Модифицированная образовательная программа «Бумажные фантазии»
методическая разработка на тему

Миклашова Татьяна Александровна

 

  Содержание программы представленно различными видами трудовой деятельности  и направленна на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с бумагой различных видов, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

·                   Программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

·                   Возраст детей, участвующих в реализации программы  -  7-8 лет;

·                   Срок реализации программы  - 2 год;

·                   Программа рассчитана на 34 часа в год

·                   Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу

Программа включает тематическое планирование материала для 1 и 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantaziya_1-2kl._miklashova_.docx44.57 КБ

Предварительный просмотр:

Модифицированная образовательная программа

 «Бумажные фантазии»

Возраст детей: 7 – 8 лет

Срок реализации программы: 2 год

Автор – составитель:

Миклашова Татьяна Александровна,

учитель технологии

БОУ г. Омска « СОШ № 77».

Омск   2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Основные идеи программы

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим

Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой  (оригами, квиллинга  и др.), как художественного способа конструирования из бумаги.  

Задачи:

  1. формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;
  1. воспитание эстетического вкуса;
  2. выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
  3. совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
  4. приобретение навыков учебно-исследовательской работы
  5. создание условий, способствующих успешности каждого ребенка, в соответствии с его возможностями;
  6. формирование духовного мира ребенка, его личностных ценностей.
  7. воспитание коммуникабельности, чувства коллективизма.

Обучающие:

  1. Закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  1.  Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  2. Продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  3.  Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
  4. Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
  5. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами                                ( квиллинга, оригами и др.)
  6. Обучать различным приемам работы с бумагой.
  7. Формировать умения следовать устным инструкциям.
  8.  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  1. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  4. Развивать пространственное воображение.
  5. Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;
  6. Формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
  7.  Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях
  8.  Развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитательные:

  1. Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  1. Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
  2. Добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
    Воспитывать интерес к искусству квиллинга, оригами и др.
  3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  4. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  5.  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

  1. доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  1. наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  2. демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  3. научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  4. “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

  1. традиционные,
  1. комбинированные и практические занятия;
  2. лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе;

– в школе.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

  1. познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
  1. познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
  2. овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
  3.  научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  4.  научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  5. познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);
  6. научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
  7.  получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представленно различными видами трудовой деятельности  и направленна на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с бумагой различных видов, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

  1. Программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
  1. Возраст детей, участвующих в реализации программы  -  7-8 лет;
  2. Срок реализации программы  - 2 год;
  3. Программа рассчитана на 34 часа в год
  4. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу

Учебно-тематический план

Программа определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия обучающиеся под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

Тематическое планирование материала 1 класс.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Теоретиче ских

Практи ческих

всего

1

 Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

2

-

2

2

 Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

1

1

2

3

Плоскостные композиции из
бумаги

3

6

9

а)

аппликация

1

2

3

б)

художественное вырезание

1

2

3

в)

мозаика из бумаги

1

2

        3

4

Оригами

2

8

10

а)

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии оригами

1

1

2

б)

Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами

1

1

2

в)

Изготовление плоских фигурок в технике оригами

3

3

г)

Изготовление объемных фигурок в технике оригами

3

3

д)

Изготовление модульного оригами

е)

Выполнение коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами

5

Бумагопластика или объемное
конструирование

1

4

5

а)

объемные изделия из упаковочных коробок

б)

конструирование игрушек из
цветной бумаги

1

4

5

6

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

а)

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

б )

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.

в)

Изготовление цветов в технике квиллинга

г)

Изготовление животных в технике.

7

Другие виды работ с бумагой

2

4

6

а)

 Изготовление сувениров к празднику.

1

2

3

б)

Изготовление праздничных открыток

1

2

3

Итого:

11

23

34

Тематическое планирование материала 2 класс.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Теоретиче ских

Практи ческих

всего

1

 Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

2

-

2

2

 Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

1

1

2

3

Плоскостные композиции из
бумаги

3

6

9

а)

аппликация

1

2

3

б)

художественное вырезание

1

2

3

в)

мозаика из бумаги

1

2

3

4

Оригами

2

8

10

а)

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии оригами

1

1

2

б)

Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами

в)

Изготовление плоских фигурок в технике оригами

г)

Изготовление объемных фигурок в технике оригами

1

3

4

д)

Изготовление модульного оригами

2

2

е)

Выполнение коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами

2

2

5

Бумагопластика или объемное
конструирование

       2

2

а)

объемные изделия из упаковочных коробок

1

1

б)

конструирование игрушек из
цветной бумаги

1

1

6

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

2

4

6

а)

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

1

1

2

б )

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1

1

2

в)

Изготовление цветов в технике квиллинга

1

1

2

7

Другие виды работ с бумагой

1

2

3

а)

 Изготовление сувениров к празднику.

1

1

3

б)

Изготовление праздничных открыток

1

3

Итого:

11

23

34

Содержание программы

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности

Беседа по ознакомлению детей с особенностями кружка, требования к поведению уч-ся во время занятий, соблюдение порядка на рабочем месте, знакомство с правилами безопасности и их выполнение..

Как родилась бумага. Сколько у бумаги  родственников  

Рассказ-беседа о бумаге. Виды бумаги, родственники бумаги, как работать с бумагой и что можно сделать из бумаги. Какие инструменты нужны при работе с бумагой.

  Плоскостные композиции из бумаги

Дети узнают много нового об аппликации и научатся ее изготовлять, узнают об художественном вырезывании,и о мозаике из бумаги.

  1. Аппликация;
  1. художественное вырезание;
  2.  мозаика из бумаги.

Оригами

Что такое оригами и откуда пришла к нам эта техника работы с бумагой, с волшебными свойствами бумаги и с  историей возникновения технологии оригами; познакомятся с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами; научатся изготовлению объемных фигурок в технике оригами; изготовлению модульного оригами;выполнению коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами.

  1. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии  оригами;
  1. Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами;
  1. Изготовление плоских фигурок в технике оригами;
  2. Изготовление объемных фигурок в технике оригами;
  3. Изготовление модульного оригами;
  4. Выполнение коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами.

Бумагопластика или объемное конструирование

В данном разделе дети научатся объемному конструированию

  1. объемные изделия из упаковочных коробок;
  1. конструирование игрушек из цветной бумаги.

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга

Что такое квиллинг? История его возникновения и о возникновении технологии бумагокручения ребята познакомятся в этом разделе программы. Научатся изготавливать цветы и животных в технике квиллинга.

  1. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.
  1. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.
  2. Изготовление цветов в технике квиллинга
  3. Изготовление животных в технике.

Другие виды работ с бумагой

В данном разделе дети научатся делать сувенирные  и праздничные открытки и сувениры к праздникам.

  1. Изготовление сувениров к празднику;
  1. Изготовление праздничных открыток

Методическое обеспечение учебного курса

 

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: устное изложение, рассказ, лекции, аналитические и эвристические беседы, работа с наглядными пособиями т.д., наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  1. наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  2. практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  1. репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Предполагаемый  результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга, оригами;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, оригами   пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга, оригами;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Литература

1. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких»  Санкт-Питербург,  ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011г.

2. Агапова И., Давыдова М. «100 лучших оригами для детей». Москва, Издательство Лада, 2010 г.

3.  Жихарева О.М. « Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал». Москва, Издательство Гном, 2011г.

4. Гончар Д.Е. Бумажная планета. М.:1990 г.

5.  Ступак  Е. « Оригами. Подарки к праздникам». , Москва , АЙРИС ПРЕСС, 2010г.
6.  Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.

7. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. – Москва, АЙРИС-ПРЕСС, 2006

8.  Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4-е издание. – Москва, АЙРИС-ПРЕСС, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Бумажная фантазия"

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной образовательной направленности «Бумажная фантазия». Возраст детей – 8 – 12 лет, срок обучения – 2 года.Цель...

Дополнительная образовательная программа "Бумажная фантазия"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бумажная фантазия"....

Дополнительная образовательная программа Бумажная филигрань

Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная филигрань» составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.  Программа «Бумажная филигрань» ...

Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажные фантазии»

Новизна программы заключается в синкретизации разных техник бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация), изобразительного и ...

Дополнительная образовательная программа "Бумажный мир"

Программа «Бумажный мир» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поисти...

Дополнительная общеобразовательная программа "Бумажные фантазии "

Программа "Бумажные фантазии " художественной направленности, предназначена для обучающихся 7-10 лет. Срок реализации 2года. Программа не только учит обучающихся приемам работы с бумагой, ис...

Дополнительная общеразвивающая программа "Бумажные фантазии"

Дополнительная общеразвивающая программа"Бумажные фантазии" Направленность: художественнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихся: 7 – 10 летСрок реализации программ...