Программа дополнительного образования .Мы начинаем путешествие. 6 класс.
элективный курс (6 класс) по теме

Шитова Ирина Леонидовна

Программа для дополнительного образования учащихся 6 класса . (Материал из цикла : занимательная география.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_priglashaem_v_puteshestvie.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

        Утверждено на заседании МС

                                                                                                                                               МОУ СОШ №2

                                                                                                           Протокол №                                                                                                    

       

                     

                        Календарно-тематическое

                            планирование занятий

                  в системе дополнительного образования          

          « Мои первые путешествия»

                   

                             

                       

                                  Учитель: Шитова И.Л.

                       МОУ СОШ №2

                      2011-2012 уч.год.

   

             Пояснительная записка.

Программа разработана на  основе программы А.В.Огородниковой, учителя географии школы № 10 Екатеринбурга.

В базисных программах географии за курс V I-VII классов даётся небольшой по объёму материал по истории открытий и исследований земель планеты, поэтому предлагаемый курс восполняет некоторые пробелы в образовании школьников в области открытий новых территорий. Курс рассчитан на 34 часа, в нём чётко прослеживаются три линии, первая  знакомство с предметом географии и с великими путешественниками, вторая - краткий курс туризма, третья – краеведение.

Говоря о путешественнике, раскрываем цели  и ход проведения экспедиции, её результаты для человечества. Таким образом,  предоставляется возможность проследить связь поколений. Вместе с тем выявляются черты характера путешественника:  стремление к неизвестному,  его большие теоретические и практические знания, предприимчивость, смелость, настойчивость в достижении  цели, мужество, чувство товарищества, надёжность, любовь к Отечеству. При знакомстве с предметом в форме занимательности  расширяется кругозор ученика.

Теоретические знания преломляются в курсе туризма в практические навыки - умелое поведение в природе и бережное к ней отношение. Также в изучение курса входит и использование краеведческого материала.

Программа данного курса рассчитана на учащихся в возрасте 12-13 лет.  В этот период школьники стремятся к познанию окружающего мира,  к своему утверждению в нём через приобретённые знания и практические навыки.  

Цель:

Привитие интереса к предмету географии. Воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей и формирования личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.

Задачи курса:

Изучение карты в определённом объёме;

 раскрытие преемственности поколений в изучении планеты;

воспитание у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое, формировать находчивость , смелость настойчивость , мужество, чувство коллективизма, любовь к Родине через изучение родного края , своей местности.

 Воспитание  умения общаться с людьми (например, при посещении музея),  логически мыслить,  слушать,  рассказывать, в ряде случаев выходить на межпредметные связи;

 Владеть некоторыми туристическими умениями.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

Имена путешественников, цель, время, маршрут и значение путешествия.

Начальный материал из курса туризма.

Иметь представление о краеведческом музее города.

Иметь представление о географии местности.

Учащиеся должны уметь:

1.Уметь пользоваться картой в рамках программы.

2. Правильно писать и произносить имена путешественников, названия географических объектов, туристские термины.

3.Уметь слушать рассказывать, беседовать.

4. Укладывать рюкзак,  ставить палатку, оказывать первую медицинскую помощь, разжигать и тушить костры, ликвидировать мусор.

 Содержания программы  по трём направлениям:

Открытие новых земель. Великие путешественники. Знакомство с  путешественниками,  Д.Куком, С.Дежнёвым, Н.Н.Миклухо-Маклаем, Т.Хейердалом, по плану: цель путешествия, маршрут, годы странствий, трудности и приключения в походе, значение путешествий.

Краткий начальный курс туризма: понятие: ”туризм”, Значение туризма, организация походов выходного дня, Укладка рюкзака, индивидуальное снаряжение, режим в походе, оказание первой медицинской помощи, питание в походе, типы костров, техника безопасности в походе, установка палатки.

 Краеведение: экскурсия в музей “Эхо Югры”. Поход выходного дня. История нашего края. Наш город.

         Учебно-тематическое планирование курса

                         “ Мои первые путешествия”.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

1.

Введение. Название спецкурса. Три его составные части.  Знакомство с литературой.  Значение знаний о путешественниках, об истории исследования планеты,  о полезности знаний поведения в природе.  

1

2.

Викторина на тему ”Знаешь ли ты свой край?”

1

3-4

Экскурсия в краеведческий музей “Эхо Югры”. (Знакомство с музейными экспонатами).

2

5.

Знакомство с путешественниками.  А.Никитин. ”Хождение за три моря”.

Географические загадки.

1

6

Поиски Южной земли. Д.Кук.

Географические шарады.

1

7

Открытие северо-восточного пути между Евразией и Северной Америкой.  С.Дежнёв.

Географические кроссворды.

1

8

Что такое туризм? Вещи необходимые в походе.

Практическое занятие:  укладка рюкзака.

1

9.

Походная аптечка, её состав назначение.

Практическое занятие: накладывание бинтов, изготовление носилок из подручного материала.

1

10.

Лечебные травы нашего края.

1

11-12.

Н.Н. Миклухо-Маклай.

Географический брейн-ринг “Наш дом-планета Земля”.

2

13.

Первые кругосветные плавания.

Игра ”Песенная география”.

1

14.

Просмотр фильмов о путешественниках.

1

15.

Типы костров.  Место выбора кострища, его подготовка, назначение костров.

Викторина “Великие путешественники”.

1

16.

Походная кулинария. Что взять с собой в поход из продуктов.

Викторина ”Вкусная география”.

1

17.

Подготовка к походу выходного дня. Индивидуальное снаряжение. Техника безопасности в походе.

1

18-20.

Поход выходного дня.

3

21.

Путешественники нашего времени.

Викторина ” Самый, самое…”.

1

22.

История нашего края. Наш город.

1

23.

Растения нашего края.

Ребусы, загадки.

1

24.

Животные нашего края.

Ребусы загадки.

1

25.

Правила поведения в природе.

1

26.

Просмотр фильма  на экологическую тему.  

1

27.

Составление географических кроссвордов.

1

28.

Выпуск экологических плакатов.

1

29.

Игра ”Что? Где? Когда?”

1

30.

Шуточная географическая викторина.

1

31.

Обобщение пройденного материала.

1

32.

Рекомендации по походам выходного дня.

Установление палатки.

1

33-34.

Экскурсия в лес.

2

                           

                                          Литература для учителя.

1.Злацен М.Карманный справочник туриста-М. Профиздат, 1963 год.

2. МагидовичИ.П. Магидович В.И.Очерки по истории географических открытий.- М. Просвещение , 1982 год.

3. Практикум по географическому краеведению/под ред. И.Петрова.-М.Наука,1990год.

4. Орлов О. Возвращайся к нам Маклай !- М.Детская литература 1978год.

5. Симаков В.И. Походы выходного дня. М.-Советская Россия, 1984 год.

6. Учебник “География ХМАО” под ред. Бакулина В.В. М.=Экопрос , 2000год.

7.Веселая география на уроках и праздниках. Агеева И.Д. М.-Творческий центр2005 год.

                           Литература для учащихся.

1.Г.П.Пивоварова. По страницам занимательной географии. (книга для учащихся). - М.: Просвещение, 1983 г.

География ХМАО (учебное пособие). – М.:Экопрос, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...

Примерный тематический план программы дополнительного образования в 4-5 классах.

Данный материал может использоваться для дополнительного образования учащихся 4-5 классов во второй половине дня....

Программа дополнительного образования. Баскетбол 7-9 класс Разработал Бурсин Д.Л.

Представленна программа дополнительного образования по баскетболу,  7-9 класс, с календарно-тематическим планированием....

Модифицированная программа дополнительного образования детей 2-3 класса «Внеклассное чтение»

Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб...

Программа дополнительного образования "Туризм и путешествия"

Программа по краеведческому туризму для школьников...