Программа "Очумелые ручки".
рабочая программа на тему

ФЁДОРОВ Игорь Николаевич

     Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях кружка начального технического моделирования.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа 

"Очумелые ручки" 
/очень умелые ручки/

для кружка начального технического моделирования на 2 года обучения (для детей 9 - 12 лет) 

на базе 521 школы

Руководитель Фёдоров И.Н.

* * * * *

Актуальность программы

     Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях кружка начального технического моделирования.
    Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
    Осуществление политехнического обучения по данной программе дает возможность учащимся по окончании курса обучения по настоящей программе определиться с выбором занятий в специализированных кружках - авиамодельном, судомодельном, радиотехническом и т.д.
   Существующие программы по техническому творчеству младших школьников делают упор на работу детей с конструкторами. Это вполне обоснованно, однако следует учитывать тот факт, что обеспечить детей таковыми нет возможности ни у учреждений дополнительного образования, ни у большинства родителей.
   В такой ситуации настоящая программа предлагает, как выход из положения, работу с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами; выжигание по дереву. Ребята самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их.
   Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Цель программы

Создание условий развития личности, способной к техническому творчеству;

Задачи программы

А.Обучающие:
   обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам разметки; обучение приемам установления причинной зависимости; начальные сведения о построении чертежа; основные понятия изобразительного искусства и композиции; обучение приемам и технологии изготовления несложных конструкций.
Б. Развивающие:
  развитие у детей технического мышления; развитие образного мышления; создание условий к саморазвитию учащихся.
В. Воспитательные:
  воспитание уважения к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма; воспитание чувства самоконтроля. воспитание у обучающихся чувства гражданственности,

Характеристика ожидаемых результатов

   В процессе занятий техническим творчеством педагог продлевает путь ребенка от его субъективного открытия к настоящему, направляет творчество не только " вовне" на создание новых идей, разработок, но и " вовнутрь", на самопознание и созидание своего " Я", новых возможностей разума и воли.
  При этом необходимо добиваться, чтобы и сами учащиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

 В результате обучения в кружке 1-го года обучения по данной программе предполагается, что дети получат основные знания и умения:
 

 умение самостоятельно пользоваться литературой для изготовления поделок, умение планировать порядок рабочих операций, умение производить разметку, делать необходимые измерения и вычисления, умение постоянно контролировать свою работу, умение изготавливать несложные модели, умение пользоваться простейшими инструментами, владение навыками работы с бумагой и картоном, владение навыками работы с природным материалом, знания основных понятий из черчения, знание основных геометрических фигур, знание основных терминов из технического моделирования, знание отдельных видов и марок водного, воздушного и наземного транспорта;
и дополнительные знания и умения:
знание закономерностей построения развертки технических объектов; владение приемами  самостоятельного построения развертки поделок для их изготовления.

    В результате обучения в кружке 2-го года обучения по данной программе предполагается, что дети получат основные знания и умения:

    знание свойств древесины, пенопласта, знание основных понятий композиции, знание основных понятий и терминов аэро- и гидродинамики, знание правил дорожного движения, знание инструмента для обработки древесины, владение приемами обработки / механической и термической/ пенопласта, владение приемами обработки древесины, выжигание; владение технологией постройки летающих и плавающих моделей;
   Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в выставках и конкурсах.

Педагогическое обеспечение программы

    Содержание, методы и приемы обучения по данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Занятия в кружке построены так, чтобы душевные силы учащихся были в самых выгодных условиях, чему способствуют: обстановка, в которой учащиеся не стыдятся педагога и товарищей, не боятся и не стесняются непонимания, их ум не подавляется внешним воздействием.
  Программа обучения в кружке составлена так, чтобы дети не слишком утомлялись. Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком легкими и не слишком трудными.
  Занятия в кружке планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция дает возможность оказать внимание каждому ребенку. Будет замечен успех каждого или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый ребенок.
  Программа предусматривает знакомство детей с различными разделами технического творчества. Занимаясь их изготовлением, учащиеся имеют возможность выбрать конкретное направление своей деятельности по окончании обучения в данном кружке.
  Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности детям предлагается сотрудничество с техническими кружками различной направленности в создании механической или радиофицированной игрушки, к примеру.
  На занятиях кружка дети знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий в кружке.
  Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические издания по тематике кружка. Кружковцы со своими работами участвуют в выставках технического и декоративно- прикладного творчества. Для расширения кругозора используется сотрудничество с учреждениями образования и культуры.

Организация деятельности кружка 

   Программа работы кружка рассчитана на два года обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей учащихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий. Главное на занятиях - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний.
  Возраст воспитанников в группе первого года обучения 9 – 10 лет, количество детей составляет 12 -15 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 68 часов. Кружок работает 1 раза в неделю по 2 часа, всего 34 занятия за учебный год.
  Возраст воспитанников в группе второго года обучения- 11-12 лет, количество детей составляет - 10-12 человек. Кружок работает 1 раза в неделю по 2 часа (68 часа, 34 занятия в год).
  Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а особенности организации учебно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе детей с количеством не более указанного
.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно- тематический план группы первого года обучения

Номер
темы

Наименование и содержание темы

Количество часов

теор

практ

ВСЕГО

2

ОРИГАМИ

2

10

12

3

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА:

2

22

24

 

- Первоначальная графическая подготовка

2

2

4

 

- Изготовление макетов и моделей из плоских деталей

2

6

8

 

- Изготовление объемных макетов и моделей

2

6

8

4

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШЕК, МАКЕТОВ, МОДЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕНОПЛАСТА И ДРУГИХ БРОСОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

2

12

14

5

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

-

2

 

ИТОГО :

14

58

72

Тематическое планирование кружка.

№ п/п

Содержание занятия

Примечания

1 – 2

ОРИГАМИ. Вступительное занятие. История возникновения в Древней Японии искусства оригами. Показ видео.

Экран, проектор.

3 – 4

Основные приёмы сгиба бумаги. Парашют. Портмоне.

5 – 6

Японский журавлик. История о девочке Садаки и 1000 журавликах.

«Искорка»

7 – 8

Зоопарк. Звери тёплых стран.

9 – 10

Мебель. Постройки из бумаги во времени.

Папка 20

11 – 12

Выставка работ. Создание коллекции собственных достижений.

Фотоаппарат

13 – 14

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА.

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Рассказ о свойствах и применении бумаги. Показ коллекции бумаги и картона. Опыты.

Коллекция для начальной школы

15 – 16

Изготовление из плотной бумаги силуэтов зверей, насекомых с применением знаний об осевой симметрии.

Подборка книг

Акимушкина  

17 – 18

Изготовление из плотной бумаги силуэтов автомашин и пассажирского транспорта с применением знаний об осевой симметрии.

19 – 20

Изготовление из плотной бумаги силуэтов самолётов и ракет с применением знаний об осевой симметрии.

21 – 22

Упражнения в применении чертёжных инструментов. Вычерчивание таблиц, карт, календаря. Шкала компаса с обозначением румбов.

Природоведение

5 класс

23 – 24

Изготовление по шаблонам плоских движущихся игрушек со щелевым соединением. Собака.

25 – 26

Изготовление по шаблонам плоских движущихся игрушек со щелевым соединением. Крокодил Гена.

27 – 28

Изготовление по шаблонам плоских движущихся игрушек со щелевым соединением. Игрушка-плясун.

29 – 30

Изготовление силуэтных (контурных) летающих моделей самолётов и планёров.

Дом Творчества

31 – 32

Изготовление силуэтных (контурных) плавающих моделей. Теплоход на подводных крыльях.

33 – 34

Изготовление силуэтных (контурных) моделей на колёсах. Гоночная машина.

Автодром

35 – 36

Изготовление силуэтных (контурных) моделей на колёсах. Снегоуборочная машина.

37 – 38

Первоначальная графическая подготовка. Понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений.

Черчение, средняя школа

39 – 40

Игра в графическое лото. Чтение чертежей развёрток несложных деталей при изготовлении объектов.

41 – 42

Изготовление макетов и моделей из плоских деталей. Понятие о контуре, силуэте технического объекта.

Энциклопедия юного механика

43 – 44

Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах. Изготовление геометрического конструктора.

45 – 46

Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов. Создание силуэтов моделей грузовика.

47 – 48

Экскурсия на строительную площадку.

Прораб Саша

49 – 50

Изготовление объёмных макетов и моделей. Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: призме, цилиндре, конусе.

51 – 52

Понятие о развёртках и выкройках простых геометрических тел. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов.

53 – 54

Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения развёрток. Вагончик.

55 – 56

Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения развёрток. Легковая машина.


57 – 58

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШЕК, МАКЕТОВ, МОДЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕНОПЛАСТА И ДРУГИХ БРОСОВЫХ МАТЕРИАЛОВ. Беседа о свойствах некоторых материалов. Показ и выбор моделей для самостоятельного изготовления в кружке.

Подборка книг и готовых изделий

59 – 60

Склеивание из спичечных коробков тележек, легковых и грузовых машин. Робот-трансформер.

61 – 62

Теснение по металлу. Использование зубных тюбиков. Открытка.

Чеканка №3

63 – 64

Плетение из цветной телефонной проволоки. Солдатики, перстни и пр.

65 – 66

Плавающие модели из пенопласта. Испытание их в школьном дворе.

Резинка?

67 – 68

Изготовление из прутиков и древесной коры плотов и макета дома.

69 – 70

Витражи ко Дню Победы.

Косой нож!

71 – 72

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. Подведение итогов. Выставка работ. Награждение ребят Дипломами.

Шведская бумага

Использованная литература: 

1. Bastelspaß. Vera Hasenbank. Berlin, «Volk und Wissen», 1988.

2. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. Федотов Г.Я. М., «Просвещение», 1985.

3. Деревянная книга. Эдуард Шим. Л., «Детская литература», 1973.

4. Лепка на занятиях в школьном кружке. Боголюбов Н.С. М., «Просвещение», 1979.

5. Мастерим из древесины. .Рихвик Э.В. М., «Просвещение», 1989.

6. Мастерская трудового обучения в 1-4 классах. Геронимус Т.М. М., «Новая школа», 1994.

7. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Выпуск 2. Обработка картона. Гукасова А.М., Фрейтаг И.П. М., «Просвещение», 1978.

8. Мир парусов. Плавающие модели. Васильев Д.В. СПб., «Кристалл», 1998.

9. Мозайка и резьба по дереву. Матвеева Т.А. М., «Высшая школа», 1989.

10. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. Цейтлин Н.Е., Рожнев Я.А. М., «Просвещение», 1980.

11. Начальное техническое моделирование. Журавлева А.П., Болотина Л.А. М., «Просвещение», 1982.

12. Пионер- умелец. Ерлыкин Л.А. М., «Детская литература», 1986.

13. Поделки из разных материалов. Перевертень Г.И. М., «Просвещение», 1985.

14. Послушная глина. Основы художественного ремесла. Геннадий Федотов. М., «АСТ-ПЕСС», 1999.

15. Развитие технического творчества младших школьников. Андрианов П.Н.,

Галагузова М.А. и др. М., «Просвещение», 1990.

16. Ручное изготовление ювелирных украшений..Новиков В.П., Павлов В.С..СПб., «Политехника».1991

17. Самоделки из бумаги. Перевертень Г.И. М., «Просвещение», 1983.

18. Сила, ловкость и мастерство: Самоделки для спорта. Шершаков Н.В. М., «Просвещение», 1993.

19. Сказки из даров природы. Докучаева Н. СПб., «Диамант», «Валери СПД», 1998.

20. Словарь-справочник по трудовому обучению. Прокопьева З.И., Бережкова Г.М. Мн., «Народная асвета», 1987.

21. Справочник по трудовому обучению. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П.М., «Просвещение», 1983.

22. Столярное дело. Кулебакин Г.И. М., «Стройиздат», 1983.

23. Техника твоими руками. Рабиза Ф. М., «Детская литература», 1975.

24. Техническое моделирование. Марина З. СПб., «Кристалл», «Корона принт», 1997.

25.Техническое творчество в начальных классах. Перевертень Г.И. М., «Просвещение», 1988.

26. Трудовое обучение в начальных классах. Майорова И.Г. и др. М., «Просвещение»,1978.

27. Учим творчеству. Волков И.П. М., «Педагогика»,1982.

28. Чтобы ожили стены. Сборник. Каменева Е.О. М., «Молодая гвардия», 1977.

29. 100 поделок из яиц. Бондарь Е.Ю., Герук Л.Н. Ярославль «Академия развития». 1999

* * * * *

30. Гульянц Э.П. "Учить детей мастерить"., 1984.

31. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся, М., 1988.

32. Фирсова Л.М. "Игры и развлечения". М., 1991.

33. Михайлова З.А. "Игровые занимательные задачи для школьников". М., 1985.

34. Тимофеева М.С. "Твори, выдумывай, пробуй". М., 1981.

35. Шпаковский В.О. "Для тех, кто любит мастерить". М., 1990.

36. Фермин П. Сделай сам. М., Русская книга, 1995.

37. Журнал «Юный техник», разные годы выпуска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....

Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"

Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"

Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская  национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...