Формирование УУД через проектную деятельность учащихся
статья по теме

Толстунова  Екатерина Владимировна

выступление на районном методическом объединении учителей экологии, выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении педагогов экологического отдела Станции юных туристов, РМО учителей экологии

«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ             И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

       Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»

        Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

        Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. 

Педагог в формировании у учащихся УУД играет важную роль. Дополнительное образование предоставляет широкие возможности для их развития. Поэтому изучение теоретических основ формирования УУД и практическая деятельность в данном направлении имеют большое значение.

Выступление  основано на личном опыте работе с учебной группой «Юные исследователи природы» учреждения дополнительного образования детей «Городская станция юных туристов» г. Ногинска с применением проектного метода в обучении.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Универсальные учебные действия, их классификация

          Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. 
               Одной из особенностей  
УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они:  носят надпредметный, метапредметный характер;  обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;  обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;  лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;  обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

       К основным функциям УУД относятся:  обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;   создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

       Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями: - Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. - Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. - Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:   личностное, жизненное самоопределение;  действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

        Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным УУД относятся:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

        Важно отметить такое общеучебное УУД как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. 

       Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов,  определяющих данную предметную область.

Логическими УУД: анализ объектов с целью выделения признаков;  синтез;  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  подведение под понятие, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:  формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

              Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постановка вопросов;  управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

       Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. 
               
Регулятивные УУД  обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование; составление плана и последовательности действий;  прогнозирование;   контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция;  оценка; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Основные виды коммуникативных, в т.ч. речевых действий, естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. 

       Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.        Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.  Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее            заданным требованиям; сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Формирование УУД у учащихся учебной группы                                   «Юные исследователи природы» с применением метода проектов

Являюсь педагогом дополнительного образования экологического отдела МОУ ДОД «Городская станция юных туристов» г. Ногинска.  Работу учебной группы «Юные исследователи природы» организую по адаптированной программе «Юные исследователи природы» эколого-биологической направленности, рассчитанной на 5 лет обучения учащихся  в возрасте 11-16 лет. Программа построена так, что происходит постепенное развитие интереса  от созерцательной стадии через деятельносто-практическую и познавательную до творческой стадии (самостоятельное исследование). Одна из важных форм практических работ – учебно-исследовательская. Один из основных методов обучения – проектный метод. В рамках работы учебной группы  ведётся исследовательская работа, подготовка учащихся экологическим конкурсам и  конференциям разного уровня. Ребята под руководством педагога осуществляют экологический мониторинг за объектами природы родного края, изучают их историю, вносят предложения по улучшению их экологического благополучия, являются инициаторами, помощниками организаторов и активными участниками городских молодежных экологических акций.

Проектная учебная деятельность учащихся представляет собой творческую  работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации педагога.

 Опираясь на опыт и интересы учащегося, педагог помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.

В рамках работы кружка «Юные исследователи природы» путём активного использования методов проектов формируются  универсальные учебные действия, определённые в  «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования»:

Универсальные учебные действия, определённые в  «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования»

Формирование УУД в рамках работы группы «Юные исследователи природы»

Обеспечение функций универсальных учебных действий

Работа над проектом /самостоятельный выбор темы, самостоятельный сбор материала/


Личностные универсальные  учебные действия

Работа над проектами на экологическую тематику, написание статей в газету «Зеленая волна», в СМИ, социологические опросы населения, создание презентаций,  выступление на конференциях.

Регулятивные универсальные  учебные действия

Работа над проектом, выступление на конференциях. Доработка проектов по итогам замечаний после публичной защиты проектов, выступлений на конференциях.

Познавательные универсальные учебные действия  

Работа над описанием проекта, создание презентаций, краткого выступления, тезисами, статьёй в СМИ.

Универсальные логические действия

Использование исследовательского метода в проектной работе обязательно при подготовке работы к защите на научно-практической конференции. Универсальные логические действия применяются на всех этапах работы.

Коммуникативные универсальные  учебные действия

Коммуникативные действия формируются при работе в группах /практические работы, наблюдения, социологический опрос, создание презентации, анкетирование, интервьюирование, фотосьёмка/, при публичной защите проектов

За 2010-2011 учебный год учащимися учебной группы выполнены исследовательские экологические проекты:

Название проекта

Результат

1

Вода, которую мы пьем

Диплом 6 ступени Всероссийского конкурса детских исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»; участие во Всероссийской конференции «Актуальные проблемы экологии и природопользования» в РУДН, публикация в сборнике

2

Черноголовский пруд и его «окружающая среда»

Диплом высшей ступени Всероссийского конкурса детских исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»; Диплом «За лучший стенд» Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского; организация и проведение городской экологической акции «Помоги реке Черноголовке!» с участием 200 учащихся и педагогов Ногинского района

3

Изучение видового состава растительности луга Щавелиха

Диплом участника Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского; участие во Всероссийской конференции «Актуальные проблемы экологии и природопользования» в РУДН, публикация в сборнике

4

Я за здоровый образ жизни. А ты?

Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее, Ногинск»

5

Комплексное исследование реки Лаврушки

3 место в научно-практической конференции «Шаг в будущее, Ногинск»; диплом участника Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского; организация экологической акции на реке Лаврушке с участие 30 учащихся СЮТур

6

Каким воздухом мы дышим?

Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее, Ногинск»

7

Мы и наше здоровье

1 место  в научно-практической конференции «Шаг в будущее, Ногинск»

Полученные результаты были опубликованы в газете «Волхонка», «Богородские вести» Ногинского района, в сборнике Всероссийской конференции «Актуальные проблемы экологии и природопользования» в РУДН. Методическая разработка «Исследовательская  работа учащихся экологического отдела МОУ ДОД СЮТур г. Ногинска Московской области с использованием оборудования КРИСМАС+» стала победителем Всероссийского конкурса методических материалов КРИСМАС, материалы опубликованы на сайте учебного центра КРИСМАС+.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предполагаемые результаты: Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;  обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Вот поэтому я использую в обучении и внеурочной деятельности метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения мои воспитанники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем.   Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.

Метод проектов требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человека. Главный результат применения проектного метода в обучении учащихся по программе «Юные исследователи природы» - это формирование экологически грамотной личности с научным мировоззрением, обладающей умением учиться, жить, принимать самостоятельные решения и делать самостоятельные выводы. Учащиеся выбирают профессии врачей, экологов, педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.

Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.

Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / отв. ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.

Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность...

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Статья Формирование ключевых компетенцийчерез проектную деятельность учащихся на уроках географии...

Представление опыта работы МБОУ ООШ №5 «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю ос...