Мои публикации
методическая разработка (5 класс) на тему

Букина Марина Алексеевна

Предварительный просмотр:

                Ф.И.О. Букина Марина Алексеевна

                Должность: методист

                МБОУ ДОД« Атамановский Дом детского творчества»

               Название материала: Воспитание ответственности и любви

                                   к «братьям нашим меньшим».

                                              ( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)

                                                   

                Предмет: литература

                Возраст: 11 лет

                Класс: 5

Тема: Воспитание ответственности и любви к «братьям нашим меньшим» ( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)

                                                                                                               Мы в ответе за тех, кого

                                                                                                                приручили

                                                                                                                                                    А.де Сент – Экзюпери

                                                                                                                                                                     «Маленький принц»

Цели:

  1. развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
  2. учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь происходящих событий с картинами природы;
  3. развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  4. обогащать внутренний мир детей;
  5. воспитывать любовь к животным

Учитель:

Вступительное слово

 В этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга, врача  А.П.Чехова.

Антон Павлович Чехов родился  в 1860г. в городе  Таганроге, в большой семье, у него было пять братьев и одна сестра.  Его отец Павел Егорович  был владельцем  бакалейной лавки, дети помогали отцу в лавке, по очереди сидели в лавке. При своих очень скудных средствах отец всем детям дал образование в гимназии, учил музыке.

 Отец был страстным любителем музыки, самоучкой играл на скрипке. Мать Евгения Яковлевна была простая, тихая женщина. Она вносила в жизнь детей много ласки и добра.

Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились                           старшие братья. Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском   уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали желающих и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу,  выучился шить себе брюки и жилеты и был очень доволен.

В архиве таганрогского уездного училища в книге заказов до сих пор сохранилась запись: «Ученику Чехову (Антону) брюки из его материала, им же сделанные».

После гимназии Антон Чехов поступает в университет, на медицинский факультет. Чехов становится студентом и писателем. Сначала печатается в журналах  и подписывается под своими работами Антоша Чехонте.

Антон Павлович действительно был врачом, он лечил бесплатно больных, раздавал лекарства, принимал участие в борьбе с эпидемией холеры.

Из Москвы Антон Павлович переселяется в деревню Мелихово.

Чехову очень нравилось жить в Мелихове. (слайд с домом) Ему нравилось сажать деревья, ставить скворечники, пускать рыбок в пруду, нравилась собственная комната с письменным столом, с камином, с большим окном.(слайд  кабинет)

Зимой окна до половины заносило снегом, и Чехову особенно весело было, когда с сугроба заглядывали в них зайцы.

 Весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович. Он любил цветы, животных; его радовала близость с природой.

 У Чехова сформировалось отношение к живой природе, как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах  деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди,  это можно увидеть в рассказах «Агафья», «Каштанка», «Белолобый», «Страх». Герои его рассказов  огорчаются, радуются, волнуются, грустят.

Сегодня мы с вами будем работать с рассказом «Каштанка», который дома вы прочитали. Обычно у любого произведения есть прототипы.

 Обратимся (знакомство с термином) к литературоведческому словарю - прототип (от греч. прообраз)- реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа.

 Как вы думаете был прототип у  героини этого рассказа?

 Ответы учеников:    Да, у писателя, наверное, была собака, может, ему кто - то рассказал похожую историю.

Учитель: Действительно, у героини рассказа « Каштанка» был прототип.

Послушаем сообщения учеников  о  происхождении сюжета этого  произведения.

Сообщения ученика:

“Впервые рассказ был опубликован в 1887 году в газете “Новое время”… Рассказ имел название “В ученом обществе”. С измененным названием “Каштанка” рассказ вышел в 1892.

В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для “Каштанки”. Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником, участником всех мальчишеских проказ. И все думали, что Антон Павлович описал именно эту Каштанку”.

Учитель:

 Существует еще одна история создания «Каштанки»?

Сообщение ученика:

 О происхождении сюжета этого произведения рассказывает знаменитый клоун-дрессировщик В. Дуров в книге «Мои звери». Он утверждает, что Чехов использовал историю, произошедшую с его рыжей собакой Каштанкой, которую Дуров подобрал на улице, обучил, и которая во время очередного представления  сбежала к старому хозяину.

Учитель

Кто является главной герои ней рассказа?

Ответы учеников:

Собака Каштанка

Почему рассказ называется именно так?

Почему именно Каштанка? Как связано с каштаном?

Ответ учеников:   Рассказ назван по имени главного героя. Собака была рыжего цвета.

 Каштан – дерево с плодами коричневого цвета, вероятно, шерсть у собаки была коричневая, каштановая, поэтому собаку назвали Каштанка.

Учитель:

Дайте  характеристику Каштанки, свои ответы подтвердите текстом

Ответы учеников:

Молодая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу. Каштанка делила все человечество на две неравные части: на хозяев и на заказчиков. Первые, то есть, хозяева, ели, пили, имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.

Веселая, подвижная, умная, преданная

Учитель:

 Зачитайте отрывки, которые вам больше всего понравились.

2-3 учащихся зачитывают отрывки

Учитель:

Теперь работа по группам

Каждой группе задание.

 1 группа работает с вопросом – Что случилось с Каштанкой, что чувствовала Каштанка, когда осталась одна?

  2  группа работает  с вопросом  - Что испытала Каштанка, оказавшись в новой обстановке? Как она себя вела?

 3 группа работает с вопросом    - Что нравилось Каштанке в новой жизни и чего ей не хватало?

Ответы подтвердите текстом:

1 группа

Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился… Каштанкою овладели отчаяние и ужас…, стала горько плакать, от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту.

 2 группа

С умилением и любопытством глядела на незнакомца, много съела, разлеглась среди комнаты, протянула ноги,  и, чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом. В первый же вечер, когда Незнакомец потушил лампу, … но вдруг неожиданно ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком

3 группа

Нравилось, что незнакомец дает много еды, обстановка, запахи не нравились. 

Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком.… Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею… Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, … давал ей нюхать табаку…” Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество – он дает много есть и, … ни разу не ударял ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: “По-шла вон треклятая!” …где лучше – у незнакомца или у столяра?”

Учитель:

 Каштанке было хорошо  у незнакомца?

Ответы учеников:

У незнакомца Каштанке было хорошо, ее кормили, у нее было свое тепленькое местечко.

Учитель:

Какие чувства испытала Каштанка при встрече со старым хозяином?

Ответы учеников:

- Огромная радость Каштанки – встреча со старыми хозяевами в цирке и возвращение к ним. … “вместо слов “Талант! Талант!” услышать мнение столяра: “А ты, Каштанка, недоумение

Учитель:

У Чехова есть особенность -  все его произведения кажутся незаконченными, Выполняя домашнее задание, вы на некоторое  время вы становились писателями. У вас было задание закончить рассказ Чехова «Каштанка»,

Ответы учеников: зачитывают мини -сочинения

Учитель: Спасибо, ребята никто из вас не написал, что Каштанка вернулась к незнакомцу, где ее кормили, где у нее был  свой матрасик, где у нее был успех, и она сама похорошела? Почему, ребята?

 Ответы учеников:

Собака самое преданное животное, она всегда помнит своего хозяина.

Каштанка чувствует бесконечную преданность и любовь к первому своему хозяину, другу. У каждого из вас есть собака , которая  по своей воле никогда вас не поменяет на другого хозяина, ваша собака всегда рада вам, с радостью бежит к вам навстречу, лижет руки, у нее никогда не бывает плохого настроения, она не может вас обидеть.

Учитель:

Вспомните, как смотрит на вас ваша собака – с любовью и преданностью, она настоящий друг.

Правильно ли выбран эпиграф к нашему уроку?

Ответы учеников:

 Эпиграф выбран правильно, ведь мы действительно не должны бросать тех, кто нас любит, тех, кого мы приручили.

Мы действительно несем ответственность за тех животных , которые были взяты в наш дом.

Учитель: Я согласна с вашими ответами и  уверена, что никто из вас не выбросит на улицу кошку или собаку , вы добрые и отзывчивые ребята!

Итоги урока:

Понравилось ли на уроке? Что нового вы узнали?

Что запомнилось больше всего?

Что вы сегодня сделаете, когда увидите своего преданного друга?

 

Список литературы:

        1.   Н.Н.Скатов. Нужен Чехов…// Литература в школе.- 2004. - №7. – с.2-5.

        2 .  С. Прокурова . А.П. Чехов и  Л.А.Авилова .// Литература в школе.- 2004. - №7. –

               с.23-28.

        3. Э.С.Афанасьев. Гоголь – Чехов  :эстетика «малых величин» .// Литература в

     школе.- 2006. - №10. – с.2-8.

4.А.Г. Головочева. А.П.Чехов и Крым: поэтика и поэзия диалога. // Литература в

       школе . – 2008. - №2. - с.7-11.      

          5.  А.П. Чехов.  Избранные сочинения. Вступительная статья Г. Бердникова

             «Творческое наследие Чехова в современном мире».

             М.,  1986 г.

 

           


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                             Сценарий празднования 50-летия Дома детского творчества

Оформление: Эмблема ДДТ, выставка работ обучающихся «Мы звезд  не ищем, мы их зажигаем!»; газета; презентация;

Дом детского творчества   празднично украшен, при входе гостей встречает методист  М.А. Букина

- Добрый день, дорогие гости! Мы рады Вас приветствовать  на нашем празднике, в знак благодарности, примите от нас в  подарок   хранителя домашнего очага, уюта и благополучия. Это  символ удачи, богатства и семейного благополучия! Домовой сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед, разорения, защитит от нечистой силы и сглаза. ( вручает подарки)

Приглашаем всех пройти  в  зал  на мероприятие посвященное  «50-летию Дома детского творчества».

Ход мероприятия

Играет музыка, заставка букет роз, меняется на заставку 50 лет Дому детского творчества,  С юбилеем!

1.Звучит фонограмма   «И зажгутся звезды» Дмитрия Пилова

(На  экран проецируются   фотографии с детских праздников, разные годы).

2.Танец с воздушными шарами 

3.Дети поздравляют с  50- летием  Атамановский  Дом детского творчества, звучит спокойная классическая музыка.

1 ребенок:

Лишь только пять десятилетий

Живет приветливый наш Дом.

Народ смешной, веселый – дети

Всегда хозяйничает в нем.

2 ребенок:

Для нас здесь масса интересов,

На выбор множество кружков,

Знакомых дел и неизвестных.

Берись, учись без лишних слов!

3 ребенок:

Уж стали взрослыми те дети,

Что раньше бегали сюда,

Но дух открытий, проб, умений

Они запомнят навсегда.

4 ребенок:

Наш Дом, что был, и есть, и будет,

Зовется творческим не зря.

В нем замечательные люди,

Весь жар души своей даря,

Детей встречают, знанья будят.

Растет  талант и человек.

5 ребенок:

Праздник сегодня разлился рекой

Повсюду улыбки, знакомые лица

В 50 лет я еще молодой!

Все вместе:

С юбилеем наш, ДДТ дорогой!

4.Звучат фанфары, выходит ведущий. (На слайде заставка «С юбилеем»)

Ведущий:  Мы рады Вас видеть , дорогие друзья!  Сегодня у нас торжественный  день - мы отмечаем 50 лет Дому Пионеров, а ныне  Дому детского творчеств!  Сердечно поздравляем всех присутствующих  с этим важным для нас событием, мы искренне благодарны вам  за то, что вы пришли сюда отметить вместе с нами  эту знаменательную дату!    

На нашем празднике присутствуют почётные гости

                 

Ведущий: Слово для поздравления предоставляется….

Ведущий: Слово для поздравления предоставляется  ….                  

 Ведущий: Слово для поздравления  предоставляется ….

Ведущий: С музыкальным подарком для нас выступает  ансамбль «Веснушки»-  «Рябина моя»

Ведущий:

5. (Стихотворение читает ведущий,  фон классическая музыка)

 И помчались годы чередой

Жизни яркой, шумной, непростой.

Над страной порой кипели страсти:

Перестройка жизни, смена власти.

И секрета нет. Что здесь когда-то

Пионеры жили, октябрята,

Но в любые времена

Жизнь кипела в Доме творчества всегда!

6.Презентация «История Атамановского  Дома детского творчества», сопровождается классической  музыкой.

(Голос за кадром: «История ДДТ)»:

То, о чём мы сейчас расскажем,

Все как следует знать должны:

Ведь история Дома творчества   –

Часть истории всей страны!

Дому Детского творчества 50 лет. Полувековая судьба Дома, в котором выросло не одно поколение ищущих, талантливых людей, судьба интересная и уникальная.

Более тридцати лет из года в год шагала маршем пионерская организация, активно включаясь в общие дела  Новокузнецкого района  и с. Атаманово. Достижения в шахматных турнирах, художественной  самодеятельности, в фотографии, в декоративно – прикладном творчестве, поисковой работе - все это вписывается  в 50 лет Дома детского творчества с. Атаманово.

Первое здание Дом пионеров (слайд)

Особая история этого дома. До сих пор старожилы его называют «поповским». До 1924 года в нем жил батюшка Терентий. В 1924 году дом переходит в распоряжение сельского совета. Здесь открывается начальная 4-х классная  школа.  С открытием  семилетки  в 1939 году школа переводится в новое здание. «Поповский « дом превращается в интернат. После постройки нового здания школы, интернат переводится в старое здание школы, а здание интерната переходит пионерам. Пионерская организация  имени В.И.Ленина  в Атамановской начальной школе была создана учителями  при активном участии комсомольцев деревни: Кузнецовой Марии, Хлынской Ани, Долговой Ани. Первыми пионерами были: Долгова Маня, Леонова Шура, Лавыгина Аня, Лавыгина Шура, Волков Петя, Леонова Лена. Пионерская жизнь полна  больших и маленьких событий – серьезных и веселых. В  них отражались  дела и заботы советской страны.  Пионеры с большим удовольствием читали стихи о партии, о Ленине, о коммунистах… (слайд)

Второе здание Дома пионеров. (слайд)

Многим служил этот дом. До 1934 года он был собственностью богатого крестьянина, с 1934 по 1970 год здесь размещался сельский совет.

В  1984 г.  этот дом был открыт для пионеров. У ребят здесь была  пионерская комната, которая   была украшена красным знаменем. На специальных стойках хранились отрядные флаги, горны, барабаны. На парадной стене размещались: торжественное обещание, девиз, законы пионеров…

(Слайд) «Страницы истории пионерской организации», звучит музыка «Марш юных пионеров»

Дом пионеров, ныне Дом детского творчества строил свою работу  в соответствии с программой Всесоюзной пионерской организации. Работу пионерских дружин координировал Всесоюзный штаб  Тимура. (слайд).

Совет дружины, который возглавлял …. , руководил  работой пионерских отрядов, октябрятских групп, секций и клубов;  также организовывал жизнь в зонах пионерского действия, проводил выборы, организовывал  учебу пионерского актива, давал рекомендации пионерам для вступления в члены   ВЛКСМ, готовил и проводил смотры и соревнования, общие сборы и линейки, конкурсы и рейды, слеты и праздники, митинги, воскресники, походы, экскурсии.

Пионерские  отряды (название отрядов) создавались в дружине, насчитывающей не менее 20 пионеров. Отряд объединял пионеров, обучающихся в одном классе. Каждый пионер всегда и везде был верен пионерскому девизу, выполнял торжественное обещание и законы пионеров СССР, добросовестно учился, активно участвовал в жизни отряда, выполнял поручения  дружины, а также клуба или объединения  по интересам. Существовал и  совет отряда, который   планировал  работу отряда, создавал редколлегию отрядной газеты, давал и проверял  выполнение пионерских поручений.  «Взвейтесь кострами». Пионерскому отряду поручалось воспитание октябрят. Пионеры помогали октябрятам хорошо учиться, дружно жить и  работать в коллективе.

Навсегда останутся в памяти туристические походы, краеведческие конференции, пионерские костры, лагеря актива, поездки.

Ведущий: Развлекательная часть

 6 почетных гостей приглашаются на сцену для торжественного приема в пионеры. Ведущий строит их в ряд и рассказывает о том , что они –октябрята – четвероклассники, и у них состоится  Торжественное принятие в пионеры

Ведущий: Отряд, равняйсь, смирно! Дорогие наши октябрята-четвероклассники! Сегодня у вас радостный и необычный день, который запомнится вам на всю жизнь.

Сегодня мы принимаем  в пионеры самых лучших  ребят, которые очень хотят стать пионерами и совершать добрые поступки, полезные дела!. В знак принятия  в ряды пионеров мы повяжем вам пионерские галстуки и прикрепим пионерские значки.

Быть пионером- значит быть всегда и во всем впереди.

Итак, Совет дружины им. Зои Космодемьянской принял решение от 14 декабря 2012 года  о принятии в члены  пионерской организации следующих ребят (Комсомолки раздают галстуки)

_____________________________________________

Сейчас пришло время  произнести торжественное обещание . Приготовьтесь!

Я буду произносить, а вы за мной повторяйте.

1.«Я (Имя, Отчество)

2.вступаю в ряды пионерской организации,

3. перед своими друзьями торжественно обещаю:

4. любить свою Родину, быть добрым, честным и справедливым,

5. всегда следовать Уставу и традициям пионерской организации!

 Право повязать галстуки и прикрепить значки предоставляется нашим комсомольцам(выходят комсомолки). Повязывают галстуки и отдают салют.

Ведущий: Пионер! К делам на благо Родины, к добру и справедливости будь готов!

Пионеры: Всегда готовы!

Ведущий: Вы теперь пионеры. Вашему пионерскому отряду поручается выполнить первое пионерское задание: Выпустить первый номер газеты «Пионерские лозунги».

 Составление экспресс - газеты «Пионерские лозунги»

 Викторина для зрителей « Пионерский маршрут», по результатам присваивается  звания  «Почетный пионер».                                    

1.Чье имя носит пионерская организация? ( Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина.);

2. Перечислите  атрибуты и символы Всесоюзной пионерской организации (горн, труба, фанфары, форма, знаки различия, шевроны, эмблема, пионерский значок, пионерский галстук, пионерский салют, флаг отряда, девиз, красное пионерское знамя дружины);

3. Как назывался самый известный  пионерский лагерь в СССР? («Артек»);

4. День рождения пионерской организации (19 мая 1922);

5. Кто нес ответственность за сохранность отрядного флага? (флаговой);

6. Назовите законы пионеров Советского Союза (Пионер предан Родине, партии, коммунизму; Пионер готовится стать комсомольце; Пионер держит равнение  на героев борьбы и труд.; Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины; Пионер настойчив в учении, труде и спорте; Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду; Пионер – товарищ и вожак октябрят; Пионер- друг пионерам и детям трудящихся всех стран;);

7.Руководитель, воспитатель, наставник, организатор пионеров, их идейный наставник

( пионерский вожатый);

8. Что символизирует пионерский галстук? (единство трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров);

9. Показать пионерское приветствие ( пионерский салют);

10. Какое название было у Всесоюзной детской радиогазеты? ( «Пионерская зорька»);

11. Каждый пионер носит? ( пионерский галстук, пионерский значок);

12. Назовите главную пионерскую песню («Взвейтесь кострами, синие ночи!»);

13. Как называлось общее построение пионерского отряда, дружины? ( линейка);

14. Какие газеты, журналы  отражали события пионерской жизни? ( журнал «Костер», журнал «Пионер», газета «Пионерская правда»);

15.  Как называлась военно  – спортивнаЯ игра пионеров? («Зарница»);

16. Центральное место дружины, боевой штаб ребят, рабочий кабинет вожатого, его творческая лаборатория? ( пионерская комната);

17.Как называли пионеров, помогающих старикам и инвалидам? (Тимуровцы);

По результатам присвоение звания  «Почетный пионер».                                    

Ведущий :  Для Вас  музыкальный номер ансамбль «Веснушки» с песней «Порушка0 Параня»

Ведущий :

8. За 50 лет своей работы Дом детского творчества несколько раз менял название, но от смены названия  не изменялась суть деятельности учреждения.

  Дом детского творчества  по доброй традиции  объединяет педагогов и детей в единый творческий коллектив – это коллектив трудолюбивых, талантливых, увлеченных любимым делом единомышленников.

Ведущий : (фон классическая музыка)

Мы в этот юбилейный день.

Здесь собрались, чтоб снова вспомнить

Тех, кто вошел в историю теперь

И кто собой день нынешний напомнит

Их много – пожилых и молодых,

Чей труд сродни труду героя,

Кто, не жалея сил своих,

Растит грядущее,

И нет ему покоя…

Ведущий :

9.Мы говорим огромное спасибо нашим предшественникам, благодарим  за накопленный опыт. В разные годы  коллектив Дома пионеров возглавляли:

(на слайде фотография  и Ф.И.О.)

с 1972-1984

Директором  Дома пионеров была  Коломникова Мария Никандровна.

(на слайде фотография  и Ф.И.О.)

С 17 сентября 1984-1986 года возглавляла Дом пионеров  Галина Романовна Волкова

Ведущий: Уважаемые директора, методисты (Ф.И.О)  приглашаем Вас  на сцену  поделиться своими воспоминаниями.

…..

Ведущий :  С музыкальным подарком для нас выступает ансабль «Веснушки» с песней «А кто у нас белая»

Ведущий :  Представляем Вашему вниманию сказку о Доме детского творчества

10. Стих-сказка о Доме детского творчества (сопровождается музыкой и слайдами)

За горами, за лесами,

За широкими морями

Есть Дворец в одном селе.

 У того  Дворца-

 Дверь распахнута всегда,

В нем народ живет простой.

И с открытою душой

В гости всех он приглашает,

Никого не обижает

Очень любят здесь детей:

И больших, и малышей.

Царица правит в доме том,

Ей подвластно все кругом,

Во дворце всем заправляет,

Лично всюду успевает,

За работою следит,

Разгуляться не велит.

Не для красного словца-

Царица та - душа Дворца.

В том Дворце народ трудится

День деньской - и не ленится:

Вяжут, режут, шьют, плетут,

Мяч гоняют, груши бьют,

И рисуют, и танцуют

В походы ходят и поют,

Жизнь активную ведут.

Дворцова дума в доме том

Час за часом, день за днем

Трудовым народом правит,

Поругает и похвалит,

Праздник дружный проведет

И устроит хоровод

Сказку новую покажет

И в приеме не откажет,

Коль кому нужен совет -

Дума даст на все ответ.

О поселке нашем славном

Печется Дума день деньской,

Чтоб народ его младой

Рос здоровый и румяный,

С широкой русскую душой,

Во дворце есть две сестрицы.

Каждая в своей  светлице

Шьют одежду детворе

Вышивают на холсте,

Бисером плетут сады

Небывалой красоты,

Их двоюродна сестрица -

Белошвейка - мастерица

Шьет игрушки меховые,

Да прекрасные такие!

Есть еще одна сестрица,

Правду скажем - мастерица:

В руки кисточку возьмет,

Потихонечку взмахнет

И, глядишь, портрет готов,

Иль дворец средь облаков.

Та, котора заграница,

Эту живопись берет

На показ, а выдает

Нам почетные дипломы,

Чтобы знали, кто мы, что мы?

Есть еще одна сестрица –

Программист и чаровница.

Тексты быстро набирает.

Письма всюду отправляет.

За сайты отвечает,

Интенсивно продвигает.

Программу пишет знатно,

И ей там всё понятно.

Протестирует, исправит,

В интернет её отправит.

Месяц на небе гуляет,

Вечер тихий наступает,

 Вдруг раздался шум и треск-

Это барабанов всплеск,

Хранитель памяти  и патриот

 Она ребят в музей ведет

Их право, их выбор, их активизм

 К Родине пробуждает патриотизм!

Пять десятилетий,   год за  год

Работа чередом идет.

Гости во дворце бывают,

Работой нас не обижают,

Кто советом, кто добром -

Мир и держится на том.

Много у дворца друзей,

Славных в городе людей,

Нас они не забывают

И частенько принимают

Нас с открытою душой.

Им за то поклон большой.

Сказка сопровождается музыкой и слайдами….

Ведущий :С музыкальным подарком для нас  выступает Линейцева Полина

 «Посею лебеду».

Ведущий : Директор  «Атамановского Дома детского творчества» Татьяна Александровна Щелканова приглашается на сцене.

Звучит песня И. Аллегровой  «С днем рождения!»

Под музыку ребенок в костюме сердца вывозит праздничный торт со свечами, лопают шарики и хлопушки

Ведущий: Давайте попросим хозяев этого дома затушить свечи! (Все задувают свечи!).

Ведущий : Дорогие друзья! На этом мы говорим вам "до свидания"!

Ведущий :  И обязательно ждем вас не только на следующем юбилее, но в любое время , на наши мероприятия, в наши кружки и творческие объединения.

Ведущий : Всего доброго, светлого и много-много творчества во всех ваших делах!!!

         



Предварительный просмотр:

Тема: Дополнительное образование школьников - ресурс, повышающий качество общего образования.

В условиях внедрения стандартов нового поколения  более широко обсуждаются вопросы качества образования, которое зависит  от множества факторов и условий, создаваемых в образовательных учреждениях.

Что же такое качество образования? Есть ряд определений, которые неоднократно звучали на наших совещаниях и еще не раз будут обсуждаться. Под качеством образования мы понимаем совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. В целом, исходя из содержания стандартов нового поколения, это формирование компетенций, обеспечивающих социальное, профессиональное и, безусловно, личностное развитие участников образовательного процесса.

 Формирование компетенций - важнейший показатель успеха школы и важнейшая, системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления.

Предназначение общеобразовательных учреждений состоит в том, чтобы обучающиеся смогли овладеть системой научных знаний, умений и навыков, которые позволят им в дальнейшем продолжить своё образование, овладеть профессией, самоопределиться в жизни, иметь успешную социализацию и адаптацию в обществе.  Для повышения качества образования  современная школа  должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что   базовое (основное) и дополнительное образование детей могут стать равноправными, взаимодополняющими друг другу компонентами и тем самым повышать качество образования, создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального) развития каждого ребенка.

Дополнительное образование расширяет и дополняет общее образование, способствует формированию необходимых компетенций обучающихся в соответствии с их интересами и потребностями. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. В процессе формирования и развития личности ребенка значимыми выступают элементы культуры, которая приобретается, как в учебной, так и внеучебной деятельности. И чем сильнее выражена интеграция общего и дополнительного образования, выражающаяся в создании и апробации различных моделей взаимодействия в условиях конкретных образовательных учреждений, тем заметнее результаты. Как уже было сказано выше, необходимость сотрудничества общего и дополнительного образования продиктована процессами, происходящими в современном образовании, его модернизацией.

Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органично сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечение, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Особую актуальность этот процесс приобретает в условиях перехода к стандартам нового поколения, когда значительно изменяется внеурочная деятельность, усиливается воспитательное воздействие на ребенка.

 Для повышения качества образования ребенок должен быть успешен, учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для успешной реализации социально - педагогических моделей деятельности, что способствует накоплению детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, социализации.

Система дополнительного образования обладает свойствами  открытости, мобильности, гибкости. Это позволяет ей быстро и точно реагировать на образовательный  запрос семьи, обеспечивать  индивидуальный темп обучения каждого ребенка, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Этому  способствуют функции учреждения дополнительного образования детей:

 1.образовательная (обучение ребенка по образовательным программам, получение им новых знаний);

2. воспитательная (обогащение и расширение культурного слоя обр. учреждения, формирование в школе культурной среды, ненавязчивое воспитание детей через приобщение их  к культуре);

3. креативная (создание гибкой  системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности);

4. компенсационная (освоение ребенком новых направлений деятельности углубляющихся и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности);

5.рекреационная (организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка);

 6.профориентационная (формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка);

 7.интеграционная (создание единого образовательного процесса);

8. функция социализации (освоение ребенком социального опыта);

9.функция самореализации (самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуации успеха, личностное саморазвитие);

Для того, что бы дополнительное образование могло в полной мере реализовать имеющийся потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Только взаимно продуманные действия станут основой для создания целостного образовательного пространства на уровне школы и вне ее (микросоциума).

Наш Дом детского творчества это многопрофильное учреждение, реализующее 36 дополнительных образовательных программ шести направленностей для детей в возрасте от 5 до 17 лет. Из них 1 программа – комплексная, тот есть состоящая из нескольких предметов и позволяющая  ознакомиться  с разными  сторонами избранной деятельности. Более 20% образовательных программ имеют продолжительный срок реализации,  обучающиеся по ним дети, достигают, высокого уровня мастерства, наиболее ярко проявляют таланты и результативность. Во всероссийских открытых конкурсах мы в зоне бронзового сертификата, находимся на 87 месте.!!!

Говоря о дополнительном образовании, следует сказать, что программы  ДДТ, всегда дополняли программы развития школ, например, если Ильинская школа, реализовывала программу развития Экологической школы, то  ДДТ дополнял ее программами по экологическому образованию: , если Степновская школа развивалась в нравственно-эстетическом направлении, а затем, как общественно-активная школа, то от ДДТ работали кружки, студии социально-педагогической , научно-технической, художественно-эстетической направленности., если Костенковская школа  развивалась как школа здоровья, то работал Туристический клуб «Медвежонок» и т.д., сейчас следует такую работу усилить в соответствии с требованиями стандарта, компенсировать, дополнить  тот перечень программ, по направлениям развития  наших школьников. В этом учебном году при введение ФГОС роль дополнительного образования возросла, т.к. есть возможность самореализации обучающихся в таких направлениях , как «Я –гражданин», «Игры народов мира», «Мир творчества», «Художественная палитра»

 В заключение хочется подчеркнуть, что дополнительное образование - открытая система, основанная на свободе выбора ребенком направлений  и видов деятельности, направленная выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;

содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

И эта открытая система эффективно функционирует только благодаря социальному партнерству.

Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка, тем самым повысить качество образования школы, а для этого нужно подумать о защищенности педагогов, работающих в системе ДОД, о равноправном, равном отношении к нашей системе, тогда возможно, когда-нибудь мы получим более высокие результаты совместной работы.

.



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального Новокузнецкого района Кемеровской области

МБОУ ДОД «Атамановский Дом детского творчества»

Методическая разработка литературной гостиной

«Притчи царя Соломона»

подготовила

методист Букина Марина Алексеевна

                                                                  с. Атаманово,2012

« Притчи царя Соломона»

Цель:     научить объяснять смысл и происхождение крылатых выражений «Соломоново        

               решение», «Суд  Соломона».

Задачи:  

  1. познакомить обучающихся с личностью царя Соломона, с его притчами
  2. научить  видеть поучительный смысл притчей
  3.  уметь объяснять смысл отдельных притчей
  4. познакомить с отрывком из рассказа А.И. Куприна «Суламифь»  
  5. отработать навыки работы с текстом: выбирать главное, выразительное чтение,    

               отвечать на вопросы

  1. воспитывать интерес к слову

Оборудование: 

1. Репродукции картин (Н.Пуссен «Суд Соломона, Н.Н.Ге «Суд царя Соломона»)

 2. Библия «Книга притчей Соломона»

 3.  А.И.Куприн «Суламифь»

  4. Литературоведческий словарь

   5. Толковый словарь И.С.Ожегова

Обучающиеся заранее разделены на 3 группы.

Ход мероприятия

Приветственное слово педагога. Объявление темы и цели занятия.

Плакат с эпиграфом (педагог зачитывает эпиграф)                

        …Судьбы любимец,

            Ты, гордый баловень веков,

            Царь Соломон, Иерусалимец,

           Давидов сын, певца псалмов.

                                                                      В.Я.Брюсов.

   

Педагог:  Ребята, как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь?

Обучающийся:  О царе Соломоне.

Педагог: Опираясь на эпиграф, давайте охарактеризуем царя Соломона.

Примерные ответы детей

-жил в Иерусалиме

-сын Давида

-богатый, потому что царь

-судьбы любимец, баловень веков и др.

Педагог: Что обозначает слово псалмы?

Обучающийся: Псалмы - песнь религиозного содержания, входящая в состав Псалтыри (работа с толковым       словарем)

Педагог: Итак, речь пойдёт сегодня о царе Соломоне. Мы узнаем о его справедливости, о его умение  принимать мудрые решения. После смерти Давида на израильский престол вступил его сын Соломон – величайший мудрец всех времён, герой многих легенд. К тому времени границы израильского государства значительно расширились и простирались от Сирии до Египта и от Средиземного моря до Иордан. Господь возлюбил Соломона и дал ему «…сердце разумное, чтобы судить народ». За то, что Соломон не просил никаких земных благ для себя, Бог наделил его не только мудростью, но и невиданными богатствами и славой. Многие писатели, художники, поэты обращались к библейским сюжетам. Вот и А.И.Куприн в своём произведении «Суламифь» рассказывает о временах царствования царя Соломона.

Работа с текстом (Приложение 1)

Обучающийся: выразительно читает отрывок.

Педагог: Что нового вы узнали о царе Соломоне?

                 Подтверждает  ли текст эпиграф к нашему уроку?

Ответы обучающихся.

Педагог: Соломон унаследовал поэтический дар от отца. Он сочинял песни, гимны, покаянные и хвалебные псалмы. Соломон написал знаменитую, прошедшую через века «Песнь Песней»

Давайте ещё раз обратимся к тексту А.И.Курина «Суламифь» (Приложение 2)

Обучающийся: выразительно читает отрывок.

Педагог: Но царь Соломон был ещё и великий философ, суть учения которого заключалось в притчах. Сегодня мы познакомимся с некоторыми притчами царя Соломона. Но прежде определил, что же называется притчей.

 Работа с толковым словарем  И.С.Ожегова

         - определим понятие притчи

Обучающийся: Притча – иносказательный рассказ с нравоучением.

Групповая работа (педагог раздаёт каждой группе по 1 притче)

Задание: 1) Внимательно прочтите.

                2) Определите смысловое звучание.

                3) Чему учит эта притча?

I группа:

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

II группа:

Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется, а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет.

III группа:

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Педагог:  Хорошо, все потрудились на славу, а теперь задание поинтересней.

                 Каждой группе самостоятельно нужно составить притчу.

Творческая работа (по составлению притч)

Каждая группа представляет составленную притчу.

Педагог:  А теперь вам предстоит самим принимать решение. (Педагог зачитывает притчу царя Соломона не до конца, а ученикам необходимо завершить притчу, то есть придумать разрешение той ситуации, проблемы).

«Приблизились к трону Соломонову три брата, судившиеся о наследстве. Отец их перед смертью сказал им: «Чтобы вы не ссорились при делёжке, я сам разделю вас по справедливости. Когда я умру, идите за холм, что в середине рощи за домом, и разройте его. Там найдёте вы ящик с тремя отделениями: Знайте, что верхнее – для старшего, среднее – для среднего, нижнее – для меньшего из братьев». И когда после его смерти они пошли и сделали,  как он завещал,  то нашли,  что верхнее отделение было наполнено золотыми монетами, между тем как в  среднем лежали только простые кости, в нижнем куски дерева. И вот возникла между меньшими братьями зависть к старшему,  вражда, и жизнь их сделалась под конец такой невыносимой, что решили они обратиться к царю за советом и судом. Даже и здесь, стоя перед троном, не воздержались они от взаимных  упрёков и обид…»

Педагог прерывает чтение и предлагает детям самим придумать разрешение этой ситуации.

Выслушав ответы, предлагает дослушать конец притчи.

Педагог: А  сейчас вы услышите, какое же решение примет Соломон

«… Царь покачал головой, выслушал их и сказал:

- Оставьте ссоры; тяжёл камень, весок и песок, но гнев глупца тяжелее их обоих. Отец ваш был, очевидно, мудрый и справедливый человек, и свою волю он высказал в своём завещании так же ясно, как будто бы совершилось при сотне свидетелей. Неужели сразу не догадались вы, несчастные крикуны, что старшему брату он оставил все деньги, среднему – весь скот и всех рабов,  а младшему – дом и пашню. Идите же с миром и не враждуйте больше».

Педагог: Существуют выражения «Соломоново решение», «Суд Соломона».

  Как вы думаете, что они означают?

Ответы обучающихся: «Соломоново решение» - это когда удается найти разумный выход из сложной ситуации. Разумный выход из запутанной, спорной  ситуации.

Педагог: А теперь  составьте  синквейн,  тема которого « Соломон».

(можно напомнить план синквейна)

1.строчка – существительное

2.строчка – 2 прилагательных

3 строчка -  3 глагола

4 строчка  - фраза, выражающая отношение к предмету

5 строчка  - синоним к первому существительному

Каждая группа зачитывает свой вариант синквейна

Соломон

         мудрый, справедливый

         слушал, говорил, творил

«…слава о его мудрости и красоте распространилась далеко за пределам Палестины»

                         мудрец

Рефлексия

Было ли вам интересно на занятии?

Что нового и интересного вы сегодня узнали ?

Трудно ли вам было принимать решения?

Педагог: И помните, ребята, что «доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота». Спасибо за занятие.

Приложение 1

А.И.Куприна «Суламифь».

    «Царь Соломон не достиг ещё среднего возраста - сорока пяти лет, - а слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни и пышности его двора распространилась далеко за пределами Палестины…

Бледно было его лицо, губы – точно яркая алая лента; волнистые волосы черны иссиня, и в них – украшение мудрости – блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьёв… седина сверкала и в его чёрной бороде, завитой, по обычаю царей ассирийских, правильными мелкими рядами.

И не было человека во вселенной, который мог бы выдержать взгляд Соломона, не потупив своих глаз. И молнии гнева в очах царя повергали людей на землю…

И так велика была власть души Соломона, что повиновались ей даже животные: львы и тигры ползали у ног царя, и тёрлись мордами о его колени, и лизали ему руки своими жёсткими языками, когда он входил в их помещения.

… У астрономов научился он следить за изменением положения звёзд и за годовыми кругами. Знал он также естество всех животных и угадывал чувства зверей, понимал происхождение и направление ветров, различные свойства растений и силу целебных трав.

Помыслы в сердце человеческом – глубокая вода, но он их умел вычерпывать мудрый царь. В словах и голосе, в глазах, в движениях рук так же ясно читал он самые сокровенные тайны душ, как буквы в открытой книге. И потому со всех концов Палестины приходило к нему великое множество людей, прося суда, совета, помощи, разрешения спора, а также и за разгадкою непонятных предзнаменований и снов. И дивились люди глубине и тонкости ответов Соломоновых.  

Приложение 2

А.И.Куприна «Суламифь».

«…Три тысячи притчей сочинил Соломон и тысячу и пять песен. Всегда облекал он свои мысли изящными выражениями, потому что золотому яблоку в чаще из прозрачного сардоникса подобно слово, сказанное умело, и потому также, что слова мудрых остры, как иглы, крепки, как вбитые гвозди… «Слово – искра в движении сердца», - так говорил царь. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египтян…»

Список литературы

1.Библия «Книга притчей Соломона»

2. Б.Аранович и В. Маттелмяки. Детская библия. Библейчкие рассказы в картинках.Москва, Издатель:Российское библейское  общество,1994.

3.Поток жизни  (Заметки о прозе Куприна). К. Паустовский. А. И. Куприн.

Собрание сочинений. Том первый. Гос. Издательство художественная литература

Москва 1957.

4.А.И. Куприн. Повести и рассказы. -М.: Художественная литература, 1987.

5.  О. Михайлов. Вступительная статья к сочинениям в двух томах А. И.

Куприна. Москва, художественная литература, 1981. Том первый.



Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Букина Марина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
МБОУ« Безруковская основная общеобразовательная школа»
Название материала: Воспитание ответственности и любви 
к «братьям нашим меньшим».
( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)

Предмет: литература
Возраст: 11 лет
Класс: 5















Тема: Воспитание ответственности и любви к «братьям нашим меньшим» ( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)

Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого
приручили»
А.де Сент – Экзюпери 
«Маленький принц»


Цели: 
развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное; 
учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь происходящих событий с картинами природы; 
развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения; 
обогащать внутренний мир детей; 
воспитывать любовь к животным

Учитель:
Вступительное слово
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга, врача А.П.Чехова.
Антон Павлович Чехов родился в 1860г. в городе Таганроге, в большой семье, у него было пять братьев и одна сестра. Его отец Павел Егорович был владельцем бакалейной лавки, дети помогали отцу в лавке, по очереди сидели в лавке. При своих очень скудных средствах отец всем детям дал образование в гимназии, учил музыке.
Отец был страстным любителем музыки, самоучкой играл на скрипке. Мать Евгения Яковлевна была простая, тихая женщина. Она вносила в жизнь детей много ласки и добра.
Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали желающих и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты и был очень доволен.
В архиве таганрогского уездного училища в книге заказов до сих пор сохранилась запись: «Ученику Чехову (Антону) брюки из его материала, им же сделанные».
После гимназии Антон Чехов поступает в университет, на медицинский факультет. Чехов становится студентом и писателем. Сначала печатается в журналах и подписывается под своими работами Антоша Чехонте.
Антон Павлович действительно был врачом, он лечил бесплатно больных, раздавал лекарства, принимал участие в борьбе с эпидемией холеры.
Из Москвы Антон Павлович переселяется в деревню Мелихово.
Чехову очень нравилось жить в Мелихове. (слайд с домом) Ему нравилось сажать деревья, ставить скворечники, пускать рыбок в пруду, нравилась собственная комната с письменным столом, с камином, с большим окном.(слайд кабинет) 
Зимой окна до половины заносило снегом, и Чехову особенно весело было, когда с сугроба заглядывали в них зайцы.
Весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович. Он любил цветы, животных; его радовала близость с природой.
У Чехова сформировалось отношение к живой природе, как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди, это можно увидеть в рассказах «Агафья», «Каштанка», «Белолобый», «Страх». Герои его рассказов огорчаются, радуются, волнуются, грустят.
Сегодня мы с вами будем работать с рассказом «Каштанка», который дома вы прочитали. Обычно у любого произведения есть прототипы.
Обратимся (знакомство с термином) к литературоведческому словарю - прототип (от греч. прообраз)- реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. 
Как вы думаете был прототип у героини этого рассказа?
Ответы учеников: Да, у писателя, наверное, была собака, может, ему кто - то рассказал похожую историю.
Учитель: Действительно, у героини рассказа « Каштанка» был прототип.
Послушаем сообщения учеников о происхождении сюжета этого произведения.

Сообщения ученика:
“Впервые рассказ был опубликован в 1887 году в газете “Новое время” Рассказ имел название “В ученом обществе”. С измененным названием “Каштанка” рассказ вышел в 1892.
В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для “Каштанки”. Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником, участником всех мальчишеских проказ. И все думали, что Антон Павлович описал именно эту Каштанку”. 
Учитель:
Существует еще одна история создания «Каштанки»?
Сообщение ученика:
О происхождении сюжета этого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рассказывает знаменитый клоун-дрессировщик В. Дуров в книге «Мои звери». Он утверждает, что Чехов использовал историю, произошедшую с его рыжей собакой Каштанкой, которую Дуров подобрал на улице, обучил, и которая во время очередного представления сбежала к старому хозяину.
Учитель
Кто является главной герои ней рассказа?
Ответы учеников:
Собака Каштанка
Почему рассказ называется именно так?
Почему именно Каштанка? Как связано с каштаном?
Ответ учеников: Рассказ назван по имени главного героя. Собака была рыжего цвета.
Каштан – дерево с плодами коричневого цвета, вероятно, шерсть у собаки была коричневая, каштановая, поэтому собаку назвали Каштанка.
Учитель:
Дайте характеристику Каштанки, свои ответы подтвердите текстом
Ответы учеников:
Молодая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу. Каштанка делила все человечество на две неравные части: на хозяев и на заказчиков. Первые, то есть, хозяева, ели, пили, имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.
Веселая, подвижная, умная, преданная
Учитель:
Зачитайте отрывки, которые вам больше всего понравились.
2-3 учащихся зачитывают отрывки
Учитель:
Теперь работа по группам
Каждой группе задание.
1 группа работает с вопросом – Что случилось с Каштанкой, что чувствовала Каштанка, когда осталась одна?
2 группа работает с вопросом - Что испытала Каштанка, оказавшись в новой обстановке? Как она себя вела?
3 группа работает с вопросом - Что нравилось Каштанке в новой жизни и чего ей не хватало?
Ответы подтвердите текстом:
1 группа
Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился Каштанкою овладели отчаяние и ужас, стала горько плакать, от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту.

2 группа
С умилением и любопытством глядела на незнакомца, много съела, разлеглась среди комнаты, протянула ноги, и, чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом. В первый же вечер, когда Незнакомец потушил лампу, но вдруг неожиданно ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком
3 группа
Нравилось, что незнакомец дает много еды, обстановка, запахи не нравились. 
Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком. Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, давал ей нюхать табаку” Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество – он дает много есть и, ни разу не ударял ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: “По-шла вон треклятая!” где лучше – у незнакомца или у столяра?”

Учитель:
Каштанке было хорошо у незнакомца?
Ответы учеников:
У незнакомца Каштанке было хорошо, ее кормили, у нее было свое тепленькое местечко.
Учитель:
Какие чувства испытала Каштанка при встрече со старым хозяином?
Ответы учеников:
- Огромная радость Каштанки – встреча со старыми хозяевами в цирке и возвращение к ним. “вместо слов “Талант! Талант!” услышать мнение столяра: “А ты, Каштанка, недоумение
Учитель:
У Чехова есть особенность - все его произведения кажутся незаконченными, Выполняя домашнее задание, вы на некоторое время вы становились писателями. У вас было задание закончить рассказ Чехова «Каштанка»,

Ответы учеников: зачитывают мини -сочинения
Учитель: Спасибо, ребята никто из вас не написал, что Каштанка вернулась к незнакомцу, где ее кормили, где у нее был свой матрасик, где у нее был успех, и она сама похорошела? Почему, ребята?
Ответы учеников: 
Собака самое преданное животное, она всегда помнит своего хозяина.
Каштанка чувствует бесконечную преданность и любовь к первому своему хозяину, другу. У каждого из вас есть собака , которая по своей воле никогда вас не поменяет на другого хозяина, ваша собака всегда рада вам, с радостью бежит к вам навстречу, лижет руки, у нее никогда не бывает плохого настроения, она не может вас обидеть.
Учитель:
Вспомните, как смотрит на вас ваша собака – с любовью и преданностью, она настоящий друг.
Правильно ли выбран эпиграф к нашему уроку?
Ответы учеников:
Эпиграф выбран правильно, ведь мы действительно не должны бросать тех, кто нас любит, тех, кого мы приручили.
Мы действительно несем ответственность за тех животных , которые были взяты в наш дом.
Учитель: Я согласна с вашими ответами и уверена, что никто из вас не выбросит на улицу кошку или собаку , вы добрые и отзывчивые ребята!
Итоги урока:
Понравилось ли на уроке? Что нового вы узнали?
Что запомнилось больше всего?
Что вы сегодня сделаете, когда увидите своего преданного друга?



Список литературы:
1. Н.Н.Скатов. Нужен Чехов// Литература в школе.- 2004. - №7. – с.2-5.
2 . С. Прокурова . А.П. Чехов и Л.А.Авилова .// Литература в школе.- 2004. - №7. –
с.23-28.
3. Э.С.Афанасьев. Гоголь – Чехов :эстетика «малых величин» .// Литература в 
школе.- 2006. - №10. – с.2-8.
4.А.Г. Головочева. А.П.Чехов и Крым: поэтика и поэзия диалога. // Литература в
школе . – 2008. - №2. - с.7-11. 
5. А.П. Чехов. Избранные сочинения. Вступительная статья Г. Бердникова 
«Творческое наследие Чехова в современном мире». 
М., 1986 г.






















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...