ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ
методическая разработка по теме

Фадеева Ирина Васильевна

Методическая разработка комплексного занятия для обучающихся объединения «Вокал», 2-ой год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vverh_po_lestnice_zhizni.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕРХ  ПО  ЛЕСТНИЦЕ  ЖИЗНИ»

 (методическая разработка комплексного занятия для обучающихся объединения «Вокал», 2-ой год обучения)

Цель: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать                умение различать истинные и мнимые ценности; развивать  муз. грамотность (темп, звукоряд, интервал, консонанс, диссонанс), совершенствовать исполнительское мастерство; побуждать к саморазвитию, к самосовершенствованию.

Предшествующая работа: пение звукоряда с названиями нот, знакомство с различными темпами, развитие звуковысотного, ритмического слуха, разучивание песен;

          беседы на нравственные темы, мероприятия ко Дню пожилого человека, Дню матери.

Оборудование: доска, плакаты, «говорящие часы», анкеты, текст басни, м/центр.

                               Ход занятия:

Педагог : Ребята! Мы начинаем наше занятие с дыхательной гимнастики А. Стрельниковой (упр. «ладошки», «погончики», «повороты головы»). А теперь муз. приветствие. Пожалуйста, не забывайте правильно сидеть во время пения (спина прямая, ноги стоят на полу). Распевание «Музыкальный дождик».

         Вот вы спели все звуки подряд: от До до ДО. Как называется этот звукоряд? (гамма) А с чем можно сравнить гамму?(с лестницей) Давайте ещё раз её споём.(поют) Послушайте, кто идёт по лестнице?(играю медленно - идёт взрослый человек; быстрый темп - дети) А как ещё ходят по лестнице ?( через ступеньку, приставным шагом- играю) Между ступеньками есть расстояние, интервал. Между звуками тоже существуют интервалы. (Играю приму) Есть ли здесь интервал? Да, есть, и называется он ПРИМА (повтор одного и того же звука). Если звучат два соседних звука одновременно (играю), то это – СЕКУНДА. Если 1 и 3 ступени – ТЕРЦИЯ. А вот 1 и 4 ступени называется КВАРТА, что по-итальянски означает четыре(играю кварту). Если звучат 1 и 8 ступени, то это октава.  А теперь давайте всё повторим: 1 ступень - прима, две – секунда, 1-3 – терция, 1-4 – кварта, 1-8 - октава (все озвучивается). Скажите, какие интервалы звучат красиво, приятно для слуха? (прима, терция, кварта, октава) Такое приятное звучание называется КОНСОНАНС. А как звучит секунда? (резко, противно, неприятно).  Да, это так называемый ДИССОНАНС. Ребята, как вы думаете, какое пение лучше – консонансное или диссонансное? Давайте стремиться к красивому звучанию, спойте ещё раз гамму-лестницу (пение).  

Педагог : Наша жизнь тоже похожа на лестницу, ведущую в будущее. Мы живём в обществе и хотим, чтобы к нам хорошо относились. А для этого необходимо обладать нравственными качествами, за которые нас будут любить и уважать. Назовите  нравственные качества или ценности, которые нужны каждому человеку ( дети говорят, педагог записывает на доске, всё озвучивается)

          ПРИЛЕЖАНИЕ - ПУНКТУАЛЬНОСТЬ - ТРУДОЛЮБИЕ - БЕРЕЖЛИВОСТЬ -

          ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЛЮБОВЬ К ПОРЯДКУ -  БЛАГОДАРНОСТЬ -  УВАЖЕНИЕ-

          СОСТРАДАНИЕ – ДРУЖЕЛЮБИЕ - ЧУТКОСТЬ – СОПЕРЕЖИВАНИЕ -   МИЛОСЕРДИЕ-

          ЛЮБОВЬ К БЛИЗКИМ -   СМИРЕНИЕ  и т.д.

          Нет на свете такого человека, который бы не мечтал о счастье. Достигнув чего-то, человек чувствует себя счастливым и стремится к новой мечте, новой цели. Жизнь как лестница ведёт нас в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, каждый будет решать для себя сам. Но нельзя забывать, что не только хорошие качества есть у каждого из нас, есть и недостатки. Так вот для того, чтобы добиться успеха, стать счастливым и довольным своей жизнью, необходимо избавиться, побороть свои недостатки. А что вы считаете

          недостатками? (запись на доске)

          ЗАВИСТЬ  ЛЖИВОСТЬ   БОЛТЛИВОСТЬ  ОБЖОРСТВО   УНЫНИЕ    ЖЕСТОКОСТЬ и т.д.          

Педагог : А теперь все встали, выполним физ.минутку – «Маленький кролик».

Педагог :  Послушайте, пожалуйста, басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» (читаю).

                                                             

           Какими  нравственными качествами была наделена невестка? Сын? Какой можно сделать вывод? (Как аукнется, так и откликнется ). Я думаю, что вы хорошо относитесь к своим родным.

         Вы знаете песню про папу. Как её нужно петь? (дружно, весело, душевно, в быстром темпе)

Исполняется песня «Про папу» Шаинского.

Педагог: Ребята, вы знаете много пословиц, а пословица – это меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни. Я прочту  пословицы, а вы объясните, как вы их понимаете.

ДОБРО НЕ УМРЁТ, А ЗЛО ПРОПАДЁТ.

ДЕТИ НЕ В ТЯГОСТЬ, А В РАДОСТЬ.

КОГДА СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, И СЕРДЦЕ НА МЕСТЕ.

Педагог:А в какой песне поётся о дружной семье? («Золотая свадьба»)  Да,  а кто её сочинил? (Раймонд Паулс)

Исполнение песни «Золотая свадьба»

Педагог: У меня есть «говорящие часы». Здесь и цифры, и буквы. Вот шифрограммы, где надо вместо цифр поставить буквы, чтобы получилось слово. Назовите их (на доске карточки с цифрами)

         Вот что нам «сказали часы» - ДОБРОТА, РАДОСТЬ, ТЕПЛОТА, ЛАСКА

Педагог:: Сегодня, ребята, мы говорили с вами о нравственных качествах  людей, которые помогают сделать жизнь счастливой. Назовите их (дети перечисляют). А с этими качествами что нужно делать (показываю на запись недостатков)? Да, от них надо избавиться.

Педагог:: На занятии мы с вами учились петь гамму, познакомились с интервалами в музыке. Вспомните, как они называются (ответы). Узнали, что красивое благозвучие называется… консонанс, а резкое звучание – это… диссонанс. Вы сегодня вспомнили песни о папе, о семье и исполнили их выразительно, душевно. А отгаданные слова   ДОБРОТА, РАДОСТЬ, ТЕПЛОТА, ЛАСКА  напомнили, что надо всегда быть добрыми, отзывчивыми, и тогда вокруг вас будет радость, счастье и  друзья.

         Чтобы все знания, полученные на занятии, вам пригодились в жизни, я предлагаю дома вместе с вашей семьёй заполнить анкету.

                           Анкета «Я и моя семья»

  1. Фамилия, имя,  возраст ___________________________________________________________________________
  2. Состав семьи:_______________________________________________________________________

  1. Животные в доме:___________________________________________________________________

  1. Место работы родителей:_____________________________________________________________

  1. Как вы   в семье любите отмечать праздники ?___________________________________________

      ___________________________________________________________________________________

  1. Твои отношения с родителями:________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________________                                                                                                                                                                            


  1. Чем тебе нравится твоя  семья?________________________________________________________