Методическая разработка "Газетные жанры. Интервью."
методическая разработка (7 класс) по теме

Цветкова Маргарита Михайловна

Методическая разработка учебного занятия творческого объединения юных журналистов по теме "Газетные жанры. Интервью." Показана работа в группах над интервью, ролевая игра, составление синквейнов и кластера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_intervyu.docx81.67 КБ

Предварительный просмотр:

         Методическая разработка учебного занятия по теме «Газетные жанры. Интервью»

Название коллектива:  творческое объединение юных журналистов «Глобус»   ГБОУ СОШ №306 Санкт-Петербурга                                           Педагог ОДОД - Цветкова Маргарита Михайловна                                                                                Реализуемая программа:  Образовательная программа дополнительного образования детей культурологической направленности  по обучению детей основам журналистики  и газетно-издательской деятельности                                                                             Тема занятия:       «Газетные жанры. Интервью»                                       Возраст обучающихся: 12-14 лет (1-й год обучения)                                                                   Цель занятия:   Познакомить обучающихся с художественно-публицистическим жанром «интервью» и сформировать необходимые компетенции (жанровые, стилевые, языковые и т.д.)

Задачи занятия:

Обучающие:                                                                                                                       1.Сформировать знания обучающихся об особенностях интервью.           2.Познакомить с историей возникновения жанра интервью.      3.Развивать творческие способности детей (чувство стиля, композиции)                                                                                                                        6.Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности (например, на уроках русского языка и литературы, в редакции школьной газеты).

Развивающие:                                                                                                                  1.Формировать эмоциональный отклик   на газетные материалы. 2.Развивать умения самостоятельно усваивать новые знания. 3.Развивать коммуникативные способности у детей .                                          5.Развивать творческое воображение,  фантазию.

Воспитывающие:                                                                                          1.Воспитывать трудолюбие, внимание, терпение и усидчивость.  3.Научить детей работать в коллективе сверстников, толерантно относиться к мнению собеседников.                                       4.Воспитывать уважение к нелегкому труду журналистов.    

        Форма учебного занятия: комбинированное занятие с использованием нетрадиционных форм (ролевая игра, синквейн)

Форма организации работы: групповая

Требования к организации и проведению занятия

Организационные требования:                                                                                                   -самоподготовка педагога (изучение специальной  литературы)                                                                         -наличие проектора и доски для демонстрации фрагментов работы                                                  -подготовка рабочих материалов (вырезки из газет и журналов с интервью)                                                             -хорошо проветриваемое помещение                                                                                             -наличие рабочих мест

Дидактические требования:                                                                                                            С помощью использования конкурентно-игровых моментов воспитываются нравственные качества по отношению к окружающим (чуткость, доброжелательность, чувство товарищества, умение работать в коллективе сверстников). Знакомство с газетными материалами прививает обучающимся литературно-художественный вкус и любовь к русскому языку, обогащает словарный запас, делает их духовно богатыми людьми.

Основные формы организации деятельности учащихся на занятии:                       *групповая (объяснение,  постановка задач, выполнение творческих заданий, анализ работы группы)                                                  

                                       

                                      Методы обучения                                                                                                                            

По способу организации занятий:                                                                             - Словесные – рассказ педагога  (объяснение нового материала), обсуждение непонятных и сложных моментов, беседа о роли интервью в газете.                                             - Наглядные подборка газет, использование наглядных пособий и кластера.                                                                                          -Практические – составление вопросов и проведение интервью.

По уровню деятельности детей:                                                                                                       - Наглядно-образные – объяснение педагога сопровождается обязательным показом предмета объяснения (интервью, фото, кластера)                                                        -Объяснительно – иллюстративные – объяснения основаны на словесном рассуждении   с показом газет  и интервью разной тематики.                                                                                                                           -Репродуктивные – ребенок сам воспроизводит полученные умения и навыки по образцу.

Структура учебного занятия

  №

Вид учебно-творческой деятельности        

Время

(минут)

1

Орг.момент.  Формулирование целей  и задач занятия

5

2

Основное содержание

-новый материал

-работа в группах по заданиям

-обсуждение результатов

30

3

-работа в группах с газетами (дидактический материал)

20

4

Отдых, обмен мнениями (возможно чаепитие)

15

5

Творческая работа

-ролевая игра

-обсуждение

30

6

Самооценка. Обсуждение работы в группах        

10

7

Оценка работы групп и каждого ребенка педагогом

10

                             Развёрнутый план занятия

I этап – организационный                                                                                             Задача: настроить воспитанников на творческую деятельность                                              Содержание: Приветствие и пожелание всем творческих успехов. Формирование групп. Подготовка рабочего места .                                                                                     Оборудование: словари, газеты и журналы с интервью, проектор, доска.                                      Необходимые материалы и инструменты: бумага, ручки, карандаши.

2 этап – основной (содержательный)                                                         Задача: научиться «брать интервью» и придумывать интересные вопросы.                                               Содержание:                                                                                                                      1.Новый материал:  Интервью как жанр журналистики, его отличие от других видов печатных материалов. Тематика интервью. Найти в словарях слова: интервью, жанр, тема.  Работа с кластером «Интервью», который проецируется на доску (приложение 1к конспекту).                                                                                                                  2.Работа в группах: обсудить предложенный вопрос и разработать  схему работы.     1 группа: Как журналист должен подготовиться к интервью.                      2 группа: Как «разговорить»  собеседника.        3 группа: Предварительный сбор информации – залог успеха.    4 группа: отношения в паре «интервьюер  - интервьюируемый».                                                                                             3.Обсуждение результатов работы групп. Промежуточная рефлексия (журналист должен хорошо подготовиться к встрече с незнакомым человеком, заранее собрав о нем информацию; быть внимательным к собеседнику, уметь его слушать, не перебивая; быть корректно одетым).                                                  4.Работа в группах. Ребята получают вырезки из газет и журналов с разными интервью. Задание: прочитать текст и выбрать наиболее удачные и неудачные вопросы. Прокомментировать свои ответы.                                                      5. Ролевая игра в группах.  Представьте, что вы – сотрудники газеты. Одному из вас  поручили (Срочно в номер!) взять интервью (3-4 вопроса)  у директора школы, учителя, библиотекаря, уборщицы и т.д. (выбрать того, кто будет в этой роли). Остальные члены группы должны обсудить и принять материал, высказав замечания и предложения. Промежуточная рефлексия: выбор лучших вопросов для предстоящего интервью.                                                                          6.Продолжение игры. Рабочий «выезд» журналистов для взятия интервью у конкретных людей (педагог заранее должен договориться с людьми о встрече).  Группы разбегаются на задание, оговорив время прибытия.                                                                                                                  7. Прибытие групп с задания. Обсуждение: что получилось, какие возникли проблемы и трудности.

3 этап рефлексивный (контрольный)                                                        Задача: мобилизация детей на самооценку.                                                    Содержание:                                                                                                                *Оценка психологического состояния (насколько детям было интересно и комфортно на занятии);                                                                                                      *Оценка результативности работы (насколько хорошо они овладели умениями и навыками, которые получили на занятии).  Отбор лучших интервью для публикации в школьной газете.                                              Критерий оценки:   интересные вопросы,  грамотный подбор вопросов для собеседника, качество ответов как показатель степени заинтересованности собеседника.                                                                                                               *Оценка полезности работы (насколько эти знания и умения пригодятся в жизни);                                                                                                                *Использование диагностических методик (наблюдение, опрос): Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему научились? Что понравилось на занятии? Как проявились у вас творческие способности? Какое у вас сейчас настроение? Здесь можно использовать прием «синквейн», который поможет закрепить эмоционально-творческое восприятие темы занятия.          Пример:         Интервью.                                                                                                                    Неспешное, задушевное.                                                                                    Закрутило, познакомило, обогатило.                                                                        Душу отдали друг другу.                                                                                                     Двое.

4 этап  -  эмоционально-оценочный                                                              Задача: дать оценку работы в группе каждого члена команды.        Содержание: группа характеризует деятельность каждого члена команды, педагог оценивает успешность работы групп, степень увлеченности и удовлетворенности детей. Обязательно нужно поблагодарить всех за творческую работу и трудолюбие.

5 этап - прокреативный (последействие)                                                  Задача: проанализировать учебное занятие. Выявить его плюсы и минусы. Содержание: внутренний самоанализ педагога (реализованы ли цели и задачи занятия, каков результат, нужно ли внести коррективы, каковы перспективы).

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Публицистический стиль. Интервью - жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе

Данный урок построен на краеведческом материале. Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью;научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение  к людям...

Интервью как жанр журналистики, или Раз вопросик, Два вопросик...

Методическая копилка учителя:  Конспект занятия кружка "Юный журналист",  практический мастер-класс для выступления на семинарах, форумах. Рекомендовано руководителям доп. образования, работ...

Развитие речи. Сочинение в жанре интервью.

Данный урок разработан мной для конкурса "Учитель года 2015"....

Развитие речи. Сочинение в жанре интервью. 8 класс.

Данный урок разработан мной для конкурса "Учитель года 2015"....

Методическая разработка учебного занятия по теме «Газетные жанры. Интервью»

Методическая разработка открытого занятия в творческом объединении "Основы журналистики"...

Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж.

В данной статье авто старалась дать описание работы на уроках развития речи по написанию интервью и репортаж....

конспект учебного занятия "Принципы жанра интервью"

Разбираем такие понятния как:Что такое интевью?Типы интервьюУчастники интервьюЭтапы подготовки к интервьюВопросы для интервью...