Главные вкладки

    Рабочая программа по теме:
    Программа библиотечного кружка

    Филатова Наталья Владимировна

    ПРОГРАММА  БИБЛИОТЕЧНО-ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ КНИГА» ПО КУРСУ «БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ» (1 год обучения для учащихся 3-5 кл.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    programma_kruzhka.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА

     БИБЛИОТЕЧНО-ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ КНИГА»

    ПО КУРСУ «БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ»

    № п/п

    Название и конспект темы

    Цель, содержание темы, форма проведения

    Кол-во часов

    1

    Роль книги в жизни общества и великих людей. Похвала книге. Бережное отношение к книге.

    Цель: формирование  у учащихся необходимости общения с книгой, печатным словом.

    Наглядные примеры из жизни ученых и писателей о роли книги. Высказывания о книге. Народная мудрость о пользе книг.

    Форма проведения: беседа-диалог.

    2

    2

    История книги. Материал для передачи информации. Рукописные книги. Печатные книги. Этапы развития книжного дела.

    Цель: расширение знаний о книге и книгоиздательском деле.

    Эволюция материалов для письма и сохранения информации. Этапы развития книгопечатного и книгоиздательского дела. Первопечатники. Путь книги от писательской рукописи до читателя.

    Форма проведения: лекция, исторический экскурс, практическая работа «Создай свою книгу»

    10

    3

    История библиотек. Древнейшие и известнейшие библиотеки мира. Функционирование библиотеки. Понятия «библиотека», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал».

    Цель: расширение знаний о библиотеке и библиотечном деле.

    Появление и этапы развития библиотек. Самые известные библиотеки мира. Роль и назначение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал», «открытый доступ», «библиотечный фонд».

    Форма проведения: лекция, исторический экскурс, практикум.

    10

    1 год обучения


    4

    Структура книги. Внешние и внутренние элементы книги. Как построена книга.

    Цель: формирование навыков самостоятельной работы с книгой, углубление знаний учащихся о книге, о том, как книга может сама рассказать о себе.

    Кто  и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

    Форма проведения: рассказ, работа с личным словариком.

    4

    5

    Искусство книги. Иллюстрирование книги. Миниатюры, гравюры, буквицы. Сказка в русской живописи. Профессия: художник-иллюстратор.

    Творческое задание по иллюстрированию.

    Цель:  Углубление знаний о структуре книги, иллюстрация как элемент книги.

    Роль и значение иллюстраций. Виды иллюстрирования текста. Суть профессии иллюстратора. Знаменитые иллюстраторы детских книг (Ю.Васнецов, И. Билибин, Т. Маврина, Л. Владимирский, В. Чижиков). Писатели и художники в одном лице (Е. Чарушин, В.Сутеев, Э. Сетон-Томпсон).

    Форма проведения: рассказ, работа с личным словариком, урок творчества.

    6


    6

    Современные материалы для передачи информации. Аудиокниги. Электронные книги.

    Цель: знакомство с новыми средствами передачи и хранения информации.

    Книга в XXI веке. Новый книжный формат. Аудиокниги. Электронные книги.

    Форма проведения: лекция.

    2

    7

    Новое явление на книжном рынке - НЕОкниги. Книги-рекордсмены.

    Цель: знакомство с новым понятием, расширение знаний о формах и видах книг.

    Понятие «Неокниги», их классификация. Необычные книги и книги-рекордсмены.

    Форма проведения: рассказ, презентация.

    2

    8

    Читательская биография – дневник чтения. Запись о прочитанном. Читательский отзыв. Навыки творческого чтения.

    Цель: обучение правилам ведения дневника чтения и написания отзыва на книгу,  навыков самостоятельной работы с текстом.

    Возможная форма ведения дневника (автор, заглавие, основные действующие лица, сюжет, какое впечатление произвела, запомнившиеся факты, эпизоды, выражения). Оформление дневника (иллюстрации, коллаж).

    Отзыв о книге как один из видов записи о прочитанном. Отзыв – продуманное мнение о книге.

    Форма проведения: беседа-консультация, практическое занятие, конкурс на лучший отзыв.

    4


    9

    Справочная литература. Структура справочной литературы. Обучение умению ею пользоваться.

    Цель: расширение знаний о справочной литературе, привитие интереса к справочной литературе, обучение умению ею пользоваться.

    Типы справочных изданий для школьников. Главная справочная книга – энциклопедия (греч. – круг знаний). Структура изданий в целом и отдельных томов. Основное отличие – расположение материала не по алфавиту, а в соответствии с областью знания, каждой из которых посвящен отдельный том. Основные правила пользования детскими энциклопедиями. Справочники (краткие сведения информационного, научного, прикладного характера). Словари, их структура и принципы работы с ними. Энциклопедические словари.

    Форма проведения: беседа-консультация, практикум, турнир «Сумей найти».

    4

    10

    Основные виды и жанры художественной литературы

    Цель: расширение знаний о многообразии жанров художественной литературы, навыков самостоятельной работы с текстом.

    Истоки современной литературы – фольклор и его жанры. Баллада. Рассказ. Приключенческий роман. Роль природы в художественной литературе. Смешное в литературе.

    Форма проведения:  беседа-диалог, практикум.

    8


    11

    Научно-популярные книги. Их отличие от художественной литературы

    Цель: расширение знаний о многообразии видов литературы, навыков самостоятельной работы с текстом.

    Специфика научно-популярной литературы. Методы работы с книгами научно-популярного содержания.

    Форма проведения:  беседа-диалог, практикум.

    2

    12

    Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталоги. Картотеки. Алгоритм поиска информации.

    Цель: обучение самостоятельному поиску информации.

    СБА школьной библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Знакомство с  библиографическим описанием изданий. Систематическая картотека статей, ее структура. Другие картотеки. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке.

    Новые средства распространения информации: электронный каталог как усовершенствованный аналог карточного каталога.

    Форма проведения: лекция, тренинг-практикум, библиографическая игра «Найди книгу».

    8


    13

    Периодические издания. Понятие «прессы»; разнообразие прессы; ее содержание; методика ее использования.

    Цель: дать информацию о разнообразии репертуара прессы, показать методику ее использования, привить интерес к периодическим изданиям.

    Газеты и журналы как печатные издания, отличие их от книг. Гуманистические традиции русской периодики. Создатели газет и журналов, основные жанры (репортаж, заметка, статья, очерк, интервью), расположение материалов. Тематическая библиографическая информация в периодике. Справочный отдел последнего номера в году. Использование материалов периодики в учебном процессе.

    Форма проведения: беседа-просмотр, обзор, работа с личным словарем.

    4

    14

    Методы работы с информацией. Техника интеллектуального труда. Конспектирование. Оформление реферата, доклада и проч.

    Цель: обучить методике составления плана книги, статьи, конспекта, тезисов, списка использованной литературы.

    Цель чтения, деловое чтение. Методы самостоятельной работы с книгой, статьей. Способы чтения: ознакомление, выборочное чтение, сплошное чтение. Изучение прочитанного, ведение записей: выписки, план, тезисы, конспект (его виды). Оформление, систематизация конспектов, цитат, тезисов, журнальных вырезок. Методика составления списка использованной литературы.

    Форма проведения: лекция, беседа-консультация, индивидуальный тренинг.

    6


    15

    Оформление творческих работ

    Цель: закрепление полученных знаний через творческие работы учащихся.

    Форма проведения: выставочная работа творческих проектов.

    4



    ИТОГО: 76ч.