Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Королева Юлия Вячеславовна

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

по курсу «Мастерская доброты» в 3 классе на 2012-2013 уч. год

№ урока

№ урока в четверти

месяц

неделя

Тема урока.

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Название раздела: Дом, в котором я живу. (Социальное направление)

Первая четверть.

1

1

сентябрь

3-9

Дом моей мечты

Что самое главное в доме?

Поколение, семейный уклад, традиции, реликвии

Расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях

П. - построение рассуждения;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить монологичное высказывание;

- Развитие внимания, мышления, воображения, устной речи,

 - понимание, насколько важную роль играет в жизни каждого человека семья.

2

2

10-16

Город и село

Чем отличаются город и село? Возникновение города Егорьевска.

Город, село, производство, культура, экономика

Знакомство детей с историей нашего города, его   достопримечательностями.

 






П. - сбор информации

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - слушать собеседника;

- Развитие речи, памяти, мышления, познавательного интереса, воображения, умения слушать.

- воспитание патриотизма, национальной гордости.

3

3

17-23

Быть хозяином непросто

От чего надо  учиться беречь свой дом?

Жильё, фундамент, трубопровод, газовая плита, экономный расход

Знакомство  учащихся с правилами пользования электрическими и газовыми приборами, с опасностями, которым подвергаются люди, нарушающие эти правила;

П. - анализ информации;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - слушать собеседника;

- Развитие речи, памяти, мышления, познавательного интереса, воображения, умения слушать.

Воспитание  умения вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Название раздела: Дом, в котором я живу. (Социально-экологическое направление)

4

4

24-30

Войди в природу другом

Как правильно использовать природные богатства?

Природные ресурсы, природные недра, природные богатства

Расширить знания детей о животном и растительном мирах; воспитывать стремление беречь и любить природу.


П. - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- Развитие речи, памяти, мышления, познавательного интереса, воображения,

самостоятельности суждений,  умения слушать;

- понимание, насколько важную роль играет в жизни каждого человека окружающая среда.

5

5

октябрь

1-7

Вода – чудо Земли

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Богатство Земли, круговорот воды в природе, свойства воды

Обобщить и дополнить знания учащихся о нахождении воды в природе, ее физических свойствах, показать роль воды для жизнедеятельности организмов, значений ее в неживой природе и использовании ее в народном хозяйстве

П. - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- Формирование умений учащихся применять ранее изученное, развивать мышление;

- обсудить проблему охраны окружающей среды, воспитание ответственного отношения к природе;

6

6

8-14

Взаимодействие сил природы

Как взаимодействуют силы природы?

Силы природы, круговорот воздуха, круговорот воды, круговорот веществ в природе, атмосфера, экология

Расширение кругозора учащихся; обобщить и дополнить знания учащихся о взаимодействии сил природы, воспитывать стремление беречь и любить природу.

 


П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- Направить мысли учащихся на осознание необходимости бережного отношения к природе, воспитывая экологическую грамотность учащихся.

- приучать детей к групповой форме работы на уроке, взаимопомощи и сотрудничеству в группе.

7

7

15-21

Мы в ответе за тех, кого приручили

 Зачем люди заводят домашних животных?

Братья наши меньшие, домашний питомец, домашний любимец, ответственность

Воспитание  бережного отношения к животным, чувства сопереживания и ответственности за тех, кого приручили,  умения  заботиться и ухаживать за ними.

П. -  поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок,)

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить монологичное высказывание;

- Развивать познавательную и поисковую деятельность учащихся;

- прививать любовь к домашним животным.

8

8

22-28

Берегите природу! (урок-игра)

Почему нужно беречь природу?

Загрязнение окружающей среды.

Расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

П. - использовать знаково-символические средства,

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить монологичное высказывание;

- Воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное;

- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром


Название раздела: Закон и толерантность. (Гражданское направление)

Вторая четверть.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9

1

ноябрь

5-11

Нет прав без обязанностей,     нет обязанностей без прав

На что имеет право человек?

Конвенция о правах ребёнка, обязанность, судья, адвокат, прокурор

Расширить знание учащихся о Конвенции о правах ребенка;

на примере литературных произведений показать права детей, обсудить поведение и поступки персонажей.

П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- Содействовать личностному росту школьника, как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.

- формировать у детей представления о значимости соблюдения прав и обязанностей в жизни каждого.

10

2

12-18

Приходите в мой дом (праздник толерантности)

Что такое толерантность?

Толерантность, национальная гордость, индивидуальность

Знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»,

воспитание уважения и доброго отношения к другим людям.

П. - сбор информации

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - слушать собеседника;

- Развитие речи, памяти, мышления, познавательного интереса, коммуникативных навыков;

- воспитание толерантности

11

3

ноябрь

19-25

Знай свои права


Зачем  нужны законы в обществе?

Закон, права, общество, нарушение прав, наказание

Закрепление основных знаний Конвенции о правах ребёнка, научить их находить пути решения трудных жизненных ситуаций, опираясь на положения основных правовых документов.

П. - сбор информации

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - слушать собеседника;

- Развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков;

- воспитание  правового самосознания учащихся.

Название раздела: История моей страны. (Историко-патриотическое направление)

Вторая четверть

12

4

26-2

Дела давно минувших дней…

Какие подвиги совершались во имя Отчизны?

Историческое прошлое, смутное время, самодержавие, народное ополчение

Углубление знаний детей о Дне народного единства и примирения;

дать представление о событиях начала XVII века;

П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить монологичное высказывание;

- Развитие познавательного интереса, чувства патриотизма; познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков,  знакомство с русской военной историей, воинскими традициями.

13

5

декабрь

3-9

Гроза 1812 года

Почему война 1812 года называется Отечественной?

Бородинская битва, Отечественная война, партизанское движение, полководец

Дать представление о Бородинской битве – решающем сражении Отечественной войны, нанесшем смертельную рану армии захватчиков;

Выяснить, в чем заключался ее народный характер

П.  - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- Развивать навыки работы с картой, умение объяснять понятия, сравнивать;

воспитывать у детей чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа

14

6

10-16

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

Какой была Древняя Русь?

Памятники древнерусской культуры, ремесленники, торговцы, храм

Формировать представления о художественных средствах выражения красоты памятников древнерусской культуры

П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено.

К. - слушать собеседника;

- Формировать элементы исторического мышления, понимание того, что происходило давно, что не относится к современности;            - развивать интерес к историческим фактам, личностям

15

7

17-23

В храме

Что находится в   храме?

иконостас, алтарь, престол, лампада, подсвечник.

Дать общее представление о внутреннем устроении православного храма. Формировать интерес к изучению православной культуры.

П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить монологичное высказывание;

- Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.


16

8

24-30

Праздник ёлочной игрушки

Какие были раньше традиции празднования Нового года?

Ёлочная игрушка, рождественская открытка, стеклодувы

Знакомство  с историей новогодней игрушки, историей рождественской и новогодней открытки;

создать предновогоднее настроение;

расширять кругозор учащихся.

П. - построение рассуждения;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить монологичное высказывание;

- Развитие творческих способностей, познавательного интереса;

-  воспитание  бережного  отношения к игрушкам;

Название раздела: История моей страны. (Историко-патриотическое направление)

Третья четверть.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

17

1

январь

9 -13

Рождественские Святки

Какие существуют традиции празднования Рождества?

Колядки, ряженые, сочельник, обряды, гадания, посиделки

Воспитание здорового образа жизни, интереса к христианским праздникам и устному народному творчеству

П.  - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- Развитие речи, памяти, мышления, познавательного интереса, воображения, раскрытие творческого потенциала детей;

Воспитание  в детях уважения к народным обычаям и традициям.

18

2

14-20

Час народной мудрости. Русские народные сказки, пословицы, поговорки, приметы.

Что мы знаем о фольклоре?

Народная мудрость, приметы, виды русских народных сказок, фольклор

Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, пословицах, поговорках, приметах;

воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.

П.  - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;  - продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения


19

3

21-27

Народное творчество

Какие народные промыслы сохранились до настоящего времени?

Народные промыслы, традиционная роспись, орнамент, природный материал

Способствовать воспитанию уважения к предкам, родной природе, труду; пробудить познавательный интерес к народным промыслам

П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- Формирование представления об элементах орнаментов разных промыслов, представление о народном творчестве;  развивать мышление, память, воображение, речи, усидчивость.

Название раздела: Радость общения (Социально-нравственное направление)

Третья четверть.

20

4

февраль

28-3

Где прячется счастье?

Легко ли быть счастливым?

Успех, достижения, жизненные ценности

Осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

П. - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь;

- продолжить формировать понятие успеха,  показать, как в процессе жизни человек меняется и развивается.

21

5

4-10

Добро творить – себя веселить

Зачем нужны добрые дела?

Культура поведения, вежливость, внимательность, уважение, взаимопомощь

Воспитывать потребность совершать добрые поступки без напоминания, по собственному побуждению;

развивать способность замечать добрые поступки;

закрепить правила поведения культурного человека на практике; приобщить учащихся к правилам хорошего тона.

П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

Развивать разговорную речь,

Воспитывать любовь и уважение к родителям; доброе и вежливое отношение к сверстникам; формировать положительные взаимоотношения между детьми.

22

6

11-17

Как сохранить доброту и милосердие в людях

Легко ли быть добрым?

Добро, доброта, милосердие, отзывчивость, доброжелательность, снисхождение

На примере литературных произведений объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия “добро” и “зло”; научить разделять радости и печали других; внушить необходимость доброжелательного и снисходительного отношения к окружающим.

П.  - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- развивать коммуникативные возможности учащихся;

развивать умение решать проблемные ситуации, анализировать поступки;                        - формировать умения аргументировать свою точку зрения;

23

7

18-24

Конфликт и пути его решения

Как можно решить конфликт?

Конфликт, конфликтная ситуация, компромисс

Формирование представлений о различных вариантах человеческого общения; воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

формирование социально одобряемых форм поведения.

П. анализ информации

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- Формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения; развитие познавательного интереса учащихся;

развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;

24

8

март

25-3

Урок этикета

Что такое этикет?

Этикет, культурное поведение, учтивость, благородство

Прививать навыки поведения в соответствии с правилами этикета, развивать чувство прекрасного, художественное воображение, речь учащихся, расширять кругозор.

П. - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- Формирование культуры, культурного поведения,

- приобщение к культурным ценностям и нравственным традициям народа.

Название раздела: Мир и человек (Социально-патриотическое направление)

Третья четверть.

25

9

4-10

Возникновение и развитие письменности

Как возникла письменность?

Письменность, иероглифы, узелковое письмо, пиктография, идеография, кириллица, глаголица

Рассмотреть историю возникновения письменности; воспитывать интерес к изучению русского языка

П. анализ информации

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- Осознание  непреходящей ценности культурного наследия,

-воспитание уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного.

26

10

11-17

Как люди научились считать

Как люди научились считать?

Число, разряды чисел, двадцатеричная система, наука математика

Рассмотреть историю возникновения записи чисел разными народами;

развивать логическое мышление при составлении магических квадратов;

воспитывать интерес к изучению математики.

П. - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

 - Развитие речи, памяти, мышления, познавательного интереса, воображения, умения слушать, логического мышления.

Формирование умений работать в парах, группах, анализировать ситуацию; развивать творческие способности; обогащать словарный запас;

27

11

18-24

Мифы Древней Греции

Что такое миф?

миф, мифология, легенда, предание, пантеон богов

Расширение знаний в области античной художественной культуры; содействие осмыслению учащимися сюжетов мифов с помощью выразительных средств и приёмов.

П. - построение рассуждения;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить монологичное высказывание;

- Способствовать развитию творческих способностей учащихся; стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познания окружающего мира, человеческих ценностей.

Название раздела: Мир и человек (Социально-патриотическое направление)

Четвёртая четверть.

28

1

апрель

1-7

Почему радуга разноцветная

Как появляется радуга?

спектр цвета, природные явления

Развивать образное мышление, любознательность уч-ся и интерес к явлениям природы;


П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.                    Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,                    К. - строить монологичное высказывание;

- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления; обогащать словарный запас детей; развитие коммуникативных навыков; учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.

29

2

8-14

Удивительное рядом. Кошки

Чего мы ещё не знали о кошка?

Независимость, свободолюбие, кошачья порода, кошачьи повадки, семейство кошачьих

Познакомить с различными породами кошек, средой обитания, их многообразием и привычками.  Расширить представления о домашних животных – кошках. Собрать информацию о разных породах кошек.

П. - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;                 

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,   

 К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- Развитие систематичности мышления, умение классифицировать поступающую информацию и способность запоминать новое;

- прививать любовь к домашним животным.

Название раздела: Будем здоровы! (Социально-психологическое направление)

Четвёртая четверть.

30

3

15-21

Наши органы чувств

Что это такое – органы чувств?

наши органы чувств, иллюзия, обоняние, зрение. осязание, слух

Познакомить детей с органами чувств и переживаниями того, о чем они нам рассказывают;

рассказать о том, как воспринимают окружающий мир представители фауны;

П. - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- Формировать положительное и адекватное представление о себе у учащихся; расширять кругозор у детей.

31

4

22-28

Берегите зрение!

Как глаза свои сберечь?

форма, зрение, величина, цвет, офтальмолог, дальнозоркость, близорукость

Рассказать детям в доступной форме о строении глаза; о необходимости беречь глаза; о целесообразности ношения очков

П. - построение рассуждения;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить монологичное высказывание;

- Воспитание бережного отношения к самому себе. Повышение заинтересованности в сохранении своего зрения. Ознакомить с профилактическими мероприятиями по сохранению и улучшению зрения.

32

5

май

29-5

Здоровая пища – в моркови силища!

Почему морковь полезна?

Корнеплод, витамины, каротин, фитонциды

Расширить знания об овощах, познакомить с историческими сведениями, дать разнообразные способы и рецепты приготовления блюд из моркови; в игровой форме привить интерес к здоровой пище

П. -  поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок,)

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить монологичное высказывание

- развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствование навыков культуры труда, взаимоконтроля; развития самостоятельности в получении нужной информации;

 – воспитать умение видеть прекрасное в окружающем мире; дисциплину; чувство товарищества, взаимопомощь; трудолюбие; ответственность за порученное дело.

33

6

6-12

Чудеса на букву Е

Какие продукты полезные, а какие вредные?

Красители, пищевые добавки, фастфуд, здоровое питание

Расширить экологические представления, конкретизировать их, иллюстрировать примерами,  формировать у учащихся мотивы «пользы» и « здоровья».

Пропагандировать здоровый образ жизни.

П. -  поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок,)

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить монологичное высказывание

- Активизировать познавательную деятельность учащихся; научить различать полезные и вредные для здоровья пищевые добавки.                                - Формировать заботливое отношение к своему здоровью;  навык работы в группах, коммуникативные навыки.

34

7

13-19

Резервный урок




35

8

20-26

Резервный урок