Программа библиотечного кружка
рабочая программа по теме

Филатова Наталья Владимировна

ПРОГРАММА  БИБЛИОТЕЧНО-ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ КНИГА» ПО КУРСУ «БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ» (1 год обучения для учащихся 3-5 кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

 БИБЛИОТЕЧНО-ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ КНИГА»

ПО КУРСУ «БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ»

№ п/п

Название и конспект темы

Цель, содержание темы, форма проведения

Кол-во часов

1

Роль книги в жизни общества и великих людей. Похвала книге. Бережное отношение к книге.

Цель: формирование  у учащихся необходимости общения с книгой, печатным словом.

Наглядные примеры из жизни ученых и писателей о роли книги. Высказывания о книге. Народная мудрость о пользе книг.

Форма проведения: беседа-диалог.

2

2

История книги. Материал для передачи информации. Рукописные книги. Печатные книги. Этапы развития книжного дела.

Цель: расширение знаний о книге и книгоиздательском деле.

Эволюция материалов для письма и сохранения информации. Этапы развития книгопечатного и книгоиздательского дела. Первопечатники. Путь книги от писательской рукописи до читателя.

Форма проведения: лекция, исторический экскурс, практическая работа «Создай свою книгу»

10

3

История библиотек. Древнейшие и известнейшие библиотеки мира. Функционирование библиотеки. Понятия «библиотека», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал».

Цель: расширение знаний о библиотеке и библиотечном деле.

Появление и этапы развития библиотек. Самые известные библиотеки мира. Роль и назначение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал», «открытый доступ», «библиотечный фонд».

Форма проведения: лекция, исторический экскурс, практикум.

10

1 год обучения


4

Структура книги. Внешние и внутренние элементы книги. Как построена книга.

Цель: формирование навыков самостоятельной работы с книгой, углубление знаний учащихся о книге, о том, как книга может сама рассказать о себе.

Кто  и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Форма проведения: рассказ, работа с личным словариком.

4

5

Искусство книги. Иллюстрирование книги. Миниатюры, гравюры, буквицы. Сказка в русской живописи. Профессия: художник-иллюстратор.

Творческое задание по иллюстрированию.

Цель:  Углубление знаний о структуре книги, иллюстрация как элемент книги.

Роль и значение иллюстраций. Виды иллюстрирования текста. Суть профессии иллюстратора. Знаменитые иллюстраторы детских книг (Ю.Васнецов, И. Билибин, Т. Маврина, Л. Владимирский, В. Чижиков). Писатели и художники в одном лице (Е. Чарушин, В.Сутеев, Э. Сетон-Томпсон).

Форма проведения: рассказ, работа с личным словариком, урок творчества.

6


6

Современные материалы для передачи информации. Аудиокниги. Электронные книги.

Цель: знакомство с новыми средствами передачи и хранения информации.

Книга в XXI веке. Новый книжный формат. Аудиокниги. Электронные книги.

Форма проведения: лекция.

2

7

Новое явление на книжном рынке - НЕОкниги. Книги-рекордсмены.

Цель: знакомство с новым понятием, расширение знаний о формах и видах книг.

Понятие «Неокниги», их классификация. Необычные книги и книги-рекордсмены.

Форма проведения: рассказ, презентация.

2

8

Читательская биография – дневник чтения. Запись о прочитанном. Читательский отзыв. Навыки творческого чтения.

Цель: обучение правилам ведения дневника чтения и написания отзыва на книгу,  навыков самостоятельной работы с текстом.

Возможная форма ведения дневника (автор, заглавие, основные действующие лица, сюжет, какое впечатление произвела, запомнившиеся факты, эпизоды, выражения). Оформление дневника (иллюстрации, коллаж).

Отзыв о книге как один из видов записи о прочитанном. Отзыв – продуманное мнение о книге.

Форма проведения: беседа-консультация, практическое занятие, конкурс на лучший отзыв.

4


9

Справочная литература. Структура справочной литературы. Обучение умению ею пользоваться.

Цель: расширение знаний о справочной литературе, привитие интереса к справочной литературе, обучение умению ею пользоваться.

Типы справочных изданий для школьников. Главная справочная книга – энциклопедия (греч. – круг знаний). Структура изданий в целом и отдельных томов. Основное отличие – расположение материала не по алфавиту, а в соответствии с областью знания, каждой из которых посвящен отдельный том. Основные правила пользования детскими энциклопедиями. Справочники (краткие сведения информационного, научного, прикладного характера). Словари, их структура и принципы работы с ними. Энциклопедические словари.

Форма проведения: беседа-консультация, практикум, турнир «Сумей найти».

4

10

Основные виды и жанры художественной литературы

Цель: расширение знаний о многообразии жанров художественной литературы, навыков самостоятельной работы с текстом.

Истоки современной литературы – фольклор и его жанры. Баллада. Рассказ. Приключенческий роман. Роль природы в художественной литературе. Смешное в литературе.

Форма проведения:  беседа-диалог, практикум.

8


11

Научно-популярные книги. Их отличие от художественной литературы

Цель: расширение знаний о многообразии видов литературы, навыков самостоятельной работы с текстом.

Специфика научно-популярной литературы. Методы работы с книгами научно-популярного содержания.

Форма проведения:  беседа-диалог, практикум.

2

12

Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталоги. Картотеки. Алгоритм поиска информации.

Цель: обучение самостоятельному поиску информации.

СБА школьной библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Знакомство с  библиографическим описанием изданий. Систематическая картотека статей, ее структура. Другие картотеки. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке.

Новые средства распространения информации: электронный каталог как усовершенствованный аналог карточного каталога.

Форма проведения: лекция, тренинг-практикум, библиографическая игра «Найди книгу».

8


13

Периодические издания. Понятие «прессы»; разнообразие прессы; ее содержание; методика ее использования.

Цель: дать информацию о разнообразии репертуара прессы, показать методику ее использования, привить интерес к периодическим изданиям.

Газеты и журналы как печатные издания, отличие их от книг. Гуманистические традиции русской периодики. Создатели газет и журналов, основные жанры (репортаж, заметка, статья, очерк, интервью), расположение материалов. Тематическая библиографическая информация в периодике. Справочный отдел последнего номера в году. Использование материалов периодики в учебном процессе.

Форма проведения: беседа-просмотр, обзор, работа с личным словарем.

4

14

Методы работы с информацией. Техника интеллектуального труда. Конспектирование. Оформление реферата, доклада и проч.

Цель: обучить методике составления плана книги, статьи, конспекта, тезисов, списка использованной литературы.

Цель чтения, деловое чтение. Методы самостоятельной работы с книгой, статьей. Способы чтения: ознакомление, выборочное чтение, сплошное чтение. Изучение прочитанного, ведение записей: выписки, план, тезисы, конспект (его виды). Оформление, систематизация конспектов, цитат, тезисов, журнальных вырезок. Методика составления списка использованной литературы.

Форма проведения: лекция, беседа-консультация, индивидуальный тренинг.

6


15

Оформление творческих работ

Цель: закрепление полученных знаний через творческие работы учащихся.

Форма проведения: выставочная работа творческих проектов.

4



ИТОГО: 76ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

Программа химического кружка «Исследователи»

Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...

Программа работы кружка "Фантазия"

Реализация данной программы направлена на работу с таким материалом как кожа....

Программа поэтического кружка "Живое слово"

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного ...

Образовательная программа вокального кружка "Серебряные нотки"(в рамках ФГОС)

Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. В первых классах было выделено три часа в неделю для занятий вокальной дея...

Программа краеведческого кружка "Следопыт"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...

Рабочая программа библиотечного клуба "В начале было Слово"

Рабочая программа внеурочной деятельности - библиотечного клуба "В начале было слово" рассчитана на 17 часов, предназначена для учащихся 8-11 классов. аннотация подробнее излагается в докуме...