) Щепкин не забывал о том, что настоящий актер должен постоянно совершенствовать свое мастерство.

Список используемой литературы.

Белинский В.Г. О драме и театре. В 2-х томах. М., 1983.

Жихарев С.П. Записки современника М.-Л., 1955.

Каратыгин П.А. Записки Л., 1970.

Рассказы о русских актерах  сб., М., 1989.

Щепкин Михаил Семенович сб., в 2-х томах, М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе « Люби, цени и изучай великий русский язык»

Урок- обобщение по теме: « Односоставные предложения»...

Открытый урок на тему "Знаменитые русские актеры"

Урок с использованием презентации...

Открытый урок на тему "Знаменитые русские актеры"

Урок с использованием презентации...

"История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее".

Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б...

Русская Швейцария (прошлое и настоящее Сиверской)

Классный час на краеведческом материале с использованием презентации и кинофильма...

Бесплатные онлайн-лекции о новых тенденциях развития русского языка прошли для жителей Франции

В Клубе русского языка прошли бесплатные лекции с филологами, лингвистами и писателями из России....

Создание образовательного проекта «ИУС – 24/25». Итоговое собеседование по русскому языку прошло. Работа начинается!

В рамках внеурочной деятельности для формирования коммуникативной компетенции обучающихся 6-7 классов– умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, в...