ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Культура общения»
рабочая программа по теме

 

Данная программа  «Культура общения» является адаптированной и составлена на основе «Программы по этике» для учащихся  1-8 классов общеобразовательных школ» (А.Волович).

Настоящая программа имеет культурологическую  направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области  культуры общения  как неотъемлемой  часть культуры поведения человека в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheniya.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации

Кольчугинского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

«УТВЕРЖДЕНО»

 ___________________________________________

МОУ « Средняя  общеобразовательная школа №5»

Протокол №_____ от _________20 ___г.

Директор школы

____________Дергунов Е.В.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Культура общения»

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7-10лет.

Срок реализации  дополнительной образовательной  программы: 3 года.

Количество обучающихся в группе: 15 человек.

Количество часов: 102 часа (34 часа в год, 1 час в неделю).

Год разработки дополнительной образовательной  программы: 2011 год.

  1. Автор дополнительной

  2. образовательной программы:

  3. Сидорова Оксана Владимировна,

  4. педагог – организатор

  5. МОУ «СОШ №5»

г. Кольчугино

Владимирская область.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность программы:

Данная программа  «Культура общения» является адаптированной и составлена на основе «Программы по этике» для учащихся  1-8 классов общеобразовательных школ» (А.Волович).

Настоящая программа имеет культурологическую  направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области  культуры общения  как неотъемлемой  часть культуры поведения человека в обществе.

Актуальность и целесообразность:

  

Как часто в своей жизни вы сталкиваетесь с невоспитанными людьми? А ведь каждый взрослый когда-то был ребёнком. Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших детей. Поэтому, с первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различать «что такое хорошо и что такое плохо». Современные дети растут в условиях материального благополучия. Сегодня у нас есть все или почти все условия для развития маленького человека, для того, чтобы вырастить его здоровым и красивым физически, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты. Вот почему так горько порой наблюдать, как современные дети часто не  умеют вести себя в общественных местах, на улице и дома с  близкими людьми, пренебрежительно относятся ко взрослым, не умеют уважать чужой труд. Случается, что они неряшливы. Иногда откровенно грубы. А главное, порой в них нет той доброты, того чуткого и деликатного отношения к окружающим, которые обязательны для каждого человека.

Надо признать, что культуре поведения, общения и речи наших детей, как правило, не учат нигде. А сейчас пришло такое время, когда «хороший тон» делается нормой. Обучение культуре общения благотворно влияет на развитие характера ребёнка, отношение его с окружающими, помогает чувствовать себя  раскованно: свободно говорить, смеяться, двигаться. Эти знания помогут ребенку найти опору в жизни, понять ее смысл и смысл своего существования, правильно ориентироваться в жизни, не бояться настоящего и готовиться к будущей жизни.    Решению этих  проблем призвана помочь настоящая Программа.

Цель программы: 

Развивать у учащихся умение вступать в процесс общения и ориентироваться в  ситуациях общения; учить ребёнка строить с людьми отношения, основанные на вежливости и взаимопонимании.

Эта цель предполагает решение следующих задач:

  1. помочь ребёнку осознать себя как личность;
  2. помочь ребёнку выработать позитивный взгляд на мир, который поможет ему найти своё место среди других людей;
  3. побудить ребёнка анализировать свои и чужие поступки;
  4. пробудить у ребёнка интерес к проблемам общения;
  5. познакомить с правилами вежливости и красивых манер;
  6. выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами,  как в обществе, так и дома.

Методы достижения поставленных целей и задач:    

  1. повторение ранее изученного материала;
  1. тестирование;
  2. занятия по теории чередуются  с практическими.

Возраст учащихся:

Программа рассчитана на  3 года обучения для детей 7-10 лет в условиях  образовательного учреждения.

Формы и режим занятий:         

Специфика ведения занятий заключается в том, что дети в игровой форме усваивают  определенные знания и поведенческие навыки:

  1. ролевые игры (выступления учащихся);
  1. встречи с интересными людьми;
  2. приглашение на занятия родителей;
  3. уроки – праздники;
  4. чтение и обсуждение тематических рассказов;
  5. выходы в детскую библиотеку;
  6. проведение  конкурсов, рыцарских турниров;
  7. участие в общешкольных мероприятиях (праздники, конкурсы, встречи).

 Форма проведения - групповая.

Продолжительность занятия  1  час (40 мин) - один раз в неделю. Объем учебного материала  102 часа (34 часа в год) соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления школьников.

Приёмы  работы.

Создание ситуаций, где ребята самостоятельно стараются найти правильный выход из них и выводят речевые правила (слова, выражения), закрепленные за типовыми ситуациями общения: обращение,  приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба, совет, знакомство, приглашение, согласие, отказ и д.р.

                             

Количество детей –  15 человек, так как ограниченное количество человек помогает  достигать  более эффективного результата.  

 Занятия проводятся на базе школы согласно расписанию кружка, во второй половине дня, в рамках кружковой работы, специального оснащения  не требуется.

Виды  педагогических  технологий:

  1. Технология развивающегося обучения, которая направлена на развитие познавательного интереса детей.
  2. Технология проблемного обучения, которая направлена на систематизацию способов учебно-познавательной деятельности учащихся на основе принципа проблемности.
  3. Практическая деятельность -  участие в разыгрывании сценок, умение адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности повседневной жизни, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками.

Ожидаемые результаты.

Умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу первого года обучения:

  1. быть доброжелательными;
  2. придерживаться правил общения;
  3. хорошо вести себя в общественных местах;
  4. знать правила вежливости.

Умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу второго года обучения:

  1. заповеди и правила культуры общения;
  2. требование к устному и письменному приглашению;
  3. уметь встречать гостей, развлекать их, правильно себя вести в гостях, дарить и принимать подарки;
  4. уметь себя вести в кино, театре, музее, выставке.

Умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу третьего года обучения:

  1. соблюдать правила вежливости;
  2. уметь разговаривать по телефону;
  3. уважать чужое мнение;
  4. проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

« КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

Первый год обучения.

Введение. Ознакомление с содержанием и организацией кружковой работы. Формирование теоретических знаний и практических умений по предмету.

Тема 1. «Я и ты» (занятие - знакомство). Знакомство с детьми, знакомство детей друг с другом. Игра "Раз, два, три! Имя назови!"

Тема 2. «Моё любимое имя!»

Развитие диалогической речи, учить выражать своё мнение, развивать дикцию, темп, ритм.  Познакомить детей с историей возникновения имён и фамилий, их значением, развивать умение строить диалог, навык координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов.

Тема 3. «Мы живём среди людей».

Раскрыть содержание понятия «общения», показать значение общения в жизни человека, определить смысл общения как деятельности по самообразованию и самовоспитанию, познакомить учеников с культурой общения, внушить необходимость уважительного отношения к окружающим, научить быть приветливыми и внимательными.

Тема 4. «Как стать волшебником?»

Главная цель этого занятия настроить ребят на желание понять и исполнить желание другого. Достичь этой цели помогут пальчиковые куклы, сказки, стихотворение.

Тема 5.  Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни.

Громкие разговоры – кому это по душе? Воспитывать умение вежливо общаться. Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.

Тема 6. Мимика  и жесты, о чем они говорят.

Педагог предлагает детям разыграть сказку без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела.

Тема 7. Подумай, с кем ты говоришь. Ты говоришь - я слушаю.

Что такое общение? Для чего люди общаются? Правила общения. Культура слушания. Слушать – значит понимать. Внимательно и сдержанно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего.

Тема 8. Давайте побеседуем. Правила беседы.

Тематика беседы. Правила беседы. Что входит в понятие интересный собеседник.

Тема 9 .«За что мы иногда сами себя не любим?»

Рассказывая ребятам случай из своего детства учитель, как бы старается подтолкнуть ребят к откровенному разговору. Рассмотреть смысл фразы « на себя посмотри».

Тема 10. Скажи при встрече: «Здравствуйте!» Уходя, скажи «До свидания!»

Речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания). Разыграть сцену приветствия и прощания.

Тема 11.  Волшебное слово «Спасибо», «Пожалуйста».

Почему слова спасибо и пожалуйста, волшебные? В каких ситуациях говорят спасибо, в каких, пожалуйста? Разыграть сцену.

Тема 12. Зачем быть вежливым? Как обратиться к человеку?

 Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником, что вежливым нужно быть всегда; учить использовать вежливые обороты речи в активной лексике; учить детей работать в парах.

Тема 13. Как разговаривать  по телефону.

Алло! Алло! (разговор по телефону). Как правильно вести диалог по телефону. Учимся говорить по телефону. На занятии учитель моделирует несколько ситуаций, которые помогут ребятам обратить внимание на основные правила  разговора по телефону.

Тема 14 . « С кем бы ты хотел дружить? 5 правил  дружбы». 

Беседа "Есть ли у тебя друзья?". Есть хорошие настоящие друзья и друзья плохие, на которых нельзя положиться. Чтение стихотворения "Жадина" Я. Акима, (при необходимости дразнилка "Наша утка - крякалка" И. Демьянова). Чтение "Как светлячок друга искал" С. Юцзунь.

Пять правил дружбы:

1. Не выдавать чужие секреты.

2. Всегда быть откровенным.

3. Не бояться попросить прощения.

4. Не грубить.

5. Делиться с товарищами своими игрушками. Итог: хорошо, когда у тебя много друзей.

Тема 15.  « Порадовать маму. Как это просто»

Углубление у детей чувства привязанности и любви к самому близкому и родному человеку – маме. Беседа с детьми: "Ваши мамы любят, когда вы их радуете? А вы их часто радуете?". Высказывания детей. Чтение "Посидим в тишине" Е. Благининой. Игра "Наседка и цыплята". Упражнение "У кого какая мама". Этюд "Мама спит". Открытие "секретного лекарства", которое поможет всем: "Если в доме кто-то плачет…".  Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо».

Тема 16. «Я не жадина!»

Занятие - игра. Дети приносят любимые игрушки, разрешают друг другу ими поиграть. Что такое щедрость? Беседа с детьми: "Приятно ли делиться с товарищами? Что ты чувствуешь при этом? Когда в ответ на просьбу получаешь отказ, что ты испытываешь при этом? Сам поступишь также?". Чтение "Жадный пес". Проблемная ситуация для обсуждения – выбор правильного поведения. Игра «Две гири».

Тема 17. « Мое настроение.  Что я люблю». 

Развитие внимания к самому себе, своим чувствам, переживаниям. Знакомство с эмоциями человека. Беседа "Какое бывает настроение?" Как мы об этом узнаем, что чувствуем? Как можно поднять настроение? Придумай как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, вспомнить что-нибудь хорошее, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку и т.п.). Использовать книгу Л.Князевой "Веселые, грустные...". Игра "Волшебный мешок"; "Музыка и эмоции" - настроение музыки, "Рисуем эмоции пальцами" - выражение осознания своего настроения. Мультфильм "Просто так!"

Тема 18. «Как сказать «нет» и  отстоять своё мнение».

Научить ребёнка отстаивать своё собственное мнение и противостоять давлению со стороны кого бы то ни было; чтобы проявлять самоутверждение, необходимо научиться этому. Вначале вам будет трудно. Практикуясь, вы уже не будете испытывать таких затруднений и почувствуете себя увереннее. Чтобы научить ребенка отстаивать собственное мнение, надо сначала этим мнением поинтересоваться.

Тема 19. «Я дома и в гостях. Я встречаю гостей».

Дома - я хозяин. Умею принимать гостей: стараюсь быть хорошим хозяином и приятным гостем. Учусь развлекать гостей. Учусь делать и принимать подарки. Любите ли вы ходить в гости? А почему? Что вы знаете о том, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? Что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Сценка "В прихожей". В роли гостя и в роли хозяина - дети. Обратить внимание детей: с каким выражением лица хозяин открывает дверь? Как он приветствует гостя? Как он встречает его? И как чувствует себя в это время гость?

Вывод: хозяин должен быть приветливым, щедрым и тактичным.  

Тема 20.  «Я играю с друзьями».

Дети уже знают, каким должен быть гость и хозяин. А еще хозяин должен уметь занять своих гостей. В какие игры вы играете, чем вы занимаете своих гостей? Беседа с детьми.

Веселое домашнее задание - каждый вспомнит свою любимую игру и в следующий раз научит всех в нее играть.

Тема 21. «Подарки». 

Что можно подарить? Как делать и принимать подарки. Изготовление подарков из того, что есть дома: коробочки, старые фломастеры, катушки от ниток. Чтение стихотворения "Старушке прислали в подарок кофейник...". Упражнения "Принимаю подарок", "Я тебя поздравляю".

Тема 22. «Как  помириться после ссоры»

Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликтов;

прививать умение находить выход из конфликтов;

развивать представление о необходимости примирения;

воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

 Тема 23. «Для чего нужна улыбка?»

Дать ребенку представление о значении доброжелательных отношений между людьми.

 Тема 24. «Как научиться разговаривать с людьми»

Развитие навыков общения младших школьников и доброжелательного отношения друг к другу. Познакомить и отработать с учащимися фразы, используемые при знакомстве, отказе, просьбе, извинении. Развивать групповую сплоченность, умение конструктивно использовать приобретенные навыки.

Формировать умение оценивать себя (поступки, поведение) и других людей.

Тема 25. Секреты твоего успеха (языки общения; навыки общения с внешним миром).

Происхождение языка. Первые звуки, слова, язык жестов. Что такое общение? Для чего общаются люди? Общение с книгой, природой, людьми. Устное и письменное общение. Понимание друг друга и др. Мастерская успешного общения. Давай дружить с тобой, волшебница природа!

 Тема  26. «Роль игры в общении».

С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается.

Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.

 Тема 27. «Как понять друг друга без слов».

Познакомить детей с тем, как люди общались с помощью жестов, знаков, мимики, как они научились говорить. Учить детей посредством жестов, мимики передать своё настроение, выполнять любое действие. Учить получать огромную радость от общения друг с другом. Развивать у детей с помощью игр уверенность в себе, воображение. Воспитывать у детей доброту, чувство сопереживания.

Тема 28.  «Давайте играть вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками).

Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку без друзей плохо. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Мои друзья в школе. Ссоры и споры. Играем вместе. Играем в слова. Сочинение диалогов в парах и др.

Тема 29. «Вежливое слово должен знать каждый» (итоговый праздник).

Заключительное занятие. Обобщение и подведение итогов работы кружка за  год.

Второй год обучения.

Тема 1. «Вводное занятие» .

Ознакомление с содержанием и организацией работы кружка второго года занятий.  

Тема 2. «Что изменилось за год?»

Тема 3. «Вместе мы команда».

Возьмемся за руки, чтобы не пропасть поодиночке. Вместе мы –команда.

Тема 4. «Слово веселит, слово утешает, слово огорчает».

Магия слова. Объяснить смысл пословицы «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Быть внимательным к собеседнику. От одного слова – да навек ссора. Язык – наш друг или враг?

Тема 5 . «Что такое общение?»

Что такое общение? Ребенок в кругу друзей. Общение с педагогом. Детские писатели России об искусстве общения (К. Чуковский, Е. Благинина, А. Барто). Дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, взрослыми. Разумеется, в разных ситуациях речевое поведения ребенка должно быть неодинаково. Педагог должен объяснить различие в поведении ребенка в ситуации педагог – ребенок, ребенок – ребенок.

Тема 6.  «Давайте побеседуем о …. - тема беседы».

Искусство вести беседу. Тема беседы может быть любой на выбор педагога. Например: «Легко ли быть слушателем?», «Какой ты слушатель?». Спор – не драка. История нравов. Драка – это еще не воинское искусство. Грубость, хамство  – что это?

Тема 7. «Разнообразное и уместное использование формул приветствия».

Научить детей ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий. Познакомить с разнообразными формами приветствия и уместном их использовании в разных ситуациях. Разыграть с детьми формы приветствия. Этюд «Встреча».

Тема 8. «Разнообразное и уместное использование формул  прощания».

Познакомить с разнообразными формами прощания и уместном их использование в разных ситуациях. Разыграть с детьми формы прощания. Этюд «Прощания».

Тема 9 . «Правила эффективной просьбы».

Как правильно обратиться с просьбой. Правила эффективной просьбы. Разыграть с детьми правила обращения с просьбой. Этюд «Просьба».

Тема 10.   «Как подарить подарок и как его принять».

С Днем рождения! Сюрприз для именинника. Подарок – символ уважения и добрых чувств. Как правильно подарить подарок и как правильно его принять. Какие формы речевого высказывания уместны. Разыграть этюд «Поздравления и пожелания».

Тема 11. «Слушаю и понимаю. Переспрашиваю, если не понял». 

Внимательно слушаю. Не перебиваю. Переспрашиваю, если не понял. Педагог учит строить диалог. Предлагается игра «Вопрос – ответ».

Тема 12. «Придумай диалог».

Педагог учит строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться. Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между, например, Колобком и Репкой, Курочкой рябой и Котом в сапогах. Дети сами могут предлагать известных героев.

Тема 13 . «Фантазии о…»

Педагог развивает воображение, фантазию, связную образную речь, развивает способность представлять себя другим существом или предметом. Для этого ребенок, как бы, превращаясь во что-либо или кого- либо, рассказывает, что вещь чувствует, что ее окружает, что волнует, где и как она живет и т.п. Например: «Я - кукла», «Я – кошка», «Я – мяч», «Чашка, «Утюг» и т.д.

Тема14.  «Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья!»

 Учиться понимать проявление тёплых отношений в семье. Постижение ребёнком своей уникальности, единственности в своём роде. Обогащение и уточнение словаря: название членов семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии. Речевая ситуация. Чтение и обсуждение стихотворения и пословиц.

Тема 15 «Моё любимое животное»

Учить детей интонационной выразительности речи, развивать пантомимические навыки, воображение, инициативу. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, партнёрские качества. Игровая ситуация, игра-инсценировка, беседа.

Дидактическая игра «Весёлые загадки», подвижная игра «Кошачьи повадки».

Тема16. «Собака в жизни человека»

Учить составлять рассказы (описание, повествование, рассуждение) используя разнообразные средства связи между частями высказывания

Чтение стихотворения, беседа по теме. Дидактическая  игра «Чей хвост?»

  Тема17. « Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят». 

Знакомство с тем, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Развивать чувство красоты поэтического слова. Дикционное упражнение, беседа, разыгрывание речевой ситуации, игра «слово-творчество».

Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».

Тема 18. «Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья».

 Развивать речевое внимание, регулировать речевое дыхание, закреплять умение составлять рассказы с опорой на иллюстрации. Поближе познакомиться с классом,  помочь установить благоприятный психологический климат в классе, способствовать созданию гуманных взаимоотношений педагога и учеников.

Тема 19. « Приятного аппетита» (этикет за столом).

Развивать  умения учащихся вести себя в соответствии с нормами, правилами поведения, правилами этикета. Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Тема 20.  «Играем роль воспитанного человека. Сценки».

Познакомить учащихся с кратким сводом правил поведения человека в современном цивилизованном обществе. Оценить уровень знаний учащихся в области воспитанности и скорректировать план индивидуальной и обще-классной работы с целью развития гуманистических начал добра, любви, уважения, милосердия. Пополнять словарный запас детей.

Тема 21.  «О хороших и дурных привычках»

         Сформировать представление о полезных и вредных  привычках, как одной из составляющей здорового образа жизни.

Тема 22.  «Школа доверия».

Развивать у учащихся умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Дети разбиваются на пары и разыгрывают различные ситуации, затем меняются ролями. Таким образом, каждый ученик как бы проходит «школу доверия» своему товарищу.

Тема 23.  «Игры-ситуации».

Развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Тема 24.  «Спешите делать добро».

Способствовать развитию культуры диалога, поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе.

Учащимся предлагается продолжить фразы:

·       «Доброта - э то …».

·       «Добрый человек – это…».

Формирование у учащихся доброты и милосердия.

На конкретных примерах подвести детей к тому, что жестокость аморальна, и нельзя быть равнодушным к её проявлению. Воспитывать чувство сострадания, любовь к ближнему.

Тема 25. «В каком народе живешь, такого обычая держись».

         Занятие призвано способствовать повышению уровня творческой активности учащихся; воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, учить толерантности.

Тема 26.  «Как вести себя на улице».

Формирование у детей нравственного представления о вежливости;

Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.

Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Тема 27. «Что мы узнали о культуре общения?»

 Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи,

установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой, формировать навыки речевого общения.

Тема 28.  Заключительное занятие. «Да здравствует вежливость и доброта!»

Обобщение и подведение итогов работы кружка за год.

Третий год обучения.

Тема 1 . «Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!»

Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета, развитие артикуляционной моторики…  разыграть с учащимися речевые ситуации, упражнения на интонационную выразительность.

Тема 2. «Дом, в котором я живу». 

Воспитывать у детей потребность радовать своих близких добрыми делами. Развивать невербальные средства общения у детей. Речевая ситуация.

Игра «покажи, не называя», «Кто скорее соберёт», « Кто, где живёт».

Тема 3. «Винтики – конфеточки - мальчики и девочки». 

Прививать культуру общения, развивать навыки социального поведения, развивать речевую память и произносительные навыки. Артикуляционная. гимнастика дидактические  игры, этюд, игровая ситуация.

Тема 4. «Ссоры и споры».

 Учить поиску конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора. Развивать невербальные средства общения, интонационную выразительность. Дикционные упражнения. Речевая ситуация. Игра-головоломка. Этюд.

 

Тема 5. «Если весело живётся».

Учить составлять описание, рассуждение, повествование. Совершенствовать диалогическую и развивать монологическую речь. Развивать навыки импровизации и пантомимики. Воспитывать доброжелательность, коммуникативность.  В ходе занятия используется речевая разминка, речевая ситуация, дидактическая игра.

 

Тема 6. « Мы в слова играем – вместе дружно сочиняем».

Уточнить понятие «скороговорка».Развитие дикции. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Учить работать вместе, сообща, дружно. 

Тема 7. « В мире звуков».

Показать роль звучащего слова, сформировать у детей представление о звуках речи, опираясь на представление детей о значении этого слова. Развитие фонематического слуха Речевая разминка, речевая ситуация.

Тема 8. «Мои умные помощники».

 Познакомить учащихся с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Учит воспринимать несловесную информацию. Упражнять в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка.

Тема  9 « Язык жестов и движений».

Развитие коммуникативных способностей. Формировать умение согласовывать свои действия с действием партнёра. Развивать творческую инициативу. Отрабатывать навыки четкого произношения. Дикционное упражнение, речевая ситуация, этюд на выразительность, мимическая игра, словесная игра.

Тема 10 « Общение на расстоянии».

Познакомить учащихся с целями и средствами общения. Активизация мыслительной деятельности. Речевая разминка, речевая ситуация, игровая ситуация.

Тема 11 « Напишите мне письмо». 

Закрепить знания о том, с помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнять в записи письма с помощью пиктограмм. Речевая разминка, речевая ситуация.

Тема 12. «Умеет ли разговаривать природа». 

Закрепить правила поведения, общения с природой. Развитие воображения, пантомических навыков. Учить произносить фразы с определённой интонацией и с разной силой голоса. Речевая разминка, речевая ситуация, беседа о правилах поведения на природе. Лексико-грамматическая игра. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.

 Тема 13.  «Путешествие в лес».

Словесно описывать животных, их поведение, действия. Развитие наблюдательности. Воспитание гуманного отношения к животным .

Тема 14 . «Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)». 

Учить, вежливо обращаться с просьбой к собеседнику. Учить, интонационно выразительно проговаривать фразы. Развивать воображение, импровизацию в ходе инсценирования, пантомимические навыки.

Тема 15. «Когда без извинения не обойтись?».

Познакомить с правилами общения, которые используются при извинении. Учить находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Воспитывать доброжелательное отношение детей в игре. Речевая разминка, речевая ситуация, беседа, словесная игра, обыгрывание ситуации.

Тема 16. «Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)».

 Знакомить детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли. Побуждать детей к импровизации, творчеству, развивать коммуникативные навыки. Речевая разминка, речевая ситуация.

Тема 17. « Слово - мостик понимания между людьми».

 (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

Расширять понимание детей о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить

Тема 18. «В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)». 

Развивать речевое внимание и речевое дыхание, интонационную выразительность, обогащать словарный запас. Учить описывать предмет, закреплять навыки речевого общения в модельной ситуации. Речевая гимнастика, речевая ситуация, словесная игра «Назови одним словом».

Тема 19. «К нам гости пришли!» 

 Обучать правилам гостевого этикета. Воспитывать навыки доброжелательного общения, уверенность в себе. Развивать интонационную выразительность, творчество и инициативу. Речевая разминка, речевая ситуация, лексико-грамматическая игра.

 Тема 20. «Угощения в День рождения».

Познакомить детей с правилами столового этикета. Развивать навыки соблюдения чистоты и аккуратности за столом. Развивать интонационную выразительность, желание импровизировать речевые диалоги, речевые формы общения. Речевая разминка, речевая ситуация, словесная игра.

Тема  21. «Хороший поступок».

Закрепить понимание того, какой поступок является хорошим. Дать возможность мысленно представить себя на месте героя рисунка.

Тема 22.  «Умей быть требовательным к себе и доброжелательным к товарищам.

Воспитывать у учеников  критичного отношения к себе. Воспитание правдивости, а также доброжелательного отношения к товарищам. Как вы это понимаете? (Ребята высказывают свои мнения.).  Объяснить детям,  что важно уметь по-товарищески, уважительно относиться друг к другу, как полезно видеть плохое в себе и хорошее в товарищах, а не наоборот.

Тема 23. «Умение понять и помочь».

 Воспитать умение сочувствовать товарищу. Воспитать стремление и умение помогать людям. Формировать понятие о необходимости заранее обдумывать каждое свое действие.  На основе художественного произведения разобрать, что недостаточно хотеть помочь, нужно помогать обдуманно, разумно иначе не поможешь, а навредишь.  Давайте подведём итоги. Как же правильно, разумно помочь другому человеку? ( Ребята при помощи педагога делают вывод.)

 Тема  24. «Школа вежливости».

Мы живем среди людей. Хорошие манеры помогают нам жить в согласии с ними. Учимся общаться с незнакомыми людьми.

Тема 25. «Поездка в автобусе».

Рассказать, и показывают  ученикам, как надо вести себя в автобусе (входить, садиться, покупать билет, места со специальным значком, как выходить из автобуса).

 Тема 26. «Сами творим красоту».

Комплексное занятие "Этика" + "Забавные поделки". Готовим маленькие подарки для тех, кто нам нравится (другу, родителям, педагогам).

 Тема 27. «Традиции общения в русской семь».

Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.

Оформление генеалогические деревья семей, стенд с фотографиями «Загляни в семейный альбом», выставка сочинений и поделок учащихся.

Тем 28."Я с бабушкой своей дружу…"

Совершенствовать диалогическую и монологическую связную речь. Учить детей осознавать, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Воспитывать уважение к старшим. Беседа, игра «Внимательный ли ты слушатель?», задание «Расшифруй пословицу», игровая ситуация.

Тема 29. «Идем в театр».

Были ли дети в театре? Что понравилось и запомнилось? Кто работает в театре? Как надо вести себя в театре? Показ сказки "Огородники" (кукольный театр). Дети занимают места, смотрят сказку, благодарят актеров аплодисментами. Предложить родителям сходить с детьми в театр.

Тема 30. «Зрители и актёры».

Экскурсия в театр по правилам этикета. Театр начинается с вешалки. Зрительская культура. Эту тему желательно рассматривать в практической деятельности детей, используя театральные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «О чем рассказала театральная программа», «Сегодня мы идем в театр». Развивать коммуникативные способности. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Развитие творческой инициативы. Речевая разминка, речевая ситуация, беседа по теме.

 Тема 31. «Турнир Вежливости». Итоговый праздник.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Наименование

разделов и тем

Общее

количество

часов

В том числе

Теоретические

часы

Практические

часы

1.

«Я и ты»

(занятие - знакомство)

1 часа

1 час

2

«Моё любимое имя!»

1 час

1 час

3.

«Мы живём среди людей».

1 час

1 час

4.

«Как стать волшебником?»

1 ч.

1 ч.

5.

Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни.

1 ч.

1 ч.

6

Мимика  и жесты, о чем они говорят.

1час

1 час

7

Подумай, с кем ты говоришь. Ты говоришь –

я слушаю.

1 час

1 час

8

Давайте побеседуем. Правила беседы

1 час

1 час

9.

«За что мы иногда сами себя не любим?»

1 час

1 час

10.

Скажи при встрече: «Здравствуйте!» Уходя, скажи «До свидания!»

1 час

1 час

11.

Волшебное слово «Спасибо», «Пожалуйста».

1 час

1 час

12.

Зачем быть вежливым? Как обратиться к человеку?

1 час

1 час

13.

«Как разговаривать по телефону?»

1 час

1 час

14

С кем бы ты хотел дружить? 5 правил  дружбы

1 час

1 час

15

«Порадовать маму. Как это просто».

1 час

1 час

16

«Я не жадина!»

1 час

1 час

17

Мое настроение - Что я люблю

1 час

1 час

18

«Как сказать «нет» и отстоять своё мнение».

2 часа

1 час

1 час

19

Я дома и в гостях. Я встречаю гостей

2часа

1 час

1 час

20

Я играю с друзьями.

1 час

1 час

21

Подарки.

1 час

1 час

22

«Как  помириться после ссоры»

1 час

1 час

23.

«Для чего нужна улыбка?»

1 час

1 час

24.

«Как научиться разговаривать с людьми»

1 час

1 час

25.

Секреты твоего успеха (языки общения; навыки общения с внешним миром).

1 час

1 час

26.

«Роль игры в общении».

2 часа.

1 час

1 час

27

«Как понять друг друга без слов».

1 час

1 час

28

Давайте играть вместе!

2 час

2 час

29

Вежливое слово должен знать каждый».

( итоговый праздник)

2 часа

2часа

Итого  часов

34 часа

20 часов

14 часов

                                       

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

п/п

Наименование

разделов и тем

Общее

количество часов

В том числе

Теоретические

часы

Практические

часы

1.

Вводное занятие. Повторение изученного.

1 час

1 час

2.

«Что изменилось за год?»

1 час

1 час

3.

Вместе мы команда.

1 час

1 час

4.

Слово веселит, слово утешает, слово огорчает

1 час

1 час

5

Что такое общение?

1 час

1 час

6.

Давайте побеседуем о …. - тема беседы

1 час

1 час

7.

Разнообразное и уместное использование формул приветствия

1 час

1 час

8.

Разнообразное и уместное использование формул  прощания

1 час

1 час

9.

Правила эффективной просьбы.

1 час

1 час

10

Как подарить подарок и как его принять.

1 час

1 час

11.

Слушаю и понимаю. Переспрашиваю, если не понял.

1 час

1 час

12.

Придумай диалог.

1 час

1 час

13.

Фантазии о…

1 час

1 час

14.

Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья!"

1 час

1 час

15.

"Моё любимое животное"

1 час

1 час

16.

Собака в жизни человека.

1 час

1 час

17.

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят"

1 час

1 час

18.

."Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья"

1 час

1 час

19.

«Приятного аппетита!»

(этикет за столом)

1 час

1 час

20.

Играем роль воспитанного человека. Сценки.

1 час

1 час

21.

О хороших и дурных привычках.

1 час

1 час

22.

Школа доверия.

1 час

1 час

23

Игры-ситуации

1 час

1 час

24

Спешите делать добро.

1 час

1 час

25

«В каком народе живешь, такого обычая держись».

1 ч.

1 ч.

26

Как вести себя на улице.

1 час

1 час

27.

Что мы узнали о культуре общения.

1 час

1 час

31

«Да здравствует вежливость и доброта!»

(итоговый праздник)

2 час

2час

Итого  часов

34 часа

21часов

13 часов

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Наименование

разделов и тем

Общее

кол-во учебных

часов

В том числе

Теоретические

часы

Практические

часы

1.

"Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!" Повторение изученного.

1 час

1 час

2.

Дом, в котором я живу.

1 час

1 час

3

" Винтики – конфеточки - мальчики и девочки."

1 час

1 час

4.

Ссоры и споры.

2 часа

1 час

1 час

5.

«Если весело живётся».

1 час

1 час

6.

Мы в слова играем – вместе дружно сочиняем.

1 час

1 час

7.

В мире звуков.

1 час

1 час

8.

Мои умные помощники

1 час

1 час

9.

Язык жестов и движений.

1 час

1 час

10.

Общение на расстоянии.

1 час

1 час

11.

Напишите мне письмо.

2 час

1 час

1 час

12.

Умеет ли разговаривать природа.

1 час

1 час

13.

"Путешествие в лес

1 час

1 час

14.

"Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)"

1 час

1 час

15.

" Когда без извинения не обойтись?"

1 час

1 час

16.

Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)"

1 час

1 час

17.

"Слово - мостик понимания между людьми

1 час

1 час

18.

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя).

1 час

1 час

19.

" К нам гости пришли!"

1 час

1 час

20.

"Угощения в День рождения".

1 час

1 час

21

«Хороший поступок»

1 час

1 час

22.

«Умей быть требовательным к себе и доброжелательным к товарищам.

1 час

1 час

23.

«Умение понять и помочь».

1 час

1 час

24.

Школа вежливости.

1 час

1 час

25.

Поездка в автобусе.

1 час

1 час

26.

Сами творим красоту.

1 час

1 час

27.

Традиции общения в русской семье.

1 час

1 час

28.

"Я с бабушкой своей дружу…"

1 час

1 час

29.

Идем в театр"

1 час

1 час

30.

Зрители и актёры

1 час

1 час

31.

Итоговый праздник.

«Турнир Вежливости».

2часа

2 часа

Итого часов

34 часа

17 часов

17 часов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002.

3. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.,1993.

4.Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). – Екатеринбург, 1997.

5. Быстрова Т.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.. 2001.

6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.. 2001.

7.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.,2001.

8. Графт Т.Р. Азбука общения // Класс. 1995.  №4.

9. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 кл. – М., 1995.

10. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника. - М.,1996.

11. КлюеваН. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по дисциплине "Культура общения" для дошкольников

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия: обмен действиями, поступками, мыслями и чувствами, переж...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Культура общения»

Данная программа  «Культура общения» является адаптированной и составлена на основе «Программы по этике» для учащихся  1-8 классов общеобразовательных школ» (А.Волович).Настоящая прогр...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Культура общения»

Данная программа  «Культура общения» является адаптированной и составлена на основе «Программы по этике» для учащихся  1-8 классов общеобразовательных школ» (А.Волович).Настоящая прогр...

Программа дополнительного образования детей "Культура поведения делового человека"

Предполагаемый курс восполнит в определенной мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общен...

Программа дополнительного образования детей "Культура речи и правописание.Готовимся к ЕГЭ"

Программа "Культура речи и правописание. Готовимся к ЕГЭ"имеет практическую направленность и составлена на основе программы Львовой С.И."Русское правописание:орфография и пунктуация"и реализуется в ра...

Доклады на тему: Технологии в образовании.Особенности педагогического общения.

В статьях представлены новые технологии в образоании. Например: технология проблемного обучения,игровые технологии и др. А также представлены особенности педагогического общения в системе инновационно...

Доклад на родительском собрании по теме "Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка".

Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателяАнтона Семёновича Макаренко,   который говорил родителям:  «Правильное   воспитани...