"Досуговая программа, посвящённая традициям народных праздников"
методическая разработка по теме

Полноценно реализованная предложенная программа может содействовать введению детей в мир народной культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта позитивной, созидательной самореализации в совместной со сверстниками и с родителями творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность данной программы.

1.Современное общество предлагает подрастающему поколению большое количество технических достижений, в том числе и в досуговой сфере, в сфере выстраивания отношений со сверстниками. Интернет, СМИ, технические новинки замыкают ребёнка на самого себя, отдаляют порой от общества или внедряют  новые формы коммуникации, как переписка в Интернете,  sms-ки. Во все эти новшества вовлекают всё более юных потребителей, возраст их неуклонно снижается. Многие родители воспринимают технику, как очередную, более современную игрушку, которую с радостью стараются предоставить ребёнку. Для некоторых родителей это возможность решить проблемы досуга с детьми, для других – это  основная линия воспитания – сделать из своего чада современного члена общества. Таким образом вытесняется нормальное человеческое общение, нарушается естественный ход развития человека. Ребёнок вынужден перепрыгнуть через «детство», не освоив многих навыков, не пройдя по ступенькам онтогенеза. Чаще всего взрослые не догадываются в какую ловушку они «загоняют» и себя и ребёнка. Ведь нельзя заменить тепло ладони на тепло компьтерной мышки, а информационный дисплей не научит читать по глазам другого человека.

Представленная досуговая программа предполагает участие детей вместе со взрослыми, с родными людьми. Она предлагает простые удобные формы альтернативного совместного досуга, которые способствуют укреплению взаимоотношений между ними.

2. Народное творчество всегда являлось благодатной средой для проведения досуга, для укрепления и развития  коммуникативности, для осуществления функции преемственности поколений. С другой стороны, фольклорный материал остаются основным для развития ребёнка: речи, памяти, мышления, внимания. Нельзя забывать и художественно-эстетическую ценность народного творчества, традиции, его позитивность и репродуктивность. Поэтому данная программа не носит эпизодический характер.

Программа "Круговорот" - цикл праздников, посвящённых годовому циклу русских народных обычаев, праздников, обрядов:

  1. Праздник урожая - осенние посиделки
  2. Рождество
  3. Масленица
  4. Летние заигрыши

             « Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.» /Л. С. Выготский. /

            Основная идея.

         

ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ  - укрепление семейных и коллективных отношений.

Современное мироустройство способствует тому, что человек с юных лет отрывается от «почвы», от своих корней во всех смыслах. Заложник цивилизованного мироустройства ребёнок не всегда в состоянии справиться с проблемами психологического развития, с проблемами коллективных взаимоотношений, как в детском среде, так и в семье.

Именно, народное творчество, как инструмент воспитания, как школа семейного творчества, как кладезь народной мудрости, может быть успешно использовано в досуговых программах.

Народное творчество позволяет с одной стороны стереть возрастные границы, когда взрослые веселятся как дети, чем позволяют уравновесить их взаимоотношения, отрегулировать границы возможностей. С другой стороны  - это наиболее доступная социокультурная среда.

Эта программа сочетает в себе несколько видов досуговых программ:

  1. разовая игровая программа – большая часть участников включаются в «действо» непосредственно по ходу, без предварительной подготовки;
  2. игра – спектакль – сюжетная линия выполняется ролевыми ведущими;
  3. праздник – предлагает большой выбор игровой деятельности для участников.

Задачи

Функции

  1. Эмоциональная разрядка
  2. Социальная адаптация
  3. Азарт, интерес
  4. Самовыражение
  5. Проживание в разных ситуациях
  6.  Новый опыт
  7. Яркие ощущения
  8. Ребёнок-взрослый (границы возможности)
  9. Преемственность поколений
  10. Удовольствие
  11. Познание
  12. Социализация
  13. Самоактуализация
  14. Развитие
  15. Переключение, смена деятельности

  1. Эмоциогенная (пораждающая эмоции)
  2. Диагностическая
  3. Релаксационная
  4. Компенсаторная
  5. Коммуникативная
  6. Самореализации                                    
  7. Социокультурная (стать цивилизованным, сопричастным к обществу, культуре)
  8. (психо)терапевтическая

Цели и задачи

Цель программы –  приобщение учащихся и их родителей к культурному национальному наследию,  раскрепощение их творческого потенциала для позитивного творческого взаимодействия в коллективе.

Основная задача – создание условий для  развития и реализации имеющегося потенциала  творческих навыков.

Задачи:

  1. воспитательные – умение действовать по правилам, соотносить своё «Я» с коллективом, умение договариваться, уступать, помогать;
  2. развивающие – развитие речи, памяти, внимания, двигательной и смешанной координации;
  3. образовательные – освоение песенного, игрового, стихотворного материала, получение  новых знаний о природных явлениях и о, связанной с этими явлениями,  деятельностью наших предков. Стимулирует к нахождению и освоению новых знаний.

Специальные комплексные задачи

  1. Познавательно-мировоззренческие (когнитивные).

 Каждый ребёнок с удовольствием использует свои прежние знания и присовокупляет к ним новые. Это обеспечивается доступностью материала, в котором используются как народные произведения, так и оригинальные, созданные на основе народных элементов. Кажущаяся доступность позволяет ребёнку освоить большой объём нового материала. Устно-слуховой способ освоения способствует успешному внедрению незнакомого материала.

  1. Эмоционально-волевые (аффективные, мотивационные). Игровые формы, эмоционально-восторженная атмосфера провоцирует ребёнка на новый опыт, на освоение незвестного. В дальнейшем дети нередко используют апробированные игры в самостоятельной деятельности или придумывают новые  игры, используя полученный опыт.
  2. Действенно-практические. 

Ребёнок научится обустраивать свое игровое пространство, общаться со сверстниками на разных уровнях (бытовом, деловом, игровом). Научиться быть «лидером»- ведущим, быть ведомым – играть по правилам. Взрослые  и дети смогут использовать в дальнейшем позитивный опыт игрового досуга.

КОНЕЧНЫЙ ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Таким образом, полноценно реализованная предложенная программа может содействовать введению детей в мир народной культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта позитивной, созидательной самореализации в совместной со сверстниками и с родителями творческой деятельности.

Особенности реализации программы

1.Место проведения.

  1. Танцевальный зал с просторной игровой площадкой, с  сиденьями по периметру,
  2. со сценической площадкой для музыкантов и ведущих,
  3. отдельный зал или отгороженное место для чаепития.

* Если погода позволит, то часть программы,  эпизоды или какой-то этап можно проводить на улице, с поправками на это обстоятельство. Игры и празднества на свежом воздухе приблизят участников к подлинным условиям народных гуляний, придадут неповторимый колорит и более насыщенную эмоциональную атмосферу. Позволит участникам более искренно и ярче выражать свои чувства.

2. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому сориентирована на их возможности. Продолжительность программы 1- 1,5 часа.

3. Количество учащихся – 30 – 40 детей и их родители.

Оборудование.

В качестве художественного оформления используются:

  1. рисунки детей с использованием русской народной тематики (орнаменты, иллюстрации к сказкам, бытовые зарисовки, пейзажи, портреты);
  2. предметы национальной утвари (скатерти, самовары, посуда, прялка, лапти  и т.д.);
  3. поделки учащихся и родителей, а также бабушек и дедушек;
  4. народные инструменты (гусли, балалайка, трещотки, шаркуны, окарины, свирели, бубны, бубенцы, деревянные ложки и т.п.);
  5. аудиозаписи с народными песнями, наигрышами;
  6. костюмы: косоворотки, кушаки, сарафаны, шали, панёвы, рубахи, бусы;
  7. Костюмы для Зимы, Весны и «птиц»
  8. Столы, накрытые для чаепития, с угощениями (пироги, пряники, сушки, баранки, домашняя выпечка).

Оформление зала делается на кануне, а чаепитие сразу после праздника.

СЦЕНАРИЙ  «ПРОВОДЫ  ЗИМЫ – ВСТРЕЧА  ВЕСНЫ»

Действующие лица.

  1. Ведущий
  2. Зима
  3. Весна
  4. «Птички» - свита Весны
  5. Музыканты-скоморохи – помощники Ведущего
  6. Участники (дети и родители)

***

Зал закрыт. Приготовился оркестр скоморохов. Звучит народная музыка.

Родители с  Ведущим и детьми входят в зал. На пороге  их встречает Зима.

Участники - Здравствуй, Зимушка-Зима!

Зима- Здравствуйте, детишки-ребятишки! Зачем пожаловали?

- Весну встречать!

Зима (огорчённо) - А как же я? Ведь я же лучше?

Участники - А тебя, Зимушка-Зима, будем провожать!

Зима - Да я обратно дорогу теперь не найду!

Участники - А мы тебе путь-дорожку укажем!

Ведущий – детям: - Давайте уведём Зиму по запутанной дорожке, чтобы она обратно к нам не скоро вернулась.

Игра танец «Змейка-метелица»  под оркестр и с песней «Как зима с весною…» :

Все встают друг за другом и, взявшись за руки, образуют вереницу, которую Ведущий проводит по залу «змейкой», как бы запутывая следы. Два первых участника образуют ворота, через которые проходит вереница. Затем  встают замыкающими.

 

Встаём в круг.

Зима: - Как это Зима с Весною повстречается? Пока я здесь, Весна не придёт, зови - не зови.

Ведущий - Да у нас волшебные слова есть, веснянки-заклички. Услышит их Весна и придёт.

(Родители с детьми шёпотом повторяют слова:

 - Мы веснянку поём, Весну красную зовём!

  Зима пытается подслушать, а дети не подпускают: - Это секрет! Не подслушивай!

Участники - Мы веснянку поём, Весну красную зовём!

Ведущий предлагает игру «стенка на стенку» , какая команда звонче перепоёт другую. Песня   «Весна, весна красная» под оркестр с народными инструментами.

Зима: - Ой! Оглушили меня-то! Подождите, давайте ещё в зимние игры поиграем. Уж я постаралась и снежка вам насыпала и сосульки развесила.

Зима берёт ведро со «снежками» и начинает бросать в детей, те поднимают и ловят снежки и бросают   в Зиму. Образуется две команды, которые как бы сражаются друг с другом, а Зима хитро выходит из игры.    

Зима: - Что-то я устала, ох, уморили вы меня…

Участники : - Уходи-ка, ты спать! Будем мы весну встречать!

                     Пора тебе на покой! А нам играть в весенние игрыä1

Запевают опять веснянку: «Весна, весна красная»

 

Зима: - Наверное, далеко ещё Весна  - не слышит вас она. 

Ведущий - Давайте птиц за Весной пошлём: они быстро летят, и громко кричат.

Игра- голосовой тренинг «Птичий базар»

Зима: - Как ворона кричит? –

Все: - Ка-а-ар-р-р-р!

 (Того, кто хорошо кричит – Зима хвалит и сушку дарит)

Зима: - Как сорока трещит? -  

Все: - Тр-р-р-р!

(Того, кто хорошо кричит – Зима хвалит и сушку дарит)

Зима: - Нашли, кого посылать, эти воришки так и норовят что-нибудь стащить! За  ними глаз да глаз нужен!

Вот мы сейчас поиграем в игру, «Сорока-воровка» называется:

Раскладываем на столе несколько предметов. Посмотрели, хорошо запомнили? Отвернулись! (Звон тарелки. Можно поручить кому-то из детей.) Повернулись! Что сорока-воровка унесла?   Кто угадал, тот и водит.

Проигрываем несколько раз по желанию детей.

Родители - Что же мы заигрались, да про Весну забыли? Ой, Зима, сама хитра! Угощением задабривает, играми отвлекает.

Пора тебе уже отдыхать, а мы опять Весну будем звать.

Участники - И! «Весна, весна красная»

Родители: - Доставайте свои дудочки, свистульки и флейты, да пойдем Весну кликать.

Участники оркестра раздают инструменты желающим (можно использовать ложки, бубенцы, колокольчики, бубны).

Исполняются весёлые наигрыши, под которые остальные участникам предлагается поплясать, «согреть ноги».

Появляется Весна в сопровождении «свиты»(дети, одетые в костюмы птиц)  

Весна – Здравствуйте, мои дорогие! Спешу к вам, а как флейты услыхала, так бегом побежала!

Зима:  - Рано! Не пришло ещё твоё время!

Ведущий: - Нам помогут кулики!  - С хлопками и движением поём «Кулик»

Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Отпирай Весну,

Тёпло летечко!

Ведущий: - Возьмём ложки, бубенцы, и приветствуем Весну.

«Кулик» поём и играем на инструментах

Зима: – Не надо меня под замок.  Ладно уж, сама уйду. Только последнюю игру для меня сыграйте.

Зима (берёт канат):- Расступись, народ, Зима играть пойдёт! Кого поймаю, того с собой забираю.

Зима раскручивает канат, участники должны перепрыгнуть через канат.

Кого канат заденет, того к Зиме в команду. Таким образом разделили участников на две команды – «Зимняя» и «Весенняя»

Игра-песня «Сосульки»: используется приём «Эхо», что позволяет освоить игру на празднике: 1 группа исполняет песню и движение по фразе, 2 группа повторяет, на последней фразе все забрасывают друг друга «снежками». По количеству «снежков» присваиваются очки, и объявляется счёт.  

Ведущий – Прощай, Зима! Уходить тебе пора!

Участники: -  Нам морозом не грози! Через год приходи!

Зима (стелет коврик и ложится): - Вот не много отдохну и тогда от вас уйду.

Весна: - Знаю я, как Зиму с места поднять.

-Я начну, а вы помогайте. (Все  встают в круг по сигналу Ведущего и Весны.)

Народная шуточная игра «Похороны покойника».

Водят хоровод вокруг лежащего «покойника»  и поют:

Умер покойник со среды на вторник

Пришли хоронить – покойник лежит. (Зима лежит на коврике)

Умер покойник со среды на вторник

Пришли хоронить – покойник сидит. (Зима садится)

Умер покойник со среды на вторник

Пришли хоронить – покойник стоит. (Зима встаёт)

Умер покойник со среды на вторник

Пришли хоронить – покойник бежит.

«Покойник» вскакивает и бежит, ловит следующего водящего.

Игра повторяется несколько раз

Весна: - Да никак Зима не угомонится! Да есть одно средство!

- Чего Зима боится?

- Правильно, огня! Разведём-ка мы костёр.

На канат все привязываем красные тряпочки (которые приготавливаем заранее) и приговариваем:

 – Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

А затем распеваем, размахивая руками над головой:

Укладываем свёрнутый канат  в середину и «раздуваем», текст всё громче и громче, имитируя голосом разгорающийся костёр.

Весна: - Теперь попрыгаем через костёр! И ты Зима с нами!

 Все перепрыгивают по очереди

Зима (перепрыгивает и охает): - Ох, горячо! Ох, растаю…..

 Можно  канатом прогнать Зиму из зала, как бы подстёгивая.

Зима -  Ой, убегу по добру, по здорову, а то спалят меня на этом костре!

 Зима убегает из зала.

***

Ведущий – Вот и праздник к нам пришёл! Весна-красна пожаловала! Чем гостей будем кормить?

Участники: - Блинами, пирогами, пряниками, калачами,

Вкусными оладушками.

Ведущий: -Тесто вместе замесили, подсластили, посолили. (Сдвижением)

                   Мы печём, печём и на стол кладём – хлопки.

                   Ох, ох, горячи (дуем) пироги и калачи.

(можно потрогать ладошки у детей «Ах, какие горячие»)

Ведущий (спрашивает у детей): - А подарки будем дарить?

- Для тебя, Весна, мы приготовили подарки своими руками.

Дети берут у родителей своих птичек (приготовлены заранее на занятии ИЗО, труда или дома) и несут Весне.

- Ах, какая красота! Неужели вы сами их раскрасили? А кто картон вырезал, да наклеивал? Потрудились вы на славу.

Давайте их всех посадим на дерево, чтобы все люди ими любовались и говорили: Ах, какие молодцы, эти детишки-ребятишки!

- Ваши мамы-папы вам помогут!

Все приклеивают кружки с птицами к приклеенному стволу, чтобы получилось дерево.

Весна и Ведущий: - А теперь встали все в кружок, и как птицы скок да скок.

«Скок, скок, поскок» народный перепляс под оркестр.

ПОСЛЕ ТАНЦА.

Весна: – И я  без дела не сидела, угощенье вам пекла и на праздник принесла.

Достаёт из корзинки фигурные пряники.

- Мышки, да зайчишки,

Олени да котишки

Вы в ладошки их возьмите

И домой отнесите.

Там кусочки отломите,

Всех родных угостите,

Вкусным чаем напоите!
Стихотворение  говорим много раз, пока раздаём пряники.

Весна и Ведущий: - Теперь пришла пора чай отведать из самовара! Вы к столу гостей ведите, чаем угостите, угощеньем обнесите, а потоми сами садитесь.

Если есть время, силы, желания то в перерыве можно добавить ещё несколько игр или танцев, например, «Ручеёк», «Бояре».

ВОТ  И  ПРАЗДНИКУ  КОНЕЦ!  КТО  ПРИШЁЛ,  ТОТ  МОЛОДЕЦ!

Список литературы.

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. -  М., 1987.
  2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. -  М., 1989.
  3. Арисменди. Музыкальное воспитание. – М., 1989.
  4. Виноградов Л. В. Элементарное музицирование. – М., 2001.
  5. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А. В. Кенеман; под ред. Т. И. Осокиной. – М., 1989.
  6. Джон Бин, Амилия Оулфилд. Волшебная дудочка. Развивающие музыкальные игры. Москва, «Теревинф», 2000.
  7. Дыкман Л. Гармоничный ребёнок. Как этого достичь? (Игры, музыка, праздники года), Санкт-Петербург, «Петро-РИФ», 1998.
  8. Каплунова И., Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии. С-Пб., «Композитор», 2000.
  9. Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения, Москва, «Педагогика», 1986.
  10. Науменко Г. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки скороговорки, считалки, игры. Москва, «Советский композитор», 1984.
  11. Науменко Г., Новлянская З.  От Зимы до Осени: Фольклорный праздник в школе. М., «Детская литература», 1982
  12. Науменко Г. Солнышко, покажись! (Русские народные скороговорки,  заклички, игры) М., «Детская литература», 1977.
  13. Музыкальное воспитание Венгрии / Под. ред. Л. А. Баренбойма. – М., 1989.
  14. Пшеницына Н.А. Времена года (песни, пословицы). М., «Владос», 2003.
  15. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками: учебно-методическое пособие. С-Пб, ЛОИРО, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО "Весенние народные праздники и традиции"

Урок - творческий проект, посвященный великому празднику Пасхи....

Педагогический проект "Русские народные традиции и праздники"

Педагогический проект "Народные традиции и праздники на Руси", коллективный, годовой проект.Авторы:Дедюрина А. В. - учитель музыки и руководитель театра "Шутка";Алимова Е. Н. - заместитель директора п...

Сценарий интерактивной игровой программы, посвящённой финскому национальному празднику – День Святой Люсии.

Знакомство с историей, культурой, национальными традициями Финляндии продолжается в нашей школе и  во внеурочной деятельности. Эта работа помогает увидеть особенности развитой европейской страны ...

Авторская программма по изучению традиций,обрядов,праздников русской народной культуры на уроках по развитию речи,чтению,на внеклассных занятиях "Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим".

Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно-отсталых школьников при обучении предметам - чтение,развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагог...

Народные праздники и традиции. Праздник Светлой пасхи.

Научить детей уважать и хранить народные традиции, а так же развивать народные промыслы....

Урок в 5 классе "Народные праздники и традиции"

Урок разработан по программе Б.М. Неменского . Является обощающим  в 1 четверти. На уроке предусмотрена работа детей  в группах. Задания построены таким образом , чтобы можно было увидеть ре...

ДЛИТЕЛЬНАЯ ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА «ЖИВЫЕ ТРАДИЦИИ»

Досуговая программа "Живые традиции " разработана для учащихся и родителей Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга.Популяризация совместного творчества детей и родит...