Обобщение опыта по теме: «Формирование экологического сознания средствами художественно-эстетической деятельности».
презентация к уроку по теме

Новоселова Светлана Владимировна

 

Актуальность. Существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся в виде разнообразных проблем.

Преодоление экологического кризиса возможно через формирование общественного сознания, проникновение экологических идей, знаний в жизнь общества и каждого человека.

Цель: выявление, определение теоретических и методических основ и приемов формирования у детей эколого-эстетических ценностных ориентаций, применимых на занятиях художественно-эстетической направленности. 

Презентацию по данной теме можно скачать по ссылке: http://vk.com/doc146894874_145172540?hash=6aa4e676...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx136.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС МАЛЫХ ФОРМ ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Я - ПЕДАГОГ»


г. Салехард

2009

Составитель: Новосёлова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования МОУДОД СЮН  

Анкета участника конкурса


 малых форм обобщения опыта работы «Я - педагог»


  1. Ф.И.О. участника: Новосёлова Светлана Владимировна.

  1. Год рождения: 1969.

  1. Место работы, занимаемая должность: МОУДОД СЮН, педагог дополнительного образования.

  1. Базовое образование: средне - специальное, Тюменский техникум Советской торговли,1989, технолог.

  1. Педагогический стаж, квалификационная категория: 11 лет.

  1. Преподаваемый предмет, направленность деятельности: творческое объединение «Мастерская Марьи-искусницы», вязание крючком.

  1. В каких классах и возрастных группах работает: 4 – 7 классы, 8 – 14 лет.

  1. Учёная степень, звание, правительственные и отраслевые награды:  -

  1. Результат участия в других профессиональных конкурсах, конференциях: - городской конкурс методических материалов и образовательных программ дополнительного образования детей – 2 место за разработку образовательной программы.

  1. Заявленная номинация: презентация.

Дата___________                                                                                        Подпись______________



Обобщение опыта по теме:


«Формирование экологического сознания средствами художественно-эстетической деятельности».


Актуальность. Существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся в виде разнообразных проблем.

Преодоление экологического кризиса возможно через формирование общественного сознания, проникновение экологических идей, знаний в жизнь общества и каждого человека.

Цель: выявление, определение теоретических и методических основ и приемов формирования у детей эколого-эстетических ценностных ориентаций, применимых на занятиях художественно-эстетической направленности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. использование в учебно-воспитательном процессе экологической этики, содержание которой ориентировано на природо - и здоровьесберегающие ценности, ценностное отношение к природе;
  2. системное и систематическое использование на занятиях и во внеурочной деятельности приемов работы по экологической этике, обеспечивающей эмоциональное стимулирование и понимание практической значимости решения вопроса, как каждый из нас в повседневной деятельности своими действиями может минимизировать вредное воздействие на окружающую среду.

Практическая значимость исследования.

Состоит в том, что создана и проходит опытную проверку образовательная программа дополнительного образования детей «Мастерская Марьи-искусницы», одной из составляющих которой является курс «Экология и мы». В рамках курса средствами художественно-эстетической деятельности  развивается отношение к прекрасному в природе как к общественно важной функции, соответствующей биологической сущности человека и необходимой для его полноценного существования.


Целесообразность.

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. В нашей стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования: Постановление Правительства РФ “О мерах по улучшению экологического образования населения”, 1994 г.; Постановление “Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации”, 1994 г. В 2000 г. Разработан проект “Стратегии экологического образования в Российской Федерации”. В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей. Прежде всего, мы должны уделять внимание следующим вопросам:

  1. формированию понимания самоценности природы;
  2. осознанию ребенком себя как части природы;
  3. воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
  4. формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  5. пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы “цепная реакция”;
  6. пониманию того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;
  7. формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
  8. усвоению основ экологической безопасности;
  9. формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Средства для достижения цели.

  1. Курс «Экология и мы».
  2. Внеклассные мероприятия.
  3. Тренинговые упражнения.


  1. Содержание курса «Экология и мы».

  1. Утилизация остатков пряжи.

Изготовление помпонов из остатков пряжи; остатки пряжи – как материал для изготовления и набивки мягкой игрушки.

  1. Экологичная альтернатива пластиковому пакету. Изготовление модной сумки, сумки – авоськи. 
  2. Меняем статус полиэтиленового пакета или «мусорные штучки».

Изготовление различных изделий из полиэтиленовых пакетов.

  1. Вторичное использование предметов домашнего обихода.

Изделия из капроновых колготок;

Использование пластиковых флаконов для изготовления изделий.

2. Методическая копилка идей проведения внеклассных мероприятий экологической направленности.


  1. Экологический праздник, посвященный дню животных.
  2. Экологический праздник «Праздник весны и цветов».
  3. Беседы об экологии.
  4. Тест «Правильно ли вы питаетесь».
  5. Тест «Экологический след».
  6. Опрос школьников «Радуга настроения».
  7. Занятие – инсайт. «Послания воды» по книге Масару Эмото.
  8. Посещение  мероприятия «Экологическая неделя» в музейно-выставочном комплексе имени Шемановского в весенние каникулы.

Весь материал представлен на диске в папке «приложения».

3. Тренинговые упражнения.


ЭКОЛОГИЯ - это не только научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой, но и состояние организмов, в том числе и человека, населяющих территорию, их отношение друг к другу и к окружающей среде.

На каждом занятии уделяется время здоровьесберегающим приемам: проводятся физкультминутки, гимнастика для рук, «пальминг» для глаз, используются элементы психотехники. Разработанные мероприятия находятся на диске в папке «приложения».

Эффект расслабления нервной системы (психологическая релаксация) при больших нагрузках и усталости достигается с использованием аудиовизуальных каналов восприятия (слушание записи звуков живой природы: морского прибоя, щебетания птиц или шума ветра).


Вывод.


Данный опыт дает возможность через познание окружающего мира формировать экологическое мировоззрение человека, поступки которого в будущем не нанесут вреда окружающей среде, а будут способствовать ее восстановлению, а также может быть использован педагогами дополнительного образования подобного профиля.

Список рекомендуемых ресурсов:


http://www.ecosystema.ru/ 

http://festival.1september.ru/ 

http://www.vlivkor.com/ 

http://www.valentina.ru/ 

http://www.mirknig.com/vyazanie/ 

http://club.osinka.ru/ 

список материалов на электронном носителе:


  1. Анкета участника конкурса.
  2. Конкурсная работа, выполненная в программе Microsoft Office Power Point.
  3. Приложения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности"

Разработанная система развития ключевых компетентностей учащихся через внеурочную деятельность (через работу правового кружка и работу по индивидуальным программам) может быть использована учителями и...

Формирование экологического сознания учащихся в природоохранной деятельности.

Описывается формирование  экологического сознания школьников через работу экологического лагеря....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о бережном отношении к пище по теме: "Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами художественного творчества".

Наш детский сад с 2011 года работает по экологическому проекту "Мусор", основные темы, это "Твердые бытовые отходы", "Пищевые отходы", их утилизация и переработка, моя статья одна из серии бесед, и ме...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о Гжельской росписи по теме:"Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами ознакомления с народно-прикладным искусством Гжели"

Наш детский сад с 2011 года работает по проекту "Мусор" в рамках Международной экологической программы ЭКО -школа "Зеленый флаг". Основные темы: "ТБО" (твердые бытовые отходы), и "Пищевые отходы", их ...

Обобщение опыта по теме "Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время"

Обобщен опыт работы по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеклассной деятельности...

Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников

Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической      культуры  подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...