игровые технологии как средство повышения эффективности позновательного процесса
материал по теме

Выступление на методическом семинаре.

«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_seminare.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом семинаре

«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса»

Всемирно известный драматург Джордж  Бернард Шоу сказал, что «мы перестаем играть не потому, что становимся старше, - мы становимся старше потому, что перестаем играть».

Игра – пример универсальной деятельности детей, т.к. впитывает в себя многие качества разных видов деятельности. Ребята в играх участвуют чаще всего, на добровольных началах, без принуждения.

Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра. В настоящее время педагоги дополнительного образования должны использовать современные образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей, на их максимальную самореализацию, на мотивирование познавательной деятельности.

Об игровом обучении говорил ещё К.Д. Ушинский. В XX веке игре уделяли внимание многие педагоги и психологи (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.)

Мне бы хотелось обратить внимание на возможности применения игры во внеурочной деятельности, игры, которая будет направлена не на выявление знаний в какой-то области, а на их приобретение. Существует ряд игр, в которых участников заранее настраивают на то, что им придется через определенный и довольно короткий промежуток времени ответить на вопрос, который они никогда не слышали и ни по одному предмету не изучали, то есть продемонстрировать, что они именно «приобрели» знания.

Сегодня я хочу предложить вам поиграть игру «Что? Где? Когда?».

«Что? Где? Когда?» — интеллектуальная игра, наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловом.

Нам нужны 4 команды из 4 человек, 15 вопросов, которые носят не репродуктивный характер и не принадлежат к тем или иным учебным предметам, одна минута на обсуждение, возможность досрочного ответа. Ведущий зачитывает вопрос и дает команду «Время», после этого игроки имеют право на 60 секунд обсуждения. За 10 секунд до окончания времени ведущий сообщает об этом и команда должна написать ответ на бланке и сдать его «ласточке», человеку который собирает заполненные бланки. После сбора всех бланков ведущий зачитывает правильный ответ и преступает к чтению следующего вопроса.

Вопросы, предложенные участникам семинара:

Вопрос 1: Героиня романа Стига Ларссона — сильная молодая девушка, выросшая без родителей, "трудный ребенок". Она неформально одевается, не признаёт авторитет старших, так и не закончила школу и не любит, когда ее сравнивают... С кем именно?

Ответ: Пеппи Длинныйчулок.

Комментарий: Стиг Ларссон однажды задумался, как обернулась бы жизнь Пеппи, если бы она была настоящей девочкой в настоящем мире. Так появилась Лизбет Саландерс.

Автор: Ольга Ярославцева (Торонто)

Вопрос 2: [Ведущему: в случае необходимости можно повторить звучание японских слов, в любом случае необходимо обеспечить, чтобы команды расслышали их верно.] 
    "Девять" по-японски — "кю", "три" по-японски — "сан". Что означает в японском СМС-сленге число 39?

Ответ: "Спасибо".        

Зачёт: Благодарность, "благодарю", thank you и т.п. по смыслу.

Комментарий: "Сан-кю" звучит похоже на англ. thank you.

Автор: Дмитрий Борок (Самара — Москва)

Вопрос 3: Герой Чарльза Фрэзера говорит героине, что та была очень красивой, но тут же понимает, что ОНО было ошибкой. Назовите ЕГО двумя словами.

Ответ: Прошедшее время.

Комментарий: Как минимум это невежливо.

Автор: Александр Коробейников (Санкт-Петербург)

Вопрос 4: Во время съемок фильма "Дерсу Узала", которые проходили в Советском Союзе, Акира Куросава никак не мог понять, как ЭТО может продолжаться не несколько минут, а полдня. Назовите ЭТО.

Ответ: Перекур.

Автор: Алексей Уланов (Баку)

Вопрос 5: Во французской киноверсии "Трех мушкетеров" 1953 года д'Артаньян после схватки у монастыря ДешО несет на шпаге несколько одинаковых предметов. Автор вопроса при просмотре этого эпизода вспомнил спортивный термин. Какой?

Ответ: Хет-трик.

Комментарий: Д'Артаньян нанизал на шпагу три шляпы побежденных гвардейцев. Остальные три шляпы достались шпаге Портоса. Hat-trick означает "трюк со шляпой", но употребляется при трех забитых одним игроком голах. Так что и шляпа, и цифра "три" с ним связана.

Автор: Марк Ленивкер (Дортмунд)

Вопрос 6: В одной юмористической миниатюре рассказывается, как Сталин победил Троцкого, а в другой миниатюре — как победил контрреволюцию. Полный цикл этих миниатюр представляет собой описание ИХ Сталина. Назовите ИХ двумя словами.

Ответ: Двенадцать подвигов.

Комментарий: В первом подвиге Сталин побеждает Троцкого Льва, а во втором — контрреволюционную Гидру. Аллюзия на подвиги Геракла, победившего в первых двух подвигах немейского льва и лернейскую гидру.

Автор: Алексей Трефилов (Калуга)

Вопрос 7: В Интернете советуют сделать из НЕГО, например, плащ-накидку для ребенка. А Джеральд Даррелл сравнивал с НИМ отдыхающую летучую мышь. Назовите ЕГО двумя словами.

Ответ: Сломанный зонтик.

Зачёт: Испортившийся зонтик, испорченный зонтик и т.д. по смыслу.

Комментарий: Действительно, похоже.

Автор: Даниил Маргулис (Иерусалим)

Вопрос 8: [Ведущему: не упоминать, что слово "Провас" пишется слитно!] 
    Кулинарная книга Ники Белоцерковской называется "Про вино. Про еду. Провас". Напишите букву, которую мы пропустили в этом вопросе.

Ответ: Н.

Комментарий: Книга называется "Про еду. Про вино. Прованс".

Автор: Ольга Ярославцева (Торонто)

Вопрос 9: Мы достоверно знаем вес самого большого колокола Свято-Вознесенского Кафедрального собора. Напишите этот вес совершенно точно.

Ответ: 100 пудов.

Зачёт: 1600 кг, 1638 кг.

Комментарий: Сленговое выражение "сто пудов" означает "достоверно", "гарантированно", "совершенно точно".

Автор: Евгений Миротин (Минск)

Вопрос 10: В одном из слов этого вопроса мы заменили четыре буквы. 
    Карл Антан с рождения был инвалидом, однако это не помешало ему стать довольно известным скрипачом. Свою автобиографию он с иронией назвал "манускриптом". Какое слово мы изменили?

Ответ: Педискрипт.

Зачёт: Педоскрипт, педаскрипт, педескрипт.

Комментарий: Антан родился безруким, поэтому играть на скрипке и писать он мог только ногами.

Автор: Сергей Белов (Казань)

Вопрос 11: По ходу экранизации 1945 года дворецкий спрашивает, сколько человек будет к ужину, и по понятным причинам не получает ответа. Назовите экранизированный роман.

Ответ: "Десять негритят".

Зачёт: "Десять маленьких индейцев", "И не осталось никого", "И никого не стало".

Комментарий: В отличие от советской экранизации, в фильме Рене Клера "И не осталось никого" детектив разбавлен элементами комедии. Дворецкий не получает ответа, потому что никто не знает, сколько человек останется в живых к ужину.

Автор: Евгений Рубашкин (Санкт-Петербург)

Вопрос 12: Согласно китайской легенде, приводимой Борхесом, в древние времена произошла война между людьми и духами, желавшими захватить мир. Последние были побеждены и, подвергнутые заточению, были обречены во всем подражать людям. Данная информация нашла отражение в статье "Какую тайну хранят в себе ОНИ?". Назовите ИХ.

Ответ: Зеркала.

Комментарий: Духи утратили собственный облик. "Нашла отражение" — это такая подсказка. :-)

Автор: Алексей Гноевых (Москва)

Вопрос 13: В своих трудах русский естествоиспытатель XIX века Николай Данилевский сравнивал национальные обычаи и характеры разных народов. Отмечая крайний индивидуализм англичан, он приводил в пример развлечение, которым англичане занимаются вдвоем, в то время как русские — чаще группой. А как это занятие называлось у англичан?

Ответ: Бокс.

Комментарий: А русские для развлечения дрались стенка на стенку.

Автор: Дмитрий Жарков (Новосибирск)

Вопрос 14: Согласно одной шутке, в НЕЙ всё не как у людей. ОНА была основана в 1714 году. Назовите ЕЕ словом немецкого происхождения.

Ответ: Кунсткамера.

Автор: Александр Ведехин (Таллин)

Вопрос 15:  Назовите полное имя и фамилию ребенка, которому принадлежали эти игрушки.

Ответ: Кристофер Робин Милн.

Комментарий: Это те самые Винни-Пух, Пятачок, Кенга, Тигра и Иа-Иа, про которых Алан Милн сочинял сказки для своего сына. Ныне игрушки хранятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Автор: Андрей Волыхов

Вопрос 16: "Месяц ты, месяцович, серебряные рожки, золотые ножки. Сойди ты, месяц, утешь мою боль, унеси ты лихую под небеса, моя скорбь не мала, не тяжка, а твоя сила могуча." Ведущий турнира делал сейчас именно это. Назовите это действие двумя словами, начинающимися с одной и той же буквы.

Ответ: Заговаривал зубы.

Зачёт: Заговаривать зубы. По решению АЖ — зачитал заговор.

Комментарий: Один из вариантов заговора зубной боли. Мы желаем вам крепкого здоровья!

Автор: Борис Шойхет (Франкфурт-на-Майне)

Вопрос 17: 
   По мнению пятилетней Даши, ИКС — это человек, который фотографирует автомобили. Назовите ИКС.

Ответ: Автограф.

Комментарий: 
    — Даша, ты знаешь, что такое автограф? 

    — Человек, который фотографирует автомобили. 
    Перед вами своего рода автограф редактора пакета.

Авторы: Дмитрий Гевель (Северодвинск), Мишель Матвеев (Санкт-Петербург)

Вопрос 18: Стивен Спилберг в фильме "Спасти рядового Райана" хотел показать войну жестокой. Для съемок некоторых сцен были приглашены настоящие бандиты. Какое слово мы заменили в тексте вопроса?

Ответ: Однорукие.

Комментарий: Для съемок сцен, где солдатам отрывает руки и ноги, были приглашены настоящие инвалиды, в том числе однорукие.

Автор: Кирилл Мальцев (Киров)

Вопрос 19: Ее мать и сестра умерли от лейкемии в возрасте, соответственно, 66 и 58 лет, а сама она прожила 102 года и написала биографический очерк о матери, за который получила Национальную литературную премию. Назовите имя и фамилию ее отца.

Ответ: Пьер Кюри.

Комментарий: Речь идет о Еве Кюри, дочери Пьера и Марии Кюри, сестре Ирен Жолио-Кюри, в отличие от родителей и старшей сестры исследованиями радиации не занимавшейся; лейкемия зачастую является следствием радиоактивного облучения.

Автор: Михаил Журавский (Харьков)

Вопрос 20: Приверженцы ТАКОЙ геологии считают, что большая часть осадочных пород земной коры отложилась в один момент. В христианской традиции существуют ТАКИЕ песни. Назовите слово, с которым рифмуется слово "Европа" в одной из ТАКИХ песен.

Ответ: Потопа.

Зачёт: Потоп.

Комментарий: ТАКОЙ — потопный. Согласно этому положению, осадочные породы с останками животных и растений отложились во время Всемирного потопа.

Автор: Григорий Смыслов (Зеленоград)

Вопрос 21: В вагоны поезда на участке ГолмУд-ЛхАса подается... Ответьте одним словом: что?

Ответ: Кислород.

Комментарий: Участок расположен на высоте 4 км над уровнем моря, поэтому в пассажирские вагоны принудительно подается кислород, как через систему кондиционирования, так и индивидуально к каждому месту.

Автор: Сергей Ефимов (Волгоград — Москва)

Вопрос 22: В фильме 1983 года "Военные игры" компьютер, пытаясь просчитать оптимальную стратегию в глобальной термоядерной войне, приходит к выводу, что если участвуют два сильных соперника, ни в одном из сценариев в такой войне нет победителя. Причем всё это сравнивается с некой простой игрой. Назовите эту игру.

Ответ: Крестики-нолики.

Комментарий: Известно, что если в крестики-нолики играют два сильных соперника, которые не допускают явных промахов, такая игра всегда будет заканчиваться вничью. В термоядерной войне тоже участвуют два сильных соперника, и она вряд ли закончится чьей-то победой.

Автор: Денис Карпенко (Москва)

Вопрос 23: По словам героя повести "А зори здесь тихие..." граната, после потери запала, уступает по эффективности этому "оружию". В чьих руках находится это оружие в произведении 1927 года?

Ответ: Пролетарий.

Комментарий: Граната без запала стала менее эффективной, чем булыжник.

Автор: Денис Рыбачук (Брест)

Вопрос 24: В 1924 году в Иваново-Вознесенске начала работу пошивочная мастерская. На ее основе сейчас функционирует завод "Полет". Что является основной продукцией этого завода?

Ответ: Парашюты.

Комментарий: Завод называется "Полет", в основе — швейное производство.

Автор: Михаил Петренко (Санкт-Петербург)

Вопрос 25: Вскоре после смерти была опубликована фотография ЕЕ, лежащей в гробу в дорогом наряде с бриллиантовыми украшениями. В результате, по замечанию журналиста, даже после смерти ЕЙ потребовался ОН. Назовите и ЕЕ, и ЕГО.

Ответ: [Уитни] Хьюстон, телохранитель.

Комментарий: Известен фильм "Телохранитель" с участием Уитни Хьюстон.

Автор: Михаил Подгорбунских (Екатеринбург)

Вопрос 26: Исландия лежит на Срединно-Атлантическом хребте — зоне, где расходятся две океанические литосферные плиты, причем со скоростью меньше обычного. Поэтому в одной статье Исландия сравнивается с ЭТИМ. Многие используют ЭТО в качестве помощника. Назовите ЭТО.

Ответ: Скрепка.

Комментарий: Исландия как бы скрепляет эти плиты, препятствуя их расхождению. Скрепка является помощником по умолчанию в Microsoft Office.

Автор: Мишель Матвеев (Санкт-Петербург)

Вопрос 27: В одной постановке Железный Дровосек, отговаривая Страшилу, произносит название произведения. Назовите это произведение.

Ответ: "Горе от ума".

Комментарий: Он говорит, что ум Страшиле ни к чему, и от него бывает множество неприятностей.

Автор: Дмитрий Стрильчук (Львов — Дубно)

Вопрос 28: В английском языке есть слово, которое можно дословно перевести как "хребет сельди". Слово обозначает способ, которым можно как подниматься, так и класть. Смысловым переводом этого слова на русский можно назвать героиню музыкального произведения. Назовите эту героиню.

Ответ: Елочка.

Комментарий: Имеется в виду структура "елочкой", которую напоминает хребет сельди. Елочкой поднимаются на лыжах, когда дорога идет вверх, елочкой кладут паркет.

Автор: Борис Шойхет (Франкфурт)

  Вопрос 29:  Название розданной вам фотографии Дмитрия Войцеховича состоит из двух слов, начинающихся на одну и ту же букву. Воспроизведите его.

Ответ: "Пущинские просторы".

Автор: Иван Стариков (Санкт-Петербург)

Вопрос 30: Согласно соннику, если вам снится, что у вас ОНА, это значит, что у вас много забот, не дающих вам покоя. Балтийское слово "немИга" означает ЕЕ. Назовите ЕЕ.

Ответ: Бессонница.

Комментарий: Забавно, что сонник дает толкование ситуации, когда во сне кому-то снится бессонница.

Авторы: Кирилл Мальцев (Киров), Сергей Ефимов (Волгоград — Москва)

Далее я предлагаю вам принять участие в мульти играх: «Верю - не верю», «Составь цепочку из слов».

Подведение итогов. Награждение команд.

Игра «Верю – не верю»

                        Вопрос

    Верю

Не верю

1

В Калифорнии разрешается ставить мышеловки только тем, кто имеет охотничий билет?

*

2

 В пассажирских поездах Италии запрещается петь?

*

3

 В Луисвилле (штат Кентукки) запрещен ловить рыбу с помощью лука и стрел?

*

4

В трамвай города Гери, штат Индиана, запрещено входить, если прошло менее суток с того момента, как пассажир ел чеснок?

*

5

 Если в Саудовской Аравии муж не дал жене кофе, она вправе требовать развод?

*

6

В Финляндии запрещены комиксы с утенком Даком из-за аморальности?

*

7

В американском штате Канзас есть специальное постановление, разрешающее ловить рыбу голыми руками?

*

8

Реп – это аббревиатура

*

9

В японском языке у месяцев нет названий, вместо этого они обозначаются порядковыми номерами

*

10

В биологии различают мужские и женские шишки

*

11

У А.С. Пушкина прадед родился в Гане

*

12

Морская звезда может вывернуть свой желудок наизнанку

*

13

Пингвин умеет летать

*

14

Английский бульдог имеет длинный хвост

*

15

Тома и Джери в ранних версиях мультфильмов  звали, Джек и Джонс

*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности познавательного процесса

Вопрос о повышении учебной мотивации стоит сейчас очень остро. Каждый учитель старается соответствовать современным требованиям преподавания своего предмета....

Игры и игровые приёмы как средство повышения эффективности урока иностранного языка (из опыта работы)

Игра занимает особое положение в педагогическом процессе и даёт возможность детям проявить свою активность и самостоятельность, воображение, реализует представления об окружающем....

Презентация "Соревновательно-игровой метод- как средство повышения эффективности уроков физической культуры "

Применение соревновательно-игрового метода в подготовительной,основной, заключительной части урока, на занятиях ВУД, подкрепленное фотографиями...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактиче...

Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по обновлённым ФГОС

В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому....