программа кружкового объединения "Цветная ниточка"
рабочая программа на тему

Мельникова Галина Петровна

 

Целью программы является формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся к рукодельным работам посредством расширения общекультурного кругозора и создания  условий для творческой самореализации личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_cvetnaya_nitochka.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

объединения

«Цветная ниточка»

Информационная карта

  1. Объединение – «Цветная ниточка»
  2. Учитель технологии – Мельникова Галина Петровна
  3. Направленность – художественно-эстетическая
  4. Функциональное назначение – коммуникативное, развивающее, социализирующее
  5. Масштаб реализации – муниципальный
  6. Возрастной диапазон – учащиеся 2-6 кл.
  7. Продолжительность реализации – 1 год

Пояснительная записка

   Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда. Творчество, вышивка, кружевоплетение, резьба и роспись по дереву, искусство керамики – все это приобщает ребят к многонациональной культуре народов нашей страны.

   Основная задача заключается в формировании у школьников практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного и эстетического  вкуса, психологическая и практическая подготовка их к полезному труду, творческое отношения к действительности и умения посильно преобразовывать ее «по законам красоты».

  Интересные задачи, которые ставятся перед детьми на занятиях, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей.

    Занятия художественно-прикладным искусством способствуют также профессиональной ориентации учащихся.

       Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему.

  Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Занятия носят главным образом практический характер. Теоретические сведения связаны с практической работой учащихся.

   При выполнении работ самого серьезного отношения со стороны учителя требует соблюдение учащимися правил техники безопасности. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, обеспечению безопасных условий работы, противопожарным мероприятиям нужно уделять повышенное внимание.

Целью программы является формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся к рукодельным работам посредством расширения общекультурного кругозора и создания  условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

Обучающие:

- развивать  стремление к углублению знаний

- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий

- развивать индивидуальные способности обучающихся

Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду

- формировать чувство коллективизма, гражданственности

- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям

- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность)

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи

Познавательные:

- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству

Развивающие:

- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность

- содействовать формированию всесторонне развитой личности

- создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся

Мотивационные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества

- развивать активную деятельность

Эстетические:

- воспитывать аккуратность, культуру поведения

- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества

Социально-педагогические:

- формирование общественной активности, реализация в социуме

- формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству

В объединении могут заниматься учащиеся как одного возраста, так и разновозрастного состава (2-6 классы). Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достичь успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку. В течение одного года они попробуют работать в различных направлениях рукоделия и элементарного моделирования. Это  помогает определить склонность и индивидуальные возможности каждого учащегося.

Содержание занятий и конкретный материал по темам подбирает педагог с учётом возраста детей, их интересов подготовки и конкретных условий.

Вовлекая учащихся в работу по развитию творческих способностей, очень важно  помочь им поверить в свои силы и ощутить чувство успеха. На простых примерах из жизни школьников дать элементарное понятие о мышлении, чувстве, воле и вдохновении, а также предоставить возможность увидеть, вообразить, ощутить, воспроизвести что-то своё, стремиться к самостоятельному решению и достичь успеха.

  Если выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, то дети испытывают чувство радости и гордости за свой труд.

В процессе занятий формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство в достижении цели. Объясняя наиболее рациональные приёмы работы, не надо лишать ребят самостоятельности, а лишь направлять их на более целесообразные  и экономические решения. Труд должен быть познавательным, перспективным, открывающим новый мир, неизвестные ранее чувства и ощущения.

Следует помочь учащимся раскрыть увлекательную сторону труда, закрепить естественную потребность трудиться увлечённо, приохотить их к труду так, чтобы они испытывали чувство значимой  личности, выработали понятие, что все достоинства человека достигнуты результатом труда.

Педагогические технологии

Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивают ее долговременность и эффективность.

Овладение технологией обучения многократно умножает силы педагога: постигая технологию, он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Следует выделить следующие этапы педагогической технологии:

- диагностические исследования личности обучающихся;

  1. целеполагание;
  2. организационно-деятельностный этап;

- этап контроля, переходящего в самоконтроль, и оценки, переходящей в самооценку;

-        анализ конечного результата, рефлексия.

Совокупность этих технологических этапов надежно обеспечивает учащимся овладение определенным объемом знаний, умений и навыков.

Модули обучения

Обучение включает в себя два модуля:

I        модуль - базовый.

Включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении начальных ступеней творческой деятельности. Базовый уровень задается по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений и двусмысленностей. И в то же время технологии освоения объема знаний, умений и навыков на этом этапе должны быть достаточно гибкими, способными адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающихся.

II        модуль -развитие творческих способностей.

Включает деятельность, направленную на освоение теории и практики данного вида деятельности. Успех на этом этапе обусловлен определенным уровнем развития творческих способностей обучающихся, их отношением к освоению нового материала, уровнем развития их способностей (восприятие, мышление, память и др.).

Формы и методы обучения

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения, использовать разнообразные формы организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.

В течение учебного года обучающиеся посещают музеи, слушают лекции о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками. Но специфика данного учебного предмета такова, что кульминацией

работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Формы подведения итогов

Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить:

Во-первых, процедура проверки результата работы обучающихся необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т. д., это не дает полной картины работы учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся, а в основном способные и занимающиеся в кружке не первый год.

Во-вторых, работа «по образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога - развить творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов педагогу надо обратить внимание на наличие у обучающихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.

В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется с помощью просмотров работ, собеседования в конце учебного года.

Желательно, чтобы сами обучающиеся использовали различные формы промежуточной и конечной самодиагностики, например в картах самоанализа или тетрадях личностных достижений, где обучающиеся сами отмечают уровень своих достижений, приобретенные умения, эмоциональное состояние и т. д. Так стимулируется становление самосознания, саморазвития.

Работу по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии педагог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку руководитель использует не только для того, чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы принять задачу на следующее занятие.

По окончании учебного года ребятам вручаются грамоты за активную работу в кружке на итоговом празднике «За честь школы», за призовые места в районных и республиканских мероприятиях объявляются благодарности с занесением в личное дело.

Дидактические и методические материалы

Для обучающихся в кабинете оформлены:

  1. стенды с работами декоративно-прикладного характера;
  2. образцы практических работ;
  3. журналы, книги.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании первого года обучения

Должны знать:

  1. Начальные сведения о материалах и инструментах для работы.
  2. Иметь представление о пропорции.
  3. Начальные сведения о цветовом сочетании.

4.        Различать понятия: «раппорт», «орнамент», «параллельное низание», «круговое низание», «плоский узел», «репсовый узел», «счетные швы»

5        Иметь представление о народных традициях разных стран.

Должны уметь:

  1. Приобрести навыки работы с бисером, вышивкой, плетением макраме.
  2. Подбирать нужные цвета ниток при вышивании.
  3. Рассчитывать длину нитей при плетении.
  4. Пользоваться простыми схемами и  описаниями работы.
  5. Изготавливать сувенирные изделия.
  6. Работать по шаблону.
  7. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
  8. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

Учебно-тематический план

№ занятия

Подразделы и темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с программой, вводный инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

Искусственные цветы

24

3

21

Материалы. Инструменты и приспособления.

1

Предварительная обработка материалов по изготовлению искусственных цветов.

5

Роза из шифона.

4

Яблоневый цвет

4

Гвоздика махровая

4

Подсолнух.

1

3

Ветка сакуры (панно).

1

3

3

Работа с бисером

32

1

31

История возникновения бисера. инструменты и материалы, разновидности бисера.

1

    Параллельное низание. Отработка навыков низания

3

    Круговое или французское низание. Отработка навыков низания

4

Вышивка бисером. Вышивка по канве, вышивка по ткани.

4

Изготовление сувениров из бисера.

20

4

Макраме

32

2

30

    Краткие сведения из истории. Материалы для плетения, инструменты и приспособления.

2

    Односторонний узел. Витая цепочка. Отработка навыков плетения

2

    Плоский узел. Отработка навыков плетения

4

    Репсовый узел. Отработка навыков плетения

4

    Изготовление сувениров

20

5

Вышивка

34

4

30

Материалы для вышивания. Инструменты и приспособления. Способы увеличения и уменьшения рисунка. Композиция, ритм, раппорт, орнамент, симметрия. Теплые и холодные цвета.

2

Технология выполнения счетных швов(роспись, крест, счетная гладь)

2

6

Изготовление изделий в технике крест.

24

6

Новая жизнь старых вещей

4

4

Реставрация старых кукол.

2

Декоративная заплатка.

2

7

Подготовка к выставке

1

1

Итого

128

11

117


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс

Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...

Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"

Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...

Программа кружка Волшебные ниточки

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности....

Программа "Вышивка. Золотая ниточка"

программа обучает вышивать разной техникой ручных швов...

Программа кружка "Золотая ниточка"

Программа дополнительного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ниточка-иголочка" (стартовый уровень, 7-11 лет, 72 часа)

Программа «Ниточка  -  иголочка» относится  к стартовому уровню  и имеет  художественную  направленность.  Содержание  стартового  уровня являе...