Самоанализ урока на тему "Художественные функции аккомпанемента на примере вокального репертуара"
методическая разработка (6 класс) по теме

Самоанализ к уроку для аттестации на первую категорию в качестве концертмейстера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_efremovoy_po_predmetu_konc_gotovyy.docx.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по предметам «Аккомпанемент» и «Сольное пение» концертмейстера муниципального бюджетного образовательного  учреждения  дополнительного образования детей                                                                                                             «Детская школа искусств им.А.М. Кузьмина»                                                                                           Ефремовой Ирины Александровны.

Дата 06.03.2013г

      Урок проведён с обучающейся 5 класса Семёновой Дашей (ОЭО  предмет по выбору «Сольное пение») и Мирзоевой Мариной 6 класс фортепианное отделение по адаптированным рабочим программам «Музыкальный инструмент. Фортепиано», «Фортепианный ансамбль», «Чтение с листа», «Аккомпанемент».   Отметим, что тема урока звучит, как «Художественные функции аккомпанемента на примере вокального репертуара» название урока можно сформулировать проще: «Творческое музицирование как важный фактор успешного пианистического развития».

Тема урока: «Художественные функции аккомпанемента  на примере вокального репертуара»                                                                                                                      Цель урока: «Раскрытие  музыкально-художественного замысла вокальных    произведений средствами музыкальной выразительности»                                                    

Задачи урока:

Обучающие:  

-формирование концертмейстерских навыков, знаний и умений                                                             -работа над партией аккомпанемента (применение пианистических приёмов)                                                                                                                                                     -работа над динамическим планом в произведении;                                                                              -работа над кульминацией;                                                                                                             -создание единого эмоционального состояния;                                                                            -работа над единым темпом, движением музыкального материала;                                                     -научить молодого концертмейстера приёму «предслышания».                                                                                                                      

Развивающие:

-развитие музыкальных способностей;                                                                                                 -развитие музыкальной  памяти;                                                                                                                        -развитие музыкального  мышления и воображения;                                                                                -развитие сценической выдержки;                                                                                                         -развитие чувства партнерства                                                                                                          

Воспитательные:  

-воспитание интереса к музыкальному искусству;                                                                           -воспитание  исполнительской культуры, эстетического вкуса,  сознательного отношения  к музыкальному произведению                                                                                                          -воспитание слухового контроля ;                                                                                                     -воспитание умения  быть равноценным партнёром;                                                                                 -привить любовь к музицированию.

Формирование УУД

Личностные умения:

  1. углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни  вокального жанра;
  2. проявление учебно–познавательного интереса к выполнению  заданий.

Регулятивные умения:

  1. выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;                                         оценка результатов работы партнерства: умение отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные умения:    

  1. применение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и    творчества;
  2. структурирование знаний  в плане отличия того что выучено и того чего надо ещё добиться; обобщение знаний по отработанному репертуару; передача содержания и настроения музыкального материала с помощью сценической выдержки, слухового контроля.

Коммуникативные умения:

  1. участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  2. планирование учебного сотрудничества;
  1. освоение методов и принципов коллективной музыкально – творческой и игровой деятельности.

      В работе педагога - пианиста соединяются две разнообразные формы работы: преподаватель и концертмейстер.  В учебный план «Фортепиано» входит предмет «Аккомпанемент», где преподаватель учит юного пианиста основам концертмейстерского дела.   Мирзоева Марина – учащаяся 6 класса фортепианного отделения,   по предмету «Аккомпанемент» занимается первый год. На уроке работали над произведением  Ж.Векерлена  «Менуэт Экзоде».         С  позиции  учебно-технологической  суть  замысла  урока  состоит  в  применении  основных  музыкальных  понятий, штриховой  техники и технических  приёмов.  

При  этом придерживаясь   следующих  образовательных  технологий:                                                                                                        - Диалогового общения;                                                                                                                                - Индивидуализации  обучения.                                      

      На данном  этапе в построении  урока активно привлекались проблемные ситуации, позволяющие включать  обучающуюся  в процесс решения  исполнительских задач. На уроке мы использовали метод сравнения. Проведение аналогий и поиск различий позволило мне активизировать мышление ученицы, развивать её исполнительскую фантазию,  научить анализировать свою игру.

 Методы,   использованные  на  уроке:                                                                                                         

  1. словесно-индуктивный,                                                                                                                                  
  2. частично-поисковый,                                                                                                                                                                      
  3. творческий,
  4. размышления о музыке (стиль, эпоха).                                                                                                                            

      Содержание  урока  адекватно  педагогическим  требованиям, теме  и целям  урока.  Структура   урока  соответствует  типу  урока.  Урок  отличается  целостностью, эмоциональной  атмосферой  познания. Применяемые  методы   соответствуют  задачам, поставленным  на  уроке. Они  развивают  внимание, воображение и  фантазию. Методика урока   адекватна  особенностям  репертуара.       В  работе  с  ученицей учитывались    индивидуальные  способности   и   стремления  к  выполнению поставленных  задач.

 Эффективность  реализации  цели  и задач  урока                                                                      

     Выполнению  цели  урока способствовали  обучающие, развивающие  и  воспитательные задачи.   Воспитательные  задачи  во  время  урока  осуществлялись  через  создание  творческой,  деловой   атмосферы,  в  сочетании  требовательности  и  уважения  к  личности  ученицы.  Считаю,  что самое  главное  дать  ученикам проявить  свою  индивидуальность  и  вкус.  Для   того  чтобы  раскрыть  в  ребёнке  его  индивидуальность, развить  музыкальные  способности,  необходимо  научить  его  самостоятельно  мыслить  и  работать,  чтобы  он  чувствовал  потребность  в  анализе  собственной   игры  и  умел  исправить  собственные ошибки.

     На протяжении урока велась постоянная работа над формированием навыков игры

аккомпанемента. Один из важных моментов в работе аккомпаниатора – это исполнение сольных фраз (у нас это вступление), необходимо  научить Марину создать точное настроение произведения  в сольном исполнении, а затем суметь и передать мелодическую линию, характер и музыкальный образ  солисту. Сложностью для молодого концертмейстера было точно и мягко, дослушивая окончание  вступления,  перейти из ritenutoв первоначальный темп. Добиться хорошего результата в данной работе возможно только через слуховой контроль  обучающейся. В «Менуэте» через динамическое развитие Марине удалось совместно с солистом выполнить кульминацию песни.  При контрольном исполнении «Менуэта»  Марине удалось найти верный  тембр, мягкость в звучании  аккомпанемента, но всё же, третья слабая доля несколько раз задерживалась более глубоко, чем необходимо. На последующих уроках будет проводиться работа над более совершенным исполнением аккомпанемента.

Высокий темп и разнообразие приемов работы помогали учащейся работать с полной отдачей. Был создан творческий союз солиста и аккомпаниатора. При совместном исполнении произведения были достигнуты ритмическая согласованность, единство штрихов, динамическое равновесие концертмейстера и солиста.  На замечания преподавателя учащаяся реагировала адекватно. Аккомпанировать солистам это иная форма для юного пианиста - солиста, открытие новых граней исполнительства на фортепиано, новый этап в приобретении  навыков. Марина с увлечение занимается по предмету «Аккомпанемент», ей нравиться учиться аккомпанировать.

    Семёнова  Даша готовит для выступления на конкурсе два произведения: де Капуа «О, моё солнышко», Г.Грегори «В груди моей надежда». Ученица обладает хорошими музыкальными данными: чисто интонирует, имеет красивый тембр голоса, хорошую память (в том числе и музыкальную), дисциплинированна, организованна,  воспитана. На уроке сначала была дана возможность обучающейся исполнить все произведение целиком,  после анализа исполнения работа велась над сменой характера и настроения в  разных частях произведения (предложений, куплета и припев). Через динамическое развитие, удалось подойти к кульминации в вокальном произведении и прочувствовать подъём настроения, эмоций в ансамбле солиста и концертмейстера. Очень важно научить  исполнять молодого вокалиста свое партию legato на фоне стаккатного  аккомпанемента, когда противопоставляется партия солиста горизонтальному звуковедению партии рояля.   Работая с  Дашей  над арией «В груди моей надежда» мы старались вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст. Через рассуждения, беседу об эпохе, стиле, национальных особенностях удалось найти для ребенка правильный эмоциональный  настрой в музыке. Образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но  и через слово. Для успешного  обучения я  придерживаюсь важнейших  принципов музыкальной  педагогики – принципа  систематического и  последовательного  обучения, принципа  сознательного  усвоения  знаний, поощряя  успехи  обучающихся, пусть  даже  самые  маленькие. Таким  образом,  урок  представляет  собой  целостную  систему исполнении музыкальных произведений

 Подведя итоги урока, хотелось бы отметить следующее:

    Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Урок прошел в доброжелательной обстановке, темп урока  соответствовал   возрасту  обучающихся -  умеренный. Атмосфера на уроке была творческой, учащиеся активно вступали в беседу, в разные виды деятельности,   были  доброжелательными,  откликались  на  каждый  взгляд,  жест,  задания  выполняли  с  энтузиазмом.  Само  поведение  детей  говорило  о  том,  что они относятся  к  предмету  с  интересом.

     Видеоурок обрамляют три концертных номера из архива обучающихся. В первом из них выступает вокальный ансамбль «Концертино», с которым я работаю концертмейстером уже 10 лет. Мы очень много выступаем на школьных, городских концертах, участвуем  в вокальных конкурсах всероссийского и международного уровней. Во втором концертном номере сольную партию исполняет преподаватель Акименко Е.В.,  концертмейстер – моя воспитанница 7 класса Чёботова Виктория. Третий концертный номер - это выступление выпускников моего класса, итог музицирования.  Выступает трио: солист - обучающаяся 7 класса Пантя Анна, партия на ударных инструментах (предмет по выбору)- обучающаяся 8 класса Мазун Анна, партия фортепиано - обучающаяся 8 класса Роппельт Авина. Все эти девочки обучаются в моём классе на фортепианном отделении.

Список использованной литературы

  1. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.
  2. Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. – М.: Музыка, 1987.
  3. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб.статей: Вып.3/Ред. – сост. А.Лагутин. – М.:Музыка, 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема подбора вокального репертуара для студентов музыкального отделения МОМПК

Основной задачей данной методической работы является обобщение опыта вокальной педагогики в вопросе подбора репертуара для сольного исполнительства и адаптация его к условиям образовательного пр...

"Уроки вдохновения". Раскрытие темы урока на вокальном репертуаре.

Пачкина Ольга Владимировнаучитель высшей категорииМАОУ лицей пгт АфипскийМО Северский районКраснодарского края.Стаж работы учителем музыки - 31 годМноголетний опыт работы учителем музыки позволил созд...

Самоанализ урока по геометрии по теме: "Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение".

Урок проведен в 7а классе. Количество учащихся 19. На уроке присутствовали 16 учащихся. Данный урок является первым в изучении темы «Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение»....

Пример самоанализа урока

Приведен самоанализ урока физики по теме "Скорость при равноускоренном движении"...

Самоанализ урока информатики в 11 классе «Исследование физической модели на примере движения тела, брошенного под углом к горизонту. Формальная модель»

Данный урок проводился в 11 А классе МБОУ «СОШ №1»,  класс информационно-технологического профиля. Учебник «Информатика и ИКТ» под редакцией Н.Д. Угриновича, авторской программы  основного...

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ РЕПЕРТУАРОМ

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ РЕПЕРТУАРОМ...