Проект трудового отряда "истоки"
методическая разработка по теме

Черкесова Екатерина Владимировна

Летние каникулы – всегда продолжительная пора, перед педагогами встает вопрос, как организовать свободное от школьных занятий время, чтобы ребятам было интересно и чтобы запомнилось надолго. Многие учащиеся в летний период остаются не у дел, и поэтому очень важно правильно организовать их деятельность.  Одной из форм работы  - это приобщение детей к работе в трудовом отряде. В первую очередь главным адресатом проекта становятся  учащихся «группы риска» и дети из малообеспеченных семей. Работа в трудовом отряде для  большинства учащихся – возможность заработать свои деньги, а для некоторых из них и поправить своё материальное положение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialnyy_proekt.doc108 КБ

Предварительный просмотр:


Социально-экономический проект


ТРУДОВОЙ ОТРЯД «ИСТОКИ»


Направление: социально-экономический проект.


Цель: Приобретение подростками трудовых навыков средствами  вовлечение их в общественно-полезную деятельность в период каникул.

Содержание проблемы:

Летние каникулы – всегда продолжительная пора, перед педагогами встает вопрос, как организовать свободное от школьных занятий время, чтобы ребятам было интересно и чтобы запомнилось надолго. Многие учащиеся в летний период остаются не у дел, и поэтому очень важно правильно организовать их деятельность.  Одной из форм работы  - это приобщение детей к работе в трудовом отряде. В первую очередь главным адресатом проекта становятся  учащихся «группы риска» и дети из малообеспеченных семей. Работа в трудовом отряде для  большинства учащихся – возможность заработать свои деньги, а для некоторых из них и поправить своё материальное положение.

Другая проблема состоит в том, что данная категория не может позволить себе культурный досуг, поэтому работа в трудовом отряде должна включать два самостоятельных блока: трудовая деятельность, направленная на формирование профессиональных навыков и досуговая деятельность, направленная на формирование гражданско-патриотических качеств у подростков.

Оценка ситуации.

Незанятость 48% учащихся в летний период;

Наличие в гимназии № 30  17 % детей из малообеспеченных семей;

 

Задачи:

Организационные:

создание трудового подросткового отряда  с 1 по 15 июня с 18 по 30 июня.

привлечь к работе подростков «группы риска» и категорию учащихся из малообеспеченных семей;

разработка  концептуальной программы трудового отряда.

Материально-технические:

Создание условия для материального датирования детей из малообеспеченных семей;

Нормативно-правовые:

Сбор документов необходимых для принятия на работу участников трудового отряда ( ксерокопия паспорта, расписка от родителей, медицинская справка о состоянии здоровья, заявление о принятии о работе, разрешения от органов опеки и попечительства)

Заключение  срочного трудового договора.

Оценочно-рефлексивные:

Оценить результаты проделанной работы с позиции рефлексивной методики;

Предоставление творческого отчёта о проделанной работе.

Способ решения проблемы.

Ресурсы

Гимназия № 30

Педагогический коллектив гимназии № 30.

Риски

Учащиеся гимназии №30

Отсутствие финансирования.

Ожидаемые результаты.

Разработка концепции   программы  деятельности трудового отряда;

Реализация проекта «Истоки» предполагает активизировать деятельность подростков от 14 до 18 лет в летний период;

Улучшение материальное положение учащихся из малообеспеченных семей;

Приобретение в процессе трудовой деятельности профессиональных навыков;

Повышение уровня формирования гражданско-патриотических качеств.

Содержание проекта.

Работа в трудовом отряде «Истоки» предусматривает 3 смены:

1 смена: 1 июня-15 июня;

2 смена: 16 июня-30 июня;

Деятельность в трудовом отряде сводится не только к общественнозначимым работам, а прежде всего к воспитанию гражданско-патриотической позиции через трудовую деятельность.

Программа работы трудового отряда «Истоки» предусматривает 2 часа работы и 2 часа досуговой деятельность. Для реализации воспитательного потенциала заместителем по воспитательной работе была разработана краеведческая досугово -образовательная программа «ИСТОКИ»

Реализация проекта трудового отряда «Истоки « предусматривает 4 этапа:

Первый этап: Классные руководители проводят анкетирование школьников 14-17 лет. На основании анкетирования устанавливается количество подростков, желающих работать в летний период, и проводится комплектование отрядов.

Второй этап: Определение источников финансирования работ. МОУ гимназия № 30 заключает договоры с организациями и предприятиями, предварительно давшими согласие на совместное сотрудничество, направленное на организацию временной занятости несовершеннолетних

Третий этап: Специалист молодежного центра информирует подростка об условиях работы, оплате труда, объектах работы, дает документы для трудоустройства. Заинтересовавшиеся подростки заключают контракт, приносят заявление от родителей о согласии на их работу. Контракт оформляется при наличии паспорта, справки от врача о состоянии здоровья и возможности работать.


Четвертый этап: Подростки приходят на объект с бригадиром.
Бригадир проводит инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, ведет учет рабочего времени по табелю. Бригадир несет ответственность за безопасность детей, за сохранность инвентаря.  В конце месяца сдается акт выполненных работ. Согласно акту выполненных работ и табелю по учету рабочего времени производится начисление заработной платы.

Трудовая деятельность.

План работы трудового отряда гимназии № 30.

Первая смена (1.06 - 15.06.2011)

« Я и моя гимназия»

Дата

Трудовая деятельность

31/05

Организационные вопросы.

Оформление документов о приеме на работу.

01/06

Открытие трудовой смены.

Инструктаж по охране труда, ПДД.

Разбивка клумб на территории гимназии № 30. Отлив клумб. Уборка мусора на территории.

02/06

Выполнение ограждения для клумб .Поливка цветочных клумб. Уборка мусора на  территории спортивной площадки  гимназии № 30

03/06

Поливка цветочных клумб . Срезка сухостоя.

04/06

 Вырезка поросли вдоль изгороди со сторона ул. Хрустальная.

05/06

Поливка цветочных клумб. Высадка рассады цветочных культур с элементами ландшафтного дизайна.

06/06

Уборка территории вокруг клумбы. Обрезка приствольных кругов.

07/06

Поливка цветочных клумб. Уборка территории со стороны ул. Кольцевая.

08/06

Поливка цветочных клумб . Рыхление земли. Прополка сорняков на клумбе.

09/06

Поливка цветочных клумб. Вырезка сломанных кустарников.

10/06

 Уход за посаженными цветочными культурами, полив.

11/06

Удаление сорняков в асфальте. Уход за посаженными цветочными культурами, полив.

12/06

Высадка кустарника для «живой изгороди» со стороны улица Кольцевая

13/06

Выкладка липовой аллеи речным камнем. Уход за посаженными цветочными культурами, полив.

14/06

Выкладка липовой аллеи речным камнем.

15/06

Закрытие трудовой смены. Подведение итогов.

Вторая смена (16.06.2011-30.06.2011)

«Я и мой район»

Дата

Трудовая деятельность

16.06

Организационные вопросы.

Оформление документов о приеме на работу.

17.06

Открытие трудовой смены.

Инструктаж по охране труда, ПДД.

Изучение видового состава деревьев и кустарников в парке «Винновская роща». Экологический десант.

18.06

 Обсуждение вопросов экологии. Уборка территории около часовни.

19.06

 Уборка территории  со стороны гимназии № 30 (ул. Кольцевая).

20.06

Изучение состояния древесных и кустарниковых форм растений на территории гимназии. Сбор материала

21.06

Изучение состояния травянистого растительного покрова, видового состава антропогенной растительности  около памятника «Гончаровская беседка». Уборка мусора.

22.06

Изучение уровня загрязнения водоемах парка «Винновская роща». Анализ содержания нефтепродуктов в водоёмах парка

23.06

Изучение антропогенных изменений парка «Винновская роща», происшедших за последние несколько лет. Экологический десант.


24.06

  Нанесение на карту объектов незаконной рубки деревьев в парке "Винновская роща"


25.06

Изучение гидросистемы парка «Винновская роща».

26.06

Изучение видового состава деревьев. Составление списка  деревьев, имеющих историческое прошлое.

27.06

Экскурсия по парку «Винновская роща»: «Прошлое и настоящее Винновской рощи»

28.06

Составление индивидуальных экологических проектов.

29.06

Выступление и защита проектов. Обсуждение результатов индивидуальной работы.

30.06

Закрытие трудовой смены. Подведение итогов.

 

Организационно - досуговая деятельность.

Повышение эффективности целостного воспитательного процесса потребовало разработки комплекса досугово – образовательных программ. Эта разработка нацелена на адаптацию учащихся к родной культуре. Программа позволяет обрести опыт ценностного отношения к окружающим людям, к своей Родине.  Программа реализуется во второй половине дня, включает 15 интерактивных и игровых образовательных занятий.

Постановка и решение образовательных  задач в рамках работы трудового отряда  гимназии № 30

Направления воспитания

Методы, приемы, способы.

Примеры

Стимулирование познания

Креативные игры.


Мастер-класс

Аукцион идей по благоустройству города.

Игровая экскурсия «В гостях у бабушки Лукерьи».

Научить выдвигать гипотезы

Сопоставление известных и неизвестных вещей, выполнение специально организованных заданий.

Постановка проблемы во время ведения экскурсии, занятия, лекции.

Умение формировать отношение к предметам

Обсуждение увиденного, соотношение со свои опытом

Беседа с педагогом, разработанная система вопросов, конкурсы

Способность извлекать информацию из первоисточника

Поисковые вопросы с целью сосредоточения внимания

Воспоминания о жизни бабушки, детстве родителей.

Восприимчивость к особенностям иной культуры.

Игры. Творческая деятельность

Знакомство с народным творчеством на занятиях.

Развитие эмоциональной сферы

Воздействие на чувства (эстетическое переживание)

«Погружение» в историческое прошлое через предметы старины, музыку, беседу.

Побуждение к творчеству

Самостоятельная деятельность на территории гимназии, выставки детских работ, конкурсы.

Создание условий с помощью мастер-классов, персональных выставок.

Развитие способности к Креативности

«Изобретение» чего-либо

Формируется на занятиях, мастер-классах.

Развитие рефлексии

Самостоятельное определение способа выполнения задания (осмысленный подход)

Работа в мастер-классах, игровые задания

Развитие ассоциативности

Через загадки, вопросно-ответный метод

Алгоритм: найди ответ среди своих действий.

Формирование пространственно-временных представлений

Сопоставление со своим жизненным опытом, использование временных категорий, близких и понятных ребенку (возраст бабушки)

Занятия по вещественным памятникам, археологии, метод погружения в прошлое.

Программа «Истоки»

 «Здравствуй, Гимназия!»

Форма проведения: Знакомство с гимназией как с учреждением, которое хранит и пропагандирует ценности культуры..

02. 06. 2011.  «Волшебная глина»

Форма проведения: путешествие-сказка. По ходу дается представление о гончарном промысле, показываются разнообразные изделия из глины (в том числе из экспозиции музея), лепка посуды.

03.06.2011 «Что такое памятник?»

Цель занятия: сформировать представление о памятниках как символах истории города, региона, страны. Занятие проводится на открытом воздухе на Венце Симбирской горы.

04.06.2011 «Мой город и я»

Цель: сформировать представления об архитектуре города, исторических эпохах и архитектурных стилях. Занятие проводится в форме  городской экскурсии.

05.06.2011. «Живые предметы»

Цель: раскрыть историко-культурный контекст вещевых источников, показать их многообразие. Занятие проводится на экспозиции музейной комнаты гимназии № 30.

06.06.2011«Старая фотография»

Цель: дать представление о фотографии как о документальном свидетельстве определенной эпохи.

07.06.2011 «Ваш костюм»

Цель: Познакомить детей с музейной коллекцией одежды, дать представление о развитии костюма, показать тесную связь костюма с эпохой, с сословными различиями. Проведение конкурса-выставки детского творчества «Барби XXI века» по созданию оригинальной модели костюма будущего.

 «Моя семья, моя родословная» 

Цель: заинтересовать детей историей своей семьи, своей родословной, подвести их к мысли о том, что их семья частица истории, и они сами – то её частица. Познакомить с историей рода Киндяковых.

 «Как жили люди в древности»

Цель: с помощью археологических источников познакомить с образом жизни и представлениями предков.

10.06.2011 «День славянской письменности и культуры».

Цель: познакомить с деятельностью  просветителей  Кириллом и Мифодием. 

11.06.2011. «Сундук бабушки Лукерьи».

Литературно историческая игра .

12.06.2011 Занятие мастер-класс «Русская игрушка» 

Цель: познакомить с историей и причинах возникновения кукол, методами изготовления обрядовых и игровых кукол.

13.06.2011 «Тайна орнамента» 

Цель: познакомить с понятием «орнамент», как способом передачи знаний и опыта.

14.06.2011. «Русское чаепитие»

Цель: Познакомить с историей самоварного дела и традициями русского чаепития.

15.06.2011.Игра «Аукцион проектов: будущее нашего города». Форма проведения – аукцион, но вместо вещей на торг выдвигается идея-проект обустройства города. Побеждает тот, за кого больше проголосовало. Затем эти идеи передаются на рассмотрение в комитет  по делам молодежи и мэрию города.

Оценка промежуточных и окончательных результатов.

Успешная реализация проекта «ИСТОКИ»  обеспечит решение важных воспитательных задач и даст возможность подросткам:

Избежать правонарушений.

Улучшить своё материальное положение.

Приобрести профессиональные навыки.

Приобрести знания об истории и культуре своей Малой Родины.

Внести вклад в такое важное и нужное дело – забота и облагораживание своей малой Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект трудового лагеря «Пчёлка 2012»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Красноярская средняя общеобразовательная школа»...

социальный проект трудового подросткового отряда "Забота"

план работы трудового подросткого отряда "Забота" предназначен для проведения шефской помощи населению, участникам Великой Отечественной войны...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социальный проект "Трудовой десант "ПОБЕДЫ""

laquo;…вопрос о патриотическом воспитании молодёжи – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать...