МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья (11 класс) на тему

Боброва Галина Владимировна

Современное образовательное пространство  все больше поддерживает идею опережающего образования, суть которой заключается  в принципиальной ориентации этой системы на будущее, т.е. на те условия жизни и профессиональной деятельности, в которых окажется выпускник учебного заведения после его окончания.

     Стратегическая цель жизнедеятельности  Оренбургского президентского кадетского училища – это подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей для службы и трудовой деятельности на военном и гражданском поприще.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_motivaciya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

                                           

                        Боброва Галина Владимировна, кандидат педагогических наук,                  

                                                                        инструктор-методист бассейна

Оренбургского президентского кадетского училища

                    Современное образовательное пространство  все больше поддерживает идею опережающего образования, суть которой заключается  в принципиальной ориентации этой системы на будущее, т.е. на те условия жизни и профессиональной деятельности, в которых окажется выпускник учебного заведения после его окончания. Опережающее образование готовит сегодняшнего школьника к будущему, определяет долгосрочные цели, совместно с другими составляющими духовной сферы основывается не только на знаниях, но и становится самообучающим образованием. [5]

             Целью образовательной деятельности средних учебных заведений Министерства Обороны является – обеспечить подготовку несовершеннолетних    граждан    мужского   пола   к   поступлению   в образовательные  учреждения,  реализующие   военные   профессиональные образовательные  программы.   Согласно  положению  о довузовских образовательных учреждениях Министерства Обороны, одной из основных задач является удовлетворение потребностей  обучающихся в   интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении ими среднего (полного)   общего   образования  в  соответствии  с  государственными образовательными стандартами,  первичных  знаний  и  навыков  военного дела,  необходимых  для  выбора  профессии  и  продолжения дальнейшего  обучения [3].

     Стратегическая цель жизнедеятельности  Оренбургского президентского кадетского училища – это подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей для службы и трудовой деятельности на военном и гражданском поприще.

            Стратегическая цель есть ожидаемый долгосрочный результат, который идеален и его не возможно корректировать, но можно детализировать на три оперативных уровня: содержательно-образовательный, мировоззренческий и профессионально-управленческий. Эти уровни адекватны целям интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального саморазвития воспитанников. Оперативная цель это промежуточная  цель, которую можно не только поставить, но и технологизировать  для ее достижения. Управление оперативными целями не возможно без учета мотивационного компонента обучающихся.

            Понятие мотивации – это сложный  психологический феномен (потребности, мотивы, установки), под которым понимают то, что «объясняет целенаправленность действия» [4]. Мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, и задающих ее границы и формы, а также придающих ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. С другой стороны, «цель обозначает предвосхищение в сознании некоторого результата, на достижения  которого направлены действия субъекта, носителя этой цели» [2]. Поэтому мотивация рассматривается как процесс сопряжения целей субъекта обучения и целей объекта обучения.

            Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросами связи оперативного целеполагания и мотивации  уделено много внимания в работах А.К. Марковой, В.А. Сластенина и других ученых[2,4] , которые считают, что по источнику и способу образования цели могут быть внутренними (инициативными), то есть формируемыми человеком самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Внешние и внутренние цели различаются между собой способами связи целей с потребностями, мотивами и установками, побуждающими субъекта к их достижению. Связь между целями и мотивами, в первом случае,  образуется по направлению от целей к мотивам – цель выбирает мотив, во втором – по направлению от потребностей и мотивов к целям, трансформирующихся в цели. Поэтому, данную модификацию в теории управления определяют как мотивационно-целевую. Становление мотивационно-целевого развития  воспитанников   – одна из главных задач педагогического управления системой обучения.

         Формирование мотивационного компонента интеллектуального развития  воспитанников заключается в подчеркивании важности побуждения учащихся к построению и реализации целенаправленного обучения. В мотивационно-целевой основе обучения следует различать понятия «цели обучения» и «цели учения». Цели обучения задаются извне. В них выделяются общественные потребности и ценности, которые по отношению к воспитаннику  являются внешними. Цели учения определяются  выражаемыми в них индивидуальными потребностями, мотивами и установками, сформировавшимися в предшествующем опыте учащихся.                    

           Цели обучения и учения могут совпадать лишь в идеальном случае, когда допускается абсолютное слияние индивидуальной мотивации учащихся с системой общественных потребностей и ценностей.

              Мотивационно-целевые установки служат исходным основанием для прогнозирования и планирования учебной деятельности учащихся, определяют организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, предназначены для контроля и оценки фактических результатов обучения, а также поведения и деятельность объектов учения.

           Осознание мотивационно-целевых потребностей формируют внутренние мотивы на целенаправленную преобразующуюся учебную деятельность. Самосознание является исходным началом мотивации, которая усиливается по мере развития потребностей. Вслед за самосознанием начинают развиваться процессы  самоопределения, самовыражения, самоутверждения, самореализации и саморегуляции. А это означает  трансформацию позиции обучающегося  из объекта обучения в субъекта самообучения.  

                 Становление мотивационного аспекта мировозренческой цели оперативного уровня проявляется в развитии адекватного эмоционального отклика на выбранную цель к положительным нравственным целям – положительное отношение, к антиподам морали – отрицательное. Тонкость осмысления качественной адекватности отношения к цели требует сильно выраженной  личной ответственности за развитие мотивационного аспекта нравственной цели, так как его соответствие или несоответствие целям добра и зла определяется только самим учащимся как субъектом поведения. Постановка и реализация мировоззренческих  целей позволяет активизировать внутренние побудительные силы личности: потребности, мотивы, установки, которые при грамотной педагогической деятельности воспитывают у личности положительное отношение к познанию мира и своему духовно-нравственному  саморазвитию, а также способствуют развитию познавательного интереса у учащегося как субъекта учения [1].  

            Профессионально-управленческие цели при подготовке учащихся к будущей профессиональной деятельности формируются имманентно оперативным целям обучения интеллектуального, духовного и физического развития учащегося, определяя профессиональную компетентность специалиста.

При обеспечении взаимосвязи всех компонентов образовательной и воспитательной деятельности, применении личностно ориентированных методик и технологий в учебно-воспитательном процессе с учетом возможностей, потребностей и интересов каждого ребенка актуальным является  становление модели интеграции основного и дополнительного образования. При этом модель должна представлять собой совокупность особых условий, факторов, компонентов, параметров, новых педагогических технологий, формирующих специфическое пространство потенциальной жизнедеятельности воспитанников училища, педагогов и социума в целом, и следствии создавать возможность для развития личности.  Интеграция основного и дополнительного образования способствует повышению  как развивающего, так и воспитательного компонентов  образовательного процесса.  Не возможно представить подготовку воспитанников  к профессиональной деятельности в военной сфере без целенаправленной физической подготовки. Здесь встает вопрос о повышения мотивации не только к профилирующим предметам основного образования, но и к занятиям физической культурой и спортом. Без субъект-субъектной связи самореализация воспитанника в спорте не будет давать ожидаемый результат, поэтому формирование устойчивого спортивного интереса к регулярным занятиям спортом становится одной из первейшей задачи спортивного педагога.

Методы решения поставленной задачи – воспитание потребности у учащихся в спортивной деятельности,  применяемые на базе Оренбургского президентского кадетского училища отличаются широтой использования и многогранностью применения.

Широкий выбор спортивной секции, представленный на усмотрение воспитанников, предполагает не только выбор по интересу к виду спортивной деятельности,  но и выбор коллектива – с кем заниматься, а так же в зависимости от  личности педагога.   Успешная  самореализация в том или в другом виде спорта повышает мотивацию воспитанников, и следствие приносит результативность деятельности, которая отражается на выступлениях в соревнованиях, выполнении разрядов. Кафедра физической культуры предлагает целый спектр мотивационных компонентов, влияющих на выбор воспитанника: участие в соревнованиях различного ранга – состязания училища среди курсов, участие на общегородских и Всероссийских соревнованиях; присвоение спортивных разрядов,  комплектования сборной команды училища, награждение победителей и призеров, вручение знака «Олимпийская надежда».   Большое влияние на выбор воспитанников оказывает выездная практика  по виду спорта в специализированные  спортивные учебные заведения: Военный Институт Физической Культуры (г. Санкт-Петербург),  Спортивный Клуб Армии (г. Самара). Все выше перечисленные компоненты являются оперативными целями, через которые проходит воспитанник как по ступенькам, достигая стратегической цели.  Стратегическая цель кафедры физического воспитания -  максимально возможная самореализация воспитанника в спорте (выполнение разряда, завоевание призового места в Спартакиаде довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ). Достижение этой цели в будущем окажет влияние на поступление в высшее учебное заведение Министерства Обороны, а также даст возможность реализовать приобретенные умения и навыки в избранном виде спорта в предстоящей профессиональной деятельности.

Целенаправленная воспитательная работа с воспитанниками училища педагогов дополнительного образования спортивного профиля является примеров опережающего  образования. Воспитанник, реализовавший свои возможности в спорте и показывающий динамику роста  спортивных результатов,  как правило, испытывает желание перенести свои навыки на будущую профессиональную деятельность.  

           Таким образом,  опережающее образование целенаправленно готовит к жизни и труду. Оно нацелено преимущественно на развитие общих способностей, склонностей, интересов, убеждений, идеалов,  мировоззрения, направленности личности, одновременно создавая возможности для выявления и формирования призвания, помогая воспитанникам в их жизненном и профессиональном самоопределении. В тоже время опережающее образование не возможно без формирования личностной позиции воспитанника как субъекта деятельности, воспитание его устойчивого интереса  к самообучающему образованию, которое   следует начинать с развития мотивационно-целевой основы учения, так как цели любой деятельности и стоящие за ним потребности, мотивы и установки являются ее ведущими характеристиками, необходимыми для управления всесторонним развитием и саморазвитием воспитанников.

Литература:

  1. Кучина О.П.  Управление мотивационно-целевым развитием студентов при обучении в вузе.// Актуальные вопросы современной психологии и педагогики. Материалы VI-ой международной научной заочной  конференция. Липецк, 2011. – С. – 208 – 211
  2.  Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: кн. для учителя /А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  3. Постановление правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696   (Д) «Об утверждении положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и музыкальных кадетских корпусах»// Правовые акты Российской   Федерации. Сайт zaki.ru – Законы и право. URL: http:// www.zaki.ru/pagesnew.php?id=3104&page=1.    
  4.  Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. -  176 с.
  5. Урсул А.Д.  Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI  веке // Зеленый крест. 1995. №4. С.43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение воспитательной системы "Школы опережающего образования"

Этот материал был представлен на региональный этап Всероссийского конкурса участников образовательных учреждений "Воспитать человека"-2012 в номинации "заместитель директора по воспитательной работе"....

Научно-методическая статья "Стратегии и приемы мотивационно-целевого этапа урока"

В статье описаны приемы организации первого этапа урока математики в соответствии с требования нового образовательного стандарта. Статья была опубликован в сборнике научно-методических статей «У...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в основном общем образовании на примере урока истории в 5 классе «Военные походы феодалов».

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Военные походы феодалов" показывает на практике возможности формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС....

Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования(на примере работы педагогов МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» и Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова)

В Концепции государственной этнонациональной образовательной политики в РФ (одобрена Приказом Минобрнауки России от 03.07.2006 года № 201) ставятся задачи по выявлению целей и приоритетных направлений...

Мотивационно-целевой этап урока математики в условиях реализации ФГОС

Методическая статья "Мотивационно-целевой  этап урока математики в условиях реализации ФГОС"...