Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции «Русская изба»
план-конспект по теме

Краткие темы экскурсий-уроков в музее "Русская изба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom_kak_mir.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции «Русская изба»

ДОМ КАК МИР

1."Всякий дом хозяином хорош".

Что такое дом? Дом как крепость, дом как очаг. Как строили на Руси. Обряды при постройке дома и новоселье. Воспитание мальчика (хозяина) на Руси. Украшение дома мужчиной (резьба, изготовление утвари). Роль мужчины в семье. Страницы "Домостроя".

Практикум: модель дома (пятистенок), вырезывание из бумаги наличников. Терминология: стены, сруб, крыт, матица, конек.

2."В ухоженный дом, как в рай войти"

Дом и лад. Почему жену раньте называли "берегиня", "лада"; Содержание дома в порядке по «Домострою". Как стать хранительницей очага. Воспитание девочки и женское рукоделие; Как готовили приданое к свадьбе.

Практикум: Лики женской красоты в живописи (Венецианова, Тропинин, Маковский, Васнецов; Самостоятельный рисунок "Русская красавица прошлых столетий").- Пробные занятия по плетению, вышиванию, ткачеству.

3. "Семья – семь-я ".

Взаимоотношения старших и младших. Семья как единый организм. Как преодолевать трудности   семейной лизни. Семейно-бытовые обряды; родины, кресты, похороны. Воспитание детей; Как научиться любить и жалеть самых маленьких и самых старых.

Практикум: Пестование (пеленание, баюканье, игра с куклой "ребенком").

4. Внутреннее устройство дома        

Дом как человек: внешнее и внутреннее пространство. Фасад - лицо; окна - глаза: наличники - брови; ставни - веки. Чело дома и причелины. "Красный угол" - "бабий кут". Подвижная и неподвижная мебель. "Печь нам мать родная"; Ритуальное значение и символика стола, окна, порога. Одухотворение быта, обливание, уют. Домашняя утварь: деревянная, глиняная, плетеная, металлическая; Уход за вещами в доме;

Практикум:    Найди вещь по загадке, по характеристике; инсцениро вание В.Даля.

5. Дом рассказывает сказки

Мифологические существа русского дома ("домовой"), символическое и ритуальное значение предметов домашней утвари: горшок, кувшин, дежа, квашня, ложка, нож, решето и сито, ступа и пест. Накую роль играют предметы в сказках - помошники или враги. Викторина по сказкам.

Практикум  :лепка из теста предметов утвари, посуды. Роспись по дереву. Рисунок "Где живет сказка".

6."Игрушка - не балушка"

Игровая культура детства. Игра как репетиция роли взрослого: Игрушечные промыслы России. История игрушек; (Современные игрунки -забава или пагуба? Знакомство с коллекцией игрушек СЮТур.

Практикум:  мастер-класс по изготовлению куклы-столбика, "дергунчика", "богородской игрушки", лепка свистульки - по выбору. Игры малой подвижности с волчками, кубарями и т.п.

7.Сшей ты мне, матушка красный сарафан"

Русская народная одежда: детская, взрослая, мужская, женская. Ритуальное значение рубахи, вышивки, пояса, головного женского убора.

Практикум:    модель традиционного народного костюма; рисунок "Современна костюм в Фольклорном стили; костюм- копия народного костюма или отдельных элементов костюма (реконструкция). Занятия проводятся с учетом возраста и подготовленности учащихся;

8 "Традиции и обряды русской кухни"

За крестьянским столом. «Щи да каша - пища наша". "Хлеб-батюшка"; История картофеля. Детские лакомства и старинные напитки. Обрядовая кулинария (козули, кулич, жаворонки).

Практикум: лепка из теста. Викторина по теме ,,Хлеб-батюшка». Угощение "Золушки» работа" - перебрать смешанные зерна гречки и риса..

9.- Беседы о чае

Откуда пришел к нам чай. Традиции русского чаепития и госте приимства; "О самовар родной, семейный наш очаг!" История самовара -Чайный этикет. Кто, как и с чем пил чай. Чай как средство общения. Целебные чаи. Чай и гадание; Чай и чаепитие в литературе и живописи; История кондитерских изделий (конфеты, торты, шоколад).

Практикум: Как правильно устроить чаепитие: заварить чай, подать, угостить. Чем отличаются званый чаи и деловое чаепитие. "Чайные" истории

10. Театрализация календарных праздников

Разучивание календарной фольклорной песни. Основы православной культуры; иконография; библейские сюжеты в живописи: Евангелие в литературе. Духовные стихи русских поэтов. Праздничные посиделки (на масленицу, святки).

Практикум: Раскрашивание яиц; Шьем мешок для колядовщика: Пасхальные и рождественские открытки. Ангелочек (из бумаги, ткани, нитей, бисера).

Подготовка  к проведению детского Фольклорного праздника

Масленица - древний обрядовый праздник, длившийся неделю и начинавшийся за 8 недель до первого весеннего полнолуния,  Как известно, Масленица - это предание с зимой и встреча с весной. Значение его так велико, что это позволило ему стать од вы из немногих русских народных календарных праздников, традиции которого, пусть и в очень усеченной форме, но сохранились до сих пор

Сущность праздника в том, что Масленица представляет собой границу между старым и новым ; Масленичные обряды и обычаи выявляют идею противостояния холода, мрака, смерти свету, теплу, жизни. Великое переходное состояние - время опасное: все как бы выворачивается наизнанку, балансирует между нормой и антинормой. Отсюда, кстати, отмена не которых запретов в поведении людей на Масленицу. Поэтому все в это опасное время обьединяются и помогают другу другу, живые поминают умерших обрядовой поминальной пищей - блинами. Молодые навещают старших, старшие - привечают молодых. Идею единения выражает и форма круга - круговое катание на лошадях, круговая пляска, и складчина--от каждого двора - по полену, по веточке в общий костер. У молодых на Масленицу - еще ода обязанность: демонстрацией своей жизненной силы помочь природе обновиться, Этой идее обязаны своим возникновением многие масленичные обычаи, которые со временем стали развлечением; Таковы взятие и разрушение снежной крепости - оплота зимы, состязательные игры, в которых надо было показать ловкость, быстроту, силу, выносливость, кулачные бои, катание на санях. К рождению нового надо было подготовиться и путем очищения.- Очищались огнем, сжигая старый хлам, остатки скоромной пищи, чучело Масленицы, наряженное в женское тряпье с блином или сковородкой в руке. Очищались водой, моясь в Чистый понедельник - первый день Великого поста - в бане. Перемывали посуду, выкуривали масленичный дух испарениями уксуса с раскаленного камня, "полоскали рот" после обилия скоромных кушаний. Очищались духовно и поклоном, прося друг у друга прошения за вольные и невольные обиды в вечер Прощеного воскресения - последнего дня Масленицы.

Эти идеи - память о предках, единение с ними, друг с другом, с природой, стремление к духовной чистоте - определяют собой внутренний многослойный драматический сюжет обрядов и обычаев не только праздника Масленицы, во и всего календарного периода, включающего в себя как части единого целого Масленицу, Великий пост. Пасху

Православная церковь особенно поддерживала прощальную часть Масленицы, это находилось в соответствии с учешем Христа о прощении ближних, о смирении и любви к ним: "Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный..." (Евангелие от Матфея, ч 6, 14-15). Законы нравственности - Любви и Прощения - едины во все: времена? Перед проведением праздника Масленицы необходимо вместе с детьми провести подготовительную работу: сделать чучело Масленицы, праздничные шесты с изображением Солнца, Весны; подготовить маски, костюмы. Если есть горки, придумать и сделать "ледянки" или "катушки-рогожки, клеенки, облитые водой и подмороженные, или захва тить на праздник санки, лыжи. Участвуют в празднике театральный и фольклорный  песенный коллектив, для игр и соревнований привлекаются зрители. Праздник проводится в дни, определяемые календарем, а не раньше или позже, в противном случае лучше дать ему иное название, например, Проводы Зимы, Веснянки, Встреча весны и т.п.

В предлагаемом сценарии в один день "Прощеное воскресенье" проводится и разыгрывается весь недельный праздник;

Начало праздника:

На площадку, где подготовлены все необходимые атрибуты выходит 1 девушка. Звучит песня «Воротечки» группы «Иван Купала»:

1 девушка:

Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор;

1 парень:

Душа ль ты моя, Масленица., перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!

(По очереди выбегают дети, наряженные скоморохами, в масках с шестами

и т;п.)

Дети:

 Я - понедельник, называют меня "встреча", потому что Масленицу встречаю.

Я - вторник, называют меня "заигрышь, потому что игрища начинаю, ряженых вожу по домам.

Я - среда, называют меня "лакомкой". потому что очень много сладостей едят-.

Я- четверг, называют меня "широким четвергом", потому что я самый ве селый и ненасытный день.

Я - пятница, называют меня  "тещин вечерок", потому что мой папа ходит к бабушке на блины,

Я - суббота - называют меня посиделками, потому, что все родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едят и беседуют.

Я - воскресенье, "прощеный день", потому что все друг у друга прошения просят да приговаривают: "Да не зайдет солнце во гневе вашем, простите меня!"

Все:

Так приезжай к нам, Масленица, на широкий двор на горках покататься в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приезжай! Приезжай! Приезжай! (Звучит песня: "А мы масленицу сустречали..." ("Иван Купала") Появляется Масленица - нарядная девушка, выезжающая на тройке "скомо рохов"

1_ парень:

Наша 'Масленица, годовая.

Наша гостьюшка дорогая,

Она пешею к нам не ходит.

Все на кониках разъезжает!

I        девушка:

Масленица-Кривошейка,

 Встречаем тебя хорошенько,

сыром, маслом, блином

И румяным пирогом!

2 парень:

Мы давно блинов не ели

Мы блиночков захотели

 Ой, блины, блины, блины.

 Ой, блиночки мои!

2        девушка:

Тин-тинка, подайте блинка,

 Оладьишка-прибавишка,

Последний кусок

Мочальный усок!

(Масленица встает в середину, все дети выстраиваются вокруг нее).

1 девушка (с поклоном)

Расскажи-ка, Масленица, как блиночки пекла? Как блиночки пекла, сколько сдобы клала?

Масленица:

Растворила я блины

На холодной на воде.

Никто не покупает.

Никто даром не берет.

За рекой огонь потух,

У свиньи живот распух.

Свинья рыло замарала,

Три недели прохворала.

Скоморохи (оценивают, ай да хозяющка!)

Ура! Ай да Масленица! Давай нас блинами угощай!

Масленица:

Погодите, не спешите и блиночки заслужите. Отгадайте мои загадочки. Кто отгадает, блин получает.

Кто отгадает - блин получает:

1. Пол железный, половик нетканый    (блины на сковороде)

2. Что я делала?

"На плешь капнула, вставила, попарила, вынула. поправила" (блины пекла)

3. - Кому самый первый блин предназначался? Кому отдавался?

(Первый блин - на помин души усопших родственников. Первый блин нужно отдать нищему, прохожему или положить  на окно птица,. т.е. они считались вестниками между "тем" и "этим" светом).

Масленица:

а пословицы про меня знаете? Кто знает - блин получает

("Не все коту масленица - будет и великий пост"

Масленица- объедуха, деньгам приберуха"

"У богатого не житье, а масленица"

«Хоть последнего рубаху заложи, а Масленицу проводи"

 "Блин не клин, брюха не расколет"

«Блины брюха не портят"

"Великий пост веем пришьет хвост".

Масленица:

Ну а кто меня порадует «шутками да прибаутками, играми да забавами?

 (дети поют песни, частушки, разыгрывают сценки)

Скоморохи:

Пришла маслена неделя-

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица,

Печь блины мастерица!

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели,

И блины то все поели!

Частушки:

 1

Девки, Масленка идет,

Кто нас покатает,

У Петруни за двором

Кобыла пропадает.

2

Я на масленой катался.

 Трое саней изломал.

Ворона коня замучил,

А милашку покатал.

3

Hи целуй меня на улице,

Поцелуй меня в сенях!

Не целуй меня в сенях

-Целуй на маслену в санях!

Масленица:

И поете хорошо, и пляшете, а игры какие знаете? Я приехала, не только на горах покататься, но и посмотреть , как умеете драться! Ну-ка, удалые молодцы, кулачные бойца, кто кого поборет не в схватку, тому два яйца в смятку!

(Устаиваются игры - соревнования для мальчиков)

1.Бой петухов (вытолкнуть соперника из круга, стоя на одной ноге и

держа, руки за спиной;

2. Кто первый съест блин с тарелки без рук.

З.Бег в мешках;

4. Игры с санками (игры и соревнования даны в приложении)

5. пройти по веревке с завязанными глазами);

Масленица:

(раздает победителям угощение - пряники или леденец на палочке)

 - Чья сноровка не плоха, получайте петуха!

 (все дети в конце игр получают блины)

 1 парень:

Честная наша Масленица! Поpa нам прогуляться! Сладко ты нас накормила, славно потешила! Весело тебя было встречать, да трудно со двора про вожать!

1 девушка:

Прощай, Масленица, прощай красная, наступает великий пост, дадут нам редьки хвост.

2 парень:

Ай, Масленица, обманщица! До поста довела, а сама удрала! Масленица, воротись, еще раз покажись!

2.девушка:

Масленица - ерзовка.

Обманула нас, плутовка! Оставила нас на кислый квас,

На потные щи, на голодные харчи!

Простите, прощайте, люди добрые! (Отдает вместо себя чучело).

Сожгите зиму лютую, простите обиды давние, попросите прошения друг у друга

Темы: Масленица

(звучит финал из оперы Римского- Корсакова «Снегурочка»)

(Масленица кланяется всем и .уходит)

Дети сжигают чучело, и пока оно горит, кланяются друг другу и просят прощения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок: " Русская изба"

Музейный урок "Русская изба" 5 класс...

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции музея СЮТур "Русская изба"

Здесь дано карткое пописание тем, проводимых на экскурсиях-уроках в музее СЮТур "Русская изба"...

Музейный урок "Убранство русской избы"

Данный музейный урок разработан согласно плану в рамках недели «Музей и дети» проходившей в МБОУ "СОШ №40". Музейный урок «Убранство русской избы» предлагает учащимся школы интересное мероприятие, про...

Методический материал для экскурсоводов по экспозиции школьного музея "Русская изба"

Сегодня взрослые и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и,  конечно, сопровождающим все это предметам. У людей появляется желание узнать...

Внеклассное занятие по истории для 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).

ВЬЮГИНОВА А.Ю. Внеклассное занятие по историидля 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).Тема занятия-«ПРЕДМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ».Форма проведения занятия - БЕСЕДА...

педагогический проект "Создание музейной экспозиции "Русская изба"

Педагогический проект на 2007-2012 годы на базе школьного музея МОУ Кизильская СОШ №2...

Презентация к музейному уроку "Русская изба"

Сердце России - русская деревня, где утро начинается с заливистой песни петуха, где избы стоят ровными улицами, а в проулке бегают босоногие дети, где солнце восходит на востоке, а садится на западе п...