Разработка дополнительной образовательной программы для занятий лоскутной техникой
методическая разработка (7 класс) по теме

Макарова Елена Васильевна

     Программа  предназначена для реализации дополнительных образовательных траекторий, дополняющих и расширяющих возможности основных образовательных программ и предметов Центра  образования. В структуру программы курса входит: 

  1. Пояснительная записка;
  2. Учебно-тематический план с перечнем тем занятий различных видов и распределением часов;
  3. Методическое обеспечение курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Разработка дополнительной образовательной программы для  занятий лоскутной техникой

     Программа  предназначена для реализации дополнительных образовательных траекторий, дополняющих и расширяющих возможности основных образовательных программ и предметов Центра  образования. В структуру программы курса входит:  

  1. Пояснительная записка;
  2. Учебно-тематический план с перечнем тем занятий различных видов и распределением часов;
  3. Методическое обеспечение курса.

                                                                  Людям ужасно недостает красоты.

                                                                                       Наша привилегия в том,

                                                                             что мы способны эту красоту

                                                                                              подарить себе сами.

                                                                                               (Кристиан Лакруа)

                    Пояснительная записка

     Творчество – выполнение разнообразных текстильных изделий по личному замыслу средствами традиционного декоративно – прикладного искусства.

     Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности, расширяет и углубляет базовый компонент  ГОСа  основного общего образования по направлению  «Технология» и рассчитана для начинающих,  учащихся  5-7 классов.  

     Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным многовековым произведениям национального искусства. В наше время изделия народных мастериц по праву хранятся в коллекциях музеев, а лоскутная техника продолжает жить и привлекать все большое количество любителей этого вида рукоделия. Лоскутная техника проста, поэтому доступна каждому, она обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Для  занятий не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты тканей и нитки, которые можно найти в любом доме. Вход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева – словом все, что найдется под рукой  и самые обыкновенные инструменты и оборудование: ножницы, иголка, швейная машина.

 Лоскутная техника шитья – увлекательное занятие, дающее большой простор фантазии.  Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь.

Лоскутная техника не утратила своего обаяния и актуальна сегодня как никогда. Своим многообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают внимание - салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, декоративные панно, нарядная сумка, кошелек, изящный летний костюм или стильный жилет. Сегодня во всем мире в моде эксклюзивные вещи и ручная  работа.

          Используя лоскутки можно не только сшить новые вещи, но и дать вторую жизнь старым,  вышедшим из моды. Что позволяют реализовать стремление украсить дом, выразить свою индивидуальность в одежде. Поэтому не нужно бояться экспериментировать, а дать волю своей фантазии, приобщая  учащихся к развитию  вкуса и  изобретательности, творческой деятельности, радости от вещей сделанных своими руками.      

  Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Лоскутная пластика развивает у ребёнка очень много полезных качеств: аккуратность, терпение, образное мышление, творческие навыки…

Программа включает в себя несколько информационных и тренинговых блоков:

  1. история возникновения лоскутной техники;
  2. освоение способов работы на электрической швейной машине;
  3. процесс создания и технологии изготовления изделий;
  4. участие в выставках, конкурсах и других мероприятий.

       Изучение  программы помогает учащимся не только приобрести практические умения, навыки общения, выразить себя в творчестве, но и установить гармоничные отношения с миром.

         Программа рассчитана на привлечение учащихся 11-14 лет.

                         Актуальность

Современный образовательный процесс немыслим без возрождения  и сохранения народных традиций в области декоративно-прикладного искусства, поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, необходимостью повышению уровня эстетического и нравственного воспитания, создания условий для максимального развития их творческого и интеллектуального потенциала, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Введение данной программы в школе полного дня  обусловлено насущной необходимостью активизировать  познавательный интерес у учащихся, развивать  способность ориентироваться в окружающей действительности, повышать  конкурентоспособность личности учащихся, а также его самореализации и самоутверждении.
Лоскутное шитьё продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты. В настоящее время лоскутное шитье применяется не только и не столько из потребности экономить материалы и деньги. Эта техника стала очень модной. Она позволяет сделать красивой и неповторимой  одежду, создавать уют в  квартире. Из лоскутного шитья настоящие произведения искусств.

                              Новизна программы

        Программа дает возможность совершенствовать трудовое обучение и эстетическое воспитание учащихся,  раскрыть их творческие возможности, развивать чувство красоты и гармонии, применять традиционные и новые техники лоскутного шитья, а  полученные знания, умения и навыки в проектной деятельности, как самостоятельно, так и в урочное время.     Широкой  подход  и  возможность учащимся познакомиться с большим  разнообразием видом творчества, попробовать свои силы в изобретательности новых идей, получить  и углубить свои знания, умения и навыки в комбинировании отдельных техник, научить применять лоскутную технику  для превращения безликих серийных вещей в оригинальные стильные штучки.

                                 Особенности программы

В программе заложены разделы, связанные с воспитанием творческой личности. Например: при изучении техники «аппликация» - учащиеся творчески применяют свои знания и умения на практике, то есть  происходит внутри предметный перенос знаний и умений, где у учащихся есть возможность выразить свои чувства  и творчество.

                    Практическая значимость

        Содержание программы может быть использовано учителями технологии, педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений в процессе  трудового обучения и художественно - эстетического воспитания учащихся.

Цель программы:  – раскрытие  истоков народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества, формирование творчески мыслящей личности, обогащенной знанием народных традиций и умением реализовать на практике свои художественные идеи.

     Задачи программы:

Обучающие

* Знакомить детей с основными понятиями и техниками лоскутного шитья.

* Обучать различным приемам работы с тканью.

* Научить техническим навыкам и приемам выполнения различных швов и изделий;

* Формировать умения следовать устным инструкциям.

* Создавать композиции в изделиях, выполненных в лоскутной технике. Научить техническим навыкам и приемам выполнения различных швов и изделий;

* Предоставить знания, позволяющие продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства и реализовать свой творческий потенциал.

Развивающие: 

* Развивать внимание, память, логическое мышление  и пространственное воображения.

* Развить склонности и способности детей к художественному творчеству;

* Раскрыть детям красоту и значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;

* Развивать творческое воображение, художественный вкус.

* Развивать у учащихся способность работать руками, усидчивость и глазомер.

* Расширять коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

* Воспитывать интерес к лоскутной технике.

* Создать комфортный психологический климат внутри коллектива, способствующий неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся;

* Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, настойчивость и предприимчивость,  приучать к аккуратности и самоконтролю, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

       Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “«Скажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я запомню! Дай мне действовать самому, и я пойму!»;

 • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

   Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения и работы в коллективе. Учащиеся ведут исследовательскую деятельность по заданной теме. Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся без страха перед трудностями, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Практическая работа проводиться в учебном классе-мастерской.

В процессе работы по программе лоскутного шитья, учащиеся совмещают и объединяют в одно целое замысел, материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение  изделия.

     Программа занятий по лоскутному шитью разработана в соответствии с особенностями материально - технического обеспечения ЦО № 1085 и интересами учащихся, родителей и рассчитана на учащихся 5-7х классов.  Общее количество часов, отводимых на изучение программы 68 часов, то есть 34 занятия по 2 часа в неделю.

Основное содержание программы составляют практические работы

 (до 75% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.  

     Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, инструктаж)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – учащиеся  воспринимают и усваивают готовую информацию

 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

 частично-поисковый – участие обучающихся  в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

     Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

 групповые – организация работы в  малых группах

 индивидуальные –  выполнение заданий, решение проблем, с одаренными учащимися, подготовка к конкурсам

          Педагогические технологии:

1.Развитие творческой и активной личности;

2.Личностно-ориентированный подход;

3.Дифференцированность  и индивидуальность обучения.

                          Система оценки результатов

            Оценка теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяет определить индивидуальные способности и склонности учащихся.  При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе, оценивается динамика личных и коллективных достижений, удовлетворенность учащихся и родителей на основе собеседований. По результатам своих работ организовывать выставки, участие в окружных конкурсах, праздничных мероприятиях. По окончании  обучающего процесса – награждение грамотами и подарками.  

                                Система набора учащихся.

1.    Рекламное объявление в фойе Центра образования.

2.  Проведение презентации   с представлением выставки  и  последующим объявлении о наборе.

                                 

                                 Предполагаемые результаты

             В результате обучения в течение учебного года по программе предполагается, что учащиеся получат следующие основные знания, умения и навыки:

* будут знать основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства;
* освоят основные техники лоскутного шитья;

* будут уметь составлять несложный узор для лоскутных блоков;
* узнают и овладеют основными законами композиции изделий;
* будут уметь пользоваться различными способами перевода рисунка на разные ткани;
*овладеют технологией кройки деталей из ткани и собирания их в блоки, готовое полотно;
* будут уметь выбирать нужную ткань для лоскутного шитья.
Проверка результатов обучения имеет текущий и итоговый характер.

4.3. Разработка тематического планирования занятий лоскутной техники  

  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Количество часов

Теоретическое обучение

Практическое обучение

Всего

1.

Вводное занятие. История лоскутного шитья. Материалы и инструменты. Правила безопасности.

2

2

2.

Волшебные свойства лоскутной техники.     Изготовление тряпичной куклы.

1

1

2

3.

Цвет и его значение для лоскутного шитья. Шаблоны. Раскрой лоскутков.

1

1

2

4.

Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников.

1

1

2

5.

Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат»

1

3

4

6.

Техника «треугольник».  Изготовление изделия в технике «треугольник».  

1

3

4

7.

Техника «Полоска». Изготовление изделия в технике «полоска».

1

3

4

8.

Техника «волны», «криволинейные крейзи»

1

3

4

9.

Изготовление изделия традиционного узора в технике «Колодец»

1

3

4

10.

Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат

1

3

4

11.

 Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

1

3

4

12.

Техника «Уголки». Изготовление изделия в технике «Уголки»

1

3

4

13.

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором

1

3

4

14.

Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике

1

3

4

15.

Лоскутная техника«»ЙО-Йо». Изготовление изделия в технике «Йо -Йо».

1

3

4

16.

Объемные техники «пуфики».

1

3

4

17.

Аппликация. Способы выполнения. Изготовление  изделий  с аппликацией.

1

3

4

18.

« Лоскут в интерьере». Диванная подушка.

4

4

19.

Индивидуальные творческие работы с использованием лоскутной техники.

4

4

Всего

18

50

68

Работа по календарно – тематическому плану гарантирует выполнение программы и предохраняет учащихся от перегрузок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

Разработка тематического планирования занятий по лоскутной технике

Разработка тематического планирования занятий по лоскутной технике....

ПОЛОЖЕНИЕ о разработке дополнительных образовательных программ

Представленный  методический материал содержит порядок разработки содержания и принятия  дополнительных образовательных программ МБОУ СОШ. Будет полезен как методистам, заместителям директор...

Программа по лоскутной технике

программа создана мной на 5 курсе обучения в НГПУ им.К.Минина...

Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении

Настоящие методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении составлены на основе методических...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Авторская разработка дополнительной образовательной программы обучения английскому языку по социальному – педагогическому направлению для 5 класса.

Творческое объединение «Английский c увлечением» органично  входит в учебно-воспитательный процесс. Во время занятий ученики получают дополнительный блок лексических единиц, что, след...