Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"
методическая разработка по теме

Демидович Татьяна Владимировна

Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт условия для овладения учащимися совокупности умений и способов действия, а по содержательной направленности – художественно - эстетической. Данная образовательная  программа отличается от взятой за основу введением новых разделов: «Бумажные фантазии», «Волшебное тесто», «Обереги и сувениры для дома», «Экодизайн», «Пасхальные аранжировки».                                                                                                        В современном мире высоких технологий, экономического и  информационного прогресса эта программа особенно актуальна. Работая с природным материалом,  ребёнок испытывает радость от трудового процесса, может увидеть прекрасное в обыденных вещах, стремится познать законы и тайны мироздания и при этом учится логически мыслить и находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Ребята могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников и выставок, своей комнаты, подарков родственникам. Вместе с познанием окружающего мира формируется и культура отношения к природе.                                                                                                              

Цель программы:  - создание условий для развития творческих способностей, фантазии при работе с природным материалом.                                                                                                      

  Разработана для детей в возрасте  с 8 лет с опорой на знания, полученные на занятиях по трудовому обучению.                                                                                      

Программа рассчитана на 3 года обучения.                                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа "Природа и фантазия".docx67.03 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное  учреждение дополнительного образования детей

                                Центр детского творчества станицы Ладожской

                                                                                     Утверждаю:

                         ДиректорМУДОДЦДТ ст. Ладожской            

                                                                                      ________________ О.А. Кравцова

        принята на заседании                                                                              педагогического совета ЦДТ

        пр .№_______от_______________

Рабочая программа                                    объединения декоративно-прикладного творчества «Природа и фантазия»

Срок реализации: 3 года                                                                                                                       Вид программы: модифицированная

Для детей: 8 лет

Педагог дополнительного образования:

Демидович Т.В.

                                                                                                                                       

2009г.                                                                                                                                            

                                             

                                         Пояснительная записка

   Образовательная программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт условия для овладения учащимися совокупности умений и способов действия, а по содержательной направленности – художественно - эстетической. Данная образовательная  программа отличается от взятой за основу введением новых разделов: «Бумажные фантазии», «Волшебное тесто», «Обереги и сувениры для дома», «Экодизайн», «Пасхальные аранжировки».                                                                                                        В современном мире высоких технологий, экономического и  информационного прогресса эта программа особенно актуальна. Работая с природным материалом,  ребёнок испытывает радость от трудового процесса, может увидеть прекрасное в обыденных вещах, стремится познать законы и тайны мироздания и при этом учится логически мыслить и находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Ребята могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников и выставок, своей комнаты, подарков родственникам. Вместе с познанием окружающего мира формируется и культура отношения к природе.                                                                                                              Цель программы:  - создание условий для развития творческих способностей, фантазии при работе с природным материалом.                                                                                                      Задачи:                                                                                                                                                   - научить детей видеть красоту природы;                                                                                                  - научить художественной обработке природных  материалов;                                                                                                 - обучить правилам  пользования необходимыми для работы инструментами;                                               - воспитывать бережное отношение к использованию местных растительных ресурсов;                      - развивать мелкую моторику рук, чувственное восприятие и воображение.                                                Программа объединения  разработана для детей в возрасте  с 8 лет с опорой на знания, полученные на занятиях по трудовому обучению.                                                                                      Программа рассчитана на 3 года обучения:                                                                                    - 1год обучения – 144 часа (2 часа 2 раза в неделю);                                                                                 - 2 год обучения  - 216 недельных часов(2 часа 3 раза в неделю).                                                           - 3 год обучения  - 216 недельных часов(2 часа 3 раза в неделю).                                                    Прогнозируемые результаты:                                                                                                                                            К концу первого года обучения дети должны:                                                                                     Знать:                                                                                                                                                              - понятие «природные материалы», виды природных материалов;                                                                      - правила поведения  в природе;                                                                                                                    - основные виды работы с природным материалом, бумагой, тестом.                                                                              Уметь:                                                                                                                                                             - собирать, сушить и хранить природный материал;                                                                                                  - составлять по образцу  несложные композиции;                                                                                        - использовать в работе дополнительные инструменты и материалы.                                                  К концу второго года обучения дети должны:                                                                                        Знать:                                                                                                                                                                 - приёмы обработки различных природных и бросовых материалов;                                                                                      - основы флористики и аранжировки, техники работы папье – маше и составления мозаики из природного материала.

   Уметь:                                                                                                                                                                          - самостоятельно подбирать, сушить и окрашивать природный материал;                                                                                            - правильно составлять букеты и  композиции;                                                                                                        - красиво и эстетично оформлять свою работу;                                                                                                    - создавать работу по своему замыслу;                                                                                                                     - использовать бросовый материал в работе.                                                                                          

К концу третьего года обучения дети должны:                                                                                                          Знать:                                                                                                                                                                    - технику работы с различным природным, бросовым материалом, бумагой и тестом;                                                     - технологию соединения различных материалов для составления объёмных композиций. Уметь:                                                                                                                                                                   - видеть необычное в обычном предмете;                                                                                                                                - последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла при выполнении работы из природного, бросового материала, теста, бумаги.

Учебно-тематический план объединения                                                                     «Природа и фантазия»                                                                                                           

1 год обучения – 144 часа

п/п

               Тема раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение в образовательную программу

2

1

1

2.

Поделки из семян растений

20

5,5

14,5

3.

 Мир флористики: чудесные листочки

22

6

16

4.

Волшебное тесто

10

2,5

7,5

5.

Мастерская Деда Мороза

14

4

10

6.

Чудеса из соломки

12

3,5

8,5

7.

Обереги и сувениры для дома

20

5

15

8.

Крупинка к крупинке - получится картинка. 

20

5,5

14,5

9.

Бумажные фантазии

12

3

9

10.

Дары моря

6

2

4

11.

Искусство составления букетов

4

1,5

2,5

12.

Итоговое занятие

2

-

2

Всего за год:

144

39,5

104,5

                                           

                                          2 год обучения – 216 часов

п/п

               Тема раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Подводный мир и его обитатели

10

2,5

7,5

3.

 Осенние фантазии

12

3

9

4.

Флористика – музыка души

14

4

10

5.

Солёное тесто

32

8,5

23,5

6.

Бумажные фантазии

10

2,5

7,5

7.

Новогодняя и рождественская флористика

20

5,5

14,5

8.

Обереги и куклы

14

4,5

9,5

9.

Волшебная соломка

20

5,5

14,5

10.

Панно из круп и семян

22

5,5

16,5

11.

Экодизайн

20

5,5

14,5

12.

Пасхальные аранжировки

16

4,5

11,5

13.

Наш друг - лес

20

5,5

14,5

14.

Подведение итогов

4

1

3

Всего за год:

216

59

157

3 год обучения – 216 часов

п/п

               Тема раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Подводный мир и его обитатели

12

3

9

3.

 Осенние фантазии

12

3

9

4.

Флористика – музыка души

20

5

15

5.

Солёное тесто

26

6,5

19,5

6.

Обереги и куклы

8

2

6

7.

Новогодняя и рождественская флористика

20

5,5

14,5

8.

Бумажные фантазии

34

10

24

9.

Панно из круп и семян

22

5,5

16,5

10.

Экодизайн

12

3,5

8,5

11.

Пасхальные аранжировки

14

4

10

12.

Волшебная соломка

14

3,5

10,5

13.

Наш друг - лес

16

4,5

11,5

14.

Подведение итогов

4

1,5

2,5

Всего за год:

216

58,5

157,5

Содержание образовательной программы

1 год обучения

1. Введение в образовательную программу.

Теория: Знакомство c группой учащихся. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Правила безопасности при работе с ножницами и другими колющими и режущими предметами. Правила умелых ручек. Что такое природа. Правила поведения в природе. Понятие «природные материалы».

Практика: Игра «Что создано природой?»

2. Поделки из семян растений.

Теория: Введение в тему: виды природных и растительных материалов, их происхождение. Разнообразие  семян, правила сбора, сроки и место их хранения. Дополнительные материалы, используемые при  изготовлении поделок (картон, ДВП, краски, клей и т. д.). Основные приёмы изготовления аппликаций из семян. Подбор фона. Комбинирование семян разных растений для выделения цвета деталей. Эстетичность в оформлении работ (виды рамок). Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика:  Сбор и сортировка семян различных растений.  Изготовление аппликаций: « Цветы», «Львёнок». Использование семян  овощей, фруктов и ягод (арбуз, дыня, огурец, тыква, яблоко, апельсин и др.), злаковых и кормовых культур    (пшеница, ячмень, кукуруза) для изготовления панно и составления орнаментов. Украшение ваз, стаканчиков для карандашей узорами из семян. Панно «Дерево», «Птичка», « Ромашки».                                                                    

Тест - игра «Какому растению принадлежат семена?»

3.Мир флористики: чудесные листочки.

Теория: Листья и лепестки цветов. Их разнообразие, форма, цвет. Методы сушки листьев и цветов,  хранение засушенного материала. Особенности работы с засушенным материалом. Техника составления композиций, панно, аппликаций и букетов. Вспомогательные материалы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика:  Экскурсия в парк « Радужная осень» (заготовка флористического материала: листьев, цветов, лепестков и цветочно-декоративных растений). Составление декоративных букетов из листьев и цветов. Декоративные аппликации «Ваза с цветами», «Осенний букет», «Лес», « Корзина с грибами», « Зайчик», «Рыбки». Панно «Цветочная полянка», аппликация «Гордый цветок».   Изготовление творческих работ по замыслу детей « Увидеть чудо в лепестке». Выставка работ.

4.Волшебное тесто. 

Теория:  Солёное тесто – уникальный материал. Способы приготовления теста и техника работы с ним. Плоскостные и объёмные изделия. Сушка и раскрашивание изделий. Дополнительные инструменты и материалы, используемые при работе с тестом. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

 Практика: Приготовление солёного теста. Лепка овощей и фруктов. Композиция «Дары осени». Изготовление панно «У ёлки»,  « Мы слепили это чудо».

5. Мастерская Деда Мороза.

Теория: Ёлочные украшения: предназначение, виды, формы. Разнообразие природных и вспомогательных материалов при их изготовлении. Техника работы с яичной, ореховой скорлупой, сосновыми и еловыми  шишками.  Новогодние сувениры. Эстетика при оформлении работ. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Изготовление объёмных новогодних игрушек из яичной скорлупы, шишек и орехов: « Рыбка», «Петушок», «Бабочка», «Попугай» и др.  Ёлочные украшения из солёного теста: «Звёздочки», «Ёлочки» и др.  Изготовление украшений по замыслу детей. Новогодний сувенир – подсвечник «Зимний лес».

 6. Чудеса из соломки.

Теория: Знакомство с миром  злаковых культур. Сроки  заготовки злаковых, условия хранения,  обработка и подготовка материала к работе. Технология изготовления аппликаций из соломки. Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для работы с соломкой. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Изготовление аппликаций и композиций из соломки: «Пчела на цветке», «Бабочка», «Тюльпан».

7.Обереги и сувениры для дома.

Теория: Обереги. История возникновения оберегов, их предназначение и символика. Использование различных природных материалов для изготовления оберегов и сувениров. Технология изготовления, соединение деталей. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Изготовление оберегов: «Веничек», «Подкова», сувениров: «Валентинки», «Подарок к празднику». Самостоятельная творческая работа: изготовление сувениров по замыслу детей.

 8.Крупинка к крупинке - получится картинка. 

Теория: Знакомство с разными видами круп (рис, гречка, пшено, ячневая, кукурузная, манная, пшеничная и др.), их происхождением и предназначением. Технология изготовления аппликаций из круп. Использование круп для украшения объёмных изделий. Правила окрашивания, сушки и хранения круп. Дополнительные материалы,  используемые в работе. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Окрашивание круп. Изготовление аппликаций из разных  видов круп: « Грибы», «Цветы», «Пасхальные фантазии», «Забавные животные». Панно и аппликации из манной крупы  «Дельфин», «Золотая рыбка». Украшение крупами: подставка для яиц, пасхальная корзинка.

9. Бумажные фантазии.

 Теория: Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Знакомство с  основными правилами работы, изготовление основных форм: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, лист.

Практика: Мозаика из кусочков цветной бумаги «Козлёнок». Конструирование из основных форм квиллинга: аппликация «Виноград»,  «Цыплёнок на ветке», «Весенний букет».

10.Дары моря.

Теория: Знакомство с разнообразием морских и речных природных материалов (песок, ракушки, камни и т.д.). Форма, цвет, фактура материалов. Разнообразие ракушек. Сложности при работе с ракушками. Технология выполнения поделок из ракушек. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Изготовление  панно из ракушек «Морские цветы», «Подводный мир».  

11.Искусство составления букетов.

Теория: Садовые и полевые цветковые растения. Искусство составления объёмных цветочных композиций. Правила подбора растений для составления букета. Выбор вазы или сосуда для композиции. Техника безопасности при сборе растений, проведении экскурсий в природу.

Практика: Экскурсия в природу: сбор цветковых растений и составление композиций: «Дыхание лета». Конкурс: « Необычный букет».

12.Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ: «Удивительное рядом».

  1. год обучения

1.Вводное занятие.  

Теория: Введение в образовательную программу: ознакомление учащихся с планом работы, целями и задачами второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Экскурсия в природу: игры на свежем воздухе.

2.Подводный мир и его обитатели.  

Теория:  Разнообразие морских природных материалов. Техника работы с песком, камешками. Комбинирование различных материалов при изготовлении поделок. Технология изготовления мозаики из камней и битых ракушек, объёмных сувениров. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.  

Практика: Изготовление мозаичного панно из камней и ракушек: «Замок Русалочки»,  «Морское дно». Панно из песка: «Черепаха». Работы по замыслу детей.

3.Осенние фантазии.

Теория: Комбинирование различных природных материалов при составлении объёмных композиций. Технология выполнения работ с использованием листьев кукурузных початков. Эстетика при оформлении работ. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

 Практика: Букет из кукурузных листьев «Волшебные цветы», ваза «Подарок осени».

 4.  Флористика  - музыка души.

  Теория: История флористики. Сроки сбора и способы заготовки флористического  материала. Условия устойчивого сохранения цвета и формы  растений. Распределение материала по цветовой гамме. Технология составления букетов и коллажей из сухоцветов. Использование дополнительных материалов. Эстетичность в оформлении работ. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Практика: Экскурсия в парк – сбор природного материала. Сушка собранного материала. Составление букета из кленовых листьев. Композиция «Букет в шляпе». Аппликации: «Друзья», «Забавные животные», «Мудрая сова». Выставка работ «Золотая осень».

 5. Солёное тесто.

    Теория: Приготовление цветного теста. Способы окрашивания и длительного хранения теста. Технология лепки мелких деталей. Создание фактуры поверхности. Значение фона в композиции. Составление композиций из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов и инструментов. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Практика: Замешивание и окрашивание теста. Изготовление панно: «Корзина с цветами и фруктами», «Ромашки», «Ёжик на прогулке», «Дерево», «Клубнички». Сувенир: «Ангелочек».

6. Бумажные фантазии.

 Теория: Техника  квиллинга. Технология изготовления  основных форм: глаз, лист, полукруг, треугольник.

Практика:  Изготовление аппликаций «Цветущая ветка», «Клоун», работ по творческому замыслу детей.

7. Новогодняя и рождественская флористика.

 Теория: История и традиции изготовления новогодних и рождественских украшений. Символика. Особенности составления композиций. Разнообразие используемых материалов. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

 Практика: Прогулка в парк «Покормите птиц зимой». Составление композиций: «Сказочная ель», «Новогодний букет». Изготовление новогодних сувениров, игрушек, гирлянд. Рисование: «Новый год у ворот». 

8. Обереги и куклы.

Теория:  Роль оберегов и кукол в славянской культуре. Особенности изготовления кукол – оберегов. Использование в работе различных природных материалов, техника соединения деталей, составление композиций. Плетение косичек из травяного волокна. Навыки плетения из ивовых прутьев. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Практика: Изготовление оберегов: «Лесовичок», «Плетень», плетение кукол.  

9.Волшебная соломка.  

 Теория:  Объёмные и плоскостные работы из соломки. Окрашивание соломки.  Правила составления композиций, подбор фона.  Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.    

 Практика: Изготовление композиций:  «Розы», «Паучок», «Лапоть», «Очарование». Работы по замыслу детей. Выставка работ «Золотая соломка».

  10. Панно из круп и семян. 

Теория: Комбинирование разных видов круп и семян при изготовлении панно. Цветовая гамма и подбор фона. Выделение мелких деталей и контура рисунка при помощи круп. Эстетика при оформлении работ. Дополнительные материалы,  используемые в работе. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

 Практика: Изготовление панно: «Снегири», «Мы любим спорт», «Птичий двор», «Анютины глазки», «Лилии». 

11.Экодизайн.

Теория: Как разрешить проблему отходов? Разнообразие бросового материала. Использование в работе бросового материала. Техника работы с пластиком, пенопластом. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Прогулка – наблюдение «Экология нашей местности». Изготовление панно из пуха и перьев «Домашние птицы», аппликации из лимонной и апельсиновой цедры « Фруктовый рай», панно из опилок и чая «Ёж у гриба», картины из шерстяных ниток «Герои сказок»; «Ваза с цветами» из пластиковой бутылки.

12. Пасхальные аранжировки. 

Теория:  Пасха – традиции празднования. Яйцо – символ жизни. Знакомство с техникой папье – маше. Природные орнаменты, используемые для украшения яиц. Техника росписи и украшения яиц крупами.

Практика: Изготовление подставки для яиц, изготовление яиц  в технике папье – маше. Роспись и украшение яиц. Составление пасхальных композиций.

13.Наш друг – лес.

Теория:  Значение леса в жизни человека и животных.  Бережное отношение к природе и её богатствам. Комбинирование различных природных и бросовых материалов. Создание композиций в круге. Эстетичность при оформлении работ. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Экскурсия в природу. Сбор природного материала (сухие коряги, ветки, полевые цветы и д.р.) Изготовление работ: « Лесное чудо», природоохранных знаков: «Не ломайте ветки деревьев!», «Не рвите букеты цветов!», «Не ловите насекомых!», «Не разоряйте птичьих гнёзд!»

14. Подведение итогов.

Подведение итогов работы за второй год, за два года обучения. Выставка лучших работ: «Вернисаж поделок». Экскурсия: «Друзья природы».

  1. год обучения

1.Вводное занятие.  

Теория: Введение в образовательную программу: ознакомление учащихся с планом работы, целями и задачами третьего года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Экскурсия в парк: «Кладовая природы».

2. Подводный мир и его обитатели.  

Теория:  Комбинирование морских природных материалов. Техника работы с песком, галькой, ракушками. Знакомство с технологией росписи  камней. Технология изготовления  сувениров из нескольких расписных камней  Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.  

Практика: Панно «Воспоминание о лете». Роспись камней «Рыбки для аквариума», «Мир животных». Работы по замыслу детей.

3.Осенние фантазии.

Теория: Сочетание  семян различных растений при составлении объёмных композиций. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

 Практика: Композиция «Осенний сюрприз». Панно «Жар – птица».

 4.  Флористика  - музыка души.

Теория: Комбинирование различного флористического материала. Подбор листьев по форме, цвету, размеру для составления аппликаций.

Практика: Экскурсия в парк – сбор осенних листьев и цветов. Аппликации «Лесные сказки», « Царь – птица». Картина «Букет в осенних тонах».  Панно « Домик деревне».  Изготовление работ по творческому замыслу детей. Выставка работ: « Юные флористы».

5. Солёное тесто.

    Теория: Технология соединения мелких элементов в одном изделии. Технология лепки объёмных фигур - человек. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Практика: Изготовление панно «Подсолнухи», «Встреча на полянке», «Комнатный цветок», «Поварёнок». Декоративная подставка под карандаши.

6. Обереги и куклы.

Теория:  Технология изготовления кукол – оберегов. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Практика: Вепсская кукла – оберег. Оберег – дом.

7. Новогодняя и рождественская флористика.

 Теория: Технология изготовления объёмных изделий из макарон. Искусство вырезания ажурных картин из бумаги.  Технология изготовления аппликации из ваты. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

 Практика: Сувенир «Ёлочка». Рождественские и новогодние вытынаки. Игрушка « Ангел», «Звезда». Аппликация «Зимнее дерево». Изготовление  «Рождественского венка». Оформление плакатов и рисунков «Новогодние забавы». «Зимние приметы» - игровая программа.

8. Бумажные фантазии.

 Теория: Техника  квиллинга. Технология изготовления  основных форм: ромб, треугольник, стрелка, полумесяц, птичья лапка, звезда, конус. Технология изготовления бахромчатых цветов. Объёмные изделия в технике квиллинг. Знакомство с технологией торцевания на пластилине.

Практика:  Изготовление аппликаций: «Нарцисс», «Бугенвиллия», «Клевер», « Ромашки», «Лешенолтия волосатая», «Наперстянка». Панно «Танец». Тарелка в технике квиллинг. «Кактус». «Цветы».

  9. Панно из круп и семян. 

Теория: Комбинирование разных видов круп и семян при изготовлении панно. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

 Практика: Изготовление панно: «Мир цветов», «Птицы леса», «Подарок маме», «Герои сказок». Изготовление работ по замыслу детей. Выставка работ:  «Фантазии из круп».      

10.Экодизайн.

Теория: Использование в работе бросового материала. Техника работы с полистиролом, пластиком, пенопластом. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Экодесант: «Сделай мир чище!» Изготовление игрушек из вспененного полистирола  «Рыбки»,  работа с пенопластом и бумагой «Розочки». Аппликация из опилок «Курочка - ряба». Вырезание тюльпанов из пластиковых бутылок.  

11. Пасхальные аранжировки. 

Теория:  Знакомство с технологией изготовления пасхальных яиц в технике квиллинга. пасхальных игрушек.

Практика: Композиция « Петушиное семейство». Пасхальное яйцо в технике квиллинг. Пасхальные игрушки - курочка. Изготовление работ по замыслу детей.

12. Волшебная соломка.  

 Теория:  Объёмные и плоскостные работы из соломки.  Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.    

 Практика: Изготовление композиций: «Ромашки», «Цветущая ветка», работ по творческому замыслу детей.

12.Наш друг – лес.

Теория:   Технология соединения еловых шишек, желудей, ореховой скорлупы, каштанов. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Экскурсия в парк. Сбор природного материала. Композиции «Мишка у ёлки», «На пруду». Изготовление работ по творческому замыслу детей.

14. Подведение итогов.

Подведение итогов работы за третий год, за три года обучения. Выставка лучших работ: «Наши достижения». Поход в лес. «В гости к травам и цветам».

Формы и виды контроля знаний, умений и навыков

п/п

 Сроки

Вид контроля

Форма проведения

 Объект

контроля

Используемые инструменты и материалы

                                          1год обучения

1

Сентябрь

первичный

Анкетирование: ««Мир природы глазами детей».

Знания детей об окружающем мире.

Анкета

2

Октябрь

промежуточный

Тест – игра: «Какому растению

принадлежат семена?»

Умение различать семена различных растений.

Набор семян различных растений; образцы растений; картинки с изображением растений; карточки для заполнения.

3

Декабрь

итоговый

Выставка работ: «Новогодние сюрпризы».

Умение эстетично оформлять работы. Навыки работы с природным материалом.

Готовые работы детей.

4

Март

промежуточный

Самостоятельная работа «Подарки своими руками».

Фантазия и творческий подход при выполнении работ. Навыки работы с природным материалом.

Тесто, семена, шишки, орехи, жёлуди; клей, ножницы, краски.

5

Май

итоговый

Выставка: «Удивительное рядом».

Эстетичность оформления работ. Умение работать с  различным природным материалом.

Готовые работы детей. Призы и грамоты за лучшие работы.

                                          2 год обучения

1

Сентябрь  

первичный

Анкетирование: «Чему я научился, занимаясь в объединении?».

Уровень знаний по теме на начало 2 года обучения.

Анкета

2

Октябрь

промежуточный

Выставка работ: «Золотая осень»

Умение самостоятельно подбирать флористический материал  и фантазия и творчество при составлении композиций.

Готовые работы  детей.

3

Февраль

промежуточный

Выставка работ: «Волшебная соломка».

Умение эстетично оформлять работы. Навыки работы с соломкой.

Готовые работы детей.

4

Май

итоговый

Выставка: «Вернисаж поделок».

Применение полученных знаний детьми на практике. Умение эстетично оформлять работы. Навыки работы с природным материалом.

Готовые работы детей. Призы и грамоты за лучшие работы. ТСО, наглядный материал, живые цветы для составления букетов.

3 год обучения

1

Сентябрь  

первичный

Игра - викторина «Подарки  природы».

Знания детей об окружающем мире, происхождении природных материалов.

Образцы природных материалов, карточки с заданиями.

2

Октябрь

итоговый

Творческая работа. Выставка работ: «Юные флористы»

Умение самостоятельно подбирать флористический материал, фантазия и творчество при составлении композиций.

Флористический материал, клей ПВА, картон, ножницы. Готовые работы  детей.

3

Март

итоговый

Творческая работа. Выставка работ: «Фантазии из круп».  

 Творческий подход при выполнении работ. Умение эстетично оформлять работы.

Крупы, картон, клей ПВА, готовые работы детей.

4

Май

итоговый

Выставка лучших работ: «Наши достижения».

Умение эстетично оформлять работы. Навыки работы с природным материалом

Готовые работы детей. Призы и грамоты за лучшие работы

                              Методическое обеспечение.                                                      Для осуществления образовательного процесса и решения поставленных задач на занятиях объединения « Природа и фантазия» используются  следующие необходимые пособия, материалы и оборудование:                                                                                                                                         - образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;                                                                   - книжки-раскраски для работы по образцу;                                                                                                                             - графические и живописные материалы (репродукции картин художников, иллюстрации, фотографии, графические рисунки и т.д.);                                                                                               - природный (ветки, коряги, камни, ракушки, морской песок,  соломка; коллекции листьев, цветов, семян, круп, шишек, желудей) и бросовый материал (пластиковые бутылки,  пенопласт, кусочки пряжи и др.), солёное тесто, бумага для квиллинга, гофрированная бумага, пластилин;                                                                                                                                                   - инструменты и вспомогательные материалы (шило, ножницы, иглы, нитки, шнуры, ленты, цветная бумага различного вида и формата, картон, ДВП, клей ПВА, лак по дереву, краски акварельные, акриловые, гуашь, калька и т.д.)  

   Форма организации работы: групповые занятия.

   С целью развития познавательного  интереса у детей, формирования эстетического вкуса и практических навыков занятия проводятся в форме тематических бесед «Природа нашего края»; походов, экскурсий и прогулок «Кладовая природы», «Экология нашей местности», «Покормите птиц зимой», « Радужная осень»; творческих выставок и конкурсов «Удивительное рядом», «Золотая осень», «Вернисаж поделок»; игр и викторин « Знатоки природы», «Подарки  природы». Занятие-игра  - методический приём, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. Для реализации программы используются  различные методы:             - объяснительно – иллюстративные;                                                                                                           - репродуктивные;                                                                                                                                          - практические (наблюдения, экскурсии, исследования, игры и т.д.).

  Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают изготовление и оформление поделок. Ребята изучают природу родного края, технологию и этапы работы с различным природным материалом (деревом, ветками, листьями, семенами и т.д.). Выполняя флористические работы, дети узнают о возможности использования  материалов растительного происхождения. Особое внимание уделяется заготовке материалов и их хранению.                                                                                                                                            Работа с природным материалом  даёт больше возможности для развития чувства цвета, ритма, пропорции, глазомера, тренирует руку.                                                                                                  На каждом занятии проводятся оздоровительные минутки (игры и упражнения  для снятия утомляемости, напряжения, выработки правильной осанки).                                                                                 Итоги работы подводятся на отчётных занятиях в форме игр, выставок работ учащихся,

праздниках и т.д.                                                                                                                                           Во время выполнения практических заданий применяется индивидуальный подход, сотворчество, что наиболее приемлемо в работе объединений учреждений дополнительного образования. Лекционный и дидактический материалы «Собери картинку», «Цветная мозаика», «Загадки-раскраски» дают возможность развить воображение, гибкость и оригинальность мышления, художественный вкус, сформировать самостоятельность и инициативу.

                   Список литературы:

Для учащихся:                                                                                                                                        1.Серия «Для самых маленьких». «Погуляем-порисуем». - М.: Издательский дом «Карапуз», 2008г.                                                                                                                                                       2. Серия «Для самых маленьких».  Раскраски (5 шт.). – М.: Издательство            «Розовый слон», 2000г.                                                                                                                                                             3. Л. Пацци «Фантазии из солёного теста» - М.: Мой Мир, 2007г.                                                               4. К.В. Силаева « Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки». –М.: Издательство «Эксмо», 2003г.                                                                                                                                                 5. Г.И. Перевертень « Поделки из орехов». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003г.                             6. Г.И. Перевертень « Поделки из желудей». – М.: ООО«Издательство АСТ», 2004г.      7.Г.И. Перевертень « Чудеса из пуха растений». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005г.    8. Г.И. Перевертень « Занимательная флористика». – М.: ОО «Издательство АСТ», 2005г.  

Для педагога:

1.И.В. Черныш. «Поделки из природных материалов» - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.                                2. Грунд – Торпе – Хайди. «Поделки и сувениры из природных материалов» - М.: Мой Мир, 2006г.                                                                                                                                      3. В.И.Фёдорова «Забавные поделки» - М.: Мой Мир, 2008г.                                                                           4. Н.Н. Докучаева « Сказки из даров природы»  - Санкт – Петербург: ТОО «Диамант», 1998г.                                                                                                                                                                 5.А.Э. Шептуля «Обереги своими руками: укрась и защити свой дом» - М.: Эксмо, 2007г. 6. «Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов»/ Пер. с пол. – М.: Мой Мир , 2006г.                                                                                                                                                 7. И.Н. Ханова « Солёное тесто»  - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2006г.                                                       8. М.О. Синеглазова « Удивительное солёное тесто» - М.: Издательский Дом МСП, 2005г. 9. М.Э. Витвицкая «Икебана, аранжировка, флористика: искусство составления букетов». – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008г.                                                                                                          10. И.Г. Демина «Подарки из природных материалов». – Смоленск: Русич, 2001г.                          11.О.В. Чибрикова «Забавные подарки по поводу и без». – М.: «Эксмо», 2006г.                                    12. Е.Колесникова «Фантазии из природных материалов». – М.: «Эксмо», 2008г. 13.Т.Тукало, Е.Чудина, Ж Шквырня «Оригинальные картины из зёрен.  Цветы и букеты»  - М.: «Контэнт», 2008г.                                                                                                                             14.Г.Н. Чаянова «Солёное тесто» - изд. «Дрофа – Плюс», 2008г.                                                             15. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент»- М. : Мой мир, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"

Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...

Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству

Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству...

Рабочая программа курса "Декоративно-прикладное творчество. Декупаж"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса по выбору для обучающихся 7 класса....

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для учащихся 1-2 классов

      Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность  и ориентирована на приобщение детей к работе с бумагой, ознакомлением с  ее свойствами, прост...

Рабочая программа центра декоративно - прикладного творчества в детском лагере.

Современные дети много времени проводят за компьютером, мало - на природе и совсем немного занимаются трудом, становятся замкнутыми, оторванными от окружающей действительности, владеют лишь небольшим ...

Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"

Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"...

Дополнительная общеобразовательная программа объединения декоративно-прикладного творчества "Волшебный сундучок".

Дополнительная общеобразовательная программа Студии декоративно-прикладного творчества разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...