Поурочный план. Объединение "Шахматы". Тема: "Итальянская партия".
план-конспект занятия на тему

Лебедев Александр Юрьевич
В данном поурочном плане раскрыты цели и задачи урока, ожидаемый результат. Материал рассчитан на воспитанников объединения "Шахматы", разных возрастов, занимающихся по программе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnye_plany._shahmaty.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочные планы


Объединение «Шахматы».

 2011-2012 уч.год.

Педагог: Лебедев Александр Юрьевич.

Тема занятия: Открытые начала. Понятие об Итальянской партии.

Цели:

  1. образовательная: обучить учащихся играть открытые дебюты, на примере Итальянской партии.
  2. развивающая: развить навыки игры в открытых позициях.
  3. воспитательная: воспитать у учащихся интерес к шахматам, на примере творчества мастеров итальянской школы XVII-XIX вв.

                                   Ход занятия:

Повторение опорных знаний:

Открытыми называются такие начала, партия которых нач. с 1.е4 е5.

   Объяснение нового материала

Итальянская партия — шахматный дебют, начинающийся ходами:

1. e2- e4 e7- e5

2. Kg1- f3 Kb8- c6

3. Cf1- c4 Cf8- c5.

Это один из старейших шахматных дебютов, известный еще с 15 века. Анализы итальянских мастеров, успешно применявших его на практике (главным образом Педро Дамиано), появились уже в XVI веке. Намерения белых-быстрое образование сильного пешечного центра с помощью c2-c3 и d2-d4 и создание угроз слабому пункту «f7». Постепенно за черных были найдены успешные способы борьбы с этим планом. Черного слона на черном поле c5 (после хода 3. ... Сf8- c5) часто называют «итальянским слоном»-черные могут сделать другой ход и тогда будет другое начало: к примеру 3. ... Kf6 и дальше пойдет защита двух коней.Игра может развиваться по трем основным направлениям.

1) Белые стремятся быстрее развить свои фигуры, не предпринимая пока никаких активных действий в центре. 4. d2- d3 d7- d6 5. Kb1- c3 Kg8- f6 6. 0-0 0-0 Это продолжение надежно, однако оно не ставит перед черными сложных задач.

2) Белые стремятся захватить центр. 4. c2- c3 Kg8- f6! Ход черных Kf6 атакует пешку e4 и освобождает пространство для рокировки. 5. d2- d4 e5:d4 6. c3:d4 Cc5- b4+ Атакованный слон уходит без потери времени. Если бы он отошел на b6, то после 7. d5, пешки белых стали бы теснить неприятельские фигуры черных. 7. Cc1- d2 Cb4:d2+ 8. Kb1:d2 d7- d5! Преобладание белых в центре ликвидировано. Черные своевременным выпадом уравнивают шансы.

3) Третье направление гамбитное. Мы убедились, что, продолжая 4. c2- c3, при правильной игре за черных, белые не успевают построить сильный пешечный центр. Поэтому в начале XIX века английский шахматист Эванс предложил гамбитный ход 4. b2- b4, отдавая пешку. Это продолжение было названо в его честь гамбитом Эванса (о нем – в отдельном уроке). 4. b2- b4 Cc5:b4 Принятие жертвы считается лучшим продолжением. Если черные отклонят гамбит, то белые сохранят инициативу, да и пешку тоже. 5. c2- c3 Жертва пешки позволила белым выиграть время, необходимое для захвата центра.

Рассмотрим дебют более подробно.

Продолжения 4. Кb1-c3 или 4. d2-d3 ведут к очень спокойному развитию, например:

4. d2- d3 Кg8- f6

5. Кb1- c3 d7- d6

6. Сc1- e3 Сc5- b6

7. h2- h3 Сc8-e6

8. Сc4- b3 h7- h6

9. 0-0

Задача становится сложной, когда нужно решить вопрос о необходимости рокировке и в какую сторону ее делать.

Если в дальнейшем избираются правильные продолжения, подобные вопросы можно решать как угодно, не рискуя из-за этого проиграть партию.

Рассматриваемый вариант итальянцы назвали giuoco pianissimo (тишайшая игра).

Основные проблемы возникают в тот момент, когда белые захватывают инициативу, чтобы создать пешечный центр.

После 1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сc4 Сc5 белые не достигают своей цели посредством 4. 0–0 d7-d6 5. c2-c3, так как черные могут ответить 5. ... Кg8-f6 и на 6. d2-d4 — 6. ... Сc5-b6, удерживая пешку e5.

В этом случае белые никакого перевеса в центре не получают.

Перевеса можно добиться, лишь продолжая

4. c2- c3 ...

Теперь пешку e5 можно удержать только посредством 4. ... Фd8-e7, а это дает белым небольшое преимущество в развитии: 5. 0–0 d7-d6 6. d2-d4 Сc5-b6 7. Кb1-a3 Кg8-f6 8. Сc4-d5 с последующим Кa3-c4. Белые сохраняют инициативу.

4. ... Кg8- f6

Этим ходом черные препятствуют замыслам белых.

5. d2- d4 e5:d4

6. c3:d4 Сc5- b4+

Черные не должны терять времени на отступление слоном — пешка d7 стремится вперед.

7. Сc1- d2 ...

Заслуживает внимания также ход Кb1-c3, ведущий к гамбитной игре. При других же ответах черные, если только они развиваются быстро, не испытывают никаких затруднений.

7. ... Сb4:d2+

При 7. ... Кf6:e4 черные будут вынуждены потерять время на ходы королем: 8. Сd2:b4 Кc6:b4 9. Сc4:f7+ Крe8:f7 10. Фd1-b3+ d7-d5 11. Фb3:b4 Лh8-e8 12. 0–0.

Теперь у черных нет ничего лучшего, чем 12. ... Крf7-g8, и после 13. Кb1-c3 преимущество на стороне белых.

8. Кb1:d2 d7- d5

Черные могли бы разбить центр белых ходом 8. ... Кf6:e4, но в этом случае последовало бы 9. d4-d5 Кe4:d2 10. Фd1:d2 Кc6-e7 11. d5-d6 c7:d6 12. 0–0, и белые легко выигрывают обе пешки на линии «d» с преимуществом в положении.

9. e4:d5 Кf6:d5

10. 0-0 0-0

11. Лf1- e1 Кc6- e7

12. Лa1- c1 ...

У белых преимущество в развитии, у черных же сильный форпост на d5.

Если последует, например, 12. ... c7-c6, то 13. h2-h3 (подготовка к ходу Кd2-e4 или Кd2-b3), и у белых благодаря пешке d4 определенный перевес на некоторых черных полях: e5, c5 и, может быть, d6.

Оживленный характер игра принимает при 7. Кb1-c3 (вместо 7. Сc1-d2):

7. Кb1- c3 Кf6:e4

8. 0-0 ...

Очень красив здесь старинный вариант: 8. ... Кe4:c3 9. b2:c3 Сb4:c3 10. Фd1-b3 Сc3:a1 11. Сc4:f7+ Крe8-f8 12. Сc1-g5 Кc6-e7 13. Кf3-e5 Сa1:d4 14. Сf7-g6, и белые легко выигрывают.

8. ... Сb4:c3

8. ... Кe4:c3 9. b2:c3 d7-d5 10. c3:b4 d5:c4 11. Лf1-e1+ Кc6-e7 12. Фd1-e2 Сc8-e6 13. Кf3-g5 Фd8-d7 14. Кg5:e6 f7:e6 15. Фe2:c4 Кe7-d5 16. a2-a4 0–0 17. Сc1-d2. Партия переходит в приблизительно равный эндшпиль.

* Больше практических шансов сулит не 13. Кg5 (на что после 13. ... Фd7 14. К:e6 возможно как рассматриваемое Ласкером 14. ... fe, так и 14. ... Ф:e6! с дальнейшим 15. Сg5 Ф:e2 16. Л:e2 f6 17. Лae1 0–0–0 18. Л:e7 fg 19. Л:g7 Л:d4 20. h4 c3!, Пиотровский — Меллер, 1902), а более острое 13. Сg5. Все же при точной защите черные, кажется, держатся. Примерный вариант: 13. ... Фd5 14. С:e7 Кр:e7 15. Фc2 f6 16. Кg5 (рекомендация Е. Боголюбова) 16. ... fg (16. ... Ф:g5 — 17. Фe4) 17. Лe5 Ф:d4 18. Лae1 Лae8 19. Л:e6+ Крd7 20. Лd1 (на 20. Л:e8 Л:e8 21. Лd1 у черных есть ответ 21. ... Крc8!) 20. ... Ф:d1+ 21. Ф:d1+ Кр:e6 22. Фg4+. Пешек у черных больше, но их король впереди. Наиболее вероятный исход этого затянувшегося дебютного поединка — ничья.

9. d4- d5 ...

Атака Меллера.

9. ... Сc3- f6

Лучший ход, так как слон защищает королевский фланг. Возможно также 9. ... Кc6-e5 10. b2:c3 Кe5:c4 11. Фd1-d4 f7-f5! 12. Фd4:c4 d7-d6 13. Кf3-d4 0–0 14. f2-f3 Кe4-c5 15. Лf1-e1 Крg8-h8.

У белых крепкая позиция, вознаграждающая их за потерю пешки, однако говорить о каком-либо преимуществе белых, конечно, нельзя.

Все остальные продолжения для черных после 9. d4-d5 значительно слабее.

10. Лf1- e1 Кc6- e7

11. Лe1:e4 d7- d6

Если черные вместо этого рокируют, то белые, как обычно в подобных положениях, жертвуют пешку «d», чтобы затруднить развитие противника. После 12. d5-d6 c7:d6 следует 13. Сc1-f4 Сf6:b2 14. Сf4:d6 Кe7-f5 15. Сd6:f8 Сb2:a1 16. Фd1-d5 Кf5-h6 (единственный ход) 17. Сf8-e7, с последующим Сe7-f6, и белые выигрывают. Если 15. ... d7-d5, то 16. Фd1:d5 с преимуществом. Или 13. ... Сf6-e5 14. Кf3:e5 d6:e5 15. Фd1-d6 Кe7-f5 16. Фd6:e5 d7-d6 17. Фe5-b5 с лучшим эндшпилем. Наконец, 13. ... d6-d5 14. Сc4:d5 Сf6:b2 15. Лa1-b1 Кe7:d5 16. Фd1:d5 Сb2-a3 17. Лb1-b3 Сa3-e7 18. Лb3-e3, и белые выигрывают.

** Очень красивый вариант. Он показывает, что черным не следует цепляться за материальное преимущество. После 13. ... d5 14. С:d5 целесообразно 14. ... К:d5 15. Ф:d5 d6, отдавая пешку «d». При материальном равновесии черные избегают блокады и удобно развивают свои силы.

Таким образом, продолжение 11. ... 0–0 не опровергается.

12. Сc1- g5 Сf6:g5

13. Кf3:g5 0-0

Если 13. ... Сc8-f5, то 14. Фd1-f3.

14. Кg5:h7 Крg8:h7

Но не 14. ... Сc8-f5 15. Лe4-h4 Кe7-g6 16. Лh4-h5

Промежуточный ход 14. ... Сf5 приемлем для черных. На 15. Лh4 может последовать 15. ... Лe8! (вместо 15. ... Кg6).

Если теперь 16. Фh5, то 16. ... Кg6 17. Лd4 (в пользу черных 17. Кg5 Фf6!) 17. ... Лe5 18. f4 К:f4 19. Л:f4 Сg6!

В случае 16. Кg5 Кg6 17. Лh5 у черных есть сильный ответ 17. ... Фd7! с преимуществом.

Это означает, что на 14. ... Сf5 белым, по-видимому, приходится смириться с абсолютно равным положением, возникающим после 15. Л:e7 Ф:e7 16. К:f8 Л:f8.

15. Фd1-h5+ Крh7-g8

16. Лe4-h4 f7-f5

17. Фh4-h7+ Крg8-f7

18. Лh4-h6 Лf8-g8

19. Лa1- e1 Фd8- f8

При лучшей защите черных белые в этом варианте достигают лишь ничьей посредством вечного шаха.

А. Рубинштейн в «Larobok i Schack» приводит следующее продолжение:

20. Сc4- b5 Лg8- h8

21. Фh7:h8 g7:h6

22. Фh8- h7+ Крf7- f6

23. Лe1:e7 Фf8:e7

24. Фh7:h6+ ...

И белые дают вечный шах.

**** В партии Барцаи — Портиш (1969) вместо считавшегося обязательным 13. ... 0–0 Портиш сделал ход 13. ... h6. Далее было 14. Сb5+ (к выгоде черных 14. Фh5 0–0 15. Лae1 Кf5 16. К:f7 Фf6 или 14. Фe2 hg 15. Лe1 Сe6 16. de f6) 14. ... Сd7 15. Фe2.

15. ... С:b5! (ход 13. ... h6, сделанный Портишем, был известен давно, но считалось, что черные обязаны отступать королем на f8, после чего 15. Лe1 дает белым атаку) 16. Ф:b5+ Фd7! 17. Фe2 (в случае 17. Ф:d7+ Кр:d7 18. К:f7 следует 18. ... Лhf8; если 17. Ф:b7, то 17. ... 0–0 18. Лae1 Кg6 или 17. Л:e7+ Кр:e7 18. Лe1+ Крd8 19. Ф:b7 Лc8, и у белых нет атаки) 17. ... Крf8!

Угрозы белых ликвидированы, атакованы конь g5 и пешка d5. Попытка Барцаи поддержать атаку жертвой коня — 18. К:f7 Кр:f7 19. Лe1 была легко отражена: 19. ... Кg8! 20. Лe6 Крf8! 21. f4 Кf6 22. Лe7 Лe8!, и черные выиграли. Этой партией поставлен под сомнение основной вариант атаки Меллера.

Литература:

Э. Ласкер «Учебник шахматной игры», М. Литература и спорт, 2010

Ф.И.Дуз-Хотимирский - Избранные партии.

Романов И.З. - Петр Романовский.

И.Кан - Шахматист Николай Рюмин.

           Холмов Р.Д. - Творчество; Избранные партии.

материалы Интернета.

                          Домашнее задание:

Ответить на вопросы: 1) какие начала называются «открытыми»; 2)Итальянская партия: происхождение, цели, примеры на партиях известных шахматистов, 3) разбор и анализ рассмотренных на уроках партиях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поурочные планы по ОБЖ

подборка конспектов...

Поурочные планы по технологии (девочки) 6 класс

Планы составлены по программе СимоненкоВ.Д....

Поурочные планы по технологии (девочки) 7класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

Поурочные планы по технологии (девочки) 8 класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

Поурочный план. Объединение "Шахматы". Тема: "Испанская партия".

В данном поурочном плане раскрыты цели, задачи и ожидаемый результат. Материал рассчитан на воспитанников объединения "Шахматы", занимающихся по программе дополнительного образования детей разного воз...

презентация Проекта на тему: «Итальянская кухня»

История итальянской кухни. Науциональные блюда. Немного истории....

Презентация к уроку всеобщей истории в 7 классе по теме "Итальянское возрождение"

Презентация, рассказывющая о творчестве "титанов" Итальянского возрождения: Л. да Винчи, Р. Санти, Тициана и др. Рекомендуется к использованию на уроках всеобщей истории (раннее Новое время)...