Игровая часть образовательной программы «Тайны, хранящиеся в земле»
статья по теме

Черкесова Екатерина Владимировна
  • Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Ульяновск 14-15 мая 2009 С.120-123

 Школьное время – всегда продолжительная пора, перед педагогами встает вопрос: как организовать летние каникулы, чтобы ребятам было интересно и запомнилось надолго. Из года в год организуются пришкольные лагеря, которые, как временная мера досугового занятия детей, начинают себя изживать. Сегодня в России широко развивается школьное археологическое движение, преимущественно в виде работы археологических кружков, функционирующих при исторических и краеведческих музеях. В Москве они работают, например, при Государственном историческом музее, в Петербурге при Эрмитаже. Дети наряду со взрослыми участвуют в научных археологических экспедициях. Они проводят самостоятельные научные исследования. Многие потом продолжают заниматься историей и археологией на профессиональном уровне. Однако, главная задача этого движения: открыть перед детьми живой мир древности посредством включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность и способствовать патриотическому и гражданскому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_programma.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая программа «Тайны, хранящиеся в земле»

как образовательное средство

 Школьное время – всегда продолжительная пора, перед педагогами встает вопрос: как организовать летние каникулы, чтобы ребятам было интересно и запомнилось надолго. Из года в год организуются пришкольные лагеря, которые, как временная мера досугового занятия детей, начинают себя изживать. Сегодня в России широко развивается школьное археологическое движение, преимущественно в виде работы археологических кружков, функционирующих при исторических и краеведческих музеях. В Москве они работают, например, при Государственном историческом музее, в Петербурге при Эрмитаже. Дети наряду со взрослыми участвуют в научных археологических экспедициях. Они проводят самостоятельные научные исследования. Многие потом продолжают заниматься историей и археологией на профессиональном уровне. Однако, главная задача этого движения: открыть перед детьми живой мир древности посредством включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность и способствовать патриотическому и гражданскому воспитанию.

Так в Ульяновске на реализацию программы «Тайны, хранящиеся в земле» был получен грант в рамках проводимого Второго Всероссийского конкурса «Истоки» от Национального фонда «Молодые Лидеры». Программа предусматривала создание и деятельность археологического лагеря для школьников силами музея. Работа по программе проходила в  три этапа: теоретический, практический, творческий. Теоретический этап включал 10 занятий, знакомящих участников проекта с азами археологии. Практический этап составляла собственно археологическая экспедиция. На заключительном этапе  в музее открывается выставка по итогам работы археологического лагеря.

Если отбросить в сторону финансовые и бытовые проблемы, то самым важным и сложным в организации оказывается археологическая экспедиция. Во-первых, лагерь нужно разместить в таком месте, где хорошо представлены археологические культуры, существующие на территории Ульяновского Поволжья, для того, чтобы максимально воссоздать целостную картину прошлой жизни и историю людей, живших на земле. Во-вторых, место должно быть безопасное, ведь основными нашими исследователями являются дети. В-третьих, на этом этапе ребенок выступает, как самостоятельный исследователь и необходимо создать соответствующие для этого условия. Если он хочет понять суть изучаемого процесса, то приходится  выделять узловые моменты и те первые импульсы, которые определяют дальнейший ход развития этого процесса. Обращаясь к насущным проблемам, через полученный опыт, школьник пытается понять, что современное состояние любой проблемы – всего лишь следствие процессов, начало которых лежит в глубоком прошлом. Но акцентируя внимание на исследовательской задаче, на второй план порой уходит воспитательная цель. Перед теми, кто реализовывал выше названную программу, встал ряд проблем: как совместить науку о древности и игру, исследовательскую  и воспитательную части программы, досуговую и трудовую деятельность школьников, выдерживая их паритеты? Итогом поисков стала образовательная игровая программа «Тайны, хранящиеся в земле».

Игра – одно из самых древних занятий людей. Взрослые и дети всегда играют с удовольствием. В процессе игры происходит освоение новых социальных ролей, приобретение нового опыта и познания своих возможностей, коммуникативное и нравственное взаимовлияние и взаимообогащение ее участников. Для работы детского археологического лагеря была разработана игровая методика. Ставилась цель археологического лагеря: способствовать развитию патриотических качеств у школьников и их исторического мышления в условиях игровой деятельности и среды.

Поставленные задачи были разнообразны и разноплановы. Задача творческого плана: создать благоприятные условия для творческого процесса у детей с учетом их возрастных и интеллектуальных особенностей; задача организационного плана: сформировать группу детей участников и группу профессионалов; задача исследовательского плана: способствовать формированию исторического сознания через погружения в историческую эпоху; задача образовательного плана: расширить знания школьников о древней истории края; задача развивающего плана: способствовать развитию творческого мышления всех участников экспедиции; задача воспитательного плана: способствовать развитию эмоционально-ценностных ориентаций личности, связанных с формированием патриотических и гражданских качеств личности школьника.

Место проведения: территория лагеря – село Кременки Старомайнского района Ульяновской области. Длительность проведения: 7 дней. Состав участников: школьники 5 – 11 классов, руководители экспедиции. Число участников: 50 человек.

Предварительная подготовка игровых заданий: основной сюжет предполагает разделение участников на 3 команды. Две команды – это «племена» (школьники). Одна команда – «совет старейшин» (руководители экспедиции). Каждая команда выбирала для себя игровое место вне зоны видимости других команд. В последующем из маленьких коллективов  формируется большой дружный коллектив.

Основной сюжетной линией игры является цепочка заданий командам, выстроенная в последовательности исторических открытий человечества и приобретенных человеком умений в процессе становления мировой цивилизации. Каждый прожитый день – это новая ступень в развитии (как в переносном смысле, так и в реальном плане).

 

В первый день команды получают задание: организовать собственное племя: выбрать род занятия, обустроить бытовую жизнь, выбрать вождя; придумать одежду и изготовить её образцы; разработать систему защиты от потенциальных врагов и изготовить оружие; распределить обязанности членов племени. На реализацию поставленной задачи  отводится 4 часа. Сбор племени назначается  у вечернего костра. С расписанием жизни лагеря все заранее должны быть ознакомлены. План проведения мероприятий и место каждый раз  у нас вывешивалось у информационного столба. В нашем лагере первая половина дня посвящена археологическим исследованиям, а вторая - игре.

 Команда старейшин также обязательно должна включиться в игру, чтобы максимально создать эффект погружения в эпоху и не нарушить игровое пространство (у нее должны быть особые костюмы, свой девиз и т.д.).  Каждое выступление племен – это яркая импровизация. Команда совета старейшин может испытывать новые коллективы каверзными вопросами. Эти вопросы не должны быть абстрактными, подготовленными заранее,  опираясь не столько на полученный ранее опыт и знания, сколько на зону ближайшего развития детей. Очень кстати в такой ситуации оказываются домашние заготовки по типу: на простом листке бумаги, «состарьте» его чаем, напишите рассказ, раздайте ребятам и пусть они найдут там ошибки или неточности. Вот примеры таких текстов игры «Текст с ошибками?».

Вариант 1

Около 1,5 – 3 млн. лет назад в Африке появились первые предки современных людей. Есть несколько объяснений - почему и как это произошло. По одной из версии, в Восточной Африке по линии разлома в Земле появились природные ядерные реакторы. Так как излучение очень вредно на организм, то человекообразные существа для выживания вынуждены были постепенно становиться на ноги и брать в передние конечности орудия труда. Жили эти существа, как и животные, человеческими стадами. Основным занятием было собирательство, но с течением времени все большее значение начинает приобретать охота. Орудия труда из камня, дерева, постепенно совершенствуются от самых грубых рубил до шлифованных. Очень рано люди познакомились с огнем. Около 40 тыс. назад человек стал таким же разумным, как и мы. У людей появилась осознанная речь, верования, искусство. На смену стаду приходит родовая община – совместная жизнь большими коллективами родственников. Несколько родов составляют племя. Во главе – совет старейшин и вождь. 7 тыс. лет назад собирательство дает начало земледелию, охота – скотоводству. Появляется ремесло. Эти процессы, прежде всего связаны с началом обработки меди, бронзы. А 6-5 тыс. лет назад появляются первые государства и первые цивилизации древности.

Вариант 2

В период энеолита формы сосудов из глины и рисунки на них становятся разнообразнее, чем в предыдущие эпохи. В этот же период появились племена, которые начали заниматься обработкой металла. Кремневые орудия труда встречаются все реже. Племена эпохи бронзы держали домашний скот – лошадей, коров, овец. Человек начинает пользоваться не только тем, что дает природа, но и создавать сам. Поэтому хозяйство племен эпохи бронзы археологи называют по-другому: производящее.

Преимущество железа перед бронзой определили его быстрое распространение на территории нашего края в I тыс. до н.э. Ученым известны также поселения и укрепленные городища. Они располагались на высоких мысах и с трех сторон были окружены глубокими оврагами. По всему периметру городище укреплялось частоколом из бревен. Взять городище приступом было непросто.

Вниманию читателей заметим, что в этих текстах все изложенные факты относительно верны и отсутствуют ошибки: в этом и хитрость. А фокус в том, что учащиеся обращаются к новым знаниям, закрепляют старые, делают это легко и даже весело, взаимодействуют в совместном аналитическом поиске. В ходе игры «племена» живут своей собственной жизнью, у них возникают внутренние споры и конфликты, идет примирение и обсуждение «общинно» значимых дел. Постепенно формируется маленький коллектив как временный детский коллектив.

Человек издавна пытался осмыслить свое место в мироздании, объяснить причину извечного цикла умирания и возрождения природы, смены дня и ночи, рождения и смерти, борьбы света и тьмы.  Он пытался передать эти знания своим потомкам.  Во второй день мы  предлагаем ребятам подготовить на следующее заседание «летопись» своего «племени», чтобы потомки могли узнать о них и передавать эти знания из поколения в поколения, но помня о том, что в древние времена алфавита не было, люди не умели писать, Письменность – очень важное изобретение. Благодаря ей можно фиксировать события, обмениваться сообщениями.  Но появилась она более 5000 лет назад. Подготовка данного задания потребовала от школьников сотрудничества и конструктивного диалога, знаний и фантазии, личностных и актерских качеств. Но главное, – во время игры  они сотрудничают и проявляют творчество, опираясь на полученные ранее знания и выдвигая новые неожиданные гипотезы.

Третий день – самый сложный. Кто-то устал от работы на раскопе и хочет домой. Этот день переломный. Необходимо взбодрить. А ничто так не радует детей, как соревнования.  Я решила подарить им целый день. Подготовила на утро комплекс испытаний для каждого племени. Утро началось с объявления, о том, что сегодня проводятся испытания для того, чтобы стать полноправным членом своего племени,  (а для этого надо быть ловким, сильным и выносливым). Здесь каждый педагог – руководитель может проявить свою сообразительность. Каких только сейчас не существует спортивных конкурсов! Так что давать практические рекомендации, считаю излишним. Вечер в такой день желательно разгрузить, так как дети устают от физического напряжения.  В конце дня проводится игра, например,  по типу «Верю – не верю». Зачитываются утверждения, а участники должны определить: верно ли оно, и объяснить почему. Уделите в этот день больше времени песням у костра, байкам, поделитесь воспоминаниями о своей школьной жизни. Постарайтесь создать атмосферу того, что все члены экспедиции – это большая дружная семья.

 Наш четвертый день проходит в игре «Архипелаг удачи». Ребятам были розданы карты, где нарисована схема базирования нашего лагеря. На карте намечен маршрут, по которому должно пройти племя, чтобы спастись от надвигающегося стихийного наводнения. Но путь оказывается  непрост: на пути их ждут препятствия и, только преодолев их, можно спастись. Побеждает та команда, которая быстрее всех проходит маршрут и набирает большее количество баллов. Приведем примеры нескольких конкурсных заданий.

Конкурс «Твердая рука».

Ребятам предлагается поиграть в первобытный боулинг. На поляне стоят бутылки, в которых насыпан песок. Задача: мячом сбить кегли. Каждый член команды имеет право на один бросок. 1 сбитая кегля – 1 балл.

 Конкурс «Остров загадок».

На этом этапе их ожидает мудрец, который подготовил им по 3 загадки. Задача, кок можно быстрее справиться с шарадами мудреца. 1 загадка – 1 балл. Пусть загадки будут по истории. Не надо упрощать задания, поверьте, что коллективный разум детей сильнее нашей взрослой логики. Вот примерные задания:

1.Черныш – загарыш,

Куда поехал?

Молчи, Кручено-верчёно,

Там же будешь.

(Черныш – загарыш – прозвише чугуна с перепачканными сажей боками, Кручено – верчёно – глиняный горшок, сделанный с помощью гончарного круга. И оба едут в печь!).

2. Носила меня мать,

Уронила меня мать,

Подняли меня люди,

Понесли в торг торговать.

Отрезали мне голову,

Стал я пить

И ясно говорить.

(Здесь описан весь процесс подготовки гусиного пера к работе и его использованию).

3. Копье, дубину, лук и стрелы,

Охотник взял с собой умелый.

И стало пятое оружие не нужным,

Его название вы прочтете тут же.

Острее ум! Острее взгляд!

4. Спустите буквы в нижний ряд!

 

 

 

 

Напишите здесь название: полоски кожи, на концах которых привязаны камни. Древний человек метал их под ноги животным, чтобы те, запутавшись, замедляли бег.

5. В земле родился,

На кружале вертелся,

На огне пекся,

На базаре был,

Людей кормил,

Как упал, так и пропал –

Никто не прибрал.

(Здесь описан процесс изготовления глиняного горшка, его предназначение, и утилизация).

Загадки: 

1. Поработал Острый нос,

Увезли зеленый воз. (Коса).

2. Сам худ, голова с пуд (молот).

Иду в воду – красное, выйду черное (железо).

3.  Мужик идет из лесу, зеркало за поясом (топор).

4. Огня не страшусь,

Воды не боюсь. ( Глиняный горшок)

5.  Едет воз без колес,

Колеи не оставляет. (Лодка).

6. Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только ножку прячет (гвоздь).

7. Изогнут, как хвост петуха, Зазубрен, как хвост щуки. (Серп)

8. Конкурс «Кто сильнее».

9.  Задание могут быть спортивного характера, например, мальчики на этом этапе отжимаются, девочки качают пресс. Общая сумма баллов складывается из количества сделанных упражнений.

10.      Конкурс «Зоркий сокол».

11.     На этапе натянута веревка в виде паутинки. Задача: взявшись за руки пройти через паутину, не задев её. Если кто – то из команды задевает веревку, то выполнение задания начинается сначала. За прохождения этапа – 10 баллов.

12.     Конкурс «А кто это там поет?»

На этом этапе необходимо отгадать мелодию, которую вождь играет на гитаре. А затем всем вместе спеть песню до конца. За выполнение задания – 5 баллов. Проведение этого конкурса зависит от ваших творческих возможностей и времени.

Еще с давних времен известно, что посеешь, то и пожнешь. Чтобы запастись едой, пропитанием на долгое время, необходимо было древним людям ходить на охоту.  Поэтому на пятый день мы осваивали искусство охоты. И наш день прошел в игре «Охота на мамонтов». И нам, руководителям, на время пришлось стать «мамонтами», прятаться по лесам, а «племенам» стать первобытными охотниками. Поверьте, игра вызывает особый восторг, как у детей, так и взрослых.

Поклонению огню и воде, очищение огнем и водой, разжигание костров и перескакивание через них – все это известно с глубокой древности у многих народов. Наши предки устраивали большое празднество в честь Ивана Купалы в память о неугасаемом огне. Он всегда праздновался 23 июня. В этот день девицы плетут венки из цветов, водят хороводы, загадывают желания, вечером пускают венки на воду: чей венок утонет, у той желание не сбудется. На шестой день устраивался  праздник «День Ивана Купала». Ребята познакомились с древними обрядами наших предков и  устроили игры на воде.

Седьмой день начался как всегда. Ранний подъем, работа на раскопе.   Но это был наш последний день в экспедиции. Заканчивали раскапывать памятник эпохи неолита.  Каждый  напоследок хотел найти что-то. Появились следы очагов. Каково было удивление, когда они узнали, что люди здесь жили, жгли костер, варили на нем пищу, и кто-то сказал, что это напоминает наш лагерь. Вечером детей ожидало таинство «Посвящение в археологии». Последний заключительный этап нашей игры. Все работы были закончены, итоги подведены, поэтому праздник был как раз кстати. В это день из разрозненных племен сформировался один большой и сплоченный коллектив – юных исследователей археологов. Каждый участник экспедиции должен получить второе имя, с которым он будет идти по науке археологии. Имена готовятся заранее. Мой совет, подбирайте имена исходя из особенностей конкретного ребенка, будьте тактичны, чтобы имя не стало кличкой. Имена наносите на кусочки керамики, дерева. Все должно остаться на память у ребенка. Главными действующими лицами является бог археологии Горпосельмог и Шаман.  Обязательно приготовьте священный напиток – сому, которые должны испить принятые в общество археологов (у нас это был обыкновенный томатный сок). Придумайте несколько испытаний для ребят, совсем несложных и недолгий сценарий. Приведем в пример лишь обязательные элементы посвящения произношения клятвы археолога и основные заповеди, с которыми всегда знакомит бог.

10 заповедей:

1. Начальник экспедиции всегда прав.

2. Если начальник экспедиции не прав, смотри п.1.

3. Бери больше, кидай дальше, отдыхай пока летит.

4. Кто сядет на бровку, тому век отвал перебирать.

5. Перед сном, ложась в спальник, отрок, думай об археологии.

6. Собираясь в экспедицию, не бери три вещи: галстук, вилку и тоску.

7. Спальник с ложкой – хорошо, а лопата лучше.

8. Уважай комара, он тебе в раскопе спать не дает.

9. Раскоп- не яма, а способ познания древности, посему – в раскопе не ленись и не таскай находки по карманам.

10.     Чти археологию, как достойную из наук.

Клятва юных археологов.

- Клянусь соблюдать заповеди и никогда не нарушать их.

- Клянусь уважать начальника, как себя.

- Клянусь работать лопатой так же, как и ложкой!

- Клянусь не брать с собой галстук, вилку и тоску.

- Клянусь не терять на раскопе пуговицы, кепки, дабы не ввести в заблуждение последующих

- Клянусь и горячо обещаю любить и почитать археологию.

- Клянусь, клянусь, клянусь.

Наш совет: обязательно в этот день приготовьте детям сладости, чтобы хоть чуточку слаще стало от горечи расставания.

Итак, авторская игровая программа «Тайны, хранящиеся в земле» как образовательное средство реализует многие задачи воспитания и обучения, развития личности школьников. В процессе проведения игры ее участники, вжившись в игровое пространство, перешли к самостоятельному моделированию развития игровых ситуаций. Игровые моменты позволили ребятам применить практические умения, проявить организаторские и коммуникативные умения, умения  сотрудничать, вести совместный исследовательский поиск, пережить разнообразные позитивные эмоции и чувства (удивления, радости, восторга, гордости), эмоционально-ценностное отношение к историческому и археологическому наследию, активизировать творческий потенциал. Нашей маленькой победой стало и то, что наш археологический лагерь стал коллективом. Данная игровая методика может применяться не только в археологических лагерях. Её можно использовать и на дополнительных занятиях, или организовать недельные соревнования между классами в школе, или использовать лишь некоторые её элементы. Искренне надеемся, что наш опыт послужит Вам и Вашим детям, уважаемые педагоги!

Литература

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная образовательная программа«Тайны, хранящиеся в земле»

Летом 2007 года научные сотрудники отдела археологии ГИММЗ совместно с Ульяновским областным Детским Экологическим Центром реализовали комплексную образовательную программу «Тайны, хранящиеся в земле»...

Методическая разработка программы "Тайны живой природы"

Прграмма "Тайны живой природы" предназначена для обучающихся 9, 10 класса.Филосовская идея, реализуемая в современной школе - свободное, разнесторонне развитие личности ребёнка средствами обучения и в...

дополнительная образовательная программа "Тайный остров внутренних сил"

Успешность адаптации школьников к обучению в среднем звене во многом связана с развитием качеств, которые начинают формироваться в младшем школьном возрасте: самостоятельности, инициативности, умения ...

Образовательная программа "Тайны таблицы Менделеева"

В российском «Законе об образовании», в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечается, что современная система образования способна использовать вариативность образовательных п...

Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....

Сборник опытов к программе "Тайны природы"

Этот сборник поможет воспитателям детских садов, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования организовать занимательные опыты с живой и неживой природой (воздух, вода, песок, рас...

Программа "Тайна семи ларцов"

Главная цель программы -  Организация совместной познавательно-творческой деятельности, направленной на социализацию и развитие личности ребёнка...