Развитие творческих способностей детей “Развитие творчества в игре”
методическая разработка по теме

Выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий.

Игры-путешествия; этюды; игры-беседы; игры-импровизации; опыты, экспериментирование; ТРИЗ.

Три стадии развития творческого мышления: наглядно - действенное, причинное, эвристическое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей “Развитие творчества в игре”

Основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, концепция модернизации Российского образования.

Основной целью является выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий.

Задачи :

  1. создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения;
  2. развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, коммуникативных навыков обучающихся.

Ожидаемые результаты:

  1. развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии;
  2. развитие коммуникативных навыков детей, установление контактов между детьми, родителями и педагогами.

Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления и воображения игры-путешествия, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, – что дети читают стихи, поют песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

Этюды дают взрослому представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.

Игры-импровизации можно использовать, на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый только описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность.

Мини-этюды чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения очень просты, доступны. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.

Основные формы работы с детьми:

Игры-путешествия; этюды; игры-беседы; игры-импровизации; опыты, экспериментирование; ТРИЗ.

    Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Основными приоритетными направлениями  являются:

  1. Повышение разнообразия и качества предоставляемых дополнительного образования в соответствии с потребностями обучающихся и их родителей.
  2. Обновление содержания и технологий дополнительного образования.
  3. Использование новых обучающих систем и педагогических технологий.
  4. Развитие творческих способностей детей через игровую деятельность и интеграцию с другими видами деятельности.

Педагоги дополнительного образования могут включать предложенные игры в занятия, что будет способствовать улучшению развития у детей способности фантазировать, понимания закономерностей, облегчит решение сложных проблемных ситуаций.

Психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых занятиях или на индивидуальных встречах.

Родители могут использовать задания, которые можно выполнить дома с ребенком. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка.

Дети 5-6 лет уже способны к контролю своего поведения. Они также любят играть и двигаться. Они любят занимать главные роли в играх.

Дети 7 лет способны выполнять вербальные задания. Они с удовольствием рисуют и демонстрируют свои рисунки окружающим. Они уже достаточно хорошо анализируют свое внутреннее состояние.

Главное условие успешности работы – это умение и желание ведущего играть с детьми.

Кроме занятий можно использовать данные игры как часть занятия, или включать развивающие творческие игры в различные виды деятельности.

Три стадии развития творческого мышления: 

Выявленные учеными психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления. У учащихся способность к творчеству складываются  постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно. Исследования творчества учащихся позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления:
- наглядно - действенное; 
- причинное; 
- эвристическое. 

Наглядно - действенное мышление позволяет учащемуся понимать пространственные и временные отношения.Мышление рождается из действия. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления, на развитие фантазии. Можно назвать несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:
-четкое и ясное представление образов предметов; 
-хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление; 
-способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей; 
-способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами. 

 Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Причинное  мышление  связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Исследовательская активность учащихся на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления (Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. - М., 1955. С. 126-139 ). Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиций выдвинутых гипотез являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Оценка своей и чужой деятельности с точки зрения законов и правил природы и общества является критичностью мышления. С одной стороны, благодаря осознанию правил и законов, творчество учащихся становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей.
Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы.

Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.

Используемая литература:

  1. Бабаева Ю. Д. Эмоциональные процессы одаренных детей  //Эмоции, творчество, искусство: Тез. докл. междунар. симпозиума. – Пермь, 1997.
  2. Богоявленская Д. Б. Развитие творческих способностей. – М., 2001.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М., 1991.
  4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Матюшкин А. М. Творческий потенциал одаренности: структура и развитие //Психология сегодня. – М., 1996.
  6. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
  7. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. Вопросы психологии.1991. № 1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества». Работа по теме самообразования:

Работа по теме самообразования:  « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»....

Декоративно- прикладное творчество, как средство развития творческих способностей детей.

Статья о развитии творческих способностей детей, средствами декоративно- прикладного творчества в дополнительном образовании....

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам игры"

Одним  из  важнейших  факторов  творческого  развития  детей  является создание условий,  способствующих формированию их  творческих  способностей.Тво...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Развитие творческих способностей детей через различные виды декоративного творчества.

Развитие творческих способностей детей через различные виды декоративного творчества....

Игра как средство развития творческих способностей детей

Игровая деятельность имеет много общего с трудом,особенно. в детском возрасте. Но в процессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворения жизненных потребностей. Выделившись в отн...

Программа развития творческих способностей детей младшего и среднего возраста "Творчество рождает творца"

Программа "Творчество рождает творца" направлена на работу по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся младших и средних классов инструментальных отделений ДШИ. В программе о...