Традиции и инновации на занятиях по прикладному искусству в дополнительном образовании
статья по теме

Шарыгина Лидия Пантелеевна

Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Традиции и инновации на занятиях по прикладному искусству в дополнительном образовании»

       Каждое искусство имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и использует для них решения свои специфические приемы. Вместе с тем искусствам свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определенные группы.

      Огромную роль, во все времена,  в воспитании подрастающего поколения отводили прикладному искусству. Прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Художественное творчество требует не только знаний, умений и навыков в создании художественного образа, но и душевного самовыражения, которое занимает особое место в художественно- творческой деятельности ребенка.  

     Педагоги- исследователи в свое время отметили, что дети часто теряют жизненную уверенность из-за неумения выразить свои мысли словами, а поскольку большинство предметов учебного цикла носят мыслительно - речевой характер, то изобразительное искусство играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия в психике ребенка. Раньше каждый вид художественно-творческой деятельности рассматривался, самостоятельно, между ними не было содержательного единства. В 1989 году была принята программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (Н.В.Гросул, Е.И.Коротеева и др.), основной целью преподавания искусства выдвигает формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной и провозглашает приоритеты воспитательных задач. Формирование духовного мира ребенка осуществляется средствами искусств – живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, через познание языка и образного строя данных искусств.

        Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе.

         Традиционное проведение занятий основалось на постепенном овладении той или иной деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

     Велико значение прикладного искусства для эстетического воспитания детей.

      В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

      Осуществление изобразительной деятельности на материале народного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности в приобретении новых знаний о мире, истории страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощенные в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Кружковое занятие строится на познании искусства, его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнивание, сопоставлении, выделении сходств и различий, обобщении.

       Прикладное творчество заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.  Эти возможности  реализуются  постепенным овладением методов и приемов  деятельности в соответствии с возрастными особенностями, что и помогает формировать у детей разнообразные художественно-творческие способности.

       Современная система художественного образования стремится  сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей действительности и навыки художественной  деятельности.

         Многие родители и педагоги пытаются, как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить. Для того чтобы заинтересовать детей младшего возраста, привлечь, пробудить его к творчеству, кружковые занятия проводятся в нетрадиционной игровой форме. Ребенок становиться не просто слушателем и исполнителем воли педагога, а участником познавательного и созидательного процесса обучения.  Это позволило помочь ребенку увидеть и понять красоту различных предметов, их значение.

       Целью работы данных кружков, в дополнительном образовании, является ненавязчивое воспитание заинтересованного и почтительного к культурным традициям, уважения к мудрости мастерства, формирование у детей понимание того, что вещи, которые человек создает, не могут появляться в его жизни ни с того ни с сего, без труда. Кружки представляют собой коллектив детей, все члены которого объедены одной интересной для них творческой деятельностью, что является благоприятным фактором для формирования и развития личности. Постигая практические основы мастерства, наряду с его духовной сущностью, дети приобщаются к человеческой культуре.  

       Дети растут, приобретают различные знания, навыки, открывают свои новые способности. Поэтому были созданы дополнительные программы,  с усложненными технологиями как: плетение из бисера, поделки из природного материала, конструирование из бумаги – бумагопластика, квиллинг, коллажи. Все виды деятельности собраны в одном кружке. Это помогает ребенку попробовать себя во многих видах деятельности, оценить свои способности.

        Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическим задачами.

Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитывается трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

         Большую роль оказывает прикладное творчество в трудовом воспитании детей. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания своих работ необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

         Для углубленного освоения понравившегося вида деятельности, кружковцы разбиваются на подгруппы единомышленников. Такой подход к обучению помогает ребятам овладеть многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

         Чтобы подержать интерес детей, на кружковых занятиях, применяются не только образцы заслуженных мастеров, но и различные цветовые таблицы, альбомы, в которых подробно описаны процессы изготовления того или иного предмета прикладного искусства. Тем самым помогаем ребенку с ориентироваться, определить направление работы, выбрать правильно материал, инструмент и выполнить работу более точно, красочно, творчески подойти к ее оформлению.  

          А творческое стремление детей преобразовывать мир, развивает в детях

Нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах прикладного искусства в жизни.

             Хорошим стимулом к проявлению творчества являются и проводимые кружковые мини- выставки. Ребята самостоятельно оценивают свои работы, присуждают места. Но еще более ответственно себя чувствует ребенок  при подготовке своей персональной выставке. Такая ответственность пробуждает в ребенке веру в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

          Большим интересом пользуется у ребят и современный дизайн. Они активно принимают участие в оформлении праздничных мероприятий, украшении учебных классов, создают красивые вещи своими руками,  различные композиции.

         Из вышесказанного можно сделать выводы, что прикладное творчество  помогает развивать и воспитывать подрастающее поколение на народных традициях, на современных достижениях. Велико значение опыта  прошлого и настоящего для духовного развития детей, их эстетического воспитания, поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия для 1возрастной группы дополнительного образования игры "Зарница"

Смотр строя и песни - самый красивый вид финальных игр "Зарница". Эти соревнования требуют от участников дисциплинированности, взаимопонимания, личной ответственности, чувства ритма и координаци...

План-конспект занятия для 1возрастной группы дополнительного образования игры "Зарница"

Смотр строя и песни - самый красивый вид финальных игр "Зарница". Эти соревнования требуют от участников дисциплинированности, взаимопонимания, личной ответственности, чувства ритма и координаци...

ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дополнительное образование призвано воспитать гармонично развитую личность. Главной задачей обучения в системе дополнительного образования является приобщение детей к художественной культуре, обучение...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОКОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : : « Техническое обслуживание,регулировка и ремонт двигателя».

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ   КРУЖКА АВТОКОНСТРУИРОВАНИЕ   Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : : « Техническое обслуживание,регулировка и ремонт двигателя». ...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОКОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : Система питания двухтактного ДВС (КАРБЮРАТОР)

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ   КРУЖКА АВТОКОНСТРУИРОВАНИЕ   Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ       Тема : Система питания двухтактного ДВС (КАРБЮРАТОР...

Занятость воспитанников в системе дополнительного образования

Занятость в кружках и секциях воспитанников группы-семьи №7...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...