Образовательная программа "Творческий поиск"
методическая разработка на тему

Елена Михайловна Стафоркина

Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_poisk.doc127 КБ

Предварительный просмотр:


МОУДОД

«Лодейнопольский детский центр эстетического развития»

Программа                                                                      УТВЕРЖДАЮ          

рассмотрена                                                                   Директор ДЦЭР  

на педагогическом                                                         ______________

совете отдела ДЦЭР                                                      П.Ю.Ермолаев

Дата ____________          Дата  __________

   

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

Клуб «Творческий поиск»

Программа для учащихся 14 -17 лет

рассчитана на 1 года обучения

Педагог дополнительного образования:

Елена Михайловна Федотова

г. Лодейное Поле

2009 год

Пояснительная записка

  Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Наша основная задача – помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию, становлению гражданской сознательности.  

    У детей и подростков велика жажда общения, особенно со сверстниками. Но она часто приводит к случайным знакомствам, неблагоприятным влияниям. Необходимо отвлечь внимание подростков от всего негативного, опасного, помочь им умно и интересно проводить свободное время. Таким образом, остро встает вопрос организации досуга детей.   Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сил, во многом зависит социальное самочувствие ребенка, его удовлетворенность своим свободным временем. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Клубная деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе детей практически всех возрастов и социального положения.  Клуб – одна из форм организации досуга учащихся. Такое объединение способствуют всестороннему развитию и воспитанию ребят. Кружки обычно немногочисленны. Их деятельность ограничивается развитием определенных способностей группы ребят из 10-15 человек. В отличие от них  клубы способны охватить разнообразными видами деятельности большинство учащихся учреждения, а значит, выявить их способности и предоставить возможность для их развития. Создание клуба “Творческий поиск” - залог максимального проявления способностей и талантов детей. В основе работы клуба лежит принцип самоуправления. Поэтому члены клуба сами выбирают содержание и формы работы.

Идея ОП:

  1. объединение подростков на основе общего дела с учетом интересов и потребностей каждого;
  2. воспитание активной гражданской позиции и позитивного отношения к жизни, основанного на принципах коллективизма, человеколюбия, созидания, сопричастности к жизни общества;
  3. профилактика асоциального поведения;
  4. помощь подростку в его успешном становлении как личности.

Актуальность ОП: формирование позитивного социального опыта подростка, его гражданское становление.

Цель ОП: организация содержательного досуга, т.е. создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности подростка в условиях коллективной творческой деятельности и раскрытие его внутреннего потенциала.

Задачи ОП:

  1. Развивающие:
  1. развитие индивидуальных особенностей ребенка
  2. развитие инициативы, самостоятельности, чувства ответственности
  3. развитие коммуникативных умений
  4. развитие лидерских качеств
  5. развитие социальной компетентности
  6. развитие творческих способностей

  1. Обучающие:
  1. изучение истории праздника
  2. изучение национальных традиций
  3. овладение способами эффективного общения
  4. овладение приемами художественного слова

  1. Воспитательные:
  1. вовлечение детей и подростков в активную общественно - полезную работу
  2. формирование умений ставить перед собой цель и добиваться ее реализации
  3. воспитание толерантности
  4. формирование гражданской позиции, патриотизма
  5. приобщение ребенка к здоровому образу жизни
  6. формирование системы общечеловеческих нравственных ценностей
  7. воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга
  8. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).

Условия реализации программы клуба “Творческий поиск”:

  1. Клуб – самостоятельная организация, объединяющая школьников по интересам.
  2. Деятельностью клуба руководит совет, во главе которого – педагог дополнительного образования. Он избирается на общем собрании коллектива из 7-9 человек сроком на 1 год. Заседания совета проводятся не реже 1 раза в месяц.
  3. Совет клуба утверждает план работы и обеспечивает его выполнение. Отчитывается перед общим собранием 1 раз в год. Совет рассматривает вопросы, связанные с реализацией задач, поставленных перед клубом, обсуждает порядок проведения массовых мероприятий, заслушивает отчеты о работе членов совета, распределяет постоянные и временные поручения между членами клуба, помогает их выполнять и осуществляет контроль над выполнением, решает вопрос поощрения и наказания членов клуба.
  4.  Программа предназначена для подростков 14 - 16 лет и рассчитана на 1 год обучения.
  5. Коллектив клуба делится на 3 группы.
  6. Занятия в группе проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, 72 часа в месяц.
  7. Формы и методы организации и проведения занятий зависят от деятельности учащихся.

Формы работы клуба “Творческий поиск” 

Формы:

  1. Групповые
  2. Индивидуальные
  3. Коллективные
  1. Творческая гостиная
  2. Встречи за круглым столом
  3. Диспут
  4. Конкурсы, соревнования, выставки
  5. Музыкальные вечера
  6. Час свободного общения
  7. Концерты, презентации, шоу, КВН
  8. Проектная деятельность

Конкурсы, соревнования, выставки

Час свободного общения

Концерты, презентации, шоу, КВН

Музыкальные  вечера

Диспут.

Проектная деятельность

Встречи за круглым столом

Творческая гостиная

Формы работы

Методы:

Словесные методы обучения:

  1. устное изложение;
  2. беседа;

Наглядные методы обучения

  1. показ видеоматериалов
  2. наблюдение;

Практические методы обучения:

  1. тренинг;
  2. игра;
  3. работа с компьютером.

Права и обязанности членов клуба:

  1. Членом клуба может быть любой школьник.

Члены клуба имеют право:

  1. Избирать и быть избранными в состав совета клуба;
  2. Участвовать во всех собраниях и мероприятиях клуба;
  3. Пользоваться имеющимся инвентарём и играми. 

Члены клуба обязаны:

  1. Быть примером в быту, учебе, в труде;
  2. Подчиняться решениям совета клуба;
  3. Соблюдать правила внутреннего распорядка. 

Учебно-тематический план

Программа рассчитана на 1года обучения.

Количество групп – 3.

Количество часов составляет:

в неделю – 18 часов

в год – 216 часов

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1.

Формирование познавательных интересов.

18

6

12

2.

Современное массовое искусство

18

8

10

3.

Социализация личности

24

10

14

4.

Календарные праздники.

30

10

20

5.

Основы здорового образа жизни.

36

12

24

6.

Гражданское становление личности.

24

10

14

7.

Трудовая деятельность.

18

8

10

8.

Экологическое воспитание.

         18

6

12

9.

Развитие лидерских качеств

30

10

20

ИТОГО:

216

80

136

Содержание изучаемого курса.

Программа предусматривает изучение следующих тем:

Формирование познавательных интересов.

  1. Тематические часы, посвященные Дню знаний.
  2. Заседание кружка «Юный эрудит»
  3. Конкурс интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
  4. Неделя науки и техники производства.
  5. День космонавтики.

Современное массовое искусство.

Цель:  Воспитание основ эстетической культуры и развитие художественных способностей.

  1. День города: участие в праздничном мероприятии.
  2. Конкурс газет, посвященных Дню учителя.
  3. Музыкальный конкурс « Самый творческий коллектив»
  4. Шоу новогодней маски.
  5. Конкурс новогодних экибано.
  6. Театральные встречи.
  7. Конкурс «Старт - тинейджер»
  8. Фестиваль эстрадных миниатюр.
  9. Конкурс «Юные таланты»
  10. Экскурсия в краеведческий музей.

Социализация личности.

Цель: Воспитание нравственности и культуры поведения.

  1. Всемирный День пожилых людей.
  2. День театра.
  3. Диспут-беседа «Трезвость – норма жизни»
  4. «Круглый» стол « Культура отдыха»
  5. Помощь пожилым людям, нуждающимся в помощи (акция «От всей души»).
  6. Помощь детям, попавшим в трудные жизненные ситуации (акции «Заветные желания», «Подари сказку», «Мы – вместе!»).

Календарные праздники.

  1. Осенний бал.
  2. Новогодний карнавал.
  3. Рыцарский турнир.
  4. Конкурс «А, ну-ка, девушки!»
  5. Конкурс «Половинка моя»
  6. КВН «День смеха»
  7. Мероприятие «Связь поколений», посвященное Дню Победы.
  8. Акция «Заветные желания», посвященная Дню защиты детей.

Основы здорового образа жизни.

Цель: создание условий по укреплению здоровья и физического совершенствования.

  1. Спартакиада, посвященная Дню физкультурника.
  2. Месячник безопасности дорожного движения.
  3. День здоровья.
  4. Всемирный день борьбы со СПИДом.
  5. Военизированная эстафета «Зарница»
  6. Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества.
  7. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!»
  8. Семинар «Алкоголизм, табакокурение, токсикомания – негативные явления в подростковой среде»
  9. Тренинги «Равный обучает равного»
  10. Областной Слет волонтеров.
  11. Туристический поход.

Гражданское становление личности.

Цель: Формирование правосознания и гражданской ответственности.

  1. Экспозиция государственной символики России.
  2. «Круглый» стол «Встреча с правоохранительными органами»
  3. Конференция на тему «Конвенция  ООН о правах ребенка»
  4. Диспут-беседа «Государство и мы»
  5. Игра «Суд над равнодушием»
  6. Акция «Чтобы помнили...», посвященная 65-летию Мемориального парка «Свирская Победа»
  7. Конференция «Правовая культура  молодежи» (знание своих гражданских прав, становление гражданского самосознания).
  8. Акция «Я, ты, он, она – вместе сильная страна», направленная на повышение избирательной активности молодого поколения.
  9. Форум «Россия – вперед!»  
  10. Участие в автопробеге, посвященном Дню России.

Трудовая деятельность.

Цель: Воспитание сознательного отношения к труду. Подготовка к выбору профессий.

  1. Конкурс сочинений «Кем быть мечтаю, кем стать хочу»
  2. Посещение профориентационного центра.
  3. Экскурсии на предприятия города.
  4. Участие в городской ярмарке вакансий, профессий для молодежи.
  5. Акция «Маленькая страна» (по благоустройству дворовой детской площадки)
  6. Акция «Аллея Любви» (по благоустройству городской аллеи)

Экологическое воспитание.

  1. Конкурс газет «Берегите природу!»
  2. Акция «Чистый город» (по благоустройству города)
  3. Акция «Накорми птиц!» (изготовление кормушек)
  4. Акция «Посади дерево» (по благоустройству города)
  5. Акция «Весна идет! Весне – дорогу!» (изготовление и вывешивание скворечников)
  6. Участие в Международной акции «Марш парков»

Развитие лидерского потенциала молодежи.

Конкурс «Я – лидер, а это значит…»

Районная «Школа Лидера

Межрайонный форум «Мир глазами молодых».

Создание социального проекта. Осуществление проектов.

В ходе теоретических занятий подростки получают новые знания из области эстетической и правовой культуры, профилактики негативных явлений в подростковой среде, краеведения; расширяют свой кругозор, анализируют, сравнивают и прогнозируют.

Практические занятия включают в себя ряд мероприятий (конкурсы и фестивали, соревнования и походы, семинары и форумы, акции и тренинги, рефераты, статьи в газету), которые формируют  у подростков активную жизненную  позицию, развивают творческий и лидерский потенциал, воспитывают осознанный выбор здорового образа жизни,  воспитывают толерантность, уважение к старости.

.

Материально-методическое обеспечение программы.

Для осуществления программы требуются следующие материальные ценности:

  1. Единая форма
  2. Компьютер, принтер
  3. Музыкальный центр
  4. DVD
  5. Трудовой инвентарь

Для методического обеспечения программы требуются

  1. мультимедийные лекции по некоторым темам
  2. нормативно-правовые документы
  3.  справочная литература
  4. методическая литература
  5. брошюры и  раздаточные материалы по теме «Здоровый образ жизни»
  6. видеофильмы по профилактике вредных привычек
  7. сценарии календарных праздников

Список литературы.

1. Л.В.Боброва «Классные часы, нетрадиционные уроки и школьные праздники», Ростов-на-Дону «Феникс» 2006

2. Возьмитесь за руки, друзья!: Материалы прогр. СПО-ФДО «Игра — дело серьезное» / Авт.-сост. И. И. Фришман. — М.: СПО-ФДО, 1996.

3. Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. Кипарис-1. Изд. 3-е, перераб. М. — Педагогическое общество России, 2004,

4. Досужее время. Лагерь, общественная организация в процессе становления личности/ Авт. А. С. Веряскин, Н. И. Волкова, Г. А. Наумовская и др. С.- петерб. ассоц. «Взрослые-детям» — СПб-Москва, НИИ семьи, 1997.

5. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных дел. Возьмитесь за руки, друзья!: Материалы прогр. СПО-ФДО «Игра — дело серьезное» / Авт.-сост. И. И. Фришман. — М.: СПО-ФДО, 1996.

6. Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. Кипарис-1. Изд. 3-е, перераб. М. — Педагогическое общество России, 2004,

7. Досужее время. Лагерь, общественная организация в процессе становления личности/ Авт. А. С. Веряскин, Н. И. Волкова, Г. А. Наумовская и др. С.- петерб. ассоц. «Взрослые-детям» — СПб-Москва, НИИ семьи, 1997.

8. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.

9. «Календарь школьных праздников» (Авт.-сост. С.И. Лобачева, К.В. Щиголь), Москва «5 за знание» 2006

 

10. И.П.Максимова «Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ», Ростов-на-Дону «Феникс» 2006

 11. «Мир школьных праздников» (Сост. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко),

Москва «5 за знание»2006

12. Т.А. Юзефавичус «Советы бывалого вожатого», Педагогическое общество России, Москва 2005

Приложение

Личность – человек как участник историческо-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя.

Ценности – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. Ценности выполняют роль смыслов человеческой жизни.

Ценностные ориентации – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.

Развитие – направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальных свойств: в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры.

Саморазвитие (самостроительство) – развитие личности в результате собственных целенаправленных усилий, связанных с самопознанием, самореализацией, самоопределением и саморегуляцией.

Самопознание – проявление интереса к собственному «Я», своим взглядам, отношениям, поступкам. Важным механизмом самопознания является совесть.

Самоопределение – сознательное и свободное выявление, выбор, обоснование и утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях.

Самореализация – включает в себя самоактуализацию как стремление человека к наиболее полному раскрытию своих потенциальных возможностей и проявлению своих личностных качеств, а также самовыражение как предъявление этих качеств другим в общении и деятельности.

Саморегуляция – способность к регулированию собственных психических состояний и собственного поведения.

Самооценка – оценка индивидом самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и социальных позиций.

Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социальная адаптация – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением: согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды, таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Среда – совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмом. Географическая среда.

Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека она изменяется. И в процессе этих преобразований изменяются сами люди.

Образовательная среда – совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которой с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия.

Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной группой прав и обязанностей.

Социальная роль – ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе.

Социальный опыт – представляет собой самобытный синтез различного рода умений и навыков, знаний и способов деятельности и мышления, стереотипов поведения, запечатленных ощущений и переживаний.

Норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но несуществующий в ней.

Социальная норма – это правила, образец к действиям или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

Социальная зрелость – определенный уровень личностного развития индивида;  результат социализации, в ходе которой он интернализует общественные ценности и образцы поведения и адекватно использует роль взрослого члена общества.

Воспитание – понимают в широком смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей деятельности, широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с воспитанием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.

Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.

Система воспитания – устойчивый, обладающий свойствами целостности социально-педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданный цели воспитания.

Воспитательное пространство – это среда совместного бытия, преобразованная участниками воспитательного процесса в фактор влияния на процесс воспитания личности, с целью обеспечения условий для развития и саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».

«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений». Насилие всегда было неотъемлемой частью жизни человекаТеодор Драйзер писал: «Насилие так неотъемлемо ... что именн...

Эссе "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, педагогические находки"

Новый образовательный стандарт второго поколения для средней и старшей школы, к введению которого готовится школьное сообщество, ориентирует нас на формирование у детей готовности к самостоятельной де...

Поиск эффективных здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.

Данная статья поможет руководителям и учителям образовательного учреждения в реализации здоровьесберегающих технологий процесса обучения и воспитания...

Поиск условий безопасного функционирования образовательного учреждения

Проблема безопасности личности и общества становится одной их ключевых и приобретает глобальный характер. С каждым годом в нашей стране растёт количество различных видов чрезвычайных ситуаций. К сожал...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"

В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...

Выступление на открытом заседании ПМПк "Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения."

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуал...