Лекция-концерт "Вечер национальных культур"
методическая разработка по теме

Салимова Тамина Равильевна

 Любители народной музыки, в широком понимании этого слова звучит музыка самых разных народов мира.  Музыкальный вечер так и называется – «Вечер национальных культур».     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya-koncert_vecher_nacionalnyh_kultur.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Салимова Тамина                                                                                                МОУ ДОД

      Равильевна                                                                                             «Музыкальная школа»

Языковые группы

Группа

Народы

Тюркская

узбеки, киргизы, татары, казахи.

Германская

немцы, англичане, шведы, норвежцы, датчане.

Романская

французы, итальянцы, испанцы, румыны.

Иранская

таджики, афганцы.

Балтийская

латыши, литовцы.

Славянская

русские, украинцы, белорусы, чехи, словаки, поляки

Финно-угорская

финны, эсты, венгры, ханты, манси

Добрый вечер уважаемые любители народной музыки, в широком понимании этого слова, потому что сегодня  со сцены этого прекрасного концертного зала будет звучать музыка самых разных народов мира. Сегодняшний вечер так и называется – «Вечер национальных культур».      

А начнём мы традиционно с истоков русской, украинской, белорусской и польской  музыки которые восходят к культуре и быту восточно-славянских племён, населявших территорию Древней Руси до образования в IX веке первого русского государства Киевской Руси. И попытаемся обобщить хотя бы некоторые особенности стиля, которые во многом определяют национальную специфику музыкальных культур. Искусство народов нашей страны очень богато. И каждый  имеет танцы и песни, отличающиеся национальным своеобразием. Таковы, например, русская камаринская, украинский гопак и казачок, колядки с веснянками, белорусская лявониха, молдавская хора и молдовеснянка, кавказская лезгинка и грузинская. Перечислять можно долго, но мы это делать не будем, а лучше поговорим о своеобразной  и неповторимой красоте национальных музыкальных культур, танцы и песни которых прозвучат сегодня с этой сцены.

Танцы каждого народа обладают своеобразной  и неповторимой красотой и имеют  музыкальные отличия; свой темп, размер, ритмический рисунок. Но есть и некоторые общие черты. Так для русской камаринской, кавказской лезгинки, итальянской тарантеллы типично быстрое, стремительное движение.  А для французского менуэта, кубинского танго – движение спокойное, сдержанное. Вальс и мазурка обязательно имеют трёхдольный размер, а кадриль и полька – двухдольный.

Танцевальными ритмами пронизана современная популярная музыка. Ну, а начало всему положили народные танцы, народные пляски.

           Разнообразны и выразительны русские пляски. Им присущ весёлый, задорный характер. Они имеют быстрый темп, мажорный лад, двухдольный размер. При каждом новом повторении тема варьируется, то есть обогащается новыми мелодическими оборотами, новым ритмическим рисунком. Танцоры и музыканты, сопровождающие танец игрой на балалайке, гармонике, дудочке, словно состязаются между собой в изобретательности и мастерстве.

                   

 

Историческая справка…Танец – вид искусства, в котором выразительными средствами являются пластические движения человеческого тела и его позы. В то же время под танцем всегда имеют в виду и музыку, сопровождающую эти движения. Её называют танцевальной музыкой. Она столь же богата и разнообразна, как и сами движения. Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с жизнью людей, с их повседневным бытом. Но если марш в своей основе интернационален – ведь движения под марш у всех народов одинаковые - то танец, как правило, имеет определённую национальную основу.

У каждого народа свои танцы, отличающиеся национальным своеобразием. Музыка танцев и особенно движения танцующих могут дать представление о жизни и обычаях разных народов, их национальной культуре, как в далёком прошлом, так и в век нынешний. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий.

Если продолжить сравнение марша и танца, можно заметить, что марш обычно сочиняли музыканты, а танцы имеют народное происхождение и лишь позже вошли в творчество композиторов.

Песня тоже выражает своё время. В  народных песнях раскрывается духовное богатство народа, вся его жизнь: историческое прошлое, повседневный быт, мечта о лучшей доле. Русскую народную песню «За окном черёмуха колышется» можно отнести к лучшим классическим примерам песенного жанра. Она выдержала испытание временем. Ведь далеко не всем песням суждена долгая жизнь.

         

     

             

 

Украинская музыка как самостоятельная ветвь восточно-славянской музыки определилась в конце XIII начале XIV вв.; испытала влияние, русской и белорусской (в восточных областях Украины), венгерской, молдавской, польской, румынской и чехословацкой (в западных областях Украины). Преобладают 2-дольные, употребляются смешанные метры.

Среди инструментов: струнно-щипковые – бандура.

                                     струнно-смычковые - скрипка, басоля.  

                                     струнно-ударные – цимбалы.

                                     духовые – сопилка, трембита, волынка.

                                     ударные – барабан, бубен, тулумбас.

Среди жанров украинских народных песен: календарно-обрядовые (колядки, щедривики, веснянки), свадебные.

             

Польская музыка – одна из древнейших славянских музыкальных культур. Народная польская музыка одноголосна, для неё характерна тесная связь песни и танца. Преобладает 3-дольный пунктирный ритм с перемещением акцента с сильной доли такта на слабую и 2-дольный синкопированный.

Популярны старинные народные танцы: ходзоный (предшественник полонеза), краковяк, мазурка, оберек.

                                         

Перенесёмся в далёкую и незнакомую для нас  – Японию. Эта страна представляет собой совокупность, самобытных традиций населения многочисленных островов  Восточной  Азии. Её культура развивалась с III в. до взаимодействии с китайской и корейской музыкальными культурами, а также индийско-буддийской, начиная с последней трети XIX в. – европейской и американской.

Ранние сведения о вокальной и инструментальной народной Грузинской музыке относятся  к VIII веку до н. э. Для народных песен характерно многоголосие. Широко распространена традиция 3-голосногомужского пения (2солиста и хоровая басовая унисонная партия), а также 4-голосного. Среди самобытных черт народного многоголосия – движение голосов параллельными квартами, квинтами, трезвучиями (большей части мажорными), возникновение по вертикали аккордов нетерцового склада и диссонирующих сочетаний. Бытуют трудовые, обрядовые, застольные, плясовые и другие песни. Грузинская музыка основана на диатонических ладах. Вокальной и инструментальной музыке свойственна переменная метрика; партиям солистов присуща сложная ритмическая структура, часто употребляются синкопы, триоли, септоли и т.д. Мелодии песен преимущественно нисходящие, обогащены мелизмами; встречается глиссандирование.

А сейчас вы услышите очень популярную и известную у нас в России грузинскую песню.

 

Музыкальный стиль   молдавского народа очень ярок и красочен. Оно сложился  в процессе многовекового развития,  в тесной связи с музыкальными культурами народов Центральной Европы и Балкан.

             В основе песни 7-ступенчатые диатонические лады. Народная песня одноголосна,  в соседних с Украиной районах встречается двухголосие.

            Одной из характерных особенностей музыкального стиля является яркий динамизм, неисчерпаемым  богатством художественных образов народного творчества, присущей ему импровизационностью.

            Импровизационность у лэутаров - (профессиональные музыканты), проявляется  в быстрой смене  образов и настроений. Причем проявляется она не только в свободе мелодического рисунка; в строении всей музыкальной ткани, но и в области ритмики, которая отличается живой импульсивностью. Лэутары культивировали свободный ритм типа рубато, порывистость которого часто входит в противоречие  с четкой метрической сеткой, далеко не всегда укладываясь в ложе тактовых черт.

           Красочны, виртуозны и темпераментны танцевальные мелодии: (хора, сырбу, бэтута, молдовеснянка).

            «Хора» – (хороводная пляска с пением, хоровод) – старинный молдавский и румынский массовый танец. Существуют хоры медленные с трёхдольной метрикой и сравнительно быстрые с четкой метрикой. Хоры обоих типов имеют квадратную структуру: 8-тактный период, 16-тактную ( в разных образах 32-тактную двухчастную форму. Темп умеренный, характер спокойный, плавный. Сопровождается игрой народного инструментального ансамбля.

Хоры разнообразны по жанровым признакам: обрядовые и необрядовые, сюжетные и бессюжетные, пастушеские, девичьи свадебные, воинственные. Мелодии и ритмы хоры использованы во многих произведениях композиторами Молдавии и Румынии.

     

               

В татарской музыке скорые песни отличаются  четкой метроритмической организацией, небольшим диапазоном, отсутствием орнаментики, квадратной структурой. Популярны 2-частные лирические песни с характерным волнообразным развёртыванием мелодии, с опеванием опорных звуков, свободно импровизируемой мелизматикой, преобладанием переменного метра. Ладовая основа татарской песни – пентатоника. В современных напевах преобладают терцовые лады, создающие ощущение мажора или минора. Традиционное исполнение татарских народных песен одноголосное, преимущественно сольное без инструментального сопровождения, в современной практике певцы поют, как правило, в сопровождении гармоники или баяна.

             

           

 

             

Истоки Испанской музыки – в музыкальной культуре иберов   смешавших  с кельтами. Сильнейшее влияние на неё оказало господство Рима (2в. до н. э – 5в. до н. э.). В стране долгое время существовала  восточная культура, но это не ослабило самобытности испанской народной музыки. А многочисленные группы цыган, поселившись на благодатной земле, усилили колорит музыки.

Испанский фольклор имеет отчётливые локальные различия. В Галисии преобладают лирические песни (в т. ч. алила); из танцев наиболее популярна муньера. Сходные черты имеет фольклор Каталонии и Валенсии (преобладают песни, из танцев распространена сардана). Общеиспанскими чертами больше других обладает народная музыка Кастилии и Леона; для неё характерны метрическое однообразие с преобладанием 3-дольности, полиметрия, неразрывная связь танца и пения; главный инструмент – гитара. Основные жанры: сегидилья, фанданго, болеро, хота (последняя особенно культивируется в Арагоне и Наварре).

Музыка в Андалусии представлена стилем фламенко.

 

          

Новые танцы дал миру и xx век. В музыке, в движениях танцующих стало больше динамики, ритмической остроты, импровизации. Большое влияние на танцевальную культуру оказал джаз, возникший в начале века в Америке. Видна особая роль с острыми синкопами.

     

           

Список использованной литературы:

  1. Большой энциклопедический словарь. – Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». - М. 1998г.
  2. Б Котляров «Молдавские лэутары и их искусство» - М. «Советский композитор» 1989г.      
  3. Музыкальная литература  А. Лагутин, В. Владимиров – М.  «Престо» 1999г.
  4. Музыкальная литература В. Владимиров, А Лагутин – М. «Музыка» 1992г.

 

   

  1. А. Шалов. «Шуточная»

исполняет Роман Плеханов VI класс

класс преподавателя Воронова С. П.

2. р. н. п. «За окном черёмуха колышется»

исполняет Акиничева Кристина III класс

класс преподавателя Вороновой Л. В.

3. Н Олейников «Укринская пьеса»

исполняет Давыденко Катя III класс класс преподавателя Вороновой Л. В.

5.    Японская народная песня «Вишня»

в обработке  В. Лобова.

исполняет Хамидуллина Вика II класс

класс преподавателя Есипёнок Н. Г

  1. Польская народная песня«Кукушка»

в обработке А. Иванова

исполняет Батыршина Эльнара II класс преподавателя Давыденко И. Л.

6. «Сулико» грузинская песня

исполняет Бабиев Умед I класс

класс преподавателя Конобрицкой М. Г.

7. Молдавский танец « Хора»

исполняет Бондарев Артём IV класс

класс преподавателя Каткова Н. П.

8. М. Валиев  «Девичий перепляс»

исполняет Хакимьянова Аделлина III к.

класс преподавателя Салимовой Т. Р.

9. Татарский народный танец

исполняет Афанасьев Саша IV класс

класс преподавателя Каткова Н. П.

10. Испанский танец в обработке В. Бортянкова.

исполняет Киракосян Смбат

класс преподавателя Пинчука В. В.

11. Е. Быков « Рок -н –рол». Пьеса шутка на

тему « Я с комариком плясала».

исполняет Плеханов Роман VI класс

класс преподавателя Воронова П. С.

         Лекция-концерт

ВЕЧЕР

 НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

Составила

Салимова

Тамина

Равильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного открытого мероприятия на тему "Якутская национальная культура"

Внеклассное мероприятие на тему ;Якутская национальная культура". Здесь Вы познакомитель с материальной культурой якутског народа, прочитаете стихи якутских писателей и в целом, хотя и кратко будете и...

Фестиваль национальных культур "Венок Дружбы"

Данная работа поможет педагогу - организатору в проведении Международного дня толерантности. Цель мероприятия:воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов...

Сценарий к конкурсу национальных культур.

Здесь представлен сценарий к конкурсу национальных культур "Истоки" по теме "Узбекистан"....

Урок по теме "Российские храмы - основа национальной культуры и духовности русского народа"

Урок по истории искусств детской школы искусств пробуждает у учащихся интерес к истории родного края, духовной красоте предков. Цель урока: актуализировать знания учащихся о истории родного края, позн...

Тема : «Русская кухня – часть национальной культуры»

Конспект урока-экскурсии по музейной композиции "Русская изба"...

Представление греческой национальности на фестивале национальных культур

В нашей школе ежегодно проходит фестиваль национальных культур. В 9 классе мы представляли греков.Греция - страна удивительной красоты, где яркое солнце согревает жителей практически круглый год. Лазу...