Дыхательная гимнастика и самомассаж с дошкольниками
методическая разработка по теме

Макрушина Евгения Александровна

Умение управлять дыханием позволяет управлять собой.Носовое дыхание предохраняет горло и лёгкие от холодного воздуха и пыли.При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:проводить упражнения хорошо проветриваемых помещениях,заниматься до еды,вдыхать воздух через рот и нос,выдыхать-через рот.

Комплекс упражнений (1 пример) : Насос

Встать прямо,ноги вместе,руки опущены.Вдох,затем наклон туловища в сторону-выдох,руки скользят вдоль туловища,при этом громко произносить с-с-с-с,с-с-с-с.Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.

Самомассаж-это массаж,выполняемый самим ребенком.Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.Массажные движения по ладоням,кистям и предплечьям обеих рук.                                                                                                                                                                                                                                   Используются упражнения:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            катание грецкого ореха   или шарика,                                                                                                                                                                                                                                                                                                          катание ребристого карандаша,                                                              

     Комплекс упражнений для самомассажа(пример):Мытье головы                                                                                                                                                                                                                                                     А.Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах.Кончикамипальцев массировать голову в направлении:1) ото лба к макушке;2)ото лба до затылка;3) от ушей к шее.                                                                                                                                                             Б.Пальцы слегка согнуть,чтобы поверхность ногтей и первых фаланг плотно соприкасалась с поверхностью головы за ушами.Массаж производить обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться.

    Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Замедление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением содержания кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока. Безусловно, процесс дыхания сказывается на работе мозга. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Он помогает улучшить процесс дыхания, очистить дыхательные органы и обеспечить возможность правильного вдоха. Кроме того, при плавном, спокойном, удлиненном выдохе расширяются и хорошо наполняются кровью сосуды. При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

 - выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;

 - проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

 - заниматься до еды;

 - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

 - дозировать количество и темп проведения упражнений;

 - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

 - вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;

 - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

 - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек

1. «ЧАСИКИ»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.

2. «ТРУБАЧ»
Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.

3. «ПЕТУХ»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5—6 раз.

4. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

5. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд.

6. «НА ТУРНИКЕ» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох, палку опустить назад на лопатки—длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

7. «ШАГОМ МАРШ!» Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага—вдох, на 6—8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.

8. «НАСОС»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.

9. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.

10. «ЛЕТЯТ МЯЧИ» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз.

11. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох, опустить руки-вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4—5 раз.

12. «ЛЫЖНИК»

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

13. «МАЯТНИК»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне—выдох, произносить «т-у-у-у-х-х».
Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.

14. «ГУСИ ЛЕТЯТ» Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить «г-у-у у-у».

15. «СЕМАФОР»
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза.

Эти упражнения ребенок должен выполнять утром и среди дня. В летнее время второе занятие лучше проводить на воздухе во время прогулки.

 

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает  кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистонией. Он благоприятствует психоэмоциональной    устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время спо собствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной,

коррекционной и развивающей работы. 

Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

  1. поглаживание,
  2. растирание,
  3. лёгкое надавливание,
  4. пощипывание,
  5. похлопывание,
  6. сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

Используются упражнения:

  1. катание одного грецкого ореха или шарика,
  2. катание ребристого карандаша,
  3. имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
  4. сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Комплекс упражнений для самомассажа

1. "Мытье головы".

А. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке; 2) ото лба до затылка; 3) от ушей к шее.

Б. Пальцы слегка согнуть, чтобы поверхность ногтей и первых фаланг плотно соприкасалась с поверхностью головы за ушами. Массаж производить обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

2. "Обезьяна расчесывается". Пальцами правой руки массировать голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем пальцами левой руки – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы – по средней линии). В такой позе интенсивно массировать голову ото лба к шее и обратно,

3. "Ушки". Растирать уши ладонями, как будто они замерзли; разминать три раза сверху вниз (по вертикали); растирать возвратно-поступательным движением в другом направлении (по горизонтали). Пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение. 

4. "Глазки отдыхают". Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз. Повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

5. "Веселые носики". Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого проделать 3–5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз, с обеих сторон. Это упражнение защищает от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей. 

6. "Рыбки". Рот немного приоткрыть. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

7. "Расслабленное лицо". Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3–5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; "разгладить" лоб от центра к вискам.

8. "Гибкая шея, свободные плечи". Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающими, похлопывающими, пощипывающими, спиралевидными движениями.

А. Правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой – правое плечо.

Б. Правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее; то же – левой рукой, затем обеими руками одновременно.

9. "Сова". Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох. Левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же – с левым плечом правой рукой.

10. "Теплые ручки". Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление движению и одновременно массируя. Затем руки меняются.

Растирать и разминать пальцы рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Особое внимание следует уделить большим пальцам.

11. "Домик". Сложить пальцы "домиком" перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

12. "Теплые ножки". Сидя, энергично растирать (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же – левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также о пол.

1.И.В.Горбунова - воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 81 «Мальвина», г. Сургут

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика в детском саду»

2.Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. , Издательство «Учитель» 2008год.  

3.Журнал "Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ", №0 2010 год

4.Подольская Е.И.  Формы оздоровления детей 4-7 лет. Издательство «Учитель» 2008год.

 

Дыхательная гимнастика и самомассаж в работе с дошкольниками

Воспитатель

Макрушина Е.А.

2013 год



Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей:   

Художественное творчество (рисование ), Коммуникация, Художественное творчество (аппликация),Физическая культура, Социализация, Труд.                             

Виды детской деятельности:

игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.      

Цели:

Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой: учить разрывать бумагу, наклеивать изображение соответственно замыслу. Познакомить детей с отрывком стихотворения «Кораблик» Светланы Сирены (Котляр). Учить детей понимать образность поэзии.  Вызвать интерес к созданию образа. Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы.                                                                         Планируемые результаты:

 умеет поддерживать беседу, владеет в соответствии с возрастом основными движениями, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование:                                                            Большой  лист бумаги (ватман). Гуашь голубого цвета. Листы цветной бумаги голубого цвета,  вырезанные из цветной бумаги кораблик, парус, (по количеству детей). Оборудование для аппликации, клей. 

Содержание организованной деятельности детей

1.Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы занятия.

 Ребята, сегодня мы с вами попробуем создать картину. Да не простую. Что будет изображено на картине, нам подскажет стихотворение. Послушайте его и попробуйте представить все, о чем услышите.

2.Чтение стихотворения «Кораблик»

Плыл кораблик по волнам,
Парус рвался к облакам.
Волны к борту подымались,
О кораблик разбивались.
(Светлана Котляр)

3.Создание фона.

Расскажите, что вы представили себе, когда слушали стихотворение? Значит, что должно быть изображено на нашей картине? Давайте сначала создадим фон для нашей картины, раскрасим бумагу голубым цветом. Ведь море, когда спокойное  - голубого цвета.

Дети красят гуашью белый лист бумаги.

Бумага сохнет.

4.Пальчиковая гимнастика «Капитан»

                                                                                 

А перед тем, как начать работать с бумагой и клеем, давайте потренируем пальчики. Поиграем в игру с пальчиками под названием «Капитан.)

Концы пальцев направит вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать. Как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив большие пальцы рук и помахав пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. Приставить поочередно ладони обеих рук горизонтально к бровям, как бы всматриваясь вдаль.

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я — отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
(Ю. Мориц)

5. Аппликация Кораблик.

Вот наше море высохло, теперь мы с вами пустим в плавание корабли.  Каждый из вас приклеит свой кораблик. Напоминаю, что кораблик нужно положить на клеенку цветной стороной вниз и намазать клеем. Затем мы аккуратно берем его, прикладываем сверху на голубой фон   и осторожно промакиваем  салфеткой. Тоже самое мы делаем с парусами .Старайтесь, чтобы ваши корабли не задевали другие. Да, кораблик у нас непростой, а с парусом. Такой кораблик называется "парусник". Запомните: парусник — это корабль с парусами. Повторите это слово и запомните его. Что нужно сделать, чтобы наклеенный нами кораблик стал парусником? Наклеить парус. А сделаем мы это вот так. Воспитатель показывает, как именно расположить треугольник-парус.

Перед вами лежат листы бумаги. Какого цвета они? Cинего.

Ребята, возьмите в руки кусочек бумаги синего цвета и отрывайте от него маленькие кусочки. Эти кусочки приклеиваем  на большой лист бумаги- наше море так, чтобы было понятно, что кораблик плывет по волне.. У нас получились морские волны. Получилось? Вот и готова наша картина. Давайте еще раз вспомним стихотворение, которое помогло нам создать такую замечательную картину. Кто запомнил слова этого стихотворения, могут произносить вместе со мной.

6.Рефлексия.

Чему вы сегодня научились?

 Что  вам понравилось на занятии?

                                                                                                                       

ЛИТЕРАТУРА:

Конспект занятия по аппликации и конструированию из бумаги тема «Кораблик»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                       

Интеграция образовательных областей:

Познание (конструктивная деятельность), Физическая культура, Социализация, Коммуникация.

Виды детской деятельности:

игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская. 

Цели:

учить делать поделки из природного материала ,  передавать   характерные черты предмета, развивать, ловкость, быстроту, выносливость.

   Планируемые результаты:

материалов способен конструировать по собственному замыслу кораблик из природных, владеет в соответствии с возрастом основными движениями, проявляет интерес в подвижных играх и  физических упражнения.           

Материалы и оборудование:

цветной картон, цветная бумага, клей, скорлупа грецкого ореха, спичка или зубочистка.

СОДЕРЖАНИЕ ОРГА НИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

1.Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы занятия.  

2.Конструирование кораблика из скорлупы грецкого ореха.

Инструкция.  Из плотной бумаги или картона вырезать палубу. Для этого надо обвести карандашом положенную на бумагу половинку скорлупы. В центре полученного овала шилом или толстой иглой сделать дырочку-здесь  будет мачта с парусом. Края  палубы здесь смазать клеем и приклеить к половинке скорлупы. Мачта изготавливается из обычной спички, на которую надевается парус, вырезанный из бумаги или ткани. Парус может быть любой формы- квадратный, треугольный, овальный. Для красоты можно заранее разрисовать или приклеить к нему картонку. Верх мачты  лучше всего украсить небольшим удлиненным флажком. Чтобы он хорошо держался, смазать  кусочек флага клеем и один раз плотно обернуть вокруг мачты.

3.Подвижные игры:

НА ВОЛНАХ                                          

Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Пер ед каждой командой лежат по 4 обруча от линии старта до финиша, который  обозначен стулом. По сигналу первые участники  с маленьким мячом в  руках прыгают на двух ногах из обруча в обруч ,обегают стул, так им же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты

4.Рефлексия.

В тазу с водой дети запускают сконструированные кора блики, дуют на них, рассматривают.

Литература: Комплексные занятия. По программе « От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы .Средняя группа.стр.147

Задачи:

Обогащать двигательный опыт детей, развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.

Создавать комфортную эмоционально-психологическую атмосферу для детей, чувство радости, удовольствия от игр.

Оборудование:

        Канат, две картонные коробки, магнитофон, два обруча, шарики для пинг-понга, корзины, скамейки, заранее подготовленные эмблемы команд.

Действующие лица: Капитан.

Ход игры:

Под весёлую музыку дети (в головных уборах - бескозырках) входят в зал, украшенный в морскую тематику и останавливаются у стульев.

Звучит музыка, в зал входит Капитан с биноклем, в фуражке.

Капитан:         Всем морской физкульт-привет!

                Сейчас не время для бесед!

Чтоб здоровым, сильным быть,

Нужно по морям ходить.

Поскорее собирайтесь

И со мной вы отправляйтесь.

Ребята, вы хотите отправиться в морское путешествие?

Я сначала проверю, сможете ли вы быть матросами, ведь они должны быть смелыми, сильными и обязательно внимательными.

Игра «Будь внимательным»

Если капитан поднимает руки в стороны – дети должны повернуться вправо (влево), ставит руки на пояс – наклониться вправо (влево), опускает руки – присесть.

Можно отправляться в путь! Но прежде необходимо погрузить на корабль багаж.

Эстафета «Багаж»

Ребята делятся на две команды, игроки каждой становятся цепочкой от обруча, в котором лежат коробки, до «корабля».

По команде дети по цепочки передают багаж на борт.

В путь, друзья! Отдать швартовы, по местам стоять, с якоря сниматься, полный вперёд!

Дети кладут руки друг другу на плечи и покачиваются под музыку (имитируют качку на корабле).

Капитан: собирали мои помощницы – русалочки жемчужины, кто-то их испугал, они уплыли, а жемчужины бросили, надо бы их собрать, но задача эта не простая, только ловкие с ней справиться смогут.

Эстафета «Перенеси жемчужины»

Дети делятся на две команды, у первых игроков в руках по ложке ,на другом конце зала в обручах лежат шарики от пинг- понга. Участники должны с помощью ложки перенести все шарики в корзины.

Капитан просит отгадать загадки

В глубине морской живет,

Чудо-юдо «многоног».

Восемь ног у чуда-юда,

Он зовется …(осьминог).

Страшная , зубастая,                                                                                         Хищница опасная.                                                                                                    В море синем шмыг да шмыг,                                                                                 Все подряд глотает вмиг. (акула)

Эстафета «КТО СИЛЬНЕЕ»

Каждая команда берет конец каната и по команде капитана начинает тянуть канат в свою сторону .Чья команда переходит за линию противника тот и проигрывает.

Ребята, мне очень понравилось наше путешествие, но пора возвращаться домой.

Вам спасибо за компанию.                                                                                   Вам спасибо за внимание.                                                                                        Вы меня не забывайте,                                                                                     Угощенье принимайте.

Литература:

Инструктор по физкультуре .№1.2012 стр.59

Интеграция образовательных областей: Познание (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), Физическая культура, Коммуникация.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели:  упражнять в нахождении геометрических фигур в формах предметов, развивать ловкость, быстроту, двигательные умения.                                                                            

  Планируемые результаты: имеет элементарное представление о геометрических фигурах, о составе числа 5,удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие ,с интересом участвует в подвижных играх.

                                                                                                                                                                 Материалы и оборудование : лодочки ,картинки с кораблями, карточки с цифрами от 1 до 5,счетные палочки ,игрушка черепаха.  

Содержание организованной деятельности детей

Сегодня мы отправляемся в путешествие по большой широкой реке. На чём можно плавать по реке? (На лодке, корабле, катере.) Мы поплывём на лодках. Каждый сделает себе лодку.

Сверяясь с образцом, дети из счётных палочек выкладывают лодку с парусом.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Воспитатель. Молодцы, все справились с заданием! Теперь отправляемся в путь. Смотрите, плывёт черепаха. (Выставляет игрушку.) У неё конверт. Давайте посмотрим, что в нём. (Вынимает лист бумаги.) Да здесь загадка!

С хвостом, но не зверь ,                                                                                      Плывёт под мостом,                                                                                         Виляя хвостом. (Рыбка.)

А теперь давайте посчитаем наши корабли ,которые стоят перед вами. Давайте повторим все вместе -5 ,правильно. Поднимите карточку с цифрой  обозначающей количество кораблей.

Составить задачу и помочь детям найти решение .например (по реке плыло 3 лодочки и 1 корабль .сколько всего кораблей и лодочек плыло по реке?)    

Ребята, на какие геометрические фигуры   похожи       паруса на корабле? (треугольник ) .Какие геометрические фигуры мы знаем ?

Корабли совершают свои путешествия по морям в течение некоторого времени. Давайте подумаем сколько дней будет плыть наш корабль, если  плавание занимает меньше 5 и больше 3 дней (4 дня).

РЕФЛЕКСИЯ :

Чем мы сегодня занимались ?

Что вам поправилось больше всего?

 

ЛИТЕРАТУРА

Конспект занятия по математике в средней группе «Путешествие по реке»    Автор: воспитатель И.Е. Сидорова                                     

Интеграция образовательных   областей:                                                                                                                                                                                Познание   (формирование целостной картины мира), Музыка, Коммуникация  

Виды       детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Цели: как начинался русский флот ,познакомить  с названиями водного транспорта и его составными частями, дать описание профессии-капитан, матросы.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу ,высказывает свою точку зрения.

Материалы и оборудование: изображения видов водного транспорта, игрушечный пароход, книга с изображением Петра1.

Содержание организованной деятельности детей:                                              

Петр 1 был странный царь. Чтобы постичь корабельную науку, он поехал в Голландию и там нанялся плотником. Однажды к царю приехали бояре. Из-под днища корабля, весь в стружках, к ним вылез мастеровой с рубанком. Петр держал канат ,выбивал клинья из -под  кормы. Будущих штурманов и адмиралов российских Петр разослал учиться по всей Европе. От острова Кронштадт отходили первые русские корабли .  

Транспорт, который ходит по воде ,-это водный транспорт.

Работа по картинкам: рассмотреть и объяснить назначение корабля, лодки, баржи, катера.

Ребята, а на корабле есть главный- это капитан. Он указывает путь, куда должен направляться корабль. У него есть помощники, которые ему помогают – это матросы. Они натягивают паруса, следят за порядком на корабле и т.д. Эти люди очень смелые потому ,что они управляют открытом кораблями в море.

Описание транспорта:                                                                          воспитатель показывает и называет составные части игрушечного парохода: нос, корму,  палубу, мачту,  каюту, штурвал, иллюминатор.

Дети описывают транспорт по схеме:

1)Вид

2)Кто им управляет?

  3)Составные части                                                                                                                                          

4)Назначение

Прослушивание песни  Юный капитан» (сл.О.Белявской)

Упражнение на внимание: воспитатель предлагает найти у каждого кораблика деталь, отличающую его от других.

Рефлексия:

Чем мы сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего?

                        .

Рефлексия.

Что нового вы узнали из рассказа?

Литература:

Едем, плаваем, летаем … К. Арон, С. Сахарнов

Комплексные занятия   По программе  От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы    средняя группа стр.139

   

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы, Физическая культура, Коммуникация, Познание, Музыка.

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: Познакомить с рассказом Святослава Сахарного «Как везли слонов», развивать внимание, память, речь, музыкальный слух.

Планируемые результаты: Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, эмоционально воспринимает рассказ и выражает своё отношение к персонажу, выражает положительные эмоции при прослушивании песни: «Да, нужен отдых парусам».

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением кораблей.

Содержание организованной деятельности детей

«Как везли слонов»

Одному директору зоопарка понадобилось отправить за океан слонов.

Он посадил их в клетки и привез в порт. Слоны жевали морковку, а директор бегал и уговаривал капитанов взять груз.

        - Не могу! – сказал капитан лесовоза. – Я вожу брёвна и доски. Куда я дену ваших слонов?

- Что вы! – замахал руками капитан рефрижератора. – У нас в трюме холодильники. От ваших слонов одни сосульки останутся.

- Нет, - ответил капитан танкера. – Судно по самые горловины залито нефтью.

- И только капитан сухогруза сказал:

- Слонов? Хоть сотню. Поставим ваши клетки вперемешку с тракторами. Отлично доплывут.

И слоны переплыли океан.

Прослушивание песни: «Да, нужен отдых парусам»

Вопросы:

На каких кораблях директор зоопарка пытался перевезти слонов?

Что перевозит лесовоз?

Что перевозит рефрижератор?

Что перевозит танкер?

Что перевозит сухогруз?

Что ещё перевозил сухогруз кроме слонов?

Прослушивание песни: «Да, нужен отдых парусам» (Детские песни)

Физкультминутка.

Мы летим под облаками,

А земля плывёт под нами:

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки.                                Махать руками, словно крыльями.

Мы летать устали что-то,

Приземлились на болото.                    Несколько глубоких приседаний

                               

Литература:

Комплексные занятия По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Средняя группа стр. 149.

Карл Арон, Святослав Сахарнов «Едем, плаваем, летаем…»

                                                                                                                                             

                               

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание ,Труд, Социализация.

Виды детской деятельности:игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения ,выражает положительные эмоции(интерес, радость, восхищение),активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: картинки с изображением водного транспорта, игрушечные кораблики.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель:

- Ребята, послушайте стихотворение.

Несёт кораблик по волнам
И в стороны качает.
Куда несёт, не знает сам,
И скоро ли причалит.

По морю лодочка плывёт,
Попутный дует  ветер.
Кораблик свой замедлил ход:
Он лодочку приметил.

- Ребята, о чем говорилось в стихотворении? (о кораблике, о лодочке)

- Ребята, а вы знаете, что кораблик, лодочка – это тоже транспорт. А вот какой это транспорт, мы сейчас узнаем. (Воспроизведение шума «Пароходные гудки», воспитатель подводит детей к доске, на которой  висят плакаты с изображением водного транспорта).

- Ребята, что вы здесь видите? (перечисляют)

- А как это все можно назвать одним словом? (транспорт)

- Какой это транспорт?

- Где он ходит? (по воде, значит – водный)

 - Ребята, давайте рассмотрим корабль. Кто знает, что есть у корабля? (корма, якорь, палуба. Ответы детей сопровождаются показом нной части корабля.

Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у корабля есть иллюминатор.

- Ребята, а вы знаете,  для чего нужен водный транспорт? (Перевозить  людей, грузы)

- А кто управляет этим транспортом? (Капитан)

-Ребята, предлагают поиграть  в игру.

Игра «Назови профессию?

  1. - Кто управляет кораблем?
  2. - Кто помогает капитану?
  3. - Как называют повара на корабле?

 Физкультминутка.

  1. Мы плывем на корабле.
  2. Мы плывем на лодке.
  3. Мы купаемся в реке.
  4. (Дети имитируют и выполняют движения.)  

  1. Физминутка  Игра «Море волнуется»
  2. Детям раздаются по две разрезные картинки с изображением водного
  3. транспорта. Дети складывают картинки и называют свой транспорт.

 Рефлексия.

  1. - Сегодня мы с вами путешествовали, вам понравилось?
  2. - На чем бы вы еще хотели путешествовать?

ЛИТЕРАТУРА:

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста «Водный и воздушный транспорт»

Автор: Свихнушина Алла Николаевна,

План-конспект занятия по  развитию речи (средняя группа)                                                                                                                                

по теме «ТРАНСПОРТ»

Автор Сударкина С.В.

Интеграция образовательных областей: Художественное  творчество (рисование), Музыка, Коммуникация.                            

Виды  детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: познакомить с названиями видов водного транспорта, их составными частями, рисовать пароход по образцу.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, интересуется играми, жизнью людей, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: игрушечный пароход, изображения видов водного транспорта.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня я хочу побольше рассказать вам о тех временах, когда еще не было пароходов и теплоходов, когда по морям и рекам плавали только парусные суда.

Главным двигателем этих кораблей был ветер. Он надувал многочисленные паруса и толкал корабль вперед. Паруса делались самой различной формы — треугольные, прямоугольные, в виде других четырехугольников. С течением времени, приобретая все больше и больше опыта путешествий по морям, люди использовали разные паруса, проверяли, какие из них лучше «ловят ветер». В зависимости от количества парусов и их вида корабли и назывались

по-разному. Например, бриг — это двухмачтовое морское судно с прямыми парусами на обеих мачтах. А двухмачтовая бригантина имеет прямые паруса на передней мачте и косые паруса на второй мачте.

Шхунами назывались двух- или трехмачтовые корабли с косыми парусами. А вот у каравеллы было 3—4 мачты с разными парусами, высокие борта и надстройки на палубе.

Бригантина, бриг, каравелла, шхуна - это торговые суда, которые перевозили товары по морям и океанам в разные страны. А корвет, фрегат — это военные трехмачтовые корабли, только корвет среднего размера, более легкий и маневренный, а фрегат - гораздо больше, вооруженный большим количеством пушек военный корабль.

Все эти корабли вы видите на иллюстрациях. Подумайте, какой из них будет изображен на вашем рисунке.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам нарисовать большой парусный корабль, плывущий по морю на всех парусах. Для этих рисунков я приготовила большие листы бумаги. Давайте подумаем вместе, что и как мы будем рисовать.

Многие из вас уже побывали на море. Расскажите, каким может быть море? (Воспитатель выслушивает ответы детей и резюмирует их.) Море может быть спокойным, тогда говорят «морская гладь». Но даже если море спокойно, на нем есть небольшие волны с хлопьями пены.

Говорят еще «барашки из пены». На море может быть легкое волнение: при этом волны поднимаются выше, пены на их гребнях больше. А может быть и бурное море, тогда говорят — «на море шторм». Давайте вспомним, как описывает морскую бурю или шторм Александр Сергеевич Пушкин:

Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.

Пушкин подметил, что даже цвет моря изменяется во время бури: оно становится темным, почти черным.

 Теперь настала очередь самого корабля. Сначала продумайте, далеко или близко будет находиться ваш корабль. Мы с вами знаем, что чем ближе к нам, зрителям, корабль, тем больше он будет казаться. Но и слишком маленький кораблик где-то вдалеке рисовать, наверное, неинтересно. Выбирайте сами, какого цвета будет корпус корабля.

Затем подумайте, сколько мачт будет на вашем кораблике и какой формы будут паруса. А каким цветом мы изобразим паруса? Чаще всего они бывают белыми. 

Под негромкую спокойную музыку (например, «Pearl Fisher» в исполнении оркестра Поля Мориа) дети приступают к работе.

Рефлексия:

После окончания работы воспитатель предлагает всем желающим рассказать о своих рисунках. Можно даже предложить план рассказа:

— У твоего корабля есть имя? Как он называется?

— Какой флаг у твоего корабля? Это флаг реальной или выдуманной тобою страны?

— Большой ли на нем экипаж? Кто его капитан — старый морской волк или молодой искатель приключений?

— Куда плывет твой корабль?

— Какой груз он везет на борту?

Можно использовать и другую форму заключительной части занятия: предложить детям рассказать не о своем рисунке, а о рисунке своего друга.

_________________________________

                     Литература:

http://pedagoginfo.blogspot.com/2012/05/konspekt-zanjatija-po-risovaniju.html

Интеграция образовательных областей: Познание( конструктивная деятельность) ,Физическая культура, Социализация, Коммуникация.

Виды детской деятельности:игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская.

Цели: развивать двигательные умения, быстроту ,силу.

Планируемые результаты: владеет в соответствии с возрастом основными движениями, проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: деревянный конструктор «Строитель», картины с изображением водного транспорта, макеты кораблей.

Содержание организованной деятельности детей

Я  вам  приготовила  загадку.  

Если  вы  её  отгадаете, то  узнаете, что мы  будем  строить.

Какие красавцы

     Всегда и везде

     На суше родятся –

     Живут на воде?  (Ответ: Корабль)

Что  мы  сегодня  будем  строить? (ответы детей)

Кто  мне  может  сказать,  в  кого  мы  сегодня  превратимся?

Какая  профессия  нам  поможет  в  нашей  работе? (кораблестроитель)

Воспитатель  рассматривает с  детьми объёмную схему корабля. Выделяют вместе  основные  части. (днище,  палубы, корма, носовая  часть, борт, кабина капитана).

Проектирование  работы:

          Затем  разбирают  по  детально каждую  часть  корабля.  Называют, определяют,  какие строительные  детали  надо  взять  для  постройки каждой  части.

Мы  с вами  сегодня  превращаемся  в  кораблестроителей.

И  приступаем  к  работе.

Дети  самостоятельно отбирают  детали  согласно  своим  схемам,  соотносят  схемы  между  собой  и  воспроизводят  конструкцию  корабля.

 Рефлексия.

Кем  сегодня  мы  были  на  занятии?

Что  мы  с  вами  делали?

Как  мы  это  делали?

Что  мы  получили?

               

                           

                                           Литература:

http://nsportal.ru/detskii-sad/konstruirovanie-ruchnoi-trud/konspekt-zanyatiya-po-konstruirovaniyu-v-podgotovitelnoi--0

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Художественное творчество (лепка), Познание, Труд, Социализация.    

Виды детской  деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: учить надавливающим  движением указательного пальца  размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Планируемые результаты :  умеет поддерживать беседу ,высказывает свою точку зрения, выражает положительные   эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании  загадок , владеет навыками самообслуживания, интересуется  изобразительной детской деятельностью.

              

Материалы и оборудование: Лист картона  голубого цвета; пластилин разного цвета.

Приемы лепки: Размазывание 

Содержание организованной деятельности детей:

 

Отгадывание загадок:

Ходит лодка – великан

На работу в океан (корабль).

К лежебоке у реки

Притащил я две руки,                                                                                                По руке к бокам приладил                                                                                       И поплыл по водной глади. (лодка с веслами)

  Ветер по морю гуляет                                                                                            И кораблик подгоняет                                                                                            Он бежит себе в волнах                                                                                         На раздутых парусах.

Дети вспоминают сказки А. С. Пушкина О царе  Салтане , славном сыне его Гвидоне ...,

Затем воспитатель показывает несколько репродукций с изображением кораблей в море и спрашивает детей: Как вы думаете, можно ли рассказать с помощью пластилина о том, как ветер подгоняет кораблик, и как он бежит себе в волнах на раздутых парусах?

Затем дети знакомятся с новым приёмом лепки – размазыванием пластилина. Воспитатель предлагает каждому отщипнуть маленькие кусочки пластилина разных цветов и размазать на голубом листе бумаги с изображением кораблика. Коричневый пластилин наносим на корму, а  на паруса  наносим яркие цвета.

Педагог ещё раз напоминает тему с акцентом на творческую художественную задачу - показать, как ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Дети решают эту задачу через конкретное содержание (положение паруса, флажка) или через композиционную динамику (выглянуло солнышко, ритм волн и пр.). По ходу работы нужно подсказать детям, что новый приём не только повышает цветовую выразительность, но и придаёт динамику композиции; Нужно обратить внимание детей на то, что направление пальцев при размазывании пластилина задаёт расположение мазков и тем самым помогает передать движение.

По окончании  занятия сделать выставку  детских работ.

Рефлексия:

Чем мы сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего?

                     ЛИТЕРАТУРА:

http://sadikinfo.ru/izo/Lepka_relefnaya_(plastilinovaya_zhivopis).html

                 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика для дошкольников.

Дыхательная гимнастика в детском саду просто обязана проводиться ежедневно. Это – комплекс упражнений, который направлен на укрепление иммунитета малышей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"...

Дыхательная гимнастика для дошкольников

значение дыхательной гимнастики для дошкольников...

Консультация для родителей, Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько ...

Консультация "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"

Материал для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...

Проект «Оздоровление дошкольников посредством Стрельниковской дыхательной гимнастики».

Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является          одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, е...

Консультация для родителей. "Дыхательная гимнастика дошкольника"

Несколько правил для правильного выполнения, а также простые упражнения для самостоятельного выполнения....