Тема методической разработки «Формирование патриотических чувств и нравственных качеств у обучающихся начальной школы посредством инновационных технологий».
методическая разработка по теме

Пархоменко Наталья Викторовна

Краткая аннотация

 

Многовековая, драматическая история нашего Отечества, имеющего протяженные границы и особое геополитическое положение, всегда была сопряжена с решением многосложных задач по защите своих рубежей и отстаиванию национальных интересов средствами и методами вооруженной борьбы. Поэтому не случайно укрепление обороноспособности страны стало важнейшей сферой деятельности государства, приоритетной задачей и священным делом всех россиян. При этом непреходящее значение имело формирование у всех слоев населения страны, особенно молодежи, готовности к защите Отечества.

         Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину.

 Покой, отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники - учителя, родители, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны.

Актуальность данной темы заключается в том, что педагогом дополнительного образования  распространяются интересные формы организации детского досуга с применением информационных технологий,  через которые происходит формирование патриотизма.

Новизна методической разработки заключается в том, что  развитие нравственно-патриотического воспитания происходит посредствам инновационных технологий  

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.

Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности - это не догма и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пархоменко Наталья Викторовна – педагог дополнительного образования

« Формирование  патриотических  чувств и нравственных качеств у обучающихся начальной школы посредством  инновационных технологий»

Управление образования администрации г. Белгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» г. Белгорода

        

Методическая разработка

Автор:   Пархоменко Наталья Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ:

I.Введение……………………………………………………………………3-5

II.Основная часть

  1. Психологические особенности младшего школьного возраста……………………………………………………………….6-7
  2. Роль семьи и педагога дополнительного образования в формировании патриотических чувств и нравственных качеств у обучающихся…………………………………………………………8-9
  3. Применение инновационных технологий педагогом дополнительного образования…………………………………………………………..9-10
  4. Приобретаемые навыки обучающимися …………………………..11
  5. Технологические особенности………………………………………11-12

III.Заключение……………………………………………………………….13

IV.Используемая литература……………………………………………….14

V.Приложение.

I.  ВВЕДЕНИЕ

Многовековая, драматическая история нашего Отечества, имеющего протяженные границы и особое геополитическое положение, всегда была сопряжена с решением многосложных задач по защите своих рубежей и отстаиванию национальных интересов средствами и методами вооруженной борьбы. Поэтому не случайно укрепление обороноспособности страны стало важнейшей сферой деятельности государства, приоритетной задачей и священным делом всех россиян. При этом непреходящее значение имело формирование у всех слоев населения страны, особенно молодежи, готовности к защите Отечества.

В этой связи становится все более неотложным решение задачи фундаментального и всеобъемлющего решения всего комплекса проблем, накопившихся в деятельности по воспитанию патриотизма, обеспечению готовности молодежи к выполнению гражданского и воинского долга по защите Отечества.

Реализация этой задачи невозможна без глубокого и серьезного осмысления всех тех вопросов, от решения которых зависит уровень организации и эффективность патриотического и военно-патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

 В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris - отечество) - это

стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

        Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину.

Покой, отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники - учителя, родители, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны.

        Главная цель методической разработки -  создать условия  для формирования  развития у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи:

1.Развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

     2. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

           

Новизна методической разработки заключается в том, что  развитие нравственно-патриотического воспитания происходит посредствам инновационных технологий.

 Актуальность данной темы заключается в том, что педагогом дополнительного образования  распространяются интересные формы организации детского досуга с применением информационных технологий,  через которые происходит формирование патриотизма.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности - это не догма и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.

        Основной упор в воспитательном процессе патриотизма младших школьников делается на  следующие психологические особенности этого возраста:

1  - их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. Смотры строя и песни, игра "Зарница", туристические походы, разнообразные спортивные соревнования, посвященные великому Дню Победы и многое другое - все это строится и держится на детской моторной активности. А сколько положительных эмоций приносят подобные мероприятия детям и взрослым;

2  -  дети это губка, впитывающая все новое, они просто ни дня жить не могут без новых ощущений и эмоций, запоминают их, воспроизводят, по нескольку раз пересказывая события прошедшего дня - это потребность в новых впечатлениях от каждого прожитого дня. Пригласив, на мероприятие ветеранов войны, которые грудью защитили страну в страшные годы Великой Отечественной войны, с их личными, дорогими сердцу военными наградами, бабушек и дедушек, чтобы они поделились своим прошлым, свои опытом, и можно увидеть  горящие детские глаза и неподдельный интерес;

3 - с большим энтузиазмом младшие школьники знакомятся с военной техникой, учатся вязать сложные морские узлы и наперебой отгадывать задания викторин! Все это можно и нужно использовать для воспитания из них настоящих граждан своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Подобрать интересные вопросы на викторину, подготовить яркую красочную компьютерную презентацию о родном крае с мультимедийными эффектами, даже создать свой небольшой видеоролик, привлекая родителей и старших школьников - вот те средства воздействия, при помощи которых можно донести каждому маленькому человечку роль патриотизма.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

РОЛЬ СЕМЬИ И ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ И НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ  

Патриотическое воспитание обучающихся всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной

связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.

Взаимодействие семьи и педагога дополнительного образования важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы учёбы.

Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.

Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и педагогов. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа.

         Родители  и педагоги воспитатели одних и  тех же детей, и результат воспитания нравственно-патриотической личности может быть успешным только тогда, когда педагог и родители станут союзниками.

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания

   Педагог дополнительного образования в  своей педагогической практике наряду с традиционными методами,  в настоящее время, должен использовать информационные технологии обучения, с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории  для каждогообучающегося, должен стремиться вдохновлять обучающегося на удовлетворение его познавательного интереса, поэтому главной задачей  педагога дополнительного образования является создание условий для формирования мотивации у обучающегося, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.

Педагогу дополнительного образования процесс организации обучения детей с использованием ИТ позволяет сделать:

- этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации материала, предлагаемого педагогом, делая его более понятным и доступным для обучающихся;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения материала в  индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации;

- осуществлять самостоятельную и  учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.

Таким образом,  применение современных информационных технологий  позволяет педагогу дополнительного образования повысить эффективность досуга  обучающегося, вовлечь родителей в подготовку к занятию или мероприятию, а также повысить уровень воспитания всесторонне развитой, творческой личности.

        

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НАВЫКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

 Каждое мероприятие, проводимое педагогом дополнительного образования, должно быть ориентировано на то, что обучающиеся овладеют определенными навыками. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

- осмысление цели мероприятия, его значимости для развития и самореализации личности;

- формирование у обучающихся интереса и уважения  к истории Отечества;

-  формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании детей и необходимости участия в совместных мероприятиях;

- возможность обучающимся попробовать свои способности, пути и способы их реализации в свободное время;

-  возрождения  традиций семейного воспитания  (в плане чествования ветеранов ВОВ, воинов афганцев, рядовых солдат)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

В настоящее время новые информационные технологии  является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения.  Они могут реализоваться в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

При реализации данного мероприятия   надо   учитывать, что необходимо  использовать  оборудование:

-  актовый зал,  в котором находятся стол, стулья;

- оформление актового зала к мероприятию;

-  компьютер;

-  проектор;

-  колонки;

-  экран;

-  музыкальный центр;

-  аудиозапись  музыкального произведения «Тучи в голубом».

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан.

З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63

4. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004. - 83с.

5. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! - М.: Новая школа, 1996.

6. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.1973.

7. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

8. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101

9. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

10. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.

11. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогического потенциала творчества А.Е.Кулаковского в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся на интегрированный уроках по истории

Проблема переизбытка информации, обилие недостоверной информации с которыми в век информации сталкивается каждый школьник является одной из самых важных. Ведь не правильное использование информа...

Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся

Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихсяМ.В. Шамбанович,г. Белово, Кемеровская обл. К сожалению, события последнего времени в политике, экон...

Методическая разработка «Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе».

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Игра формирует устойчивый интер...

Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры в начальной школе

Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры в начальной школе...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...