Программа кружка "Полезные навыки"
рабочая программа на тему

Крылова Галина Викторовна

Это программа предназначена для учителей, работающих в 5-7 классах и которые хотят, чтобы их ученики вели здоровый образ жизни и не имели вредных привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_poleznye_navyki.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Полезные навыки»

Пояснительная записка

Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.

Программа “Полезные навыки” направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача следующих программ – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции.

Программа «Полезные навыки» имеет полное методическое оснащение и сопровождение, включающее:

  1. пособие для учителя (с поурочными разработками);
  2. рабочие тетради  для учащихся;
  3. книги для родителей.

Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность уроков.

В программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом  и последнем уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей “группу риска”.

Программа “Полезные навыки” включают в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.

Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели программы достигнут, если будут введены с первого класса. В этом случае реализуются главные принципы программ: “системность” и “спиральность”, т.к. параллельно с ростом, развитием, увеличением объёма школьных знаний ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся ежегодно, расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются на протяжении с 5-го по 7-й класс.

Роль учителя в проведении уроков по программе “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики.

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.         Будущая жизнь любого ребёнка во многом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире, как общается с людьми, как формируется его мировоззрение.

Эта программа поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье.

Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит  школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение в разных жизненных ситуациях, преодолевать стресс и тревогу.

В каждом разделе предусмотрены кроме бесед, различные ролевые игры, чтение и обсуждение литературы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций.

Направленность курса – социально-педагогическая.

Целью данного курса является:

  1. расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях:
  2. расширение знаний о полезных и вредных привычках;
  3. развитие умений ориентироваться в мире взрослых;
  4. занимать активную жизненную позицию;
  5. преодолевать трудности адаптации в современном обществе,
  6. повысить уровень социально-психологической компетенции подростков,
  7. снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:

  1. умение безопасно и эффективно общаться,
  2. умение понимать и выражать свои чувства,
  3. умение противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.

2. Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

  1. уверенности в себе,
  2. честности,
  3. открытости,
  4. чувства юмора

и навыков

  1. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,
  2. умения принимать решения,
  3. умения преодолевать кризисные ситуации.

3.  Предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приёма психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодёжной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дать понятие об основных принципах профилактической работы.

Важность курса

Опыт показывает, что практически невозможно достичь успеха в профилактике наркомании в том случае, если аудитория не обладает определёнными личностными качествами и социальными навыками и ничего не предпринимается для того, чтобы развить их у подростков. В этом случае они остаются закрытыми и глухими к тем идеям, которые пытаются донести до них старшие. Более того, предоставление им информации о неблагоприятных эффектах наркотиков обычно провоцирует появление исследовательского интереса, что может привести к улучшению ситуации с употреблением наркотиков в данной группе. Поэтому неотъемлемой частью любого курса профилактики потребления наркотиков и других психоактивных веществ должны быть занятия, направленные на формирование гармоничной личности.

Актуальность курса

Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией  наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры.

Форма проведения занятий

Важной особенностью профилактики потребления психоактивных веществ в целом и данного курса в частности является то, что эффективная работа невозможна без доверительных отношений между ведущим курса и учениками. Те знания, которые мы пытаемся донести до подростков, пока никак не поддаются никакому измерению или вычислению. По ним не публикуют справочников и сводных таблиц. Их или принимают на веру, или проверяют на собственном опыте. Если нет доверия к ведущему, то подростки просто не будут принимать их на веру: соответственно им придётся проводить эксперименты на себе. Именно поэтому подобному курсу не подходит обычная форма проведения уроков. Идеальный способ – дружеская беседа.                                              Курс рассчитан на 1 час в неделю, предназначен для учащихся 5-7 классов (средний школьный возраст – 11-14 лет).                                                                                                           Размер группы – 30 человек. Время проведения занятий – четверг в 8 часов 30 минут.                                                                                           Место проведения занятий – кабинет математики.                 Оборудование и материалы – интерактивная доска, рабочие тетради, пособие для учителя (разработки занятий).

Содержание материала

Каждое занятие состоит из теоретических и практических заданий. Учащиеся получают творческие задания в конце каждого занятия. На последующих занятиях происходит обсуждение их выполнения.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечания

1

Что такое психоактивное вещество?

1

2

Ингалянты.

1

3

Наркотики.

1

4

Соблюдай безопасность!

1

5

Опасные и безопасные места.

1

6

Вещества, которые могут попасть в организм.

1

7

Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

1

8

Давление, влияние, ситуации…

1

9

Твои действия на давление, влияние, ситуации…

1

10

Есть риск, нет риска.

1

11

Ингалянты.

1

12

Моё здоровье.        

1

13

Вещества, ухудшающие моё здоровье.        

1

14

Тревожность.

1

15

Преодоление тревожности.

1

16

Как начать разговор?

1

17

Как поддерживать разговор?

1

18

Как завершить разговор?

1

19

Манипулирование.

1

20

Манипулирование и давление.

1

21

Наркотики.

1

22

Причины употребления наркотиков.

1

23

«Уловки дилеров»

1

24

Я и мои поступки.

1

25

Самооценка и самовоспитание.

1

26

План самовоспитания.

1

27

Как преодолеть стеснительность?

1

28

Ответственность и эгоизм.

1

29

Ответственность перед кем-то.

1

30

Ответственность за кого-то.

1

31

Что такое марихуана.

1

32

Правда и ложь о марихуане.

1

33

«Весёлая компания»

1

34

Вперёд к здоровью.

1

        

Список литературы

1. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.

2. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых  - Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

3. . Кинчер Дж. Книга о тебе. - Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

4. Альтшулер В.Б. Вредные привычки – угроза здоровью. – М., Знание, 1989г.

5. Ягодинский В.Н.  Школьнику о вреде алкоголя и никотина. – Просвещение, 1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.

Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...

программа "Формирование навыков самообслуживания"

Программа "Формирование навыков самообслуживания"...

Программа "Семь навыков гражданина" (5-6 классы)

Целью программы является освоение учащимися основных гражданских навыков как одной из составляющих гражданского образования....

Программа "Семь навыков гражданина" (7-8 классы)

Данная программа составлена на основе программы НКФ «Новое образование» “Семь навыков гражданина” и  предназначена для обучающихся 7-8 классов...

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"

Программа развития навыков конструктивного общения  (для подростков)...

программа "Полезные навыки"

Программа "Полезные навыки"...

Коррекционно-развивающая программа. Развитие навыков беглого чтения на английском языке.

Для формирования навыков осознанного чтения, так же как и любого другого навыка, важна многократность упражнений в самом чтении. Учитывая сложность работы по формированию навыков осознанного чтения дл...