« Создание ситуации успеха на занятиях в объединении «Художественное конструирование»
материал на тему

 

Создание ситуации успеха - одно из условий гуманизации процесса обучения. Важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situaciya_uspeha.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ИСТОКИ»

(МОУ ДОД ЦВР «Истоки»)

                                                                

Доклад

« Создание ситуации успеха на занятиях в объединении

«Художественное конструирование»

Подготовила педагог д.о.

Якшигулова Д. М.

г. Новый Уренгой

2008 год

Создание ситуации успеха - одно из условий гуманизации процесса обучения.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и творческой деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности педагога: создать каждому учащемуся ситуацию успеха, дать каждому возможность пережить радость коллективного достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

С педагогической точки зрения успех - это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики педагога, семьи.

Важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пере жить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя

Виталий Александрович Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует деятельность учащихся. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.

Технологические операции создания ситуаций успеха.

1. Снятие страха.

Назначение: Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценка окружающих

Речевая парадигма: «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»

2. Авансирование успешного результата

Назначение: Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его учащийся обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

Речевая парадигма: «У тебя обязательно получиться».

                                      «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах

Назначение: Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

        Речевая парадигма: «Возможно, лучше всего начать с ….»

        «Выполняя работу, не забудьте о… »

4. Внесение мотива

Назначение: Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения

Речевая парадигма: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться ... »

5. Персональная исключительность

Назначение: Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности

Речевая парадигма: «Только ты и мог бы .... »

«Только тебе я и могу доверить ... »

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой ... »

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение

Назначение: Побуждает к выполнению конкретных действий

Речевая парадигма: «Нам уже не терпится начать работу ... »

                                   «Так хочется поскорее увидеть ... »

7. Высокая оценка детали.

Назначение: Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали

Речевая парадигма: «Тебе особенно удалось сделать ... »

                                      «Больше всего мне в твоей работе понравилось ... »

Для формирования у обучающихся мотивации к достижению успеха, педагог должен соблюдать педагогические условия:

- задачи должны быть посильными для учащихся

-деятельность должна быть интересной и соответствовать уровню его притязаний

- в работе должны присутствовать задачи разной степени сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно большему числу учащихся.

Для создания ситуации успеха в своем объединении я пользуюсь технологическими операциями, описанными выше, также использую и другие речевые парадигмы, которые нужны для поддержки и поощрения. Потому что, любые, даже самые незначительные достижения должны поощряться педагогом.

Н-р: «У тебя получилось ... », «Ты делаешь это значительно лучше, чем вчера», «Продолжай работать также и добьешься большего», «Я знала, что ты сможешь это сделать», «Ты неузнаваема сегодня», «Замечательно», «Хорошая работа» и др.

Используемая литература:

1. статьи из Интернета

2. памятки для педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной одаренности обучающихся через создание ситуации успеха на занятии

Беляк Наталия Владимировна,МБОУ ДОД Центр детского творчества МО г. Саяногорск Социум и ребенок, как много вопросов вызывает этот тандем. Насколько успешной будет социализация подрастающего...

Деловая игра для педагогов дополнительного образования "Педагогические приемы создания ситуации успеха на занятиях объединений как реализация принципа опоры на положительное в человеке"

Цель - содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе приемов и методов создания ситуации успеха на занятиях, как одного из условий реализации принципа опоры на положител...

Создание ситуации успеха на занятиях

Создание ситуации успеха на занятиях...

Деловая игра«Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях объединений как один из факторов успешного освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы»

Деловая игра состоит  из серии индивидуальных  и групповых заданий, в ходе которых участники практически отрабатывают навыки создания ситуаций успеха на занятиях творческого объединения....

"Создание ситуации успеха на занятиях"

laquo;Успех - это умение двигаться, не теряя энтузиазма».Уинстон Черчилль....

Работа педагога дополнительного образования по созданию ситуации успеха на занятии

Выступление на районном методическом объединении по теме "Создание ситуации успеха каждого ребенка на занятиях в дополнительном образовании"...