ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «УЗЛЫ» с учащимися группы НП-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
план-конспект урока по теме

 

Дата проведения: 12 октября 2012 г.

 

Время проведения: 10-50 – 12-20

 

Место проведения: МБОУ СОШ № 3

 

Вид труда: теоретическое занятие с элементами практического закрепления 

                   пройденного материала.

 

 

Тема занятия: УЗЛЫ

 

Цель занятия:

  • обучить учащихся узнавать и репродуцировать узлы;
  • развивать внимание, память, ловкость, моторику;
  • воспитывать усердие, усидчивость, аккуратность, дисциплинированность, взаимопомощь.

 

Оборудование для педагога: 2 верёвки (2 репшнура) (по возможности разного 

                                                 диаметра), 1 карабин.

 

Оборудование для детей: по 2 верёвки (2 репшнура) (по возможности разного

                                            диаметра) на каждого занимающегося, по 1 карабину,

                                            тетради, ручки, карандаши.

 

 

План занятия: 1. Организационный момент

                         2. Вводная беседа.

                         3. Сообщение темы.

                         4. Вводный инструктаж.

                         5. Практическая часть.

                         6. Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uzly.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»

отделение: СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Открытого занятия

отделения спортивного туризма

по теме: «УЗЛЫ»

с учащимися группы НП-1.

Тренер-преподаватель

Контора Андрей Владимирович

г. Славянск–на–Кубани

2012–2013 учебный год

Дата проведения: 12 октября 2012 г.

Время проведения: 10-50 – 12-20

Место проведения: МБОУ СОШ № 3

Вид труда: теоретическое занятие с элементами практического закрепления  

                   пройденного материала.

Тема занятия: УЗЛЫ

Цель занятия:

обучить учащихся узнавать и репродуцировать узлы;

развивать внимание, память, ловкость, моторику;

воспитывать усердие, усидчивость, аккуратность, дисциплинированность, взаимопомощь.

Оборудование для педагога: 2 верёвки (2 репшнура) (по возможности разного  

                                                 диаметра), 1 карабин.

Оборудование для детей: по 2 верёвки (2 репшнура) (по возможности разного

                                            диаметра) на каждого занимающегося, по 1 карабину,

                                            тетради, ручки, карандаши.

План занятия: 1. Организационный момент

                         2. Вводная беседа.

                         3. Сообщение темы.

                         4. Вводный инструктаж.

                         5. Практическая часть.

                         6. Подведение итогов.

Ход занятия.    


п/п

Этапы

Содержание занятия

Примечание

1.

3 мин.














2.

6 мин.



































3

3 мин.







4

5 мин.















5

3 мин.








20 мин.

5 мин.











5 мин.













5 мин.











5 мин.














10 мин.


2 мин.




38 мин.

5 мин.
















5 мин.








5 мин.













6 мин.







6 мин.








6 мин.



6 мин.















      Организационный момент.

Добрый день. Занимайте свои рабочие места. Доставайте свои рабочие тетради,  ручки, карандаши. Отложите их на время, и давайте внимание сосредоточим на одном из важнейших вопросах туризма - узлах. Но прежде, чем начать наше с вами занятие, хотелось бы, представить вам присутствующих гостей, которые сегодня посмотрят и оценят работу нашего объединения со стороны.







     Вводная беседа.

     Узлы,  применяемые сейчас в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, берут своё начало в морских узлах. Те из вас, кто более подробно хочет ознакомиться с разнообразием узлов в мире, можно посоветовать обратиться к специальной литературе, которую можно отыскать в библиотеке. Нас же пока интересуют узлы, непосредственно касающиеся туризма. Из всех морских узлов, а их около четырёх тысяч были отобраны такие, которые в минимальной степени ослабляют верёвку, не ползут, не являются саморазвязывающимися. Узлы, применяемые при горновосхождениях, подразделяются на три группы:

Группа узлов для самостраховки (все узлы обвязки, схватывающие узлы, булинь, проводника и т.д.).

Основные (применяются для связывания верёвок)

Специальные (вспомогательные)                                  Существуют и другие разделения, например, выделяют группу узлов проводника и т.д., но в данном случае вопрос терминологии не очень принципиален, пока наша задача на данном этапе сводится к изучению узлов.

На практике, знание узлов является очень важным, так как неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагическим  последствиям. В связи с тем, что зачастую приходится вязать узел очень быстро и в неудобных условиях (зависнув на перилах или страховке в неудобной позе, на маленькой площадке на скалах или льду) человек должен уметь это делать автоматически, не задумываясь, пользуясь «моторной» уделим больше внимания и времени.


     Сообщение темы.

И так, как вы уже наверно догадались, тема нашего сегодняшнего  с вами занятия – узлы. Обратите внимание на запись на доске. Возьмите ручки и запишите в своих тетрадочках сегодняшнее число и тему нашего занятия. Записали? Отложите всё в сторон, чтобы вам не мешало. Продолжим беседу.

 

     Вводный инструктаж.

Прежде, чем перейдём к изучению узлов, хочу обратить ваше внимание на правильность обращения с отрезками верёвок, с которыми нам предстоит работать. К стати будет сказать, что они именуются репшнурами или в простонародье, у туристов, репам И так первое и самое главное правило – ни в коем случае нельзя баловаться репшнуром на занятии, бросать его, резко дёргать, хлестаться, привязывать друг к другу, накидывать на шею и т.п. Работать с репшнуром при завязывании узлов необходимо аккуратно, чтобы не захлестнусь концами ни свои глаза, ни глаза соседа. Берегите глаза. Ваше здоровье, что называется, в ваших руках, в прямом и переносном смысле этого слова.


     Практическая часть.

Для начала необходимо условиться о терминологии. Неподвижный конец верёвки (тот, вокруг которого вяжут) мы будем называть коренным концом, а движущийся в процессе вязания (тот, который вяжут) будем называть рабочим концом.

Сегодня мы с вами знакомимся с наиболее распространенными в туристских кругах узлах.


     ПРЯМОЙ. Узел применяется для связывания верёвок одинакового диаметра. На коренном конце делается петля, в неё снизу вверх продевается рабочий конец, затем рабочим концом петля обносится сзади и снизу, и он вынимается из петли обратно. Узел обязательно расправляется и слегка затягивается. Следует проследить, чтобы короткие и длинные концы верёвок  выходили из узла напротив друг друга. После чего завязываются контрольные узлы. Кстати возможен и другой способ завязывания узла.


     БРАМШКОТОВЫЙ. Узел применяется для связывания верёвок разного диаметра, надёжнее шкотового из-за большого трения. Сначала на верёвке большого диаметра делают петлю, куда снизу вверх пропускают верёвку меньшего диаметра, затем совершают рабочим концом обнос вокруг петли сверху и вперёд и пропускают его между петлёй и рабочим концом, затем совершают ещё один обнос и точно также рабочий конец пропускается между петлёй и рабочим концом. Узел аккуратно расправляется и затягивается. Завязываются концы с обеих сторон.


     ПРОВОДНИК. Узел завязывается на конце верёвки для закрепления на рельефе или на страховочной системе участника, на концах верёвок, используемых для самостраховки. Способ вязки: конец верёвки складывают петлёй, и эта петля накладывается сама на себя, образуется как бы «петля из петли», после чего рабочая петля обносится вокруг коренной, поворачивается на 180гр. Вынимается во вторую петлю и затягивается. Контрольный узел обязателен.


     ВОСЬМЁРКА. Применяется так же как и узел проводника, но является более надёжным и не требует контрольного узла, так как трение в нём очень велико. Первый этап его вязки такой же как и у проводника, но рабочая петля обносится на полный оборот, то есть на 360гр. и вынимается в то же отверстие. Полученный узел имеет характерный рисунок, напоминающий восьмёрку, поэтому его легко запомнить.

     А сейчас друзья мои отложим в сторонку наш рабочий материал, сделаем перерыв и  немножко отдохнём. Занятия продолжим через 15 минут. Прошу вас, не опаздывайте.


      ПЕРЕРЫВ.

 

     Организационный момент.

     Усаживайтесь на свои места. Продолжим углубляться в мир туризма.


    ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК. Применяется в случаях, когда из узла должно выходить две петли: при прощёлкивании репшнура в карабин, для связывания беседки и в спасательном деле для транспортировки пострадавшего. Первый этап его вязки похож на начало  завязывания узла проводника, но из петли вынимается сдвоенная верёвка, затем петля накладывается на эти «уши» и у основания узла придерживается большим пальцем, а узел затягивается, после чего узел аккуратно расправляется и внимательно проверяется его рисунок, так из-за перекручивания верёвки могут легко возникнуть ошибки. Двойной проводник очень надёжен и имеет большое трение в узле, поэтому не требует контрольных узлов, под нагрузкой сильно затягивается.


     АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК (узел срединный).

Применяется для закрепления середины верёвки на  рельефе или на страховочной системе среднего участка при изготовлении верёвочных носилок.

Первый этап-верёвка укладывается «восьмёркой», второй этап – верхняя петля загибается к основанию и вынимается снизу из нижней петли.


     СХВАТЫВАЮЩИЙ (пруссик). Применяется для самостраховки при движении по вертикальным и наклонным перилам, для натяжения полиспаста. Вяжется обязательно верёвка меньшего диаметра на верёвке большего диаметра. Первый этап – на коренном конце ( большего диаметра ) петлёй совершается второй оборот, третий этап – узел расправляется и затягивается, узел имеет хорошо запоминающийся рисунок, в распущенном состоянии свободно двигается по верёвке, а при резкой нагрузке затягиваемся и перестаёт двигаться по верёвке ( если не зажать в руке ).


      СТРЕМЯ. Применяется как точка опоры для ног  и если завязывается одним концом – для закрепления верёвки на рельефе, нужно отметить, что руки, держащие верёвку, поворачиваются под углом 180гр по часовой стрелке, за тем полученные петли совмещаются.


    БУЛИНЬ. Применяется для закрепления верёвки на рельефе или для обвязки человека. Узел вяжется следующим образом. Коренной конец складывается петлёй, рабочий конец ложится на петлю сверху, обносится вокруг неё на 360гр. и вкладывается в петлю, узел расправляется и затягивается, завязываются контрольные узлы.


     Провожу контрольный срез на предмет усвоения темы занятия.


     Подводя итоги нашего занятия. Хочу ещё раз

показать правильность завязывания узлов. Отложите в сторону свои верёвки, всё внимание  на меня. На сегодняшнем занятии мы соприкоснулись ещё с одной стороной туристской техники. Теперь вы знаете, что правильно завязывать туристские узлы не такая уж лёгкая задача. А по этому мы с вами из занятия в занятие будем повторять их, пока не научимся вязать с закрытыми глазами. Ну, а домашнее задание будет следующим: тренируйтесь вязать узлы на круглых верёвках в любое свободное время.  Если в течение одной минуты вы сможете завязать один узел, считайте, что свою норму вы выполнили. На сегодня мы с вами прощаемся. Следующие занятия по расписанию. До свидания.                

Проверяю готовность ребят к занятию, добиваюсь тишины и внимания. Отмечаю отсутствующих, уточняю причину отсутствия на прошлом занятии. Записываю тему на доске. Перехожу к ведению занятий. Наглядные пособия приготовлены до занятия.


 





































Даю время обучающимся, для записи  в рабочих тетрадях темы занятия.



Раздаю обучающимся по две верёвки (разного диаметра) и по одному карабину.













Далее занятие выстраиваю следующим образом. Правильно, медленно, красиво, поэтапно (по разделениям) завязываю изучаемый узел  (при этом даю возможность записывать в тетради все пояснения к данному узлу), расправляю его, обращаю на него рисунок и его особенности. Затем предлагаю каждому попробовать завязать узел самостоятельно, после чего перехожу к изучению следующего узла. Активно использую наглядное пособие со связанными узлами.


В ходе занятия контролирую скорость завязывания узлов с помощью секундомера. В случае если остаётся свободное время, дополнительно разучиваем новые узлы.      



























Добиваюсь тишины и внимания.























































Раздаю листы с тестовыми заданиями, даю время для ответа.

Показательное завязывание всех изученных узлов. В течение всей работы поясняю, показываю, поправляю, обращаю внимание на правильность  завязывания узла. Контролирую рабочую обстановку.

ЛИТЕРАТУРА: Антропов К., Расторуев М., «Узлы», ЦДЮТ РФ, М. 1994 г.

                            Кодыш Э.Н., «Соревнования туристов», «Физкультура и  

                            спорт», М. 1990 г.

                            Ликов С.Ю., «Школа морехода», «Просвещение», М. 1972 г.

                            Расторуев М., Ситникова С, «Карабинные узлы», «КРОУ

                            ЛИМИТЕД» РФ М. 1994 г.

                            «Энциклопедия туризма», «Профиздат»,  М. 1978 г.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е  В О П Р О С Ы   К  Т Е М Е   У З Л Ы.

__________________________________ (Ф.И. обучающегося)

Подчеркните (назовите, напишите) узлы,

      служащие для связывания концов верёвок:        ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.

Подчеркните (назовите, напишите) узлы,  

      служащие для присоединения верёвки

      к опоре:                                                ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.

Подчеркните (назовите, напишите)

      схватывающие узлы:                                ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.

Подчеркните (назовите, напишите) узлы,

      на которых не обязательно вязать

      контрольные узлы:                                ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.

Подчеркните (назовите, напишите) узлы,

      которые служат для связывания концов

      верёвок одинакового диаметра:                ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.

Подчеркните (назовите, напишите) узлы,

      которые служат для связывания концов

      верёвок разного диаметра:                        ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.

Подчеркните (назовите, напишите)

      наиболее надёжные узлы:                        ПРЯМОЙ, БРАМШКОТОВЫЙ, ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК, СХВАТЫВАЮЩИЙ, СТРЕМЯ, БУЛИНЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ ПОХОДОВ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ БАЙДАРКИ «ТАЙМЕНЬ – 2»» с учащимися группы УТ-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 3 октября 2012 г. Время проведения: 8-30 – 10-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 (левый берег реки Протока) Вид труда: Теоретическое занятие элементами практическо...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

Презентация к уроку по спортивным играм на тему: "Бадминтон" для учащихся 5-9 классов

Презентация раскрывает сущность данного вида спорта, историю, основные правила....

Презентация к уроку по спортивным играм на тему: "Футбол" для учащихся 5-9 классов

Презентация раскрывает сущность данного вида спорта, историю, правила игры, тактические построения, безопасность....

План занятия по спортивному туризму

План занятия.Введение в образовательную программу. Туристско-краеведческая направленность.Спортивный туризм....

План - конспект открытого урока - игры по теме "Одежда" для учащихся 2 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.

Данный урок направлен на воспитание корректного отношения к своему внешнему виду и толерантного отношения к внешнему виду иностраных людей....

Тема: Узлы, применяемые в туризме.

Описание вязки узлов...