План-конспект занятия по изо "Зимнее сказочное дерево"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Чвырева Татьяна Эдуардовна

Для полной подачи информации, необходимо педегогу показать различные силуэты деревьев, варианты цветовых сочетаний в разное время суток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект занятия95 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

открытого занятия по изо

Тема: «Зимнее сказочное дерево»

Цель занятия: Ознакомить воспитанников с принципами стилизации изображения дерева на основе полученных знаний и собственной фантазии.

Задачи:

Обучающие: Ознакомление обучающихся с принципами стилизации природных форм, формирование и синтез знаний и практических навыков при создании декоративной композиции, обобщение приемов работы с масляной пастелью и акварелью.

Развивающие: Развитие внимания к окружающему миру, наблюдательности, воображения, творческого мышления, создание ситуации успеха для каждого из детей.

Воспитательные: Воспитание аккуратности, самостоятельности, трудолюбия и усидчивости, умения работать в коллективе сверстников и взрослых.

Материалы и оборудование

  • Листы бумаги для работы А-3
  • Листы бумаги для эскиза А-4
  • Гуашь 12 цветов
  • Кисти-белка (3,5)
  • Простой карандаш ТМ, М
  • Стирательная резинка
  • Стакан с водой
  • Палитра
  • Тряпочка для кистей

Наглядный материал и методические пособия

  • Таблицы по цветоведению
  • Наглядные пособия по изображению деревьев
  • Наглядные пособия по изображению декоративных цветов и птиц
  • Репродукции картин с элементами зимнего пейзажа
  • Фотографии зимних деревьев в разное время суток зимой
  • Детские работы из методического фонда по теме

Ход занятия

Оргмомент (5-7 минут)

По журналу- перекличка присутствующих.

Обучающиеся занимают свои места, готовят необходимые материалы и инструменты.

Обсуждение темы занятия, последовательности операций, подготовка необходимого дидактического материала.

Повторение пройденного материала (7-10 минут)

Обсуждение и ответы учащихся на вопросы:

  • Что такое пейзаж и что характерно для зимнего пейзажа?
  • Какие породы деревьев знакомы и какие особенности им присущи?
  • Какие ассоциации вызывает покрытое инеем или снегом дерево?
  • Что такое колорит?
  • Что такое силуэт?
  • Как связаны линия горизонта и угол зрения?
  • Что такое- плановость?

Сообщение нового материала (10 – 15 минут)

Сегодняшнее занятие посвящено разработке темы «Зимнее сказочное дерево». Оно входит в блок взаимосвязанных занятий с обобщающей темой «Зимние фантазии». Главная его особенность – возможность проявления воспитанниками необузданной фантазии в плане цвета, формы, основной идеи композиции.

На листе бумаги для черчения или акварели формата А-3 воспитанникам предлагается создать образ сказочного дерева, используя масляную пастель и акварельные краски. В течение занятия работа должна быть выполнена полностью.

Для создания зрительного образа, очень полезно посмотреть видеоматериал с изображением деревьев в разное время суток, пейзажей с различным уровнем горизонта. Педагог обращает внимание учащихся на особенности цветопередачи при ярком солнце, снегопаде, в лунном свете. Дети видят, наблюдают, запоминают и анализируют: какого цвета снег, небо, как преображается дерево под снегом или инеем. Т.о. педагог и воспитанники обмениваются впечатлениями, наблюдениями из собственной жизни. Но как же их изобразить? Можно обратиться к опыту известных мастеров, просмотрев репродукции картин И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря, Б.М.Кустодиева, а также обсудить находки по теме в работах методического фонда.

При просмотре видеоматериалов и иллюстративного материала у воспитанников должна сформироваться своя идея, композиционный строй будущей картины. Каждая работа должна стать уникальной, неповторимой. В ней можно и нужно использовать разработки и находки художников и своих сверстников, но необходимо переосмыслив их, проявить свою фантазию, выразить свою индивидуальность.

Можно рассмотреть и обсудить возможные ассоциации, связанные со сказочным зимним деревом. Что могут напоминать его ветви, припорошенные снегом, каким оно видится?

 Вот некоторые представления:

  • Орнаментальное дерево
  • Ветви – цветки
  • Дерево – букет
  • Дерево, сотканное из узоров на окне
  • Растение со сказочными птицами на ветвях
  • Дерево с художественно переплетенными ветвями
  • Дерево – облако причудливой формы

Очень важную роль в создании образа играет цвет, выбранный воспитанником для основного изображения, передачи состояния природы и настроения картины в целом. Необходимо помнить и представлять сочетаемость цветов между собой и их способность передать зимнее состояние. Работа может быть построена как на основе контраста дерева и фона, так и на использовании нюансных сочетаний. Образ именно сказочного дерева предполагает использование декоративных элементов: орнамента, узоров, ритмически расположенных линий, точек, цветовых пятен.

Выбор художественных материалов не случаен: масляная пастель позволяет находить интересные цветовые сочетания, переливы цветовых оттенков внутри закрашиваемой формы, а также создавать разнообразные фактуры в зависимости от нажима и способа нанесения штриха, проводить различные по толщине и извилистости линии Акварельные краски очень хорошо сочетаются с масляной пастелью, обладающей водоотталкивающими свойствами. Она может быть использована для закрашивания фона, а также отдельных деталей.

Заключительным аккордом в создании работы служит обобщение деталей, выделение главного, приглушение второстепенного.

Практическое занятие (50 минут)

После просмотра фото и иллюстративного материала, когда сформировалась своя идея рисунка по заданной теме, воспитанники выполняют эскиз в карандаше. После обсуждения с педагогом, эскиз с увеличением и необходимыми изменениями и уточнениями переносится на основной лист.

После нанесения основных линий карандашом, следует прокладывание главных цветовых пятен масляной пастелью с их дальнейшей проработкой, деталировкой всей композиции.

По окончании прорисовывания пастелью, мягкой кистью наносится полупрозрачный слой необходимых оттенков акварелью.

На протяжении всех этапов выполнения рисунка необходимо прослеживать цельность композиции и ее подчиненность основной идее.

Подведение итогов (10 минут)

Все работы представлены на мольбертах. Сначала педагог говорит о каждой работе( что удалось, какие ошибки, что исправить и как). Дальше – мнение сверстников.

На основе не только своего, но и чужого опыта, быстрее продвигается освоение живописного мастерства. Любые ошибки и достижения лучше видны и осознаются в сравнении с другими работами.

Уборка помещения (5 – 7 минут)

Каждый воспитанник убирает свое рабочее место: моет баночку, уносит на место мольберт, убирает краски, пастель, протирает табуретку. Дежурные приводят в порядок пол и контролируют качество уборки остальных.

Данное открытое занятие может проводиться на основе программы изо на любом году обучения, от степени обученности будет зависеть усложнение композиции и мастерство исполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект открытого занятия по теме "Сказочная улица"

"План-конспект открытого занятия по теме "Сказочная улица"...

план-конспект открытого занятия "Белоснежное дерево " (аппликация из бумаги в технике Оригами)

Я представляю план-конспект открытого занятия "Белоснежное дерево " (аппликация из бумаги в технике Оригами) для детей старшего  дошкольного возраста. Надеюсь моя разработка будет кому-то по...

План – конспект интегрированного занятия «В сказочном лесу».

Закрепление знаний детей 6-7 лет о растительном и животном мире через интеграцию предметов: ознакомление с окружающим миром, математика, развитие речи, ознакомление с художественной литерат...

План-конспект открытого занятия объединения Резьба по дереву

План-конспект открытого занятия объединения Резьба по дереву на тему Богородская резьба...