Учебно-методическое пособие "Обучение игре на свирели в общеобразовательной школе."
рабочая программа по теме

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано на уроках музыки и на занятиях в кружках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_igra_na_svireli_sokolova.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 246

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

РАССМОТРЕНО                                                            УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                               Директор __________Полякова Р.Ф.

Протокол  № ______                                                      «____» ______________ 2011 год.

От «_____»___________2011 год                                                                                            

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Игра на свирели»

Возраст учащихся 7- 12 лет

Срок обучения 3 года

Составитель:

Соколова Е.В.                                                                                                                                                                                                          

педагог дополнительного

 образования

Санкт-Петербург

2011

2. Пояснительная записка.

               Искусство игры на свирели представляет собой одну из составных частей музыкальной культуры. Обучение игре на свирели вносит немалый вклад в решение задач культурного и художественного воспитания детей, способствует общему подъёму музыкальной культуры, развивает у ребят чувство коллективизма. Всестороннее развитие духовного мира ребёнка через восприятие лучших образцов народных, классических и популярных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов является основной целью деятельности педагога. Пути к постижению музыкальной культуры разнообразны и очень индивидуальны, один ребёнок начинает проявлять интерес к музыкальному произведению через его восприятие, другой через игру на инструменте.  Это и становится отправной точкой развития музыкально-художественного восприятия.

    Актуальность и новизна программы заключается в том, что ребёнок получает навык игры на инструменте даже без знания нотной грамоты. Не секрет, что современных детей стало тяжелее заинтересовать любым видом деятельности, у них быстро пропадает интерес. Сталкиваясь с небольшими трудностями, ребёнку легче отказаться от занятий, чем их преодолевать. Данная программа направлена на воспитание трудолюбия, любви к музыке посредством обучения игре на свирели.

Цель программы – создание условий для развития творческих способностей учащихся через практическое музицирование на свирели.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Образовательные :

  1. Формирование навыков игры на простом духовом инструменте.
  2. Изучение музыкальной грамоты.
  3. Формирование понятий о жанрах и стилях музыки
  4. Формирование потребности  сольного и ансамблевого музицированию.

Развивающие:

  1. Развитие музыкально-художественного вкуса, через погружение в русское народное творчество, знакомство с образцами музыкальной культуры других народов мира.
  2. Стимулирование развития интереса к музыкальному творчеству.
  3. Развитие музыкальной памяти и навыков музыкальной выразительности.

Воспитательные:

  1. Воспитание творческой активности и целеустремлённости.
  2. Воспитание чувства личной и коллективной ответственности.
  3. Воспитание самодисциплины, сценической выдержки.

    Программа рассчитана на 3 года обучения: 1год – 72 часа для детей 7-8 лет  и 144 часа для детей  9 – 11 лет. 2 и 3 год – 144 часа. В детское объединение принимаются все желающие. При  записи детей  проверяются их музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память) с тем, чтобы определить наличие музыкальных способностей и выявить общий уровень музыкальной культуры ребенка и сформировать равнозначные подгруппы.

      Занятия проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с нормами Сан.пин. и учебным планом. Основная форма групповая, но также используется работа по подгруппам и индивидуально. Занятия проводятся в различных формах: практическое занятие, лекция, игра, концерт, праздник, репетиция, экскурсия, конкурс, фестиваль. Основной формой подведения итогов реализации образовательной программы является выступление на концерте или открытом занятии.

Обучение по программе можно разделить на три этапа:

 I этап. Включает в себя знакомство ребенка с миром музыки, инструментом, азами нотной грамоты, основами игры на музыкальном инструменте, исполнение легких пьес.

II этап длится один год в зависимости от индивидуальных способностей воспитанника, его работоспособности и желания научиться игре на инструменте. В начале II этапа проводится закрепление теоретического и практического материала подготовительного этапа; постепенно вводятся более сложные по характеру и исполнению произведения, уделяется большое внимание индивидуальной работе с каждым обучающимся, ведется постепенное приучение детей к публичным выступлениям в ансамблях малых форм, что дает им возможность научиться основам ансамблевого музицирования.

III этап. Усложняется форма исполняемых сольных музыкальных произведений. Закрепляются навыки ансамблевого музицирования. Совершенствуется умение играть в ансамбле. В конце III периода обучающимся предоставляется возможность выбора как индивидуального репертуара, так и репертуара для ансамбля. Акцентируется внимание на самостоятельном подборе знакомых мелодий на слух и по памяти, разборе музыкальных произведений по нотам с консультацией  педагога.

Оценка результативности.

Первый год обучения

Учащиеся должны: знать устройство своего инструмента ( свирели ), правила посадки и постановки рук, запись нотных знаков, их соотнесение с реальным звучанием свирели, основы нотной грамоты, общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения.

Уметь: ориентироваться в нотной записи, давать общую характеристику исполняемых пьес, различать характер музыки, в пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно простые песни и пьесы.

Овладеть: техническими и исполнительскими навыками, которые определены первым годом обучения.

Второй год

Опираясь на знания и умения, приобретённые в первый год занятий, учащийся должен овладеть: минимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ музыкального искусства, техническими и исполнительскими навыками игры на свирели, необходимыми для занятий на втором году обучения.

Знать: основные средства музыкальной выразительности, простые формы музыкальных произведений, некоторые виды многоголосия, приёмы и способы достижения выразительной игры на свирели.

Уметь: свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаков альтерации, сознательно пользоваться музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые музыкальные произведения, играть в ансамбле (трио, дуэт), оценивать качество своего исполнения в пределах общего и музыкального развития, играть эмоционально, осмысленно и выразительно исполняемые произведения.

Третий год

Опираясь на знания и умения, и навыки, приобретенные на втором году обучения, углубляя и совершенствуя их, учащиеся должны овладеть: расширенными знаниями теоретических основ музыки, техническими и исполнительскими навыками игры на свирели в пределах программы третьего года обучения.

Знать: особенности звукообразования, примерную шкалу силы звучания, динамические оттенки, различные жанры и виды музыкального искусства, жанровые и стилистические особенности исполняемых произведений.

Уметь: различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значения, активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, её содержание, раскрывать чувства и мысли, заложенные автором в произведение, самостоятельно разбирать музыкальное произведение, работать над музыкальным текстом и техническими трудностями, свободно владеть выученным музыкальным материалом, играть в ансамбле (дуэт, трио).

3. Учебно-тематический план.

  Учебно-тематический план первого года обучения

для детей 7-8 лет

Наименование разделов

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

3

3

2

Основы музыкальной грамотности.

14

6

8

3

Техника игры на свирели.

18

8

10

4

Ансамблевая игра.

20

8

12

5

Слушание музыки.

10

2

8

6

Подготовка к выступлениям.

7

2

5

ИТОГО:

72

29

43

Учебно-тематический план первого года обучения

для детей 9-10 лет

Наименование разделов

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

6

4

2

2

Основы музыкальной грамотности.

48

18

30

3

Техника игры на свирели.

38

6

32

4

Ансамблевая игра.

18

2

16

5

Слушание музыки.

20

4

16

6

Подготовка к выступлениям.

14

4

10

ИТОГО:

144

38

106

Учебно-тематический план второго года обучения.

Наименование разделов

Общее кол-во

часов.

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Основы музыкальной грамотности.

22

2

20

3

Техника игры на свирели.

57

6

51

4

Ансамблевая игра.

19

3

16

5

Слушание музыки.

9

4

5

6

Подготовка к выступлениям.

26

4

22

7

Мероприятия воспитательно-познавательного

Характера.

9

2

7

ИТОГО:

144

23

121

Учебно-тематический план  третьего года обучения.

Наименование разделов

Общее кол-во

часов.

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Основы музыкальной грамотности.

16

4

12

3

Техника игры на свирели.

57

6

51

4

Ансамблевая игра.

26

6

20

5

Слушание музыки.

8

2

6

6

Подготовка к выступлениям.

26

4

22

7

Мероприятия воспитательно-познавательного

Характера.

9

2

7

ИТОГО:

144

26

118

4. Содержание программы 1год обучения

1.        Вводное занятие

Знакомство с учащимися, их родителями. Проверка музыкальных способностей. Беседа о программе обучения, режиме занятий. О роли свирели в развитии ребёнка. Правила безопасности при игре на свирели и гигиенические требования.

2.        Основы музыкальной грамоты

Понятие нотоносец, скрипичный ключ. Знакомство с нотами I- й октавы. Понятие ритм, роль ритма при игре на инструменте. Знакомство с длительностями: четверть (та), восьмая (ти), половинная (та-а). Штрихи в музыке: лига, легато. Динамические оттенки: f-громко, р- тихо.

З.Техника игры на свирели

Теория: дыхание, точнее- выдох, то равномерный, то постепенно

усиливаемый, то постепенно ослабляемый. Постановка рук при игре,

движение пальцев. Работа мускулов лица и согласуемые с дыханием,

извлекаемые по высоте звуки.

Практика: играем на одном (новом) звуке, каждую ноту атакуя языком( как

бы шёпотом произносят слог ту). Усложняем материал: игра на двух нотах.

Второе полугодие: работа на трёх и более звуках, расположенных

поступенно. К концу года игра на трёх и более звуках, включая скачки.

4.Ансамблевая игра

Работа небольшими группами и индивидуально. Учить детей понимать дирижёрский жест: вместе начали, вместе закончили. Учить слушать себя и рядом стоящих ребят.

5. Слушание музыки

Слушание лучших образцов духовой и симфонической музыки. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей слушателей. Развиваем и воспитываем эстетический вкус и любовь к прекрасному.

6.Игра произведений

Теория: беседа о жанре произведения (народная, классическое). Анализ разучиваемого произведения: определить ритм и прохлопать ритмический рисунок. Анализ средств музыкальной выразительности (ритм, теми). Практика: играть выразительно, передавать эмоциональное содержание произведения. Исполнять произведение в соответствии с жанром.

7.Мероприятия воспитательно - познавательного характера

Посещение музыкальных театров, концертов. Участие в классных и школьных мероприятиях: «Новый год и Рождество», «8 Марта», «Отчётный концерт школы».

П год обучения

1.Вводное занятие

Общие сведения об истории происхождения инструмента. Знакомство с оркестрами народной музыки как. Роль свирели в истории русской музыкальной культуры.

2.Основы музыкальной грамоты

Закрепление нот первой октавы, знакомство со звуками второй октавы. Знаки альтерации (диез, бекар,).Репризатпотлт5ренже)тж)льта. Соотаотпение длительностей в такте (целая, половинная, четверть, восьмая). Соответсвующие длительностям паузы.

З.Техника игры на свирели

Теория: работа над дыханием, умение распределять дыхание и правильное

дыхание на звуках первой октавы. Работа над артикуляцией. Уметь

правильно исполнять штрихи при игре.

Практика: игра разучиваемого произведения разными штрихами (легато,

стаккато). Уметь играть лёгкие произведения от разных звуков. Играть не

сложные каноны. Играть соединяя звуки попарно (легато). Повторяющиеся

звуки обязательно отмечать «ударом» языка. Работать над техникой пальцев

рук, добиваться точного перехода от одного звука к другому. Работа над

техникой передувания.

4.Ансамблевая игра

Работа индивидуально, дуэтами, трио. Игра каноном нетрудных произведений. Добиваться слаженной игры, умение слушать себя и рядом стоящего. Умение понимать и выполнять дирижёрские жесты.

5.Слушание музыки

Роль ансамбля в оркестре. Знакомство с разными коллективами народной музыки, а также с музыкой эпохи барокко. Знакомство с рекордером (блокфлейта). Слушание фонограмм. Формировать устойчивый интерес к прекрасному; Умение анализировать прослушанные произведения.

6.        Игра произведений

Теория: беседа о жанре произведения; анализ средств музыкальной выразительности (форма, лад, ритм, темп).

Практика: исполнение жанра в соответствии с жанром. Сочетать коллективную работу с групповой и индивидуальной. Добиваться максимально выразительного, осмысленного исполнения каждой интонации, фразы и всего произведения.

7.        Мероприятия воспитательно — познавательного характера

Посещение концертов, музыкальных театров. Работа с родителями, проведение концертов для них. Участие в школьных и классных мероприятиях: «Новый год и Рождество», «Масленица», «8 Марта», «Отчётный концерт школы».

III год обучения

1.Вводное занятие

Общие сведения роль инструмента в оркестрах народной музыки. Разновидность оркестров, ансамблей. Знакомство с ансамблями старинной

музыки.

2.0сновы музыкальной грамоты

Знакомство с нотами II и III октав. Знаки альтерации при ключе. Соотношение длительностей (целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая). Длительность с точкой (пунктирный ритм). Закрепление понятий dur (мажор) и moll (минор). Интервалы (диатонические и характерные). Сложные размеры в музыке: 3Л, 4/4, 3/8, 10/8, 12/8. Произведения с переменным размером. Итальянские обозначение штрихов и темпов.

З.Техника игры на свирели

Теория: работа над дыханием, артикуляцией. Расширять диапазон свирели с помощью техники передувания (до 2-х октав). Умение выбирать правильные штрихи при игре.

Практика: Уметь играть не сложные произведения с листа и от разных нот. Играть одноголосные и двухголосные произведения в сопровождении и без. Умение самостоятельно разбирать произведение.

4.Ансамблевая игра

Уметь играть несложные произведения с листа. Играть с аккомпанементом.

Работа дуэтами, трио и всей группой. Понимать и исполнять дирижёрские

жесты.

5.Слушание музыки

Прослушивание фонограмм лучших народных и симфонических оркестров и ансамблей. Приучать к прослушиванию музыки композиторов «мирового фонда культуры».

6.Игра произведений

Теория: беседа о жанре произведения. Работа над образом и манерой исполнения. Анализ средств музыкальной выразительности: форма , лад, тональность, темп, ритм.

Практика: показ произведения в соответствии с его жанром. Работа над произведением по фразам, над сложными фрагментами музыкального текста.

7.Мероприятия воспитательно-познавательной деятельности Посещение концертов, музыкальных театров. Работа с родителями, проведение концертов для них. Участие в школьных и классных мероприятиях: «Новый год и Рождество», «Масленица», «8 Марта», «Отчётный концерт школы».

Репертуар для игры на свирели первый год обучения

Первый год обучения:

  1. знакомство с инструментом,
  2. освоение основных приемов игры на свирели (поп legato, legato) освоение основного диапазона инструмента (ре 1(2)-до2(3))
  3. знакомство с приемом игры — передувание,
  4. исполнение произведений, содержащих небольшие по объему дыхания фразы.

Для решения данных задач репертуар содержит большое количество песенок — попевок, которые в классе исполняются не только на свирели, но и пропеваются, являясь одновременно материалом для распевания.

Русские народные песни

Андрей-воробей.

Котик.

Барашеньки — крутороженьки.

Дин—дон.

Дождик.

Уж как шла лиса по травке.

Айдуду.

Горелки.

Сорока

Скороговорка.

Раз, два, три, четыре.

У кота — воркота.

Вечер.

Ходит зайка по саду

Василёк

Как под горкой, под горой

Во поле берёза стояла.

Лиса

Петушок

Произведения современных авторов

Гармошка. Муз. Е. Тиличеевой.

Барабанщик. Муз. Ю. Литовка.

Уж я колышки тешу. Муз. Е. Тиличеевой.

Ежики. Муз. А. Березняк.

Белка. Муз. А. Березняк.

Часы. Муз. Е Тиличеевой.

Лошадка. Муз. Е. Давыдовой.

Труба. Муз. Е. Тиличеевой.

Колыбельная медведицы. Муз. Е Крылатова.

Сонная песенка. Муз. Р. Паулса.

Колыбельная (из к/ф «Цирк»). Муз. И. Дунаевского.

Песни народов мира

Здравствуй, утенок (венгерская народная песня).

Как мне маме объяснить (французская народная песня).

Ай — я, жу-жу (латвийская народная песня).

Колыбельная (словацкая народная песня).

Произведения композиторов - классиков

Баркарола. Муз. Ж. Оффенбаха.

Там вдали, за рекой. Муз. А. Аренского.

Джазовые произведения

Колыбельная.

Пой, пой, пой. Л. Прима.

Наряду с произведениями, которые могут быть сыграны целиком на свирели, в репертуар включаются произведения, в которых дети ноют и играют на свирели, К таким произведениям относятся песни: Мама и солнце (муз. М. Парцхаладзе), Камышинка — дудочка (муз. Е. Попляновой).

Второй год обучения

  1. совершенствование приема передувания — расширение игрового диапазона (активно осваивается диапазон до звука фа второй /третьей/ октавы);
  1. знакомство со звуками, извлекающимися с помощью комбинации пальцев (соль-диез и фа-бекар второй /третьей/ октавы);
  2. начало освоения двухголосия (исполнение произведений каноном);

  1. работа над развитием техники пальцев (включение в репертуар произведений в подвижном темпе, с более мелкими длительностями);

  1. работа    над    артикуляцией    (знакомство    с    исполнительским приемом — двойное стаккато).

Каноны

Во   поле  береза   стояла  (русская  народная   песня).   Пастушья   песня (французская народная песня).

Произведения современных композиторов

Неразумное желание. Муз. Р. Паулса.

Колыбельная (из к/ф «Долгая дорога в Дюнах»). Муз. Р. Паулса

Кашалотик. Муз. Р. Паулса.

Песни народов мира

Amazing Grace (ранняя американская песня)

When Johnny comes marching home

Произведения русских композиторов Старинная французская песенка

    Муз. П. Чайковского.

   Детская песенка. Муз. П. Чайковского.

Произведения зарубежных композиторов

Колыбельная. Муз. В Моцарта

 Спор. Муз. А. Гретри.

 Сурок. Муз. Л. Бетховена

Джазовые пьесы

По дороге домой из школы.

Муз. Э. Градески.

Праздничный рэг. Муз. Э. Градески.

Третий год обучения

• Дальнейшая работа над многоголосием, включение в репертуар произведений, исполняемых на 3 голоса;

  1. расширение диапазона исполняющихся произведений (исполнение произведений, включающих звук соль второй октавы);
  2. включение в репертуар произведений, требующих исполнение длинной фразы на одном дыхании;
  3. дальнейшая работа по развитию техники пальцев и артшсуляции;
  4. игра канонов на 3—4 голоса.

Русские народные песни

Ой, да ты, калинушка (русская народная песня).

Я на горку шла (русская народная песня).

Песни народов мира Зеленые рукава (старинная английская песня). Веселый мельник (американская народная песня). Бубенчики (американская народная песня).

Произведения русских композиторов

Романс. Муз. Г. Свиридова.

Легенда. Муз. П. Чайковского.

Утренняя молитва (из «Детского альбома»). Муз. П. Чайковского.

Жаворонок. Муз. М. Глинки.

Ты, соловушка, умолкни. Муз. М. Глинки.

Произведения зарубежных композиторов

Старый добрый клавесин. Муз. И. Гайдна.

Триумфальный марш (из оперы «Аида»). Муз. Дж. Верди.

Ода к радости (фрагмент симфонии № 9). Муз. Л. Бетховена.

Анданте. Муз. Ф. Листа.

Dona nobis (канон). Муз. В. Моцарта

Джазовые пьесы

Мороженое. Муз. Э. Градески.

Вальс. Муз. М. Шмитца.

5. Методическое обеспечение.

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях.

        Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата.

        Второе – становление и развитие навыков художественного исполнения музыкальных произведений на основе изучения, освоения и практического применения художественно-выразительных средств.

Весь коллектив делится как бы на два состава: начинающий и основной.

Задача начинающего состава – овладение навыками игры на инструменте, освоение нотной грамоты, ознакомление с компонентами музыкального языка.

Задача основного состава –  углубленная работа над исполнительским мастерством, пропаганда народного инструментального творчества, т.е. участие в концертах, расширение репертуара и подготовка необходимых программ.

Принципы обучения и воспитания

При организации педагогического процесса на занятиях используются общепедагогические принципы обучения и воспитания.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитание при обучении игре на свирели охватывает все стороны человеческой личности: мировоззрение,  кругозор, эстетическое восприятие, а также формирует художественный вкус.

Принцип развивающегося обучения основан на утверждениях психологов о том, что  способности человека развиваются только в процессе соответствующей деятельности.

Принцип комплексного обучения - это такой подход, при котором все элементы занятия связываются между собой. Эффективность развития музыкальных способностей воспитанников прямо зависит от глубины связей между  разными формами музыкального мышления, слуха и т.д. Обогащение знаний и формирование навыков детей при работе над одной из составляющих  должно автоматически повлиять на другие. Таким образом, Принцип взаимосвязи между разными видами деятельности является другим важным принципом организации педагогического процесса.

Принцип вариативности подхода к учебному материалу, поиск как можно большего числа вариантов исполнения одной и той же пьесы или упражнения  является важным, особенно при  развитии творческих способностей обучающихся.

Принцип доступности и последовательности  требований и объяснений педагога является залогом его успешной работы.

        На первых занятиях перед ребёнком встает много задач: изучение устройства инструмента, знакомство с записью звуков, освоение правильной посадки и постановки инструмента, знакомство с  положением рук при игре, изучение понятия о длительности звука и т.д. Начинающий музыкант не может освоить все одновременно. Искусство педагога заключается в том, чтобы мгновенно обнаружить то, что мешает восприятию обучающегося и добиться выполнения задания.  Цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами времени и сил, но и с наилучшими результатами. Каким образом  можно сократить, например, первоначальный период обучения игре на свирели? Прежде всего, обучающийся должен получать только ту информацию, которая нужна для овладения инструментом на данном этапе. Это приведет к прочному усвоению теоретических сведений, к приобретению знаний.

        Процесс формирования умений и перехода их в навыки должен включать в себя не только отработку движений, но и анализ музыкального материала, выбор рациональной аппликатуры, чтение нот с листа и т.п.

          Методы и приемы, используемые на занятиях
  1. Наглядный: исполнение музыки, наглядные пособия.
  2. Словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание.
  3. Практический: систематические, последовательные, постоянные упражнения.
  4. Объяснительно-иллюстративный.
  5. Репродуктивный.
  6. Фронтальный
  7. Коллективный
  8. Индивидуально-фронтальный.

Материально-техническое обеспечение программы.

  1. Кабинет
  2. Свирель или блокфлейта
  3. Музыкальный центр
  4. Доска

Приложение к методическому обеспечению.

Однажды бог лесов и полей Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Увидев его, нимфа в ужасе бросилась прочь. Пан последовал за ней. И вдрут на пути нимфы появилась преграда — река. Что делать? Пан вот-вот настигнет нимфу! И тогда Сиринкс обратилась с мольбой о помощи к богу реки, и тот превратил ее в тростник, растущий на берегу. Пану казалось, что он уже почти догнал свою возлюбленную, сейчас он ее обнимет, но, добежав до реки, он увидел, что берег пустынен и только тростник растет у воды. И вдруг в шелесте тростника Пану послышался голос прекрасной Сиринкс. В горе он срезал несколько тростинок, связал их между собой, тихонько подул в тростинки и заиграл печальную мелодию. Долго Пан сидел на берегу реки, и ему казалось, что нимфа разговаривает с ним.

Такая красивая легенда окружает создание инструмента, который гак и называют — флейта Пана. И именно с такой трогательной истории я начинаю с ребятами обучение игре на свирели, что вносит в наши занятия романтическую нотку, помогает добиться от детей бережного отношения к своему инструменту.

Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служил кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т.д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни — на охоте и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершен ствовались на протяжении веков и даже тысячелетий. Однако среди различных предметов материачьной культуры палеолита встречаются духовые инструменты, напоминающие современ ные. Уже тогда наметилось три вида духовых инструментов, с различными способами образования звука.

Один из видов составляли древние флейты — продольные, поперечные и многоствольные. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия. На продольной флейте иногда сущеетвует особое приспособление для извлечения звука, применяемое в наше время на блокфлейте. Многоствольная флейта (флейта Пана) имела несколько стволов, и каждый ее ствол мог издавать один или два (путем перёдувания) определенных по высоте звука.

Древняя продольная флейта продолжает существовать и в наши дни, являясь в современном Египте народным инструментом, распространенным у пастухов. В основе духового ин струментария дрезнего Китая лежал флейтовый тип. Это продольная флейта сяо, пайсяо (разновидность флейты Пана с 12 бамбуковыми стволами), ни (поперечная флейта с 3—6 иг ровыми отверстиями), юэ (короткая поперечная флейта) и др.

Наиболее распространенным инструментом древней Индии являлась ваниш — разновидность поперечной флейты, на которой по преданию играл бог Кришна.

Самая ранняя из сохранившихся русских летописей — «Повесть временных лет» (около 1113 г.), составителем которой, как полагают, был монах Кие веко-Печерского монастыря Нестор, начинающаяся словами «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», сообщает также о русских народных музыкальных инструментах и музыкантах. В эпизоде об «Искушении Исаакия» (под 1074 г.) упоминаются сопели

Поскольку для авторов древнерусской письменной литературы музыкальные инструмнеты являлись «гудебными бесовскими сосудами», то какого-либо описания их устройства они, естественно, не оставили. Поэтому особую ценность для русского инструментоведения представляют иконографические материалы: миниатюры, фрески, иконы, содержащие му зыкальные сюжеты. Изображения подобного рода появляются только в XVI веке. Исключением может служить скульптура царя Давида владимирской Покровской церкви, относящаяся предположительно к ХП веку. На скульптуре Давид держит в левой руке струнный инструмент с плоским корпусом прямоугольной формы, в котором можно, скорее всего, предположить псалтырь. На фреске Грановитой палаты «Пир неправедного судьи», к сожалению, уничтоженной в ХП веке, судя по детальному описанию, сделанному в 1672 году вьщающимися русскими художниками Симоном Ушаковым и Никитой Клементьевым, был изображен инструментальный ансамбль, музыканты которого инграли на свирелях, домрах, скрипках и гуслях.

Термином свирель в русском инструментоведении называют парную продольную свистковую флейту. Инструмент, похожий на свирель Смеловой, в литературе называется сопель или дудка, пыжатка (термин применяется в Курской области). Вот описание этого инструмента которое дает К.А. Верт-ков: «Сопель или дудка, пыжатка (локальное) представляет собой продольную свистковую флейту. Ствол ее деревянный (преимущественно из ивы), круглый, имеет 35—40 см в длину и 1,5 см в диаметре. В верхний тупой конец трубки вставлена деревянная втулка со щелью, напраачяющей вдуваемый воздух на острый край среза свисткового отверстия, вырезанного в стволе на расстоянии 1,5 см от края. На противоположной (лицевой) стороне просверлены 6 игровых отверстий. Звук сопели при нормальном вдувании негромкий и, как обычно у продольных флейт, чуть глуховатый, при передувании в верхнем регистре становится значительно более сильным и даже резко свистящим. В этом регистре и производится игра. Звукоряд сопели диатонический, в объеме септимы,  с  передува-нием достигает двух октав.  Пользуясь различной степенью силы

вдувания воздуха и неполным прикрыванием игровых отверстий пальцами, исполнители на сопели извлекают при надобности и хроматически измененные звуки

Свирель у многих народов живет уже тысячелетия в неизменном виде. При раскопках в Хакассии, неподалеку от деревушки Малая Сыя, было обнаружено поселение, в котором люди жили 34 тысячи лет назад. (Это время относится к каменному веку.) Среди многих удивительных находок есть и музыкальный инструмент — свирель, сделанная из минерала гематита. Некоторые исследователи считают, что свирель из Малой Сын хоть и самая старая из найденных, но не самая старая вообще, потому что вряд ли человек сразу дошел до такой сложной для пещерного жителя формы инструмента. Скорее всего, история духовых инструментов началась с простой тростниковой или камышовой трубки, затем была флейта Пана и потом уже свирель.

Если на Западе усовершенствованная флейта вытеснила свой прототип, то в России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX — началу XX века. Ее используют в своем составе оркестр русских народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого (свирель Кудряшова — прототип свирели Смеловой). Аналогами свирели в современной практике можно назвать блокфлейту и хроматическую сюпилку конструкцмм украинского мастера Деменчука (у которой 10 игровых отверстий, исключающих неудобное закрытие половины отверстия при исполнении хроматизмов.

Звукообразование.

В музыкальных инструментах флейтового типа звук рождается от струи воздуха, рассекаемого острым краем среза стенки ствола, что приводит к колебанию воздушного столба, заключенного в трубке.

Если взять простую трубку, например кусок полого ствола бамбука или стебля камыша, и дунуть в нее без всяких ухищрений, звука не будет. Но вот мы направили поток воздуха не прямо в трубку, а наискось, чтобы он рассекался о край отверстия. Трубка зазвучала. Что же произошло? Рассекаясь о край трубки, в потоке воздуха возникают колебания.

Если у нас нет под рукой подходящей трубки, мы можем проделать опыт с обыкновенной бутылкой. Подуем прямо в бутылку — послышится лишь шипение. А теперь дунем наискосок, направляя струю на край горлышка. И когда мы найдем правильное положение губ, раздастся ровный и достаточно громкий звук. Как только мы перестанем дуть — звук мгновенно умолкнет. Этот способ извлечения звука путем деления воздушного столба — один из самых древних (именно он используется во флейте Пана).

Однако он неудобен: трудно выдерживать нужное направление струи, велик расход воздуха.

Другой способ, который применяется сейчас в оркестровой флейте, заключается в следующем: конец трубки забивается наглухо пробкой. А рядом с этим концом в стенке трубки сверлится небольшое отверстие. Музыкант прикладывает инструмент к нижней губе и дует в отверстие, но опять так же, чтобы струя воздуха рассекалась о его край. Этот способ удобнее, но требует навыка.

Еще проще способ, который применяется в свирели. Конец трубки тоже забивается пробкой, но уже фигурной, чтобы остался канал для воздуха. Канал направлен на заостренный край отверстия, проделанного в стенке трубки. В такую трубку достаточно просто дунуть, чтобы возник звук. Но в оркестровых инструментах этот способ не применяется, так как готовый канат для воздуха не дает варьировать направление струи, делая невозможными многие нюансы исполнения.

Все эти способы извлечения звука называются свистковыми. Здесь колебания возбуждаются струей воздуха разбивающегося о препятствие. Эти колебания и воспринимаются как звук. Высота звука зависит от величины столба.

После первой задачи — как возбудить звук, возникает другая: как сделать, чтобы трубка была способна издавать не один звук, а несколько. Одно из решений таково: для каждого звука взять отдельную трубочку. Чем длиннее трубочка, тем ниже она звучит. Связав вместе несколько трубочек разной длины, получим инструмент, который сейчас принято называть флейтой Пана. Звук в нем возбуждается точно так же, как в опыте с бутылкой. Этот, по-видимому, первый из духовых инструментов знаменит еще тем, что был далеким предшественником органа. Ведь в органе, несмотря на всю несхожесть размеров и степени сложности, применен тот же принцип — для каждого звука используется отдельная трубка.

Позже появилась свирель, в которой заложен гениальный принцип удлинения и укорачивания столба воздуха в одной единственной трубке. Для изменения высоты звука служат отверстия в стволе инструмента. Если закрыть все отверстия, будет звучать столб воздуха по всей длине трубки. Если открывается какое-нибудь из отверстий, начинает звучать только часть столба — от губ музыканта до открытого отверстия. Естественно, меняется и высота звука. Путем нескольких делений столба воздуха, то есть комбинации пальцев, можно извлекать и хроматизмы. Еще один способ изменения высоты звука во флейтовой группе инструментов — передувание, то есть более интенсивная подача струи воздуха в инструмент. Наиболее опытные исполнители способны выстроить натуральный звукоряд при помощи передувания, используя лишь один звук (то есть ч8, ч5, ч4 и так далее).

Звукоизвлечение при игре на свирели производится легким певческим дыханием, близким к слогу «ту». Окончание звука может производиться двумя способами:

  1. Путем произнесения согласной «т», прекращая, таким образом, доступ воздуха в мундштук. Этот способ более легкий, употребим особенно при исполнении штриха staccato, дает моментальное прекращение звука.
  2. Остановка выдоха. Этот способ требует определенного навыка, он необходим в тех случаях, когда надо свести звук на нет в конце произведения, когда необходимо мягкое снятие.

Элементы техники музыкального исполнения на духовых музыкальных инструментах

В технике музыкального исполнения на духовых инструментах можно выделить следующие элементы:

1.        Дыхание, точнее — выдох, то равномерный, то постепенно усиливаемый, то постепенно ослабляемый или какой-либо иной в соответствии с требованиями исполнения.

2.        Напряжение мускулов лица, соответствующее высоте извлекаемых звуков и согласуемое с дыханием.

  1. Движения пальцев.
  2. Движения  языка,  определяющие  характер  штрихов.

Развивать навыки владения каждым из этих элементов и их совокупностью нужно так, чтобы все исполнительские приемы были естественны и свободны.

Исполнительское дыхание.

Во время игры на свирели пользуются певческим дыханием. Исполнительское дыхание отличается от физиологического неравномерностью фаз (выдох больше вдоха). Важно на учиться правильно вдыхать, а главное — правильно выдыхать воздух в инструмент. При постепенном и равномерном выдохе звук получается ровный по силе. Усиление его связано с ускорением выдоха, ослабление — с постепенным замедлением. Наибольший запас воздуха может быть взят только при максимальном сокращении диафрагмы. Поэтому самый правильный тип дыхания — грудобрюшное или диафрагмальное.

Ниже приводится ряд дыхательных упражнений, направленных на осознание разницы между естественным и исполнительским дыханием.

Дыхательные упражнения выполняются очень медленно, стоя, с удовольствием. Вдох и выдох через нос. Для более глубокого сосредоточения можно закрыть глаза. А.И. Усов, описывающий данные упражнения, предлагает деление дыхания на нижнее, среднее, верхнее и смешанное. Сначала следует освоить естественное (или физиологическое) дыхание.

Нижнее дыхание. Для контроля ладонь правой руки лежит на животе, левой — на левом боку, касаясь нижних частей ребер. Вдох: живот и бока расширяются вперед и в стороны. Вы дох: живот и бока возвращаются в исходное положение.

Среднее дыхание. Легкие наполняются воздухом и расширяются в основном в районе грудной клетки. При этом живот остается неподвижным, плечи не поднимаются. Ладонь правой руки — на груди, левой руки — на боку, касаясь средних частей ребер. Вдох: стенки грудной клетки расширяются вперед и вбок. Выдох: стенки грудной клетки приходят в исходное положение.

Верхнее дыхание. Воздух в основном сосредоточивается в верхней области легких. Ладони рук лежат на верхней части грудной клетки. Вдох: поднимается грудная клетка и плечи. Выдох: грудная клетка и плечи возвращаются в исходное положение.

Смешанное дыхание. Используется полный объем легких — все три предьщутдих вида дыхания. Ладонь правой руки — на животе, левой — на левом боку, касаясь бедер. Вдох: воздух сначала набирается в нижние части легких, живот и бока расширяются. Затем воздухом заполняется средняя часть легких, расширяется грудная клетка, ребра раздвигаются в стороны. И, наконец, воздух проникает в верхнюю часть легких, поднимаются грудная клетка и плечи. Выдох —в том же порядке. Воздух выпускается из нижней части, средней и затем из верхней.

Исполнительское дыхание, как уже указывалось выше, отличается от естественного (физиологического). Исполнительское дыхание должно бьпъ интенсивным при вдохе и иметь так называемую опору. Вдох делается коротким, а выдох — продолжительным. Дыхание берется через рот, используется весь объем легких..

Таким образом, техника вдоха и выдоха упражнений на исполнительское дыхание в корне меняется. Основные виды исполнительского дыхания: нижнее, среднее и смешанное. Верхнее дыхание не применяется. Отсутствие его объясняется тем, что исполнитель концентрирует внимание на нахождение опоры, которая зависит от работы диафрагмы и брюшного пресса. Брать дыхание нужно бесшумно. Сначала надо освоить нижнее и среднее дыхание.

Нижнее дыхание. Ладонь правой руки прислонить к животу, левой — к левому боку, касаясь нижней части ребер. При вдохе следить за тем, чтобы воздух заполнял равномерно нижнюю часть легких, чтобы расширялся не только живот, но и мышцы боков, спины. Выдох производится

свободно, не напряженно. Брюшной пресс должен как бы сдерживать выдох, то есть вести его до того момента, пока не возникнет физиологическая необходимость нового вдоха

Среднее дыхание. Ладонь правой руки положить на грудь, левой — на ребра левого бока. Живот подтянут. При вдохе воздухом заполняются средняя и верхняя части легких, грудная клетка расширяется вперед и в стороны. Плечи не поднимаются. Выдох связан с возвращением ребер и грудной клетки в исходное положение.

Смешанное дыхание объединяет нижнее и среднее. Именно оно является основным в исполнительской практике. Ладонь правой руки лежит на животе, левой — на ребрах левого бока. При вдохе воздух заполняет сначала нижнюю часть легких, расширяется область живота, боков, нижняя часть спины. Сразу же без задержки воздух поступает в среднюю и верхнюю части легких, что приводит к подъему грудной клетки, растягиванию ребер и межреберных мышц. Плечи не поднимаются. Выдох в корне отличается от выдоха естественного дыхания. Возникновение так называемой исполнительской опоры при выдохе ведет к тому, что вначале воздух выпускается из верхней и средней частей легких. При этом мышцы живота, боков, спины как можно дольше остаются в положении вдоха Они приходят в исходное положение в самый последний момент.

Поднимание плеч при вдохе указывает на неправильный тип дыхания, при котором диафрагма почти не работает, вдох получается неглубокий, а выдох — кратковременный и слабый.

Сделав вдох, учащийся должен постараться удержать грудную клетку в положении вдоха (задержка) и медленно переходить к положению выдоха

Для определения наличия опоры дыхания немецкий трубач Рудольф Квинке в пособии «Дыхание, опора амбушюр, метод» рекомендует проводить следующий эксперимент. Полу метровую деревянную палку одним концом прислонить к стене, другим — после проведенного глубокого вдоха — к животу. Производя медленный выдох, следить за тем, чтобы палка не упала, а удерживалась усилиями брюшного пресса. Такой же опыт можно производить, играя продолжительные звуки или отдельные отрывки музыкального произведения. Путем различных приемов выдоха могут быть достигнуты самые различные нюансы. На начальном этапе обучения следует добиваться равномерного в динамическом отношении звука. Следует иметь в виду, что исполнительское дыхание должно развиваться только в процессе исполнения.

У некоторых исполнителей при выдохе часть воздуха выходит через нос, в результате чего звук теряет свои тембровые качества Часто дети так же дышат после каждого звука. Этот недостаток необходимо устранять.

С помощью дыхания одна музыкальная фраза отделяется от другой. Моменты вдоха не могут располагаться в случайных местах. Не надо стараться сыграть на одном дыхании всю фразу.

Распределение пунктов вдоха имеет полную аналогию с чтением, которое становится бессмысленным и безграмотным, если остановки (цезуры), соответствующие вдоху будут распо лагаться в случайных местах. Правильное распределение дыхания имеет огромное значение для выразительного исполнения.

Игры на дыхание.

В работе с группой учащихся, особенно первого года обучения, целесообразно использовать дыхательные игры.

  1. Для выработки будут опускаться, и, когда в шарике совсем не останется воздуха (то есть закончится выдох), ребенок должен хлопнуть в ладоши. Этот прием поможет учителю контролировать продолжительность выдоха у каждого учащегося группы.
  2. Еще одно упражнение, направленное на увеличение объема легких, а следовательно, для отработки более долгого выдоха, взято из первой программы «фонопедического метода развития голоса» В. Емельянова — имитация звука «р» с помощью вибрации губ. Необходимо обратить внимание на то, что имитироваться ровности дыхания можно дуть на лист бумаги так, чтобы он, отклонившись от вас, держался ровно, как бы застыл в воздухе и не вздрагивал от прерывистости или неровности вашего дыхания.
  3. Аналогичную игру-упражнение можно проводить, дуя на пламя свечи таким образом, чтобы пламя отклонялось, но не гасло. Это поможет учащимся найти силу выдоха, ведь детей часто приходится сдерживать в силе выдувания, особенно на начальном этапе обучения.

•        Но бывают анемичные дети, которым надо усилить выдох. Тогда хорошо такое упражнение: учащимся предлагается по хлопку (или другому сигналу учителя) как будто надуть воздушный шар, а потом он постепенно, очень медленно начинает сдуваться, как сквозь маленькую дырочку. Можно предложить детям в момент вдоха поднять руки вверх, изображая шар. Тогда с началом выдоха руки должна комбинация согласных «ДБР», т.е.
звонких, а не глухих («ТПР»). Детям предлагается игра в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъемом в горку, спуском, объездом препятствий и т.п., что потребует от детей изменения высоты и силы тона на вибрации губ. Рекомендуется добиваться звучного, энергичного тона, дающего учащимся ощущение активной работы дыхания и отражения этой работы на мышцах стенки живота, боках и спине.

•        Как упражнение на дыхание можно использовать и детскую прибаутку: «Как на горке, на пригорке живут тридцать три Егорки...», далее идет перечисление: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... и т.д., которое необходимо проговаривать быстро и на одном дыхании. Это упражнение можно предложить детям как соревнование.

• Интересно упражнение «самолетик», предложенное К. Виблиц на международном семинаре в селе Варна в 1996 году. Упражнение проводится в парах, для его проведения необходима соломинка для сока. Это и есть самолетик, тень которого двигается по земле над тем местом, где он пролетает. Участники игры встают лицом друг к другу. Один — берет соломинку в рот и дует в нее, направляя выдох в лицо партнера, стоящего с закрытыми глазами и запоминающего «путь следования» самолетика. Затем второй участник должен показать, как летал самолетик.

Артикуляция.

Большое значение при игре на духовых инструментах имеет артикуляционный аппарат и, следовательно, связанная с ним специфическая деятельность легких, гортани, ротовой полости, языка, губ, мышц лица человека Термин «артикуляция» взят из фонетики. Артикулировать в речи — значит произносить слова в музыке — интонировать звуки.

Овладению устойчивыми навыками правильной артикуляции во время игры на духовых инструментах помогает умение при извлечении звука подразумевать тот или иной слог, речевую фонему (мысленно представлять ее, а не произносить). Эта способность ведет к активным действиям всего артикуляционного аппарата, что способствует свободе и легкости звукоизвлечения.

Если рассматривать соотношение артикуляции и штрихов, то первичным является артикуляция, а вторичным, производным — штрихи. Известно, что три вида атаки по своему звучанию и способу воспроизведения сходны со следующими речевыми фонемами: т, д, к. При извлечении звука твердой атакой с согласной «т» кончик языка коснется нижней части верхних зубов. При мягкой атаке с согласной «д» кончик языка будет несколько выше, чем при использовании предыдущей атаки. Вспомогательная атака требует участия не кончика языка, а задней его части (спинки), то есть согласной «к». Следующая за согласной гласная буква для всех видов атаки будет общей: а, у или и. Ее выбор зависит от регистра исполняемой музыки. Решающим условием является высота тона гласной: «а» — в нижнем регистре, «у» - в среднем, «и» — в верхнем.

В работе с детьми для развития артикуляционного аппарата целесообразно использовать артикуляционную гимнастику из «фонопедического метода развития голоса» В.В. Емельянова

Артикуляционная гимнастика.

  1. Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. (Далее — каждое задание исполняется четыре раза.)
  2. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие его поверхности.
  3. Покусайте язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.

4.        Сделайте языком круговое движение между губами и зубами. То же — в
противоположном направлении.

  1. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
  2. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попьггайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие звуки — щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т. е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками.)
  3. Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите коренными зубами их внутреннюю поверхность.

8.        Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное
выражение.

9.        Выверните наружу верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

10.        Чередуйте 8-е и 9-е движения в ускоряющемся темпе.

  1. Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите вшшание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей,
  2. Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».
  3. Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попьггайтесь пр1шоднять пачыгы мышцами лица, контролируя таким образом активность мышц.
  1. Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос».
  1. Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко открыть глаза и поднять брови.
  1. Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.
  2. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед—вниз.
  3. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед—вправо -назад- влево-вперёд
  4. Соедините движения челюсти вперед — вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.
  5. Соедините движение нижней челюсти вперед — вниз с выворачиванием верхней губы с обнажением десен.
  6. Соедините движение челюсти вперед — вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделайте четыре резких движения языком вперед — назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале.

Штрихи.

Штрихами при игре на духовых инструментах называются исполнительские приемы извлечения, ведения и окончания или соединения звуков.

При игре на свирели можно использовать штрихи legato, staccato, а также двойное staccato . Язык, исполняя роль клапана, открывает и прекращает доступ воздуха в инструмент. Движениями языка регулируется не только продолжительность отдельных звуков, но и характер штрихов.

Прием исполнения legato состоит в том, что переходы от одного звука к другому совершаются при непрерывном выдохе и неподвижном языке. Legato следует вводить в работу на ранней стадии обучения детей игре на свирели. Это связано с тем, что многие учащиеся, извлекая каждый звук отдельно, перед ним берут дыхание. Сосредоточение внимания на непрерывном выдохе при исполнении штриха legato поможет устранить этот дефект.

При исполнении staccato сокращение длительности звуков достигается соответствующими движениями языка, прекращающими подачу воздуха в инструмент. Как будто произносим «тут», «тут». При этом между звуками возникают паузы. Чем больше пауза, тем короче и, следовательно, острее staccato.

Особого внимания заслуживает прием двойного staccato, при котором движение воздуха в инструмент прекращается поочередно то концом языка, выдвигаемым вперед, то задней его частью, прижимающейся к мягкому небу. Происходит как бы чередование согласных «т» и «к» («ту-ку»). Этот прием позволяет исполнять разнообразные пассажи штрихом staccato с большой скоростью, недоступной при использовании простого staccato.

Постановка свирели во время игры.

Перед тем как играть на свирели, необходимо познакомить детей с устройством инструмента, правилами хранения и санитарии, постановкой рук и корпуса во время игры.

Свирель приставляется ко рту под углом 45 градусов.

Отверстия следует закрывать полностью подушечками пальцев: верхние три — указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, а нижние три — указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Такое положение рук приучает детей к правильной постановке и не потребует переучивания при переходе в обучении на поперечную флейту, гобой или кларнет.

Пальцы должны быть слегка округлены. Степень округления зависит от их соотношения между собой по длине, то есть от строения кисти рук.

Проверить, полностью ли закрыты игровые отверстия, можно с помощью сильного сжатия свирели, которое должно оставить следы на подушечках пальцев — если на них отпечатались кружочки полностью, то отверстия закрыты правильно. Открывая игровые отверстия, не следует высоко поднимать пальцы — в дальнейшем это может отрицательно сказаться на технике исполнения. Свободные от закрывания игровых отверстий пальцы должны находиться над ними на расстоянии 1 —1,5 сантиметра

Правила хранения и санитарии.

  1. Свирель — индивидуальный инструмент. Даже если ученик играет на школьном инструменте, он должен быть подписан и храниться в отдельном пакете.
  2. Необходимо мыть теплой водой мундштук и ствол отдельно.
  3. Желательно иметь холщовые мешочки, которые можно изготовить даже из старого папиного галстука.
  4. Нельзя ронять и бросать инструмент, стучать им, так как можно расколоть его. Кроме того, при ударах теряются звуковые качества свирели.
  5. Особое внимание следует проявлять к мундштуку.

При условии соблюдения элементарных правил хранения свирель может служить не один год.

Начинаем играть

Возьмите свирель правой рукой внизу так, как будто вы держите карандаш. Нарисуйте этим «волшебным» карандашом в воздухе несколько фигур или слов. Это могут быть, например, елочка, солнышко, квадрат, треугольник или имя ребенка Левой рукой сложите вместе большой и указательный пальцы (подобно клюву уточки). Теперь можно вести любой разговор или даже исполнить знакомую песенку, артикулируя этим «клювиком». Например: «Здравствуй, утенок. Чей ты ребенок? Кого зовешь ты? Куда плывешь ты?» — «Здравствуйте, дети, Кати и Пети. Знаете сами, плыву я к маме». Образ уточки или утенка поможет в дальнейшем точно находить местоположение первого игрового отверстия на стволе инструмента. (А когда в работу вступит правая рука, с помощью аналогичного задания учащиеся безошибочно будут попадать на четвертое игровое отверстие.) Теперь «утенок» берет своим клювиком свирель, при этом большой палец левой руки попадает в верхнюю «подставочку», находящуюся с обратной стороны ствола инструмента, а указательный — закрывает первое игровое отверстие. При этом правая рука продолжает держать свирель внизу. Далее необходимо обратить внимание детей на локти, которые не должны быть прижаты к туловищу. И здесь, если учитель ввел образ утенка, можно обыграть этот момент следующим образом: утенок очень гордится тем, что у него есть свирелька, и от гордости его крылышки приподнялись. Если учитель работает с учащимися более старшего возраста, можно попросить детей положить локти как будто на подушечки, подобно тому, как лежат руки на подлокотниках, в то время когда вы сидите в кресле. Теперь, наконец, можно приступать к игре.

Учитель договаривается с детьми, что тогда, когда у нас на свирели будет закрыто одно игровое отверстие сверху, мы будем называть этот звук «раз» (донотный период). Это гораздо удобнее, чем «один», так как один слог будет соответствовать одному звуку при пропевании. Показав аппликатуру, педагог медленно и четко произносит фразу в четырехдольном размереДети, атакуя каждую ноту языком, исполняют эту фразу на свирели, как бы шепотом произнося слоги ту, ту, ту. Если начало обучения игре на свирели совпадает с началом освоения нотной грамоты, то в этом упражнении вместо цифрового обозначена учащиеся сразу знакомятся со звуком си.

Работа с каждым звуком ведётся по следующей схеме:

•    Играем песенку на одном (новом) звуке. (Это может быть произведение из уже пройденного материала)

  1. Играем песенку на двух соседних звуках.
  2. Играем песенку на трёх и более звуках, расположенных посту пенно.
  3. Играем на трёх и более звуках, включая скачки.

Перед тем как играть пьесы, в которых встречается сочетание звуков си - соль (1 - 3), хорошо сыграть упражнение «Кукушка». Необходимо обратить внимание на то, что средний и указательный пальцы должны закрывать второе и третье игровые отверстия одновременно.

Только после освоения аппликатуры 1-3 следует переходить к звуку до (0). Это связано с тем, что при игре на свирели закрываются не по одному, а одновременно от 1 -6, и дети должны привыкнуть к тому, что, закрывая следующее игровое отверстие, пальцы, закрывающие предыдущие - не поднимаются.

Чем ниже звук, тем аккуратнее должен быть посыл воздуха в инструмент при извлечении звука. Извлекая звук ре (6) на свирели, необходимо очень аккуратный выдох. В противном случае при извлечении звука могут возникнуть дефекты (посторонние призвуки или другой звук). Осознанию детьми этой особенности звукоизвлечения на свирели может помочь следующая игра: «Давайте посмотрим в свирель с другой — неигровой стороны. При этом повернем инструмент игровыми отверстиями в сторону окна. Это похоже на таинственный замок с окнами, в которых струится свет, с длинным-длинным коридором, по которому только что прошла принцесса...

Теперь будем медленно вращать свирель, не отрывая глаз. В замке наступает вечер. Постепенно темнеет. Опускается ночь. Но вот свет опять начинает пробиваться в окна. Наступил день! Закроем теперь все игровые отверстия — в замке темно...

Поднесем свирель к губам и попробуем очень слабо дуть: ведь там все спят, не надо

их будить. Звук получается низким, темным, сонным...» [19].

Научившись   извлекать   звук   ре   (6),   можно   исполнить   уже   знакомые   детям

произведения, транспонируя их («Ходит зайка», «Как под горкой» и др.). Затем переходил!

к освоению нового музыкального материала.

Разучивая это произведение, можно поиграть его разными штрихами:

  1. Сыграйте песню, отмечая каждый звук «ударом» языка, то есть штрихом non-legato.
  2. Сыграйте песню штрихом staccato (отмечая языком начало и конец звука, как будто произнося слог «тут»).

•    Сыграйте, соединяя звуки legato попарно (6,6—2,2—1, 1—2). Повторяющиеся звуки обязательно отмечаются «ударом» языка, в противном случае будет слышен только один звук, по длительности равный сумме двух звуков. При таком проигрывании особое внимание обращается на технику пальцев (точный переход от одного звука к другому). Если пальцы работают не одновременно (открывают или закрывают игровые  отверстия),  звуки  будут нечистые,  с призвуками.  Этот недостаток необходимо  устранять.  В  том  случае,  когда  при  разучивании  произведения необходимо    отработать   движения    пальцев,    можно    пользоваться    приемом проигрьшания произведения (или его фрагмента) legato. Овладев всеми шестью игровыми отверстиями, можно сыграть достаточно обширный репертуар, который включает в себя народные песни, произведения композиторов-клас сиков, песни и пьесы современных композиторов (отечественных и зарубежных). Играя песни, входящие в песенный репертуар, через некоторое время замечаем качественные сдвиги в интонировании учащихся. Это связано с тем, что теперь каждое произведение отрабатывается и с помощью мелкой моторики.

Диапазон свирели не ограничивается малой септимой. Путем передувания его можно увеличить до двух октав.

Передувание — способ извлечения различных по высоте звуков без помощи игровых отверстий. При передувании, не меняя положение пальцев, резко увеличиваются сила выдоха и напряжение губ, в результате чего столб воздуха, заключенный в канале ствола, делится на самостоятельные части, звучащие выше основного тона инструмента, соответственно ступеням натурального звукоряда. У медных духовых инструментов при передувании можно исполнить 16 звуков натурального звукоряда. В работе с детьми достаточно использовать октавное передувание. Работа над передуванием начинается с сопоставления нового звука с основным 6-f6, 5-f5. Последнюю фразу необходимо играть двойным staccato, то есть первый звук будет «ударяться» кончиком языка, а второй - задней его частью, как будто проговаривая «ту-ку».

Последовательность работы над произведением может быть следующая:

  1. Прохлопать ритм (используя ритмослоги).
  2. Сыграть беззвучно, работая только пальцами.
  3. Проиграть произведение.
  4. Работа над артикуляцией.
  5. Работа над дыханием,

6.        Работа   над   исполнительским   планом    (может   проходить   с   подключением
аккомпанемента).

Естественно, что вся вышеуказанная работа не заключена в рамки одного урока. Отрабатывается произведение фрагментами, учитывая возрастные особенности и продвинутость группы учащихся.

Альтерации.

Альтерация — повышение или понижение ступени основного звукоряда без изменения ее названия.

Используя неполное прикрывание игровых отверстий и комбинации пальцев, позволяющих разделить воздушный столб, заключенный в стволе инструмента, на составные части, можно извлекать на свирели хроматически измененные звуки . Это дает возможность игры в различных тональностях, позволяет расширить репертуар, доступный для исполнения на свирели. Наиболее сложными для исполнения являются звуки, при извлечении которых необходимо неполное прикрытие игровых отверстий. Ниже приводиться таблица аппли катуры звуков, которые можно извлечь на свирели.

При всей кажущейся сложности, дети осваивают довольно быстро альтерацию, которую я ввожу уже на первом году обучения. Введение альтерации уже на раннем этапе игры на свирели даёт возможность сыграть гораздо больший репертуар.

  1. Список литературы, используемой педагогом
  1. Асафьев Б. В.  О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2. – Л., 1973.
  2. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки. – Л., 1973.
  3.  Баренбоим Л. Система музыкального воспитания К. Орфа. — Л.: Музыка, 1970.
  4. Баренбоим Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. - Л.: Музыка, 1970.
  5. Емельянов В.   Развитие  голоса,  координация  и тренаж.  - СПб., 2000.
  6. Играем на свирели / Сост. Е.Евтух. - СПб., 1999г.
  7. Играем на концерте / Сост. Е. Евтух. -  СПб., 1999.
  8. Казарян С. В мире музыкальных инструментов. -   М.: Просвещение, 1989.
  9. Космовская М. Девять уроков игры на свирели. -  Курск, 1995.
  10. Космовская М.  Научно-методическое руководство игры на свирели (по методике Э.Я. Смеловой). -   Курск, 1993.
  11. Начальные уроки игры на блокфлейте / Сост. А.Покровский. - М: Музыка, 1982г.
  12. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых музыкальных инструментах.

  1. Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. М.: Музыка, 1991г.
  2. Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М.: Музыка, 1991г.

  1. Рокитянская Т. Обучение игре на блокфлейте в группе // Искусство в школе. - 1998. — №1.
  2. Школяр Л.В.,  Красильникова М.С.,  Критская Е.Д.,  Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. - М., 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков"

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей иностранных языков. Материал данного пособия содержит информацию о значении ролевых игр на уроках иностанных языков, а также примеры лексических,...

Приобщение к игре на свирели в начальной школе.

Знакомство с историей возникновения духового инструмента. Обучение игре на свирели, а именно звукообразованию, дыханию, особенностям и трудностям интонирования, а так же развитие памяти,...

Учебно-методическое пособие по избирательному праву для учителей общеобразовательных учреждений

Учебно-методическое пособие  подготовлено в целях оказания методической помощи преподавателям, осуществляющим мероприятия по формированию и повышению правовой культуры молодых и будущих избирател...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10-11 классов . Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение/ Ваулина Ю.Е., Эв

Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав...

программа курса обучения игре в баскетбол в общеобразовательной школе

Данная программа разработана на основе курса обучения игре в баскетбол в общеобразовательной школе. Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в баскетбол дают большие возможности для ...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...