Образовательная программа для детей и подростков 5 – 10 классов детского объединения ДЮП «Сатурн»
рабочая программа по теме

        Основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyup_saturn.rar99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Восточный»

Октябрьский район  Амурская область

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ

5 – 10 классов

детское объединение  

«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»

 «САТУРН»

Автор:  Виктор Михайлович Чучуй,

социальный педагог МОУ СОШ п. Восточный

п. Восточный

2010-2012 год

План

1. Пояснительная записка.

2. Организационно – педагогические основы обучения.

3. Программа.

4. Тематическое планирование.

5. Критерии оценки.

6. Из опыта работы.

7. Литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

             В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

             Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.

             Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

             Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

             Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

                     Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.

                     Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

    - гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;

    - непрерывность образования и воспитания;

    - воспитывающего обучения;

    - приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

    - обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

             Программа рассчитана на учащихся 5 - 10 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.

ОРГАНИЗАЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Время реализации программы – 3 года.

Количество воспитанников в дружине – 10 - 15 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Места проведения занятий:

- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;

- спортивный зал;

- стадион;

- пожарная часть;

- кабинеты физики, химии, информатики,  учебные мастерская школы.

ЦЕЛЬ: 

  1. формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения;
  2. социальное становление личности ребенка;
  3.  формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
  4. создание условий  для проведения межрайонной профильной смены «Мы граждане твои, Россия»;
  5. создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.

ЗАДАЧИ:

1. Воспитательные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Образовательные:

- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края,      физической культуры и спорта, медицины;

- научить основам строевой подготовки;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. Развивающие:

- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

ПРОГРАММА

детского объединения «Дружина юных пожарных»

  1. Вводное занятие.

             Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

  1. Цели и задачи пожарной охраны.

        Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

  1. Причины пожаров в жилом доме.

        Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация

электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

  1. Спички - детям не игрушка.

        Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место

хранения спичек.

  1. Действия при возникновении пожара.

        Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

  1. Противопожарная безопасность в школе.

        Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных  

мастерских, на детских праздниках и утренниках.

  1. Эвакуация при пожаре из здания школы.

        План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути

эвакуации школьников при пожаре.

  1. Участие в  межрйонном  конкурсе «Служба спасения 01».

        Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

  1. Первичные средства пожаротушения.

        Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара.

  1. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

        Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.

Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.

  1. Виды и назначение огнетушителей.

        Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.

Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

  1. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

         Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных сооружениях, в парках культуры и отдыха.

  1. Травмы, полученные при пожарах.

        Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

  1. Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних  праздников.

        Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

  1. Экскурсия в пожарную часть.

        Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

  1. Катастрофические пожары на территории Краснодарского края.

        Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в Амурской области и Октябрьском районе. ЧС в нашем населенном пункте.

  1. Знаки пожарной безопасности.

        Знаки для использования на путях эвакуации.

  1. Пожарно-прикладной вид спорта.

        Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление

100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.

  1. Строевая подготовка.

        Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение

строевым шагом в составе отделения.

  1. Противопожарная профилактика.

        Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение

бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

21.       Люди огненной профессии.

Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.

Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный.

Работа с пожарно-техническим вооружением.

Государственная противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы.

Телефон 01. Создание региональных спасательных отрядов.

Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Посещение пожарно-технической выставки.

  1. Соревновательная деятельность.     

         Участие в соревнованиях разного уровня среди ДЮП.

  1.  Контрольные зачеты. 

         Противопожарная профилактика в летнее время.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

детского объединения  «Сатурн» ДЮП

для учащихся 5-10 классов

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

Кол-во часов экскурсий

1

Становление пожарного дела

30

15

10

5

2

Отчего происходит пожары

30

10

10

10

3

Сигарета - яд и пожар.

32

15

10

7

4

Сколько стоит пожар?

20

11

5

4

5

Пожарная безопасность. Общие понятия

46

20

16

10

6

Люди огненной профессии

20

7

5

8

7

Летний пожароопасный сезон

12

4

4

4

8

Главное- самообладание. Практические занятия по эвакуации

50

5

20

25

 

Итого

240

87

80

73

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ

После изучения программы учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

1.Основные причины пожаров в жилом доме.

2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

  1.  Сведения о подсобных средствах тушения пожара.

4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.

  1.  Виды травм, полученных при пожаре.
  2.  Знаки пожарной безопасности.

УМЕТЬ:

  1. Пользоваться спичками.
  2. Эвакуироваться из здания школы.
  3. Пользоваться всеми видами огнетушителей.
  4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
  5.  Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.
  6.  Выполнять команды по строевой подготовке.

Дружина юных пожарных «Сатурн»: организация работы

(из опыта работы)

История человечества неразрывно связана с проблемой тушения пожаров. Такова уж природа огня. Без него немыслима жизнь. Но от него страдали и погибали миллионы людей, выгорали селения и города. Ежегодно в РФ около 7 тысяч пожаров происходит вследствие детской шалости с огнём, каждый второй пожар из-за неосторожного с ним обращения, каждый пятый – из-за несоблюдения требований правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов.

За последние 5 лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тысяч  пожаров. При пожарах погибло 158 человек, из них 85 детей. Пожары по причине детской шалости с огнём происходят в основном потому, что дети остаются без присмотра взрослых и совершенно не знают, к чему может привести их опасная игра с огнём. Если, ребята из Дружины юных пожарных и педагоги,  не сумеют правильно организовать досуг детей, то энергия и любознательность ребят найдёт выход в запретных пожароопасных забавах.

        Для предупреждения этой негативной ситуации в МОУ СОШ п. Восточный, Октябрьского района, Амурской области  была разработана программа обучения учащихся правилам пожарной безопасности, физического развития подрастающего поколения, формирования навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитания силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

 Обучением по настоящей программе охвачены все учащиеся школы. Обучение проводится во внеурочное время и рассматривается как обязательная сторона всестороннего воспитания учащихся.

Основными формами проведения занятий являются беседы, лекции, агитбригады, викторины, конкурсы, а также -  коллективные творческие дела в сочетании с практическими занятиями и уроками, встречи с ветеранами ВОВ, интернационалистами, героями  - огнеборцами, поздравления с различными праздниками.

Учебная цель занятий – привитие учащимся навыков осознанного пожароопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций, закрепление знаний, умений, навыков, приобретённых на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

 К таким занятиям привлекаются не только преподаватели, а и  сотрудники государственной противопожарной службы; подбираются наглядные средства и пособия (плакаты, противопожарный инвентарь, видеофильмы, презентации).  Качество усвоения учащимися полученных знаний проверяется методом контрольного опроса.  В нашей школе в работе с детьми отчётливо просматриваются два направления: одно – обучение всех школьников мерам пожарной безопасности; другое – создание Дружины юных пожарных и организация работы с ней.

Пропаганда пожарно-технических знаний среди детей и подростков, проведение мероприятий по пожарной безопасности, активная практическая работа в школе дружины юных пожарных (ДЮП) способствуют воспитанию у подрастающего поколения гражданственности, мужества, бережного отношения к общественной собственности, коллективизма и физической закалки.

Одной из задач работы ДЮП является  противопожарная пропаганда и агитация, пожарно-профилактическая работа среди детей, подростков и молодежи. Для этого ДЮП ОУ принимает участие в областном конкурсе проектов профильных смен (Приложение 1), в течение двух лет является победителем и на базе школы проводятся межрайонные профильные смены совместно с ВДПО Амурской области, военной частью. Охват детей составляет от 30 до 40 участников.

ДЮП «Сатурн» ежегодно принимает участие в межрайонной игре «Пожарам заслон», где занимает призовые места (Приложение 2).

Обучение членов звена основам пожарной  профилактики, порядку действий при пожаре  и   использовании    первичных средств      пожаротушения,  приобщение к пропагандистской  и агитационно-массовой   работе  противопожарной направленности, физическое развитие, проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту  - основные направления работы школьной ДЮП. Воспитание у   обучающихся  устойчивых навыков соблюдения правил противопожарной безопасности осуществляется в нашей школе  как на уроках учебного курса ОБЖ, так и через внеурочную деятельность (Приложение 3 – презентация).

С целью повышения эффективности работы  по пропаганде пожарно-технических знаний  нами был разработан пакет организационных документов, необходимых для организации работы ДЮП в образовательном учреждении:

1. Программа подготовки членов ДЮП (Приложение 4).

2. Положение о ДЮП  (Приложение 5).

3. Маршруты патрулирования, план-задание по маршруту (Приложение 6).

4. План – задание по маршруту (Приложение 7).

4. Приказ «Об организации работы ДЮП» (Приложение 8).

5. План работы ДЮП на учебный год (Приложение 9).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

ППБ 01-98 г.

  1. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.

Краснодар, 2005 г.

  1. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», издательствово «Ярославль»,

1998 г.

  1. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,

«Просвещение», 1988 г.

  1. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,

Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.

  1. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,

Москва, 1970 г.

  1. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл.

Москва, «Просвещение», 2005 г.

  1. «Основы безопасности жизни», научно-методический и

информационный журнал, № 2, 2007 г.

9. «Юный пожарный» сборник методических материалов в помощь руководителю дружины юных пожарных. Благовещенск, 2009 г.

Виктор Михайлович  Чучуй, социальный педагог   МОУ СОШ п. Восточный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских отношений.

Презентация раскрывает понятие "психическое здоровье", факторы влияющие на психическое здоровье, распространённость и типы психических расстройств, признаки поведения ребёнка на которые необходимо обр...

Доклад «Клуб профессионального общения» «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ НАЧАЛ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА в детском объединении «Конструирование из бумаги «Оригами»

Основной принцип обучения вытекает из определения способности каждого ребенка к творчеству. Организация педагогическо­го процесса строится на основе сочетания принципов комплексного обучения...

Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления детского объединения "Атлант"

    Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического...

"Английский язык в детском саду" дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 3-7 лет

Занятия по программе «английский язык в детском саду» знакомит ребенка с основами иноязычной культуры, таким образом, сообщает ребенку базовый объем знаний, умений и навыков. Главная задача обучения и...

Логопедическая работа по коррекции заикания и просодики у детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом.

В данной работе представлены методики  логопедической работы по коррекции заикания и просодики у детей и подростков с дизартрией...

Организация работы по патриотическому воспитанию детей и подростков в детско-молодёжной студии телевидения «Нтv-шка».

Задача педагога дополнительного образования - создавать условия для саморазвития обучающихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо п...