Программа "Югорский сувенир"
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Сызарова Виктория Владимировна

Программа дотолнительного образования по декоративно прикладным искусствам народов Севера ханты и манси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yugorskiy_suvenir.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ             УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора                                   На Методическом совете МОУДО МОУДО детей ДЮЦ                                  детей ДЮЦ

От_10.09. №_132                                         Протокол от 05.09. № 1

Директор МОУДО детей ДЮЦ                 Председатель Метод совета

_________________                         ________________________ «_____»_____________2008год.                «_____»________________2008год.

ПРОГРАММА

дополнительного образования

творческого объединения

«ЮГОРСКИЙ СУВЕНИР».

Педагог ДО В.В. Сызарова.

                                                                            Срок  реализации: 4 года.

                                                                                                        Объём: 1 год – 216 ч.

                                                                                                                     2 год – 216 ч.

                                                                                                                     3 год – 216 ч.

                                                                                                        Возраст от: 7 до 15 лет.

Дата составления программы

                                                                                                        2008 год.

п.Игрим

2008 год.

        Информационная карта программы

1

Полное название программы

«Югорский сувенир»

2                    

Цели и задачи программы:

Цель: - Учить видеть  и творить красоту своими руками.

Задачи: 1. Приобщать  учащихся к истокам народных промыслов обско-югорских народов.

2. Дать основы изобразительной грамоты.

3.Формировать художественно-творческую активность учащихся.

4. Формировать специальные знания, умения, навыки.

5. Прививать детям  такие  качества  как  -  аккуратность, опрятность, умение видеть, ценить красоту.

6. Расширять кругозор детей, через  знакомство с устным народным творчеством народов Югры.

7. Воспитывать любовь к малой родине.

3

Краткое содержание программы:

1. Декоративно прикладные искусства северных народов Западной Сибири:

 - бисероплетение,

 - аппликация по ткани,

 2. Основы изобразительного искусства.

4

Руководитель программы:

Сызарова Виктория Владимировна, педагог ДО МОУДО детей ДЮЦ.

5

Название проводящей организации.

МОУДО детей ДЮЦ.

6

Адрес организации.

Ул. Строителей, 1,  п.Игрим,  Берёзовский  район,

Ханты-Мансийский  автономный  округ-Югра.

7

Телефон, факсы.

8(34674)3-10-35

8

Количество участников

10 человек.

9

Возраст обучающихся.  

7 – 15 лет.

10

Срок  реализации:  

3 года.

11

Формы  работы:

Групповые  и  индивидуальные  занятия.  Беседы.

Теоретические занятия.

Практические занятия.

12

Режим занятий

Три раза в неделю по два часа

13

Ожидаемые результаты:

-Умение видеть и творить красоту своими руками.

- Приобщение учащихся к истокам народных промыслов обско-югорских народов.

- Овладение основами изобразительной грамоты

- Сформированность художественно-творческой активности учащихся.

- Расширение кругозора детей, через  знакомство с устным народным творчеством народов Севера.

- Воспитание любови к малой родине.

14

Способы контроля:  

- выполнение творческих работ,

- коллективное обсуждение работ,

- участие в выставках,

- участие в конкурсах,

- наблюдения педагога,

15

Критерии оценки:

Высокий уровень: Знает историю прошлого и  настоящего  Югорского края, владеет традиционными промыслами северных народов, освоил основы изобразительной деятельности. Относится с уважением любовью ко всему окружающему. Имеет представление о мировоззрении обских угров. Стремится поделиться красотой своей души с окружающими – создавая красивые предметы.

Средний уровень: Имеет представление о истории прошлого и  настоящего  Югорского края, владеет некоторыми  навыками по традиционным промыслам северных народов. Относится с уважением любовью ко всему окружающему.

Низкий уровень: Имеет представление о истории Югорского края, традиционных промыслах северных народов, но не владеет ими.

15

Материальное оснащение:  

Помещение, столы, стулья, бумага, карандаши, краски, пластилин, цветная бумага, бисер, леска, ткань, береста.

Пояснительная записка

 В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя, Человек постиг красоту.

  Красота - это радость нашей жизни. Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоем сердце  расцветёт благородство. Дорожи красотой, береги ее.  

  Человек есть природное и социальное существо, наделенное от природы стремлением к красоте. Человек и природа, искусство и природа веками жили в единстве, природа будила воображение, оттачивала формируемое в процессе труда чувство красоты. Каждый человек рождается с природными задатками, на основе которых в процессе воспитания формируются способности к творчеству в любом способе жизнедеятельности и виде деятельности.

Реализацией своей программы  я предлагаю постигать красоту на примере традиционных промыслов коренных народов земли Югорской.

 За Уральскими горами, в глубине России, лежит земля Югория. С давних пор населяют эти земли  народы ханты и манси.

   Веками в творчестве северных народов отрабатывался  свой образ мира, свои орнаментальные мотивы  и композиции, свои художественные принципы. В них выражались   нравственные и эстетические идеалы. Тесно связанное с бытом, народное искусство развивалось не только в единстве с трудом, но и с праздниками - как одной из  важных  форм народной культуры.

Усвоение  основ  декоративно – прикладного  искусства доступно детям. В зависимости от возрастных особенностей, учащимся предлагаются работы разной степени сложности, а также с учетом индивидуальных особенностей детей.

Цель:   Учить видеть  и творить красоту своими руками.

Задачи:  Приобщать  учащихся к истокам народных промыслов обско-югорских народов; Дать основы изобразительной грамоты; Формировать художественно-творческую активность учащихся; Формировать специальные знания, умения, навыки; Прививать детям  такие  качества  как  -  аккуратность, опрятность, умение видеть, ценить красоту; Расширять кругозор детей, через  знакомство с устным народным творчеством народов Югры; Воспитывать любовь к малой родине.

Программа включает в себя следующие разделы: Декоративно прикладные искусства северных народов ханты, манси, ненцы:  

 -  бисероплетение;

 -  аппликация по ткани;

 -  вязание;

 -  работа с берестой.

Для освоения программы используются разнообразные формы:

 - Специализированные занятия;

 - Беседы;

 - Теоретические занятия;

 - Практические занятия;

 - Творческие игры.

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем усвоения программы. Итогом пройденных тем является выполнение творческих работ,  «зачётные» мероприятия в форме выставок, конкурсов, смотров.

Формы подведения итогов:

1 год. Изготовление украшений в любой технике народов Севера

2 год. Изготовление украшений, предметов быта, интерьера, костюма.

3 год. Защита творческих проектов.

Участники программы:  Дети школьного возраста, это 8 – 15 лет.

Методико- дидактическое обеспечение:

Технические средства обучения: магнитофон, аудиотека, телевизор, DVD- плеер.

Специальная литература, тематические папки, карточки-задания, наглядные пособия по темам.

Социальная эффективность программы:

Изучение народных промыслов как части  духовного и материального наследия  народов своей малой  родины будет способствовать воспитанию уважения к ее истории и традициям. Люди, уважающие и чтящие свою историю, культуру, никогда не позволят себе невежественное отношение к другой культуре, народам других земель.

Обращение к национальным истокам ни в коей мере не уменьшает традиционного влияния на формирование у детей глубоких знаний и устойчивого интереса к классическому искусству России, к мировому искусству. Более того, усиление взаимодействия разных культур, их активный и равноправный диалог способствует взаимному культурному обогащению, открывает возможности восприятия всего многообразия и многоцветия мирового искусства.

В творческом объединении «Югорский сувенир» занимаются девочки, и им как будущим хранительницам очага в жизни пригодятся все навыки, приобретённые в творческом объединении: шитьё по ткани, вязание, плетение, рисование - для создания своего неповторимого образа и создания уюта в своём доме.  

Учебно-тематический план объединения «Югорский сувенир»

1 год обучения


Количество часов

В

Т

П

1

Вводное занятие. Содержание курса. Задачи.

2

2

-

2

Обзорное занятие История обских угров.

6

6

-

3

Инструмент, область его применения.

2

2

-

4

Знакомство  с декоративно- прикладным искусством Югорских народов.

8

4

4

5

Устное народное  творчество.

Сказки, легенды, загадки.

4

4

4

-


4

6

ИЗО – животный мир, природа, быт человека.

24

4

-

-

24

4

7

Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий.

Изучение орнамента.

Орнамент  -  как   метод несения информации.

6


6

-


-

6


6

8

Изготовление стилизованных

изделий из разных материалов.

14

-

14

9

Знакомство с технологией плетения бисерных украшений.

Изготовление   простых бисерных  украшений (фенечки, колечки, бусы).

Традиционный способ плетения.

4


48


44

4


-


-

-


48


44

10

Игрушки   обских  угров.

20

-

20

11

Знакомство  с  технологией изготовления  изделий  из бересты.

20

2

18

Всего:

216

44

172

2 год обучения


Количество часов

В

Т

П

1

Вводное занятие.

- задачи на год.

2

2

-

2

Обзорное занятие. История обских угров.

6

6

-

3

Инструмент, область его применения.

2

2

-

4

Декоративно-прикладное искусство Югорских народов.

8

4

4

5

Устное народное  творчество.


Сказки, легенды, загадки.

4


4

-

-



6

ИЗО – животный мир,

природа,

быт человека.

26

8

8

-

26

8

8

7

Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий.

Изучение орнамента.

Орнамент  -  как   метод несения информации.

6


6

-


-

6


6

8

Изготовление стилизованных

изделий из разных материалов.

14

-

14

9

Традиционный способ шитья одежды северных народов.

Знакомство с технологией аппликации по ткани.

Изготовление изделий из ткани, сукна.

4



38


44

4



-


-

-



38


44

10

Игры, игрушки   обских  угров.

20

-

20

11

Знакомство  с  технологией изготовления  изделий  из бересты.

20

2

18

Всего:

216

44

172

3 год обучения


Количество часов

В

Т

П

1

Вводное занятие.

- задачи на год.

1

1

-

2

Обзорное занятие. История обских угров.

6

6

-

3

Инструмент, область его применения.

2

2

-

4

Декоративно-прикладное искусство Югорских народов.

8

4

4

5

Устное народное  творчество.

Сказки, легенды, загадки.

4

4

4

-

-

4

6

ИЗО – животный мир, природа, быт человека.

24

4

-

-

24

4

7

Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий.

Изучение орнамента.

Орнамент  -  как   метод несения информации.

6


6

-


-

6


6

8

Изготовление стилизованных

изделий из разных материалов.

14

-

14

9

Традиционный способ вязания, плетения,  северных народов.

Знакомство с технологией вязания, плетения.

Изготовление изделий.

4


28


65

4


-


-

-


28


65

10

Игры, игрушки   обских  угров.

20

-

20

11

Знакомство  с  технологией изготовления  изделий  из бересты.

20

2

18

Всего:

216

43

173

В течении года возможно изменение некоторых тем, сокращение

либо увеличение часов по теме

Содержание изучаемого курса

1 год обучения

  1.    Вводное занятие. Содержание курса. Задачи.
  2.    Обзорное занятие.  История обских угров. С древних времён. Виды жизнедеятельности.
  3.    Инструмент, область его применения. Традиционные особенности  применения колющих и режущих инструментов в северных культурах
  4.    Знакомство  с декоративно- прикладным искусством Югорских

народов. Бисероплетение. Шитьё по ткани, сукну, меху. Резьба по дереву, кости. Работа с берестой.

5. Устное народное  творчество. Сказки, легенды, загадки.  

6. ИЗО – животный мир, природа, быт человека.

7. Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий. Изучение орнамента. Способы нанесения в разных техниках.  Орнамент  -  как   метод несения информации.

8. Изготовление стилизованных изделий из разных материалов. Знакомство с технологией плетения бисерных украшений.

Изготовление   простых бисерных  украшений (фенечки, колечки, бусы).

9.  Традиционный способ плетения.

10.  Игрушки   обских  угров, из дерева, кости, меха.

11. Знакомство  с  технологией изготовления  изделий  из бересты.

2 год обучения

1. Вводное занятие. Задачи на год.

2. Обзорное занятие. История обских угров. Освоение Югры русскими.

3. Инструмент, область его применения. Игла, ножницы, резак, напёрсток, линейка.

4. Декоративно-прикладное искусство Югорских народов. Бисероплетение. Шитьё по ткани, сукну, меху. Резьба по дереву, кости. Работа с берестой .

5.Устное народное  творчество. Сказки, легенды, загадки. Жанры: бытовой, исторический, сатирический и т.д.

6. ИЗО – животный мир, природа, быт человека. Жанры ИЗО

7. Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий. Способы нанесения, создания орнамента. Изучение орнамента. Орнамент  -  как   метод несения информации. Создание своего орнамента.

8.Изготовление стилизованных изделий из разных материалов: Косметичка, чехол для телефона, фотоаппарата, украшение, бытовые предметы, элементы одежды, интерьера.

9. Традиционный способ шитья одежды северных народов.

Знакомство с технологией аппликации по ткани.

Изготовление изделий из ткани, сукна.

10. Игры, игрушки   обских  угров.

11. Работа по бересте. Изготовление изделий, орнаментация.

3 год обучения

1.   Вводное занятие. Задачи на год.

2.   Обзорное занятие. История обских угров. Современное время.

3.  Инструмент, область его применения. Игла, ножницы, резак, напёрсток, линейка.

4. Декоративно-прикладное искусство Югорских народов. Бисероплетение. Шитьё по ткани, сукну, меху. Резьба по дереву, кости. Работа с берестой .

5. Устное народное  творчество. Сказки, легенды, загадки. Жанры: бытовой, исторический, сатирический и т.д.

6. ИЗО – животный мир, природа, быт человека. Жанры ИЗО.

7. Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий. Способы нанесения, создания орнамента. Изучение орнамента. Орнамент  -  как   метод несения информации. Орнамент своего рода.

8. Изготовление стилизованных изделий из разных материалов, в разных техниках: Косметичка, чехол для телефона, фотоаппарата, украшение, бытовые предметы, элементы одежды, интерьера.

9. Традиционный способ вязания, плетения,  северных народов.Знакомство с технологией вязания, плетения.

Изготовление изделий. Вязание гольфов, плетение поясов, подвесок.

10. Игры подвижные, игры головоломки, игрушки  обских  угров.

11. Работа по бересте. Изготовление изделий, орнаментация.

Методическое обеспечение

Тематические папки: Сказки народов Севера, костюм обских угров, декоративно прикладные искусства обских угров, традиционная медицина, традиционные промыслы, праздники народов Севера, постройки двора остяка.

Беседы: «В человеке должно быть всю прекрасно…», «Художественное творчество, как средство самовыражения», «Природа лечит».

Игры: Хантыйские головоломки: «Палочка стоимостью пяти лошадей», «Верёвочки», Хантыйская «юла», «Иголочка», «Щел», «Кубик».

Фотоматериалы по темам: «Этапы постановки чума», «Хантыйский двор», «Вороний праздник», «День оленевода», «Медвежьи игрища», «Игры и игрушки народов Севера».

Музыкальные диски: Владимир Шесталов, «Тресколье», «Песни судьбы», «Звуки природы», «Тёй, тёй» М.К.Волдиной.

     Изделия народного промысла: берестяные туеса, одежда народа ханты, нагрудные украшения бисерные, пояса плетёные, подвязки плетёные, гольфы вязанные, ложные косы женские.  

Литература для педагога

1. Материалы первой научно-практической конференции. Под редакцией      

2. Лазаревой Л.Г. «Искусство в современном мире». Х-М:-2005.-140 с.                                                                                                                                                                                                                

3. Григорян А.Б., Зуева У.Н. «Формы организации нравственного воспитания подростков на традициях народной педагогики хантов и манси».

4. Лукина Н.В. « Мифы, предания, сказки народов ханты и манси». – М.,1990.

5. Оборотова Е.А. «От печки».- Новосибирск,2003.

6. «Огонь-камень» Сказки народов тюменского севера. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство.-1981.

7. Кравченко О.А. «Этносоцио - педагогика казымских хантов». – С-П. ООО «Миралл», 2007.

8. Е.А.Ерныхова. «Декоративно-прикладное искусство».

9. Синявский Н.И. «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера», Сургут - 2002.

Литература для детей

1. «Сказки народов севера». Ред. Самойлова Е.Н. С-П. «Алфавит», 1995.

2. «Сказки народа ханты». Ред. Рачинская М.А. С-П. «Алфавит», 1995.

3. «Лесные сказки» Ред. Привалова Р.В. Сургут, 2001.

4. Вагатова М.К., «Тёй, тёй», Тюмень, ОАО «Тюменский дом печати», 2006.

       5. «Огонь-камень» Сказки народов тюменского севера.            

       Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство.-1981.

  1.  Маньси-мойтыт. Ромбандеева Е.И., Слинкина Т.Д., Сайнахова А.И.    

«Дрофа» С-П., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковое занятие "Изготовление подарков и сувениров из различных материалов"

Это занятие было разработанно и проведено  на республканском  семинаре деректоров в нашей школе. Его особенность в том, что в учебном кабинете одновременно проводится занятие с 3 творческими...

"Изготовление пасхального сувенира"

Данный материал можно использовать на уроке трудового обучения  в начальных классах и на занятиях кружка....

Мастер класс Новогодний сувенир

Мастер класс по лепке из соленого теста новогоднего сувенира "Снеговик". Материал содержит  авторские фото с поробной технологией изготовления снеговика. Представлен рецепт приготовления сол...

Сувениры в венецианском стиле

]/   http://www.artedivenezia.ru/%3Ccenter%3Eindex.html             http://www.artedivenezia.ru/catalog.html?id=1        ...

Пасхальный сувенир.

Воспитательное мероприятие внутри класса по подготовке к празднику. Для коррекционной школы 8 вида....

Мастер-класс "Новогодний сувенир - Дракоша"

Поделка из полимерной глины. В помощь начинающим педагогам на занятиях с детьми  декоративно-прикладным творчеством и ИЗО....

мастер-класс «Сувениры своими руками»

превращаем отходы в доходы...