Программа социализации воспитанников посредством ручного труда "Мастерилка"
рабочая программа на тему

Хлевнюк Ольга Юрьевна

Программа разработана для детей младшего школьного возраста, расчитана на 3 месяца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_khlevnyuk.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

                           ПРОГРАММА

     СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

          ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА

                     «МАСТЕРИЛКА»

                        В-ль Хлевнюк О.Ю.

Пояснительная записка

       Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Актуальность. Трудовая деятельность способствует всестороннему развитию детей, являясь важным средством умственного, нравственного и физического воспитания. Правильно организованный труд вызывает у детей  чувство радости, удовлетворения и желание работать. Способствует воспитанию положительных качеств личности: организованности, внимательности, сообразительности, настойчивости, аккуратности, дисциплинированности, трудовой активности. В процессе труда расширяется кругозор детей, развиваются творческие способности, формируются первоначальные трудовые умения.

Задача развития индивидуальных творческих способностей  детей, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием воспитателей. Воспитатель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач развития творческих способностей, а также вопросов  развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей воспитателей является заложить основы творческого потенциала ребенка и его художественного развития.

Занятия ручным  трудом помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для школьников. Также творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. И еще одно важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет детям чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. И поэтому, наша задача воспитать не послушных роботов, а активных, самостоятельных, инициативных тружеников, способных к творчеству. Если мы ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или  будет в лучшем случае неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели. Дети будут действовать самостоятельно тогда, когда проявится их собственное творчество. Но инициатива  детей не может возникнуть из ничего. Их надо научить творить, дав для этого необходимые знания и опыт. Продолжая учить, надо создавать возможность для творчества. Обучение и творчество взаимосвязаны. Актуальность данной программы заключается в том, что трудовое, эстетическое воспитание является одним из методов работы воспитателя приюта для несовершеннолетних. Эти занятия формируют эстетический вкус у ребят, они получают трудовые навыки, которые помогут им утвердиться в школьном коллективе. Ведь в основном в наш приют поступают дети из неблагополучных семей, у них заниженная самооценка, им трудно жить в школьном коллективе.  

Также актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. Ведь те знания и умения , которые они получают на этих занятиях , дети смогут применить в дальнейшей жизни.

Программа рассчитана  на три месяца, для работы с детьми младшего школьного возраста.

 Программа направлена на социализацию воспитанников приюта, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. По своему функциональному назначению является прикладной, то есть создает условия для овладения воспитанниками определенной совокупностью умений и способов действия, а по содержательной направленности художественно-эстетической.

Основными принципами построения данной программы являются следующее:

- доступность предполагаемого к изучению материала, соответствие его возрастным и психофизическим особенностям детей;

- систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;

- личностно-ориентированный подход к учащимся. Индивидуальный подход в работе с детьми создает благоприятные возможности для развития познавательных способностей, активности, склонностей и одаренности каждого воспитанника. Именно индивидуальный подход в обучении дает возможность раскрыться и утвердиться «трудному» или замкнутому ребенку.

- изучение  интересов и потребностей детей;

- практическое участие и наглядное оформление.  

Цели ,задачи  программы.

Проработав воспитателем в реабилитационном центре, я видела какое положительное влияние оказывают на детей занятия , на которых он творит своими руками. Поэтому и была разработана программа «Мастерилка»  . Эта программа основана на групповых и индивидуальных занятиях . Свои занятия  я стараюсь проводить в игровой форме, ведь известно какую роль занимает в жизни детей игра.  Мы вместе  создаем игровую ситуацию и дети принимают на себя ту или иную роль придуманного персонажа, действуют так , как действовали бы их герои.  Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. Особенно результативны коллективные работы. Где все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к творческой деятельности. Такая работа создает условия для содержательного общения между воспитателем и воспитанниками, а также между детьми.

Целью моей программы является социализация воспитанников на основе  развития художественно-творческих  способностей  в  процессе  создания образов, используя нитки различной текстуры;  развитие самостоятельности анализа  и мышления;  воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом является :

Я слышу  - и забываю,

Я вижу  - и запоминаю,

Я делаю  - и понимаю.

 Задачи :  

- обучить конкретным трудовым навыкам;

- обучить детей безопасным приемам работы с различными инструментами;

 -обучение детей различным приемам   преобразования материала используемого на занятиях;

  -развитие воображения, умения видеть  необычное в обычных предметах;

- развивать интерес к декоративно-прикладному искусству, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое до конца;

- расширение кругозора;

- развитие мелкой моторики рук; поддерживать проявление фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

- воспитывать нравственные качества детей;

-воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества.

Методы используемые на занятиях:

                                          МЕТОДЫ 

      ПРАКТИЧЕСКИЕ                    НАГЛЯДНЫЕ

                                   СЛОВЕСНЫЕ

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнение – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами ( широко используется для повышения интереса к занятиям).

Моделирование – это процесс создание  моделей и их использования.

К наглядным методам относятся наблюдение – рассматривание рисунков, картин.

Словесными методами является рассказ,  обсуждение.

Этапы реализации программы.

Диагностический этап.  Целью этого этапа является выявление уровня сформированности  у вновь поступивших детей  творческих способностей.

Основной этап. Целью  этого этапа является приобщение детей  к миру прекрасного. Хотелось бы отметить  уровни развития детей в процессе обучения:

1. «Делай как я, делай вместе со мной» - смотри , повторяй, пробуй, учись делать правильно.

2. «Делай сам»- старайся делать самостоятельно, находи что-то новое.

3.»Делай сам, научи другого»  - научился сам, подскажи другому, помоги тому, у кого это не получается.

Заключительный этап.

Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец отчетного периода по результатам наблюдения, анализу детских работ, с целью внесения коррективов в дальнейшую работу, планируется индивидуальная поддержка детей.

Содержание программы.

1 блок . Выполнение поделок из ниток.

 Тема занятия

Кол-во часов

1.

Вводное занятие « Истрия вязания, история нитей»

      1

2.

«Цыпленок» - поделки из помпонов

      1

3.

« Пчелка» - поделки из помпонов

      1

4.

«Поросенок»-поделки из помпонов

      1

5.

«Веселый человечек» - поделки из помпонов

      1

6.

«Подводное царство» - коллективная работа поделки из помпонов (рыбки выполненные в разных техниках)

     1

7.

«Лошадка»

     1

8.

«Фиалка» - поделки из нитей

     1

9.

«Зайчишка» - поделки из нитей

     1

10.

«Дерево желаний» - поделка из нитей (смешанные техники)  Пасхальное древо. Елка. (в зависимости от времени года)

     1

11.

«Осьминожка» - поделки из помпонов

     

      1

12.

«Кот Баюн» - поделки из помпонов

      1

13.

«Бонсай» - поделки из помпонов

     1

   

2 блок. Плетение из ниток (фенечки – браслеты дружбы)

1.

История возникновения плетения фенечек из ниток мулине

          1

2

Прямое плетение фенечек

            3

3

Плетение на шнурке

           2

4

Косое плетение фенечек

          2

5

Именные фенечки

          2

Оценка результативности программы:

  • Педагогическое наблюдение;
  • Анализ детских работ;
  • Работы по образцу;
  • Творческие работы.

Содержание деятельности

Уровень на начальном этапе

Уровень на заключительном этапе

1

Умеет принять цель деятельности

2

Умеет планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла

3

Умение самостоятельно продумывать композицию своей работы

4

Знание правил безопасности при работе с инструментами

5

Наличие интереса к занятиям

6

Проявляет индивидуальные творческие способности

Низкий уровень-  беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ  от деятельности, результат не получен, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

Средний уровень – качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные  комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла ( требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

Высокий уровень -  полная самостоятельность, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Ожидаемые результаты при реализации программы.

  В ходе работы предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля. Дети овладевают элементарными  трудовыми умениями при работе с нитками и простейшими инструментами.

- узнают и научатся выполнять правила безопасного  пользования ножницами и иголкой;

- смогут планировать свою работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- умение замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке;

- умение самостоятельно продумывать композицию своей работы;

- развитая моторика рук;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие,  усидчивость, терпение.

 Риски

    При реализации программы педагогу необходимо учитывать  то, что возможно дети не смогут в полном объеме усвоить программный материал. Этому могут препятствовать ряд трудностей:

1.Низкое развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения  программы; 

      2.       Низкая учебная мотивация; 

      3. Несформированность навыков общения;

      4. наличие тяжелых психических  расстройств; 

  1. активное нежелание подростка работать в группе. 
  2.  индивидуальные особенности: специфика мышления, памяти, внимания, темп деятельности, личностные особенности.
  3. Отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
  4. Неустойчивая работоспособность ребенка, высокая утомляемость, истощаемость.
  5. Преждевременный отъезд ребенка  из приюта, в связи с переводом в другое учреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"

Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних  из неблагополучных и социально-незащищенных семей....

Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)

Правовая социализация,  профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...

Социальный проект, тема "Социализация воспитанников детского дома от 16 и старше посредством семейного воспитания"

Проект разработан с целью организации семейного воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 16 и старше посредством семейного воспитания...

Рабочая программа "Развитие воспитанников Воскресной школы посредством творческой работы с тканью. Кружок "Мастерица".

Данная рабочая программа составлена для учебно - воспитательной деятельности в Воскресной школе для детей в возрасте 7 - 11 лет. Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представлени...

Программа "Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством коммуникативной дифференциации личности в период обучения в школе"

Цель программы: Обучающийся, со сформированными, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, знаниями, умениями и навыками, социально приемлемым поведением, сохранным...

Программа социализации обучающихся через уроки информатики посредством проектной деятельности

Целью данной программы является оптимизировать условия и возможности для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся,   освоения обучающимися социального опыта, основных с...

Социализация воспитанников с ОВЗ посредством привития им навыков самообслуживания

Социализация воспитанников с ОВЗ посредством привития им навыков свмообслуживания...