Игра учителя. «Весь вечер на манеже. Человек на своём месте».
статья по теме

Суханова Елена Владимировна

Просто призыв к коллегам: Следите за выражением своего лица и особенно – за выражением своей души! И вообще – поосторожней в выражениях! Поаккуратней с выражениями! Попрошу выбирать выражения!

А поэтому предлагаю игру «Весь вечер на манеже» – «Человек на своём месте».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suhanova_elena_vladimirovna2012.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Суханова Елена Владимировна

МОУ лицей «МОК №2»

Учитель культуры общения,

руководитель отделения дополнительного образования

Афоризм нашего времени: Урок учителем красен

Игра учителя. «Весь вечер на манеже. Человек на своём месте».

Просто призыв к коллегам: Следите за выражением своего лица и особенно – за выражением своей души! И вообще – поосторожней в выражениях! Поаккуратней с выражениями! Попрошу выбирать выражения!

А поэтому предлагаю игру «Весь вечер на манеже» – «Человек на своём месте».

Методы самокоррекции.

Метод№1. «Говорим как можно тише».

Это полезно и для нашего здоровья, и для психики слушателей. Постоянно следим за громкостью своей речи и, по возможности, снижаем её. Представим, что за дверью нашего класса стоит человек и подслушивает наш урок, а мы не хотим, чтобы ему было что-нибудь слышно из сказанного нами.

Метод №2. «Говорим по очереди».

Особое внимание обращаем на длительность собственного монолога и строго следим за тем, чтобы не превратить урок в «Театр одного актера».

Метод №3. «Жесты, мимика, лицо».

Строго отслеживаем все свои жесты, а также собственную мимику и выражения лица. Смотримся мысленно в зеркало. Смотрим на себя со стороны, убираем лишнее.

Метод №4. «Гасим эмоции».

Следим за своими эмоциями и темпом речи, замедляя последний. Убираем излишнюю эмоциональность, стараемся говорить спокойно и убедительно.

Нужен ли учителю артистизм? Наверное, да, но в меру. Мы же не просто играем, а часто заигрываемся. И тогда получается не артистическая игра, а играние. Играние радости, играние гнева, играние любви к детям. Как мы выглядим со стороны? Боюсь, что многие из нас смешны, нелепы в своём фальшивом и приторном артистизме.

Неестественность жестов и поз (одна поза руки в боки чего стоит!), вытаращенные глаза, многозначительные (как нам кажется) паузы. Длинные монологи, произносимые с пафосом; постоянное эмоциональное возбуждение и, вообще, повышенная возбудимость. Излишняя говорливость, многословность; отсутствие лаконичности в наших театрализованных диалогах.

*Любим мы объяснять объяснение, определять определение и высказывать высказывания.

А наше выражение лица? Над этим надо работать отдельно и постоянно следить за собственной мимикой. Всё перечисленное выше ведёт не к артистизму, как нам кажется, а к истеричности и невротичности поведения. Мы, учителя, любим из своих уроков разыгрывать мини-спектакли с завязкой, кульминацией и развязкой; вносим в само действо урока излишнее эмоциональное возбуждение; берём очень напряжённый тон, высокий темп речи, как будто взбираемся на трибуну и с неё вещаем. Излишне суетимся и торопимся сами, постепенно доводя себя до невротического состояния. Мы почему-то боимся быть простыми и естественными. Наша речь изобилует использованием преувеличений и сравнений. Мы изобретаем целый арсенал средств воздействия на ребёнка.

Общаться с детьми искренно и просто – это сложно или непедагогично?

Просто общаться с детьми в школе не принято. У нас в отношениях «учитель – ученик» присутствует огромная дистанцированность.

Итак, мы ежедневно воздвигаем себя на сцену, выводим на манеж. Давайте попробуем взглянуть на себя со стороны. Давайте работать и мысленно смотреться в зеркало. Нам надо уйти со сцены или с манежа, искоренить фальшивость и искусственность собственных манер, перестать работать на зрителя. Ведь мы любим, разговаривая с одним учеником, чтобы нас слышали другие дети. Мы играем спектакль «Чтобы другим не повадно было».

Дети больше ценят искренность и естественность, они не очень-то верят в наш артистизм, по крайней мере, очень тонко чувствуют нашу фальшивость и неестественность.

Так нужно ли быть эмоциональным на уроке? Может быть, иногда и нужно, особенно в начальных классах, если мы читаем детям сказку про страшного серого волка или коварную Бабу-Ягу. Излишняя эмоциональность каждый день – это уж слишком! Это лишь будоражит и нервирует наших слушателей.

А, быть может, за искусным, как нам кажется, артистизмом мы прячем и скрываем наше истинное отношение к своим ученикам, которое мы не хотим никому демонстрировать и афишировать, вообще? Психологи выделяют несколько типов отношений учителя к своим ученикам.

Краткая справка: Типы педагогического отношения учителя к детям по исследованиям психологов Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько.[1]1

Устойчиво-положительный тип. Ровное, душевное отношение к детям, забота о них, помощь при затруднениях, преобладание положительной оценки ребёнка, искренность, такт. Больше убеждения, чем принуждения. Все слова, улыбка, мимика, пантомима направлены на поддержку ученика.

Пассивно-положительный тип. Нечётко выраженная эмоционально-положительная направленность на ребёнка. Сухой, официальный тон в общении с детьми.

Неустойчивый тип. Ситуативность поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности. Учителя такого типа нередко попадают под власть своих настроений и личных переживаний. Их оценка ребёнка в значительной степени зависит от личного настроения и сложившейся ситуации.

Открыто-отрицательный тип. Негативное отношение к детям и педагогической работе, вообще. Создание в классе атмосферы постоянного напряжения, сосредоточенность учителя на отрицательных поступках и фактах плохого поведения учащихся. Возникновение между учителем и учащимися психологического барьера. Необходимость у учащихся постоянно защищаться от учителя. Высокомерное поведение учителя.

Пассивно-отрицательный тип. Скрытая отрицательная направленность педагога к детям и к педагогической деятельности, вообще. Создание педагогом внешних признаков хорошей организации работы. Полное безразличие к детям, внешне скрываемое.

Обычно, работая в классе, где 30 и более детей, мы стараемся всё контролировать, за всем следить.

Давайте не будем упускать ещё одного человека, за которым нужно постоянно следить и каждый взгляд и шаг которого необходимо контролировать – себя!


[1]1  Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.:«Просвещение», 1988, стр. 174-175.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:«ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ»(РАЗМЫШЛЕНИЯ О НИКОЛАЕ ДМИТРИЕВИЧЕ ТЕРЕЩЕНКО, ПРЕДСЕДАТЕЛЕ КОЛХОЗА «ПУТЬ К КОММУНИЗМУ», ДВАЖДЫ ГЕРОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА)

Любое здание, предприятие, населенный пункт – это, прежде всего, стоящие за ним люди. Каждый человек имеет то, чего достоин и чего добился не только в материальном, но и в духовном плане. Мое ро...

Внеклассное мероприятие ВЕЧЕР ПРОФОРИЕНТАЦИИ Телешоу «Человек и профессия» 9 -11 классы

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». В жизни каждого из нас бывают моменты, когда приходится делать выбор. Выбор, от которого в даль...

"Школа - пространство становления человека, а не место купли-продажи образовательных услуг".

Интуиция творческого руководителя и педагога - залог успешности учеников в школе....

Технологическая карта урока литературы в 5-м классе.Тема: Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место»

Тема:Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место»Тип:урок «открытия» нового знания...

В жизни человека всегда есть место подвигу. Подвиги жителей Республики Бурятия

Данный классный час посвящен героям большим и маленьким, героям давно минувших лет и героям нашим современникам. В ходе классного часа создается лента времени, посмотрев на которую мы понимаем, что у ...

Проект "Человек на своем месте"

Проект "Человек на своем месте"...