Методическая разрвботка "Рисуем с интересом. Натюрморт в интерьере"
методическая разработка (6 класс) по теме

Рогулькина Наталья Дмитриевна

 

Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.

- Пабло Пикассо

ОБУЧЕНИЕ В ПАНСИОНЕ…

Последнее время в изобразительном искусстве широко распространена идея, что «школа» - самый страшный враг истинному художнику, творческой личности. Что художник не обязан уметь рисовать, более того, это умение может страшно ему повредить. Но как можно быть свободным, если ты ограничен в своих знаниях?! Как и в любом другом виде искусства, творчество и школа вовсе не взаимоисключающее, а дополняющее  друг друга. Каждый может научиться рисовать — главное уметь видеть.

Концепция обучения в Пансионе построена на сочетании обучения классическому рисованию и творческого поиска. Большое внимание уделяется теории - композиции, цвету, перспективе, художественным материалам, стилям изображений - и закреплению полученных знаний на практике с помощью специально разработанных оригинальных упражнений. Во время обучения ученики знакомятся с особенностями разных стилей и техник и учатся сознательно их выбирать в зависимости от поставленной задачи.

Обучение в Пансионе включает четыре основных курса:

основы изобразительного искусства  -   5-6 классы

живопись (и рисунок) – 7 – 8 классы

композиция (для дополнительного студийного занятия)

Это разделение достаточно условно, курсы тесно связаны между собой - в конечном итоге, в искусстве нет чётких границ, но есть связи между различными стилями и техниками, поэтому одной из основных задач обучения в  Пансионе ставится понимание этих связей и переходов. В классическом натюрморте могут присутствовать и декоративные детали, в декоративном изображении - элементы перспективы и реалистические тени, а законы композиции, грамотное сочетание цветов и единство стиля являются общими для всех видов изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.1.1_metodicheskaya_risuem_s_interesom.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»

_____________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

старший методист

Пансиона воспитанниц МО РФ

________________Е.В.Савинкова

«_12__»__11____2010  г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«РИСУЕМ С ИНТЕРЕСОМ.

НАТЮРМОРТ В ИНТЕРЬЕРЕ»

Рогулькиной Н.Д.,

педагога

дополнительного образования

Заслушано и рекомендовано ПМО

Руководитель отдельной дисциплины

____________ Е. Вершигорова.

«_12__»__11__2010г.

Москва, 2010

РИСУЕМ С ИНТЕРЕСОМ

                                        преподаватель высшей категории

                                        Рогулькина Наталья Дмитриевна

Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.

- Пабло Пикассо

ОБУЧЕНИЕ В ПАНСИОНЕ…

Последнее время в изобразительном искусстве широко распространена идея, что «школа» - самый страшный враг истинному художнику, творческой личности. Что художник не обязан уметь рисовать, более того, это умение может страшно ему повредить. Но как можно быть свободным, если ты ограничен в своих знаниях?! Как и в любом другом виде искусства, творчество и школа вовсе не взаимоисключающее, а дополняющее  друг друга. Каждый может научиться рисовать — главное уметь видеть.

Концепция обучения в Пансионе построена на сочетании обучения классическому рисованию и творческого поиска. Большое внимание уделяется теории - композиции, цвету, перспективе, художественным материалам, стилям изображений - и закреплению полученных знаний на практике с помощью специально разработанных оригинальных упражнений. Во время обучения ученики знакомятся с особенностями разных стилей и техник и учатся сознательно их выбирать в зависимости от поставленной задачи.

Обучение в Пансионе включает четыре основных курса:

основы изобразительного искусства  -   5-6 классы

живопись (и рисунок) – 7 – 8 классы

композиция (для дополнительного студийного занятия)

Это разделение достаточно условно, курсы тесно связаны между собой - в конечном итоге, в искусстве нет чётких границ, но есть связи между различными стилями и техниками, поэтому одной из основных задач обучения в  Пансионе ставится понимание этих связей и переходов. В классическом натюрморте могут присутствовать и декоративные детали, в декоративном изображении - элементы перспективы и реалистические тени, а законы композиции, грамотное сочетание цветов и единство стиля являются общими для всех видов изобразительного искусства.

В курсах чередуются более сложные задания, требующие усидчивости и аккуратности, и более «свободные», рассчитанные на раскрепощение и поиск. В летнее время все занятия заменяются пленером - практикой на открытом воздухе.

О  РАЗЛИЧИИ ЖИВОПСИ И ГРАФИКИ…

Живопись и графика являются двумя основными видами двухмерного изобразительного искусства. В каком из этих двух видов исполнено то или иное произведение, определяют по технике - т. е. по материалам, которыми и на которых исполнено произведение, а также по цвету - его наличию и особенностям использования в работе. Полноцветные картины масляными красками на холсте относятся к живописи, рисунки простым карандашом, углём или тушью на бумаге - к графике.

Однако, далеко не во всех случаях можно легко и однозначно определить, является конкретное произведение «живописью» или «графикой». Так, например,  бумага  считается чисто графическим материалом.   Работы, выполненные на ней акварелью, гуашью или пастелью, часто обладают полной цветовой гаммой,  что позволяет их отнести к живописным произведениям.  А эти техники относятся как к графическим, так и к живописным. Иногда одни и те же работы, выполненные в этих техниках, в одних каталогах и выставках можно обнаружить в одной категории, а в других - во второй. С другой стороны, Рисунки, выполненные чисто графическими материалами, такими как уголь, сепия, сангина, мел и т. д.,  нередко обладают интересным и богатым колоритом за счёт использования растушёвок и размывок. Сочетания различных оттенков одного материала - например, различных оттенков сангины от кирпично-красного до коричневого, - сочетания цветов материалов между собой - например, сангины и угля, - и их сочетания с цветом листа. Несмотря на наличие и активное использование цвета, такие работы однозначно относят к графике, поскольку цветовая гамма остаётся достаточно ограниченной, цвет не передаёт или передаёт лишь условно реальную окраску предметов, а основное внимание уделяется линиям, пятнам, штриховке, текстурам и тональным переходам, т. е. приёмам чисто графическим.

Таким образом, живопись и графику различают не по наличию цвета как такового, а по способу и характеру его применения и его значимости. В живописном произведении пространство и предметы передаются цветом. Трёхмерность предметов моделируется не только тоном, но и цветом. Например, светлые участки предметов в натюрморте имеют более  тёплый оттенок, чем находящиеся в тени, удалённые части пейзажа приобретают голубоватый оттенок и т. д. Интерес к цветовому, а не только тональному богатству окружающего мира, среды, предметов, тончайшие переходы и оттенки цветов определяют степень живописности работы.

В рисунке же цвет играет вспомогательную роль и подчиняется особенностям изображения - технике, бумаге, приёмам. Условность цвета в графических работах, уменьшая иллюзию реальности, способствует использованию приёмов, подчёркивающих условность самого изображения. Так, во многих рисунках и гравюрах большие участки бумаги остаются открытыми, что разрушает непрерывность изображения и подчёркивает изобразительные средства, выявляя линии, пятна, формы. В графике более широко используются и декоративные приёмы, например, такие как плоская и ровная заливка пятен, контурная обводка, регулярная штриховка. Использование небольшого количества цветов, столь характерное для графики, также можно отнести к декоративным приёмам.

Разумеется, во многих случаях сложно или практически невозможно определённо классифицировать ту или иную работу - характер произведения определяется преобладанием живописных или графических приёмов. Так, например, если в работе хотя и использовано много ярких контрастных цветов, но они плоско заливают контур, не смешиваясь между собой, основными художественными средствами остаются линия и пятно, а цвет только дополняет их, усиливая общую выразительность рисунка. С другой стороны, бледные тона сближенных цветов также придают картине рисуночный характер, даже если она выполнена не линиями и пятнами, а объёмной моделировкой. В обоих этих примерах, сколь разными они бы ни были, графические приёмы однозначно перевешивают, а цвет и в том, и в другом случае условен и играет подчинённую роль.

Различие между рисованием и живописью существует в основном в нашем понимании. В восточной культуре его почти нет, так как в японской, равно как и в китайской живописи и рисунке используется кисть. Они называют хорошо выполненный рисунок, в особенности человеческого тела, живописным. Живописью у них называется талантливый рисунок.

На самом деле, теперь эти два понятия становятся все более самостоятельными. Если раньше рисунок выступал в роли эскиза к картине, скульптуре или другой работе, то теперь он выступает как полноценный элемент искусства.  Техника рисунка кистью применялась старыми мастерами, как в эскизных работах, так и в законченных жанровых композициях, пейзажах, портретах, набросках и тщательно проработанных рисунках человеческих фигур. Для рисунка кистью бумага выбирается с обезжиренной поверхностью и хорошим зерном, белая, а иногда тонированная каким-либо нейтральным цветом. Для длительной работы желательно иметь бумагу высокого качества—ватман или полуватман. Старые мастера рисовали кистью чернилами, тушью, бистром и многими другими красителями, разводимы ми водой с добавлением клея.

Великолепные образцы станковых рисунков создали итальянские мастера Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тинторетто, немецкие художники Гольбейн, Дюрер, Менцель, голландские и фламандские мастера Рембрандт, Рубенс, Ван-Дейк, французские художники Ватто, Фрагонар, Энгр, Домье и многие художники различных стран мира.

Из русских художников прошлого назовём таких мастеров рисунка, как О. А. Кипренский, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель. В советском искусстве станковый рисунок получил дальнейшее развитие в работах таких художников, как Е. А. Кибрик, Г. С. Верейский, Кукрыниксы, Д. А. Шмаринов, Н. А. Тырса, В. В. Лебедев, Н. Н. Жуков, Г. Рейндорф, А. Ф. Пахомов, Б. И. Пророков, О. Г. Верейский, Л. В. Сойфертис и многих других.

Чернила, которыми тогда рисовали, в наше время вышли из употребления. Бистр в современной технике рисунка также почти не употребляется. Тем не менее, бистр (темно-коричневого оттенка) как материал для рисования не утратил своего значения и по сей день. Приготовляется он из каминной копоти и клея.

С давних пор большое распространение получила техника рисунка кистью на бумаге. Давая возможность широко прокладывать тоном большие массы и плоскости в рисунке, эта техника позволяет в то же время выполнять рисунки, отличающиеся особой тонкостью исполнения. Хороший материал для рисунка кистью — чёрная тушь.

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ…

Тушь (по-немецки tusche, по-английски indian ink, по-французски encre de chine).

Краска чёрного цвета, сохраняющая насыщенность тона независимо от прошедшего времени. Если сильно разбавить водой, даёт серый тон. Используется для рисования кистью и пером, для черчения. В рисовании часто сочетается с углём и карандашом, с применением отмывки, заливки и штриховки. В ранних трактатах об искусстве упоминалась чёрная сажевая тушь, изготовленная в Древнем Египте и Древнем Китае. Созданная специально для затушёвывания поверхностей вырезанных на камне иероглифов, в своей основе эта тушь содержала чёрный пигмент угля с клейкими веществами на водной основе или какой-либо другой.  К примеру, смесь сажи из дыма, получаемого при сжигании хвойных деревьев, масла для лампы, смешанного в свою очередь с желатином из ослиных шкур и мускуса. По легенде, тушь была изобретена китайским философом примерно в 1200 году до н.э. Из Китая тушь распространилась в Корею и Японию, в XVI—XVII в. — в Европу.

Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Чёрная тушь высокого качества имеет густой чёрный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок) употребляется крайне редко. В ходе работы тушь разбавляется водой, но при высыхании она почти не смывается. Цветовой тон рисунка в зависимости от того, насколько разбавлена тушь, колеблется от бурого до серебристо-серого. Неразбавленная тушь даёт на бумаге интенсивный чёрный цвет.

Лучший сорт чёрной туши — китайская. Такая тушь, применяемая для живописи и каллиграфии, по качеству во многом превосходит европейскую тушь. В Китае всегда используют плитки первосортной туши, с черным лаковым блеском. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают большое разнообразие тонов. С европейской тушью такого художественного эффекта достичь невозможно. В Китае тушь сама по себе является ценным произведением искусства. В древности литераторы и живописцы предпочитали пользоваться брусочками туши изящной формы с изысканными узорами.

Традиционная китайская живопись (гохуа) появилась в глубокой древности. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков — горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. С самого начала китайской живописи образы создавались посредством линейного рисунка.

Перед тем как начать работу сухой тушью, её необходимо растереть, используя для этого какую-либо фарфоровую посуду или специальную палитру. Тушь  хорошего качества имеет тепловатый оттенок, отличается большой плотностью и растяжимостью тона от глубоко- чёрного до светлых, едва заметных оттенков. Положенная на бумагу тушь,  высохнув, не смывается. Под тушь необходимо готовить бумагу так же, как и под акварель. Тушью можно работать любыми кистями по бумаге, выполняя как мелкие, так и очень крупные рисунки, она хорошо входит в соединение с другими материалами рисунка. Кистью можно рисовать и любым цветом акварельной краски.

Необычайного совершенства достигли в этой области китайские мастера. Их искусство настолько значительно, что следует о нем рассказать подробнее. Традиции этого искусства слагались веками, и в творчестве таких мастеров, как, например, Ци Бай-ши и Сюй Бэй-хун (Жю Пэон), достигли большого совершенства. Сюжеты произведений китайских художников чаще всего почерпнуты из природы. Эти простые сюжеты решены с таким вдохновением, что пробуждают в душе человека целую гамму сложных и прекрасных чувств, заставляют ощутить разнообразие и неповторимую красоту окружающего мира. Китайские мастера умеют вызвать у зрителя ощущение таких изменчивых явлений, как журчание водяных струй, порыв ветра, бег облаков в небе, полет птицы. Работают китайские мастера тушью на особо тонкой бумаге, хорошо впитывающей влагу. Китайская тушь (жидкая или же сухая - в палочках) справедливо считается лучшей в мире. Сухую тушь растирают с водой в специальных каменных тушницах. Китайские кисти очень разнообразны и тщательно подобраны. Рисунки чаще всего выполняются на вертикальных полосах бумаги. Трудно передать все богатство этой техники. В одних местах рисунка художник быстрыми точным движением наносит тушь более сухой кистью, тушь не успевает расплыться на бумаге и ложится чётко. В других местах влажная кисть намеренно дольше задерживается на бумаге, тушь расползается и даёт мягкие, расплывчатые сочные пятна. Некоторые места рисуются с обратной стороны тонкой бумаги с тем, чтобы на лицевой стороне проступили особенно нежные пятна. Работы китайских мастеров отличаются композиционным совершенством. Изображения очень часто сочетаются с надписями, а сами иероглифы используются как декоративные и композиционные элементы произведения. В этих произведениях нас привлекает скупость изобразительных средств, большая точность и меткость рисунка. В известной работе Сюй Бэй-хуна "Быстро скачущая лошадь" благодаря высокому мастерству и совершенному владению техникой просто, свободно и уверенно передано сложное движение.

Вообще, как правило, рисунок кистью в любой из упомянутых  техник  требует большого опыта, знаний и точности глаза. Вместе с тем такая работа воспитывает в художнике чувство целого, умение лаконично передавать большую форму.

НМНОГО ПРО КИСТИ…

Кисти являются самым древним художественным материалом. Они применялись уже при росписях в пещере Альтамира 13500 г. до н. э. Различной ширины и длины, пучки волосков укреплялись на куске кости.

Различия в качестве и долголетии кисточек определяются держателем - на прочных и соответственно, более дорогих кисточках, он бесшовный. Во всех качественных круглых кистях волоски также предварительно связываются. Эластичность кисточек зависит как от качества волосков, так и от длины их части, закрытой держателем. Количество набираемой краски зависит от толщины и структуры волосков - чем они тоньше, и чем больше чешуек, тем больше набирается краски. Беличьи кисточки, обладая самым маленьким диаметром волосков, набирают максимальное количество краски и поэтому используются для техник, требующих большого количества воды - акварель. Поскольку у синтетических волосков отсутствует чешуйчатая структура, они набирают меньше краски и поэтому могут использоваться только для менее жидких красок (гуашь, темпера, акрил, масло). С дешёвых синтетических кистей краска скатывается, и поэтому они для использования в художественных целях непригодны.

Наиболее распространённые материалы кистей:

Колонок - наиболее качественный и дорогой материал - применяется для большинства техник - акварели, гуаши, масла и т. д.

Белка - очень тонкие волоски, лучше других набирающие воду, мягче, чем колонок, и поэтому идеально подходящие для акварели.

Коровье ухо - жёсткие относительно толстые волоски, применяются для масла.

Синтетика - современные синтетические волокна для художественных кистей имеют коническую форму и тонкий кончик природных волосков, основной недостаток: гладкость, т. е. отсутствие чешуйчатой структуры. Преимущество - стойкость и простота очистки. Поэтому синтетические кисти в основном используют для более "грубых" и вязких техник - напр. акрила, темперы, гуаши - и для наложения первого слоя краски на подложку.

Пони и коза - слишком тонкие, не упругие, и поэтому не держат форму. Для художественных целей не применяются.

Наиболее распространённые и удобные формы кистей - 1) плоские и 2) круглые остроконечные, последние в сыром состоянии должны иметь каплеобразную форму. Эти две формы позволяют наносить мазки различной толщины в зависимости от, в 1) случае  от поворота, а во 2) - нажима. Поэтому для работы хватает, как правило, одной - двух кистей различной толщины.

Некоторые правила по уходу и очистке кисточек:

Все краски отмываются по возможности в ещё не высохшем состоянии, поскольку остатки краски, особенно у основания нарушают форму кисточки. Акварельную кисточку моют только в проточной воде. При необходимости используют мыло, но не туалетное, а хозяйственное или ядровое. Таким образом, за счёт очистки чешуек восстанавливается эластичность волосков. Кисточку хорошо промывают у основания, поскольку остатки краски там нарушают форму. После очистки, кисточку аккуратно промакивают тряпкой, проводя ею в направлении конца волосков. Пальцами придаётся начальная форма. В таком состоянии кисточке надо дать высохнуть. После долгой работы кисточке надо иногда дать полностью просохнуть, чтобы чешуйки восстановили своё положение, и кисточка снова приобрела свои первоначальные эластичность и форму.

Каждому художнику свойственны свои приёмы работы с тушью. Рембрандт, например, не только прорабатывал рисунок пером, но и кистью, щепочками, палочкой и даже собственными пальцами, испачканными краской. Современные художники иногда работают заострённой под «лопаточку» спичкой, для удобства вставленной в цанговый карандаш. Такой приём  даёт очень живой, бархатистый штрих. В зависимости от того, под каким углом проходит линия, её выразительность меняется от тяжеловесной, толстой до скальпельно - тонкой, детальной. Техника исполнения тушью довольно активна по изобразительному языку: тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти тонкими тональными градациями, их контраст с белой (или слегка тонированной) бумагой — все это даёт художнику большие творческие возможности.

НЕМНОГО О НАТЮРМОРТЕ…

Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства.

В изобразительном искусстве натюрморт - (от франц.) nature morte - «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов, объединённых в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины или портрета. В отдельных случаях натюрморт приобретает настолько важное  значение, что становится своеобразным композиционным центром картины. В зависимости от задач, которые решает художник, меняется роль и место натюрморта в композиции. Воздействие натюрморта на зрителя происходит по линии ассоциативных представлений и мыслей, возникающих при рассмотрении изобразительных предметов. Таким образом, объединённые доступными средствами композиции вещи слагаются в изображении, в эмоционально насыщенный образ.

Художники, обращаются к натюрмортам как к средству характеристики создаваемого образа и при работе над портретом. В сюжетно - тематических картинах натюрморт имеет хотя и важное, но все же подчинённое значение.

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт обладает большими изобразительными воздействиями. В нем показывается не только внешняя материальная сущность предметов. Вместе с конкретным изображением вещей в натюрморте в образной форме могут быть переданы существенные стороны жизни, отражаться эпоха, важные исторические события. В лучших своих проявлениях он становится действенным средством идейного и эстетического восприятия людей, формируя их вкусы, понятия, представления. Как правило, безразличное отношение к материальному отрицательно сказывается не только на конечном результате, но и на ходе ведения рисунка.

ЗНАКОМСТВО С НАТЮРМОРТОМ…

Жанр натюрморта очень богат и интересен. Искусство натюрморта имеет свои традиции. Оно знает периоды расцвета и периоды спада.

Искусство натюрморта возникло в начале 19 века. И в течение столетий оно расцветало и развивалось. Раскрывали его такие великие мастера, как голландские живописцы, Шарден, Сезанн. Данный жанр позволяет с помощью простых предметов создавать определённое настроение, образ. Натюрморт на протяжении всей своей истории развития содержал в себе символику, то есть определённые предметы имели определённое значение. С помощью данного жанра художники передают своё отношение к окружающему миру. Поэтому, особенно в последние годы, когда стал вопрос о формировании национального самосознания, большое внимание стали уделять национально - культурному мировоззрению, эстетическому развитию, стали более углублённо и подробно изучать искусство как фактор воздействия на развитие молодого поколения нашей страны. Натюрморты, посвящённые народному искусству, раскрывают историю нашей страны, её традиции, что позволяет формировать патриотизм, национальное самосознание. Натюрморты приобщают к вечному,  к культуре. Используя различные средства выразительности в натюрморте, художник показывает нам свои чувства, своё отношение к тому, что изображено.

ПРОЕКТ: ИЗУЧАЕМ «НАТЮРМОРТ» С ВОСПИТАННИЦАМИ...

Натюрморт с натуры.

Воспитанницам необходимо объяснить композиционные основы построения рисунка натюрморта. Формат является неотъемлемой частью композиционного решения. В зависимости от идейного замысла композиция натюрморта потребует определённого формата. Важное место в композиционном решении рисунка натюрморта занимает величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. При решении этой важной задачи со стороны воспитанниц  должно быть активное отношение не только к изображаемым предметам, но и к среде.

В основу изучения рисунка натюрморта должен быть положен принцип систематичности и последовательности обучения. Воспитанниц  нужно подготавливать к  созданию натюрморта по памяти. Базой для решения подобных типов натюрмортов должны быть простые постановки. Каждая натурная постановка заключает в себе конкретные целевые установки. Научиться рассказать через изображение предметов быта, среды, окружающей натюрморт о  личной жизни  - довольно непростая задача. Такой подход к выбору и содержанию натюрморта как задания обеспечивает активность воспитанниц в процессе работы. Руководствуются принципом рисования от простого к сложному.  Из известных типов постановок выбираем натюрморт в интерьере, выполненный по памяти. Изображение натюрморта с частью интерьера ставит воспитанника перед проблемой решения глубокого пространства.

Процесс рисования - сложный комплекс мыслительной и практической деятельности. Зрительное восприятие натуры, как правило, является целостным. При выполнении рисунка натюрморта следует пройти несколько этапов. В основу первого этапа должен быть положен наиболее удачный предварительный эскиз. Определяется месторасположение изображения на листе, установление основных пропорций величин. Второй этап начинается с конструктивного построения отдельных предметов, уточнение пропорций и характер форм. После построения больших форм переходит к работе над более мелкими деталями. Третий этап связан с выявлением большой формы при помощи контраста чёрного и белого (в нашем задании), установление основных пластических отношений между предметами, фоном. При работе с натюрмортом мы сталкиваемся с явлением - контраст.  Этому этапу уделяется самое серьёзное внимание. Четвёртый этап связан с тщательной проработкой формы каждого предмета. Пятый этап должен быть направлен на установление целостности изображения.

У воспитанниц нужно развивать способность видеть предметы в окружающей среде, смотреть на натюрморт как на гармоническую группу предметов, имеющие пластические и пространственные связи. Единственный метод, позволяющий успешно создавать зрительный образ натуры - это метод отношений. Процесс развития зрительного восприятия идёт параллельно с накоплением знаний и умений.

ПРОЕК:  Натюрморт в интерьере  «Мой мир» (по памяти).

Задание выполнить рисунок натюрморта тушью показалась воспитанницам  сложной техникой. Больше всего пугало, что неточно  нарисованное тушью, невозможно исправить. Важным стала работа над эскизом будущей композиции. Перед воспитанницами встала задача освоения нового навыка – работа над эскизом композиции: поиск композиционного решения, выбор формата, выявление главного и второстепенного через многократное повторение эскиза с доработками.  Рисунок натюрморта в карандаше, после длительного этапа работы над эскизом, уже казался воспитанницам красивым.  Растворить созданную гармонию  своей неуверенной техникой рисования тушью  пугало девочек.

 Выделяю два важных момента в освоении рисовальной графики. Чтобы научиться рисовать тушью с помощью кисти, необходимо смотреть на работы настоящих мастеров, чтобы увидеть, как они это делали. Для этого поход в музей, для встречи с подлинником, имеет наивысшее влияние. Хорошо иметь под рукой книги с иллюстрациями, тематические учебники, копии графических листов. Показ рисунков из методического фонда – наглядный пример возможностей сверстников, может укрепить веру в свои силы.   А самое главное - нужен личный опыт рисования. Практикой проб и ошибок, можно научиться  рисовать с твёрдостью и эффективностью. Важный обучающий момент – педагогическое рисование. На этом этапе  важно показать технику рисования собственным рисованием. Рисовать при этом следует на том же материале и теми же инструментами, что используют ученицы.  К сожалению, нетерпеливость юных рисовальщиц, мешает нарабатывать свой собственный стиль, поэтому появляется желание получить готовый  совет или некоторые инструкции. Я в своей работе использую показ общих приёмов для всей группы, а также разбор затруднений с каждой воспитанницей. Рисовать в таком случае педагогу нужно обязательно на отдельном листе. Исправления и уточнения в своём рисунке воспитанница  должна уметь делать самостоятельно.

Рисование натюрморта начнём с карандашного наброска.  Обсуждение с воспитанницами роли, которую играют предметы быта в жизни человека, приводит к  личным воспоминаниям. Ищем ответы на вопросы: «Какой твой любимый предмет? Почему он тебе нравиться? Что тебя связывает с этим предметом? Какой он?». В воображении создаётся образ, картинка предметов, которые вспомнили девочки. Самое время  приступить к наброскам. Затем начинается работа над эскизом будущего натюрморта.

Самый выразительный эскиз выбираем для  итогового рисунка, который  будет выполнен  в черно-белом варианте. Здесь придётся приложить больше усилия на этапе  прорисовывания форм, но ради обучения работе с тушью, отвожу  чуть больше  времени для выполнения всего объёма рисования.  Постоянно показываю различные способы и методы передачи формы и фактуры, для достижения графической выразительности.

Необходимые инструменты.

При работе рекомендую пользоваться  кистями № 2 и № 6 (для закрашивания больших площадей). Тушь «ГАММА»  под кисточку.

Работа кистью.

Натюрмортные композиции рисуем кистью, хотя можно использовать вместе кисть и перо. Есть свои за и против,  относительно применения любого из этих инструментов. В основном, это сводится к результату, которого нам хочется достичь, и нашим предпочтениям. Линия кистью получается более гладкой, чем линия пером.  Кисть стоит применять для больших, широких кривых линий, которые трудно провести в одно движение. Также используем кисть, чтобы прокладывать сплошной чёрный тон. Кисть расходует намного меньше туши, ложится на поверхность тонким слоем и высыхает намного быстрее, что позволяет раньше приступать к работе над следующим слоем. Кисть позволяет рисовать линии различной толщины за один приём – от волосяной до очень толстой. Есть у кисти и отрицательные стороны. Она требует большой концентрации внимания, если  исполнитель устал или не сосредоточен  - рисование ею может очень быстро расстроить. Ею трудновато нарисовать, острые углы. Работа кистью очень сильно отличается от работы карандашом и пером.

Начинаем…

Напоминаю воспитанницам, что самое главное что нужно, когда рисуешь тушью – это уверенность. Вы не можете быть робкими, рисуя тушью, иначе, потеряется вся экспрессивность и энергия, и финальный результат будет далёк от идеала. Вы должны верить в то, что сможете провести линию именно там, где хотите. Если будете очень много рассуждать и наносить штрихи медленно, никогда не добьётесь уверенно выглядящей работы.

Не торопитесь, но и не медлите. Выработайте хороший ритм, и, прежде всего – рисуйте. Рассмотрите свои линии и нарисуйте их вновь. Думайте о форме, которую вы рисуете, она должна занять место в вашем воображении, чтобы затем попадать оттуда в вашу работу.

Рекомендую  начать работу с главного элемента рисунка, а затем поработать  над маловажными элементами. Могу заметить, что это заставляет первостепенные элементы выделиться, а все остальное отступить. Обычно, объекты, на которых надо сосредоточиться, будут иметь самые тяжёлые и смелые линии, больший контраст и детали, тогда как маловажные будут прорисованы гораздо более слабыми линиями. Возможен и другой подход, когда опасения за качество исполнения так высоки и робость сдерживает смелость движений, начинать с незначительных деталей, как бы набирая скорость и смелость к главному в композиции. На всём протяжении работы над натюрмортом следим за выразительностью силуэта. «Тёмное» на «светлом» и «светлое» на «тёмном».

Юные рисовальщицы в реальности сталкиваются с рядом механических ограничений, присущих  кисти. Оказывается «просто» нарисовать тушью – сложно. Уверенность воспитанниц я подпитываю похвалой за удачу, пусть даже самую незначительную. «Непослушная» кисточка с трудом выводит контур. В реальности провести контур – лишь этап в работе над рисунком.

Держим кисть правильно.

Перво-наперво, следует удостовериться, что ученица держит кисть правильно. Не стоит держать инструмент далеко от наконечника – это неустойчивое положение, любая малейшая неровность на поверхности бумаги приведёт к искривлению линии. Держать древко кисти следует  рядом с наконечником, это даёт куда лучший контроль, это заставит её двигаться ровнее и менее нервно. Также важен угол, под которым  рисующий держит кисть во время работы.  Задумайтесь:  рисование пером возможно лишь благодаря силе поверхностного натяжения жидкости (чем острее угол, тем больше сила поверхностного натяжения). Так что желательно держать древко кисти  ближе к  плоскости рисования. Линия от кисти может потечь, когда движение рисования идёт вниз, и стать прерывистой, тонкой при движении вверх – а это уже проблема. Поэтому необходимо найти удобное расположение рабочей поверхности.

Обмакивание кисти.

Важность этого процесса нельзя недооценивать, когда работаешь с тушью. Лучше всего начинать работу со средним уровнем чернил на кончике кисти. Если будет  слишком много туши, то линия получиться со следами от капель или будет просто очень мокрой. Если кончик кисти будет слишком сухим, то  кисть застрянет где-нибудь на середине и вся линия  не получится.

При рисовании кистью степень пропитки кончика определятся интуитивно.  Я готовлю для занятий маленькие баночки  из под чёрной гуаши, добавляю небольшие порции туши в ёмкость, чтобы держать уровень на постоянной отметке. При макании кисти в тушь, следует окунуть её кончик не более чем на 2/3 длины щетины. Тушь очень быстро разрушает металлический держатель щетины, так что не позволяйте набираться ей под него.

Движение при рисовании.

Прежде  всего, провожу ряд упражнений для « праворуких» и «леворуких». Большинство людей имеют максимальный контроль над проведением линии по направлению от тела к краю листа. Если  ученица правша,  то ей проще всего совершать движения по направлению вправо, а при рисовании сверху вниз рука упирается в тело, что для большинства буде проблематично. Пробуем провести несколько линий по направлению от тела. Это особенно заметно при работе с кистью… попробуйте нарисовать широкую, плавную линию по направлению от вас, а затем проведите такую же линию по направлению к себе. Вторая линия, наверняка, получилась не такой красивой. К коротким линиям применим тот же принцип. Поэтому лист лучше вертеть, перевернуть  вверх тормашками, только, чтобы можно было проводить линии в максимально удобном направлении.

Рекомендую использовать руку целиком, но не использовать запястье, если нужно получить сильные и уверенные линии длины больше 3 см. Пользуемся плечом и локтём!  При этом локоть используется, как центр окружности, это очень устойчиво. В противном случае движение кисти будет сдержано возможностями запястья и длинной продолжительной линии не получится, что приведёт к прерывистости и общей невыразительности рисунка. А вот при работаете над мелкими деталями,  уже можно включить в работу запястье. Быстрое проведение линии добавит ей выразительности и красоты. Необходимо помнить, что ошибки могут быть исправлены. Уговариваю не расстраиваться, если  получится не очень красивая линия… одна, две, три… Просто следует продолжать работать и не переживать, если не получается за одно движение сделать линию требуемой толщины. Возможно, идеалом является рисовать линию в одно смелое движение. Всему своё время… А пока учимся создавать выразительный рисунок натюрморта, используя все возможности своей руки на данном этапе развития.

Есть масса вещей, над которыми стоит задуматься при рисовании: форма,  контраст, пластичность и т.д. Этого может оказаться многовато, поэтому важно  поставить определённые задачи, которые можно осуществить  при выполнение данной композиции.  Следует помнить некоторые моменты, которые можно применять для большинства работ, выполненных тушью.

В данном задании используем комбинирование: заливку черным и линию.

Заливка черным может применяться для разных целей, например, создать глубину картины, заставить двигаться взгляд по странице, установить контрасты, определить сильные источники света, массу и форму. Варьирование толщины линий добавляет массу, форму и новое качество двухмерному изображению. Глобальная логика при варьировании толщины не требуется. Иногда вес линии добавляется, чтобы заставить казаться что-либо более тяжёлым, или однозначно поместить один объект перед другим, или подчеркнуть источник света,.. но иногда это делается только для того, чтобы придать рисунку выразительность. Капли туши, «слишком влажные линии» и другие несчастные случаи часто могут оказаться «счастливым несчастным случаем», потому что спонтанно добавляют интерес рисунку, который иначе был бы бесплоден. Так что, выбор и размещение толстых или тонких линий зависит от стиля и вкуса исполнителя, который можно формировать на уроках рисования.

Рисование чёрной тушью даёт возможность воспитанницам узнать, сколько цветов мы бы воспринимали как сплошной черный, если бы видели мир в черно-белых тонах. Большинство темных оттенков красного, фиолетового, синего, зелёного станут черными в черно-белом мире. Скосите ваши глаза в сторону и попробуйте рассмотреть объекты за границами ваших ресниц. Вы сможете разглядеть только неопределённые формы. Посмотрите, какое количество объектов, которые казались нам цветными, оказываются черными. Конечно, это вовсе не обозначает, что мы должны заливать черным почти все изображение, могут исчезнуть так необходимые контрасты.  Определяем количество «чёрного»  на переднем и заднем планах. Это нужно для того, чтобы черные области в разных частях рисунка уравновешивали друг друга. Черные области – самые сильные части любого рисунка, выполненного тушью.

Стоит убедиться, что  работе просохла никак не менее получаса… Нет ничего хуже, чем растереть невысохшую тушь резинкой. Берём ластик и стираем все карандашные линии.

На завершающем этапе можно воспользоваться маркерам, гелиевой ручкой, чтобы добавить немного текстур и деталей. Это могут быть белого и чёрного цвета инструменты. Добавляем немного мелочей объектам, чтобы сделать рисунок более интересным, смягчаем линии, которые выглядели жёсткими, все то чего нельзя было нарисовать кистью. Так можно спрятать некоторые тайны, сосредоточиться на важных аспектах выполнения графической работы.

ПРОЕК: «Натюрморт. Стилизация растительных форм в натюрморте ».

Содержание творческих работ.

Творческую работу представляет натюрморт, рассказывающий о жизни автора. При этом композиция натюрморта показывает нам специфику жанра и его разнообразные стороны. Были выбраны  самые любимые, дорогие сердцу предметы. При внимательном анализе картин мы видим укрупнённое изображение предметов, приближенное к зрителю. Предметы находятся на первом плане. Угол зрения в картинах позволяет передать в перспективе пространство, в котором живёт человек, то есть сюжет передаёт незримое присутствие человека. При подготовке и выполнении творческих работ был использован натурный материал, собранный воспитанницами в ходе пленэрной практики, этюды и зарисовки, копии произведений художников, а также этюды с учебных постановок и творческие работы.

В работах мы решили показать специфику жанра и его разнообразные стороны. Так, наиболее доступными способами мы решили передать разнообразие форм и ритмов. Хотя творческие работы воспитанниц объединены общей принадлежностью жанру, сюжетной линией они показывают нам разные подходы к содержанию композиции. В работах используются вазы с разнообразными цветами, драпировки, фрукты, яблоки, для создания ритмического строя. На заднем плане - вид из окна, с продолжением сюжетной линии.

В работах  присутствуют символы. Например, такой символ, как часы. С его помощью автор хотели передать временную связь между предметами, между временами года, между всем, что существует в окружающем мире. Символ света, чистоты, – лампа, присутствует на другой работе. Краеведческий компонент присутствует в натюрморте с кувшином. На его поверхности изображён Башкирский орнамент. Воспитанница с большим трепетом рассказала о традициях башкирского народа, его культуре, о чем и смогла поведать в своей графической работе.

Анализ уровня разработанности темы.

На начальном этапе работы над темой было определено содержание творческой работы каждой воспитанницы, техника их выполнения, материалы и средства. Тема разрабатывалась самостоятельно и тщательно. Был, отобран нужный материал. На последующих этапах работы теоретический материал корректировался.  При выборе содержания творческой  композиции было разработано и составлено несколько эскизов. Выбраны наиболее удачные, отражающие суть темы. Для составления эскизов нами использовались натурный материал, собранный в ходе пленэрной практики, этюды, зарисовки, копии произведений художников, этюды с учебных постановок. Таким образом, уровень разработанности данной темы  оказался довольно высоким. Воспитанницы творчески отнеслись к работе, с любовью изобразив предметы, передали их красоту, неповторимые пластические качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…

Сколько воспитанниц – столько неповторимых рассказов – рисунков.

Рисование натюрмортов с натуры в графическом исполнении завершилось выставкой работ воспитанниц. В презентации «Достижения воспитанниц – результат образовательного процесса» представлены несколько вариантов натюрмортов.

Итог работы в классе над натюрмортом в интерьере «Мой мир» - в Пансионе прошла выставка натюрмортов моих воспитанниц. Работы оформила  в одинаковое паспарту глубокого серого цвета, что их объединило и позволило выгодно выразить сущность задуманных работ.

Лучшие композиции по  проекту «Натюрморт. Стилизация растительных форм в натюрморте»  были продемонстрированы на Научно-практическом семинаре "Мастерская Б.М. Неменского”.   1 – 3 ноября 2010г.

В заключение хотелось подчеркнуть, что обучение приносит видимые результаты в обстановке заинтересованности  моих воспитанниц. Поэтому я создаю радостную творческую обстановку, использую широкую палитру методических приёмов, разнообразие видов деятельности на своих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Повышение интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения"

В данной работе рассматриваются способы повышения интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения: дается понятие интереса и его роли в обучении языку, особенн...

Методическая разработка к поделки "Натюрморт с цветами".

Методическая разработка по изготовлению  аппликации  иззасушеннях листьев и цветов  в  сочитании  с акварельными красками....

Методическая разработка урока. Тема: Бал в интерьере дворца.

Приводимый здесь материал может быть использован на уроке в 5 классе. Тема: Коллективная работа. "Бал в интерьере дворца"....

Методическая разработка. Тема: "Весенний натюрморт".

Методическая разработка. Тема: "Весенний натюрморт". План-конспект открытого занятия и презентация....

методический материал к уроку по теме "Интерьер кухни-столовой"

можно воспользоваться материалом для данной теме...

Методическая разработка "Уроки живописи. Натюрморт"

Учебной программой на художественном отделении предусмотренно выполнение учебных заданий в жанре натюрморт. Данная методическая разработка предлагает рекомендации для обучения живописи по дополнительн...

«Натюрморт в интерьере с масштабным предметом»

   Методические рекомендации разработаны к теме «Натюрморт в интерьере с масштабным предметом» для 4 класса II полугодия раздела № 6 Линейно -конс...