Сценарии библиографических уроков и литературные викторины.
учебно-методический материал по теме

Горнова Виктория Григорьевна

Здесь собран материал для проведения библиографических уроков и внеклассных мероприятий с учащимися 1-6 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий литературной игры «Собаки и кошки в одной обложке».

Цель: Расширение круга чтения и воспитание читательского вкуса.

Ход игры:

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Представление команд- приветствие, девиз, эмблемы.
  3. Конкурс капитанов.

Капитанам даны карточки с кличками кошек и собак

из заранее прочитанных произведений.

Надо не задумываясь назвать произведение и автора.

За правильный ответ- один балл.

       

  1. Конкурс чтецов.

Оценивается по пятибалльной  системе. Учитывать выразительность и артистизм

выступающего.

       

  1. Конкурс рисунков «Лучший портрет кота Ворюги».

Ведущий читает описание кота Ворюги из одноименного рассказа К.Паустовского.

Задача команды- нарисовать портрет героя по описанию за 5 минут.

   

  1. Домашнее задание- представление книги.

Инсценировка отрывка из любой книги о животных.

       

  1. Конкурс « Проба пера».

За 5 минут команде предлагается написать коллективный юмористический рассказ из жизни кота или собаки.

  1. Литературная викторина.

   

Ведущий читает поочередно каждой команде отрывки из произведений. Нужно узнать автора и название произведения.

       

       ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

       Список литературы для подготовки:

       К. Паустовский «Кот Ворюга»

       М. Пришвин «Ярик»

       Г.  Троепольский «Белый Бим черное ухо»

       А. Чехов «Каштанка»

       Е. Чарушин «Кот Епифан»

       А. Куприн «Белый пудель»

       Л. Андреев « Кусака»

       И. Бунин « Сны Чанга»

       Э. Успенский « Дядя Федор пес и кот»

       С. Маршак « Кошкин дом»

       ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

       Карточки с кличками животных для конкурса капитанов.

       БИМ- Троепольский « Белый Бим черное ухо»

       ТЕТКА – Чехов « Каштанка»

       АРТО – Куприн « Белый пудель»

       ЕПИФАН – Чарушин « Кот Епифан»

       Ю-ю- Куприн « Ю-ю»

       ВОРЮГА – Паустовский « Кот Ворюга»

       КУСАКА – Андреев « Кусака»

       МАТРОСКИН – Успенский « Дядя Федор пес и кот»

       ШАРИК – Успенский « Дядя Федор пес и кот»

       ЧАНГ – Бунин « Сны Чанга»

     

   



Предварительный просмотр:

Литературная викторина

"По страницам любимых книг"

ЦЕЛИ:

  • повышение интереса к литературе;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие умений активно проявлять свои способности;
  • умение работать в команде;
  • сплочение классного коллектива.

В игре принимают участие команды 5 или 6 классов.

1.РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
(За каждый правильный ответ команде начисляется один балл).

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
3. Каково настоящее имя Царевны - лягушки? (Василиса Премудрая)
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
7. Назовите место рождения Колобка (печь)
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)
14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)
16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)
19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)

2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР

 
Скажите: верите вы или нет, что...

1. Илья Муромец был бомбардировщиком. (Да, «Илья Муромец» - самолёт-бомбардировщик конструктора Сикорского)
2. Елисейские поля в Париже названы в честь королевича Елисея, героя сказки А.С.Пушкина. (Нет)
3. За школьные сочинения А.П.Чехов получал только «пятёрки».(Нет, он никогда не получал за школьные сочинения выше «тройки»)
4. Однажды М.Е.Салтыков-Щедрин за сочинение, написанное им вместо дочери, получил «двойку». (Да, к тому же ещё с припиской: «Не знаете русского языка!»)
5. Он – поэт, она – поэтика. (Нет, она – поэтесса. А поэтика – это учение поэтическом творчестве)
6. В басне «Квартет» автор высмеивает животных, которые плохо играют на музыкальных инструментах. (Нет)

3. ЗАЗЕРКАЛЬЕ 


В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.

1. “Пёс босиком» («Кот в сапогах»)
2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик»)
3. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)
4. «Железный замочек» («Золотой ключик»)
5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»)
6. «Песочная служанка» (Снежная королева»)
7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)
8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)



Предварительный просмотр:

Литературная викторина

"Подружись с книгой"

 

     Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим литературную викторину, где вы можете показать нам всем, здесь находящимся, свои знания, способности, эрудицию.

Читатель,

Позволь мне к тебе обратиться!

Сегодня ты должен сиять и светиться!

Сегодня ты только хорошего ждёшь!

На этой игре обретёшь ты друзей,

И станешь, конечно, добрей и умней!

***

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пройдём от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться…

 Тур I. «Разминка»

Игроки отвечают на вопросы в порядке жеребьевки.

Команда I     Любимое лакомство старика Хоттабыча. (Мороженое.)

Команда II   Какое «удобрение» в десять раз увеличивает урожайность на Поле чудес? (Соль.)

Команда III  Управляющий графинь Вишен, плакавший из- за Чиполлино? (Синьор Помидор.)

Команда IV   Назовите отчество Федоры из сказки К. Чуковского. (Егоровна.)

Команда V    Имя главной героини русской народной сказки «Царевна –  лягушка».

(Василиса     Прекрасная.)

Команда I     Смерть он свою хранит на конце иглы. (Кощей Бессмертный.)

Команда II   Как звали девочку, растопившую ледяное сердце? (Герда.)

Команда III  Место, откуда выбежал Мойдодыр. (Спальня.)

Команда IV  Как звали последнюю знакомую Колобка? (Лиса.)

Команда V   Кто такой Акелла из «Книги джунглей»? (Волк.)

 

Тур II. «Сказка начинается…

А как она называется?»

Команда I

«Давным – давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги». (Г.К. Андерсен «Новый наряд короля».)

 Команда II.

«Жил однажды принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны непременно принцессу, да не какую – нибудь, а самую настоящую». (Г.К. Андерсен. «Принцесса на горошине».)

 Команда III.

«Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье». (Г.К.Андерсен.  «Дюймовочка».)

 Команда IV.

«Шёл солдат по дороге: раз – два! раз – два!» Ранец за спиной, сабля  на боку. Он шёл домой с войны. И вдруг на дороге встретилась ему ведьма». (Г.К.Андерсен «Огниво»).

  Команда V.

«Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски - этому языку он выучился у своей матери». (Г.К.Андерсен «Гадкий утёнок».)

Тур III. «Чудеса и Волшебство» 

А сейчас, ребята вам предстоит вспомнить все волшебные предметы, при помощи которых герои книг совершали чудеса. И ещё вы должны вспомнить все транспортные средства, с помощью которых могут передвигаться сказочные герои.

 «Волшебные предметы»: 

корыто, огниво, цветик – семицветик, золотой ключик, волшебная лампа, живительный порошок.

«Волшебные средства передвижения»: 

сапоги – скороходы, ковёр – самолёт, ступа, волшебные калоши, машина времени, ядро, летучий корабль, воздушные шары., метла.

 

Тур I V «Птички на страничках»

1 апреля  - Международный день птиц, который отмечается с 1906 года. В России всегда с особой любовью относились к птицам, считая их живым символом свободы, красоты, счастья. Птицы населяют не только наши леса и поля, они неотъемлемые «жители» былин, сказок, песен. Они часть российской природы и культуры. 

 

Поведенье птиц порою

Очень трудно объяснить:

Кто гнездо на ветках строит,

Кто в болоте любит жить.

Птицы разные бывают,

Сказки, песни населяют,

На страницах книг живут,

В гости нас к себе зовут…

 

Назовите  автора и название произведения.

Команда I

1. Какой птичке помогла Дюймовочка? (Ласточке. Г.К.Андерсен.)

Команда II.

1.С какими птицами путешествовал Нильс? (С дикими гусями. С. Лагерлеф.)

Команда III.

1. В какой сказке птица помогла выбраться лисе из большой ямы? (Русская  народная сказка «Лиса и дрозд».)

Команда IV.

1. В какой сказке Петух помог Зайцу справиться с рогатым врагом? (Русская  

  народная сказка «Коза – дереза».)

Команда V.

1. В какой сказке старая ведьма превратила прекрасную княжну в птицу? (Русская  

  народная сказка «Белая уточка».

 

Команда I

2. Рост удава 5 мартышек, 2 слона и 38… (Попугаев. Г.Остер «Зарядка для хвоста»).

Команда II.

2. Однажды у трёх друзей появилась птица. Глаза, как пуговицы, нос толстый. Сердитый – пресердитый птенец. Назвали его Хватайкой. (Галчонок. Э. Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот».)

Команда III.

2.Как звали утку, которая зимовала в полынье? (Серая шейка. Д. Мамин - Сибиряк.)

Команда IV.

2. В какую птицу превратился гадкий утёнок? (В лебедя. Г.К.Андерсен.)

 Команда V.

2. С какими птицами летала лягушка  - путешественница?

   (С утками. В. Гаршин. «Лягушка – путешественница»).

 

Физкультурная пауза

(Под музыку «Танец утят»)

 

Тур V.

1 вопрос

Команда I.

.Кто мог дать такое объявление? «Продаю ружьё для фотоохоты. Недорого!» (Шарик.)

Команда II.

Как надо правильно есть бутерброд, чтобы было вкуснее? (Надо его колбасой класть на язык.)

Команда III.

Как называется деревня, куда уехал дядя Фёдор? (Простоквашино.)

Команда IV.

Как нашёл крокодил Гена своих друзей? (По объявлению.)

 Команда V.

Кто мог дать такое объявление? «Одам в хорошие руки воспитанную крысу. Кличка Лариса. Окрас серый, хвост 10 см.» (Шапокляк)

 

Тур VI «В гостях у домовёнка Кузи».

 

Каждый ребёнок знает, что за порядком жилища следят домовые. Хорошего домового сразу видно – в его хозяйстве не только вещи и животные ухоженные, но и люди добрые.

        В маленькой деревеньке, над небольшой речкой,  в избе под печкой жили – были маленькие глупые домовята,  а среди них – Кузька. Это было полтора века назад. Кузьке тогда только – только шесть веков исполнилось. Поселился он в новой квартире, куда переехала девочка Наташа с родителями. Тут – то Кузька и узнал много интересного.

 

Я весёлый Домовёнок,

Охраняю вас с пелёнок,

Домового вы не бойтесь:

Улыбнитесь, успокойтесь.

Будем с вами вспоминать –

Что пришлось мне испытать…

 

Вопрос 1

Команда I

1.Что у Кузьки в сундучке? (Тайна.)

Команда II.

1.Любимая домашняя работа Кузьки. (Подметать веником.)

Команда III.

1.Назови любимую игру Кузьки и Лешего. (Прятки.)

Команда IV.

1.Любимая еда Кузьки. (Горячие щи, ватрушки, липовый чай, пироги с брусникой, с листом щавельным, с творогом.)

Команда V.

1.Что больше всего на свете не любил Кузька? (Когда над ним смеются.)

 

Вопрос 2

Команда I

2. Что оставил на память Кузьке старый гном? (Камень – самоцвет. Если станет темно и страшно. То стоит достать этот камень – и он осветит всю дорогу.)

Команда II.

2. На какой праздник был приглашён Кузька? (На новоселье к Вуколочке.)

Команда III.

2.Как дразнили Бабу – Ягу домовёнок Кузька и его друг Лешик? (Грибами прикидывались и от неё бегали.)

Команда IV.

2. Сколько лет Кузьке? (Молод он ещё был и семи веков не исполнилось)

Команда V.

2.Что посоветовал Кузька корове Зорьке? (Сходить на опушку, где дед Микула мёд пролил. Там трава сладкая).

 Тур VII « Конкурс капитанов».

 Наступило время самого сложного задания нашей сегодняшней встречи. И, конечно же, мы поручаем его самым отважным и мужественным – нашим капитанам.

Вам предстоит правильно разложить карточки с именами героев сказок по конвертам.  В каждом конверте должно быть не менее шести карточек. На каждом конверте указаны названия сказок. Тот, кто из вас быстрее своего соперника справится с заданием, тот и выведет свою команду вперёд.

 Всё понятно без вопросов,

Все вопросы впереди,

Эстафета капитанов,

Капитаны, выходи!

 

Сказка «Волшебное кольцо».

Нужные карточки: Мартынка, Жужа, старик, старуха, Васька, король.

 

Сказка «Бременские музыканты».

Нужные карточки: принцесса, осёл, кот, разбойники, сыщик, петух.

 

Сказка «Золушка».

Нужные карточки: принц, король, мачеха, фея, кучер, отец.

 

Сказка «Сказка о рыбаке и рыбке».

Нужные карточки: старуха, стражники, дворянка, старик, царица, рыбка.

 

Сказка «По щучьему велению».

Нужные карточки: Несмеяна, царь, Емеля, щука, братья, стражники.

 

Сказка «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Нужные карточки: Соколко, царь, Елисей, богатыри, мачеха, царевна.

 

(Пока капитаны выполняют задание, их команды на время заполняют карточку с вопросами.)

  1. Из какого цветка появилась Дюймовочка? (Из тюльпана.)
  2. Швеция, Стокгольм, крыша обычного дома.(Карлсон.)
  3. Из какой сказки горшочек с бубенцами? (Свинопас.)
  4. С чем никогда не расставался Оле – Лукойе? (С зонтиком.)
  5. Этого героя мы встретим в джунглях. (Маугли.)

 

Тур VIII. «Гонка за лидером»

 

Команды по очереди должны дать правильные ответы. Если команда не даёт ответа или отвечает неправильно – эстафета передаётся другой команде. Жюри оценивает количество правильных ответов каждой команды.

1.Сколько братьев было у поросёнка Наф – Наф? (2)

2. Чем заправляли свой автомобиль малыши из цветочного города? (Сиропом.)

3. На каком бобовом  спала нежная принцесса? (На горошине.)

4. Как зовут девушку с рыбьим хвостом? (Русалка.)

5.Кто автор сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде» (А.С.Пушкин.)

6.Как звали друга Мальвины? (Пьеро.)

7.Что испекла бабушка и положила на окно? (Колобок.)

8. Кто автор сказки «Приключение Буратино или Золотой ключик?» (Алексей Толстой.)

9.Куда не разрешала Машенька садиться медведю? (На пенёк.)

10. Из чего был построен самый крепкий дом поросят? (Из камня.)

11. Какие слова говорил Али – Баба, чтобы открыть пещеру с сокровищами?

      (Сим- Сим,откройся.)

12. Сколько коротышек было в сказке Н. Носова» Приключения Незнайки и его друзей» (16.)

13. Его профессия – дровосек. Боится воды. Самое заветное желание – получить настоящее сердце. (Железный дровосек из сказки А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города».)

14.Героиня этой сказки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса.)

15. Он работал врачом на корабле, который однажды потерпел крушение, и оказался в плену у маленьких человечков.(Гулливер.)

17.Какие слова произносила девочка Женя из сказки «Цветик – семицветик», когда отрывала лепесток? (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть по – моему вели.)

18.Кто рассказывал о себе, что смог вытащить себя из болота за косичку от парика, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхгаузен.)

19.Этот мальчик в наказание за невежливость был превращён гномом в маленького человечка. (Нильс.)

 

Подведение итогов. Слово жюри.

 Кто на все вопросы нам ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга – лучший спутник наш и друг!

***

Наш юный друг!

Бери с собой в дорогу

Своих любимых сказочных друзей.

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделай жизнь светлей!

***

Пришла пора сказать:

До новой встречи!

Пусть герои сказок дарят вам тепло.

И пусть добро на свете побеждает зло!



Предварительный просмотр:

Викторина «Элементы книги».

  1. Как называется первая страница, на которой указан автор и название книги? (титульный лист)

  1. Перечисление всех произведений, вошедших в книгу, с указанием страниц, где они помещены (Содержание)

  1. Вводный текст, предваряющий изложение основного материала? (предисловие)

  1. Как иначе называется содержание? (оглавление)

  1. Как иначе называются рисунки, чертежи, использованные при оформлении книги? (иллюстрации)

  1. Иллюстрированная покрышка книги, защищающая блок от загрязнения? (обложка)

  1. Кто такие иллюстраторы? (художники, рисующие картинки в книге)

     8. Обложка из твёрдого картона (переплёт)



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок для 2-го класса "Справочная литература»

ЦЕЛЬ: познакомить ребят со справочной литературой.

ЗАДАЧИ: познакомить ребят с понятием  «справочная литература», самостоятельному поиску нужного материала, заинтересовать справочной литературой, воспитывать любовь к книге, чтению, библиотеке.

К уроку оформляется выставка справочных изданий: « Книги, которые помогут всем ».

Ход занятия:

БИБЛИОТЕКАРЬ: ребята, вы растете, ваши знания расширяются. У вас возникают вопросы, на которые вы хотите найти ответ. Вы спрашиваете у взрослых, но бывает так, что родители, учителя не могут ответить на все вопросы. Что же делать? Да взять и обратиться к книгам, которые знают все. Всего на свете не знает никто – так много знаний накопилось у человечества. Они (знания) хранятся в книгах. Но не такое уж легкое дело быстро найти нужную книгу среди миллионов других. Поэтому и создали люди книги, куда сложили в алфавитном порядке все свои знания о мире. Находи нужное слово и… отправляйся в путешествие по знаниям. Но эти энциклопедии для взрослых, для старших ребят, а вам так хочется попутешествовать в мире книг, получить новые знания.

Энциклопедии всегда занимают почетное место в библиотеке. (Обратить внимание на книжную выставку). А есть такие умные книги для ребят вашего возраста?

Да. Есть. Начнем знакомство. Тема нашего библиотечного урока “справочная литература” (обратить внимание на название урока). Ваши первые энциклопедии могут рассказать о многом, ответить на многие ваши вопросы. А, чтобы вы хорошо все запомнили, нам будет помогать Кузя – наш неизменный помощник.

Что такое энциклопедия? “Энциклопедия” - это французское слово, означающее “свод знаний”. И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам энциклопедий.

Энциклопедий много и чтобы не заблудится, мы поедим на станции, которые расположены на нашей карте. И так, в путь.

СТАНЦИЯ ШКОЛЬНАЯ.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Я вам сейчас скажу такую поговорку: “Что написано пером, не вырубишь и топором” он же вырубает и карандашный штрих и ошибку, сделанную по неосторожности в слове, да так аккуратно, что никто не увидит! Что же это за предмет?. Да, конечно, это ластик, или стирательная резинка. А вы знаете, что скоро ластику исполнится 300 лет? А из чего сделали ластик? Очень давно жил великий мореплаватель Магеллан. Он первый рассказал всему миру, что каучук стирает написанное. Индейцы Южной Америки собирали тягучий сок тропического дерева гевеи и варили из него каучук. Сейчас каучук делают из картошки и опилок, нефти и спирта. Так, что ластик наш или картофельный, или опилочный, или нефтяной. Чтобы он лучше стирал написанное к каучуку примешивают мел и стеклянную пудру.  А все это вы можете узнать из книги Г. Юрмина “Про тетрадь и карту, карандаш и парту” (показать книгу на выставке). Ты узнаешь из чего сделана тетрадь, откуда пришла классная доска. Все рассказы в книге небольшие, но очень интересные. Расположены они по названию вещей в порядке алфавита.

СТАНЦИЯ ДОРОЖНАЯ

БИБЛИОТЕКАРЬ: Скажите, пожалуйста, вы все соблюдаете правила дорожного движения? (Ответы детей). Молодцы. А сейчас представьте себе, что происходило бы на дорогах, если бы вдруг исчезли светофоры, дорожные знаки, линии на проезжей части дороги, а все, и водители и пешеходы не соблюдали бы правила дорожного движения. Сколько бы было несчастных случаев! Вы согласны?

 Вот почему каждый человек обязан строго соблюдать правила уличного движения. В книге А. Дорохова “Зеленый.. Желтый.. Красный!” вы узнаете о правилах дорожного движения, об устройстве улиц и дорог, познакомитесь со знаками, которые знают и понимают, и конечно соблюдают все шоферы мира, пешеходы, хотя на дорожных знаках ничего не написано.

Красный свет – прохода нет,
Не иди на красный свет!
Желтый – это надо знать! –
Тоже прост подождать,
Чтоб машинам не мешать!
Загорелся свет зеленый –
Можно вам теперь шагать!

СТАНЦИЯ «ПРО ТЕБЯ САМОГО»

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ты живешь на свете, не задумываясь особенно над тем, как ты устроен. Так? Ты человек. Мальчик или девочка. У тебя есть голова, живот, спина, ноги, и руки, глаза и уши. Ты дышишь. Твое тело тебя слушается. Захочешь – сядешь,  захочешь - встанешь, захочешь – побежишь. Сейчас ты посмотришь на выставку, твои глаза видят книги, буквы, ты понимаешь, какие слова они составляют и что значит каждое слово.  Как будто все очень просто, но ты, наверное, не знаешь, какая сложная работа происходит в это время в твоем организме. Почему ты все время вдыхаешь и выдыхаешь воздух и почему ты не можешь пробыть даже несколько минут не дыша? Как работает твое сердце, твои легкие, твои мышцы, твой мозг? Как ты должен поступать, чтобы все части твоего организма работали хорошо, и ты с каждым днем становился все сильнее и крепче? Вот почему эта книга « Я познаю мир.Медицина» и “Про тебя самого” написана для тебя. Книга и журнал расскажут о самом главном, что ты должен знать о своем организме. В книге тридцать коротких рассказа о том, как устроен твой организм. Все рассказы расположены в алфавитном порядке.

СТАНЦИЯ ВОЛШЕБНАЯ

БИБЛИОТЕКАРЬ: Есть большие энциклопедии для старших ребят. Вы их всегда видите, когда приходите в библиотеку. Они стоят на отдельной полке такие красивые, величавые. Да? А сегодня я вам покажу вот такую энциклопедию, для вас, любознательных детей. Такая книга вышла впервые в России в 1969 году. Её название придумал детский писатель Лев Кассиль Называется она “Что такое? Кто такой?”. Материал в книге расположен очень удобно. Я вам уже говорила. По алфавиту от “А” до “Я”. Обо всем рассказано очень просто, понятно и интересно. На каждой странице – цветные иллюстрации, фотографии, портреты ученых. Всего три тома. В – них сотни ответов на сотни ваших вопросов. Обычно, когда взрослые дают книгу и при этом говорят: “Читай все по порядку, не забегай вперед” Так? В этих книгах не обязательно читать все подряд. Энциклопедию читают, когда что-то нужно узнать интересное, новое, не до конца понятное. Вот и получается, что эти три книга - ваша первая энциклопедия. Все рассказы в книгах расположены так, как идут буквы азбуки. Например, нас интересует дерево баобаб. Посмотрите содержание. Буква “Б” страница 116, баобаб - страница 128. Это дерево, хотя и живет 4-5 тыс. лет, не очень

высокое –18-25 м. Зато толщина ствола просто удивительная – достигает 25, а то 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь наш класс должен был бы взяться за руки. “Баобаб большой, - говорят африканцы, - но из него не разожжешь даже маленького костра”

Как же так? Ведь из такого большого дерева можно заготовить столько дров! Да дрова - то эти окажутся бесполезными: древесина баобаба не горит. Есть у него и другие особенности. Но об этом вы уже сами прочитаете.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, оно вам понравилось. А сейчас поиграем в игру.

Мы сейчас класс поделим на три команды. Каждой команде задаем вопросы, а вы постарайтесь как можно быстрее ответить на них. Чья команда быстрее найдет ответы в энциклопедии на заданные вопросы и наберет наибольшее количество очков, та команда и победила. И так приступаем к работе. (Вопросы можно задавать любые, исходя из тех детских энциклопедий, с которыми познакомились или уже читали) А я внимательно считаю ответы каждой команды (на доске отмечаются ответы около каждой команды).

Литература:

  1. Юрмин Г. Про тетрадь и карту, карандаш и парту. – М.: Дет. лит., 1983.
  2. Дорохов А. Зеленый… Желтый…Красный! – М.: Дет.
  3. Дорохов А.А. Про тебя самого: Научно-худ. литература. / Художники Н.Мищенко, В. Освер.- М.: Дет. лит., 1989. – 56с.:ил.



Предварительный просмотр:

Библиографический урок для 5-х классов

"О том, как создавались книги…"

Цель: Познакомить детей с историей письменности, появлением бумаги, алфавита и первых книг.

Задачи: 

  • знакомство с историей создания письменности и книги;
  • привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки;
  • воспитание бережного отношения и любви к книге.

Показ слайдов. Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с историей появления письменности, узнаем, как появились первые книги, кто придумал бумагу и алфавит…

Слайд. “Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная глубина". “Повесть временных лет”.

Древнейшая цивилизация зародилась около 4000 лет назад в Месопотамии, в переводе с греческого это слово означает “земля между реками”, поэтому часто Месопотамию ещё называют Междуречьем. На плодородных землях между реками Тигр и Евфрат возникли поселения древнейшего народа – шумеров. В древних городах шумеров Ур и Урук жили до 50 тысяч человек в каждом. Города были возведены вокруг огромных, сложенных из глиняных кирпичей храмов, которые называли зиккуратами.

Слайд. Именно здесь появился первый вид письменности. Это были геометрические изображения и рисунки.

Слайд. Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность.

Слайд. Древние египтяне создали иероглифическую письменность примерно в 3100 г. до н.э. и пользовались ею в течение 3500 лет. Эту систему письменности применяли не только египтяне, но и другие народы. Египетская письменность начиналась с простых рисунков, обозначающих предметы, например солнце или цветок. Но поскольку рисунками довольно трудно было передать значение сложных понятий, египтяне стали обозначать их группой предметов. К примеру, воин с луком и стрелой, обозначал целую армию. В этом письме использовалось по меньшей мере 700 разных знаков.

Слайд. Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно, возникло из древнего рисуночного письма.

Первый настоящий алфавит был, вероятно, создан в 15 веке ханаанеями – народом, жившим на территории нынешней Сирии. Он состоял из 32 букв. Финикийцы сократили число букв в ханаанейском алфавите до 22, этот алфавит распространился по всей территории Средиземноморья. От него произошли греческий, латинский, арабский и еврейский алфавиты. Английский алфавит ничем не отличается от латинского. В древнем латинском алфавите было 23 буквы. После распада Римской империи латинский алфавит сохранился в измененной форме во многих странах Европы. Жители большинства европейских стран до сих пор пользуются латинским алфавитом. В настоящее время это самый распространенный алфавит в мире.

Слайд. Латинская буква “А”, возможно, произошла от старого рисуночного знака быка.

Слайд. Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Они прославились своей письменностью. Писать умели немногие - только жрецы и чиновники, зато каждый египтянин знал, что писать надо на папирусе. Папирус тоже изобрели египтяне.

Слайд. Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Длинные ленты наматывались на палочку с ручкой.

Слайд. “Создателями” авторучки можно считать древних египтян. Среди сокровищ Тутанхамона ученые обнаружили медную ручку со вставленной в неё свинцовой заостренной трубочкой. Внутри трубочки находилась тростинка. Её заполняли темной жидкостью, которая просачивалась по волокнам стебля и накапливалась на заостренном конце. При письме оставался четкий след на папирусе.

Слайд. Наряду с папирусом распространение в Древнем мире получил материал, сделанный из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. В древнем Пергаме в III веке до н.э. (государстве на полуострове Малая Азия, современная Сирия) и придуман этот материал для письма. Назван он был пергаментом, по наименованию места, где был изобретён. Этому материалу была суждена долгая жизнь.

Слайд. Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность (иногда для отбеливания применяли известь). Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен.

Слайд. В начале из пергамента приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Книги из пергамента стали похожи на современные. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами, драгоценными камнями. Книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.

Слайд. Массовое производство пергамент началось в г.Пергаме для нужд Пергамской библиотеки, он был дороже папируса и использовался для более дорогих изданий. На нём можно было делать иллюстрации.

Слайд. В Древнем Египте придумали книги – ленты, где использовалась специальная бумага из растений, а ассирийцы придумали книги – плитки. Существовала целая библиотека, сделанная из глиняных плиток. Такая странная библиотека без единого листа бумаги была найдена среди развалин древнего города ассирийцев – Ниневию Эта библиотека – хранилище принадлежала царю Ашшурбанипалу.

Слайд. В России писали на бересте деревьев. По свидетельству учёных, берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.

Слайд. Для письма русичи использовали кусочки берёзовой коры. Слова на ней царапали писалом – костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты - берестяные грамоты – археологи находят в Великом Новгороде и других древнерусских городах.

Слайд. Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах. А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появилась книга.

Слайд. Русский алфавит был составлен священниками Кириллом и Мефодием на основе греческого. Чтобы записывать переводы священных книг, они создали славянский алфавит, добавив новые буквы. Новую славянскую азбуку назвали кириллицей.

Аз Буки Веди.
Глагол – Добро Есть...
Рцы Слово Твердо".
("Я знаю буквы.
Слово – это добро...
Говори слова правильно")

Славянская Азбука

Слайд. Летописи - это первые исторические сочинения на Руси. Первое собрание летописей было составлено в 11 веке киевским монахом Нестором. В нем рассказывалось о древнейших временах, начале русского государства и его первых князьях.

Ни деревянные планки, ни листья, ни кожа, ни ткани, ни папирус не были, конечно, тем писчим материалом, который отвечал бы всем необходимым требованиям. Некоторые из них были дешевы, общедоступны, и этим почти полностью исчерпывались все их преимущества. О камне и металле говорить не приходится. Пергамент же, как известно, был слишком дорог: для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забить целое стадо телят или ягнят. А книг требовались тысячи. Но человек, который придумал книгу, сумел придумать и подходящий материал для нее. Им стала бумага.
Трудно ответить без оговорок на вопрос: где, когда и кем изобретена бумага?

Слайд. Считается, что это сделал китайский ученный по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушится на солнце. А подсказала Цай Луню этот способ обыкновенная оса. По преданию, Чай - Лун родился в Южном Китае. В 75 году нашей эры он поступил на службу к императору Хо, а в 89 году был назначен начальником императорского арсенала. Будучи на этой должности, Чай - Лун изобрел много видов нового оружия для китайской армии. Под конец своей жизни он получил должность главного смотрителя дворца. Чай - Лун принял участие в неудавшемся заговоре против императора. Чтобы спастись от позорной казни, он отравился.

Слайд. Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластинку с выгравированной на ней благодарностью императора.

Слайд. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке.

Слайд. Долгое время книги были рукописными. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

Слайд. В средние века книги неспешно и тщательно переписывали в монастырях, копируя буквы и рисунки. Современный способ книгопечатания изобрел в 15 веке немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом. Первая русская печатная книга- “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года Иваном Фёдоровым. 

Слайд. Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Слайд. Началом промышленной революции в книгопечатании послужило создание печатной машины. 29 ноября 1814 года на ней впервые был отпечатан номер “Таймс” - лондонской газеты.

Слайд. Современные печатные машины работают на электричестве. Они печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке. Затем они обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой.

Слайд. Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей приложило свой труд к её созданию.

Слайд. Ребята, в США выпущена самая большая книга в мире.   Её размер два с половиной на два метра, а вес более 60 килограммов. Красочная книга носит название “Бутан: путешествие по королевству в рисунках и фотографиях”. Книга официально признана самой большой в истории. Как же удержать в руках эту книжку. Оказалось, что книга продается вместе с подставкой. Так что в постели перед сном ее не почитаешь.

Как вы думаете, сколько библиотек существует в России?

Слайд.  В России более 63 тыс. школьных библиотек, более 48 тыс. публичных. Около 3 тыс. библиотек работают в университетах, академиях, колледжах. Старейшие и богатейшие из них – в Московском, Санкт-Петербургском, Казанском, Саратовском, Томском, Иркутском университетах. Существуют также сети научно-технических, сельскохозяйственных, медицинских библиотек. Для обслуживания органов власти созданы Библиотека Администрации Президента Российской Федерации и Парламентская библиотека Российской Федерации. Свои библиотеки имеют религиозные и политические организации.

А теперь давайте, ребята, повторим, что мы сегодня с вами узнали о том, как создавались книги.

Слайд. 

  • Каким был первый вид письменности? (Геометрические изображения и рисунки).
  • Как называлось письмо у древних шумеров? (Клинопись).
  • Каким письмом пользовались древние египтяне? (Пиктографическим – рисунчатым письмом).
  • Откуда появился русский алфавит? (На основе греческого алфавита священники Кирилл и Мефодий составили русский алфавит)
  • Что такое летописи? (Это первые исторические сочинения на Руси).
  • Кто изобрел бумагу? (Китайский ученный Цай Лунь)
  • Как называлась первая русская печатная книга, кто её написал и в каком году? (Первая русская печатная книга- “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года Иваном Фёдоровым).

А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать хорошим читателем?

А теперь, ребята я вас хочу познакомить с книжной выставкой: “О том, как создавались книги…”.



Предварительный просмотр:

«В стране библиотечной»

Цель: приобщение детей к чтению.

Задачи: 

  • привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки;
  • знакомство с историей создания письменности и книги;
  • воспитание бережного отношения и любви к книге.

На выставочном  стеллаже размещены высказывания о книге:

  • С книгой жить – век не тужить!
  • Книга – разумный советчик человека.
  • Дом без книги – день без солнца.
  • Книга поможет в труде, выручит в беде.
  • Умнее книги не скажешь.

Ход мероприятия:

- Здравствуйте, ребята! Давайте начнём нашу встречу с загадки:

Склеена, сшита, без дверей,
А закрыта.
Кто её открывает,
Много знает.
Что это? (Книга.)

- Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.

Книга поможет узнать обо всём:
Про одежду, про дом,
Про собаку и кошку.
Про всех понемножку.
В весёлых стихах, о разных часах,
О числах и счёте тоже прочтёте.
О мудрости древней,
Про лето в деревне.
Весёлые стихотворения про изобретения,
Про случаи в школе и про добычу соли.
Всего и не счесть. Не лучше ли прочесть?

Кто же придумал книгу? Кто стал первым чудесником? (Приложение 1) Никто. Такого изобретателя просто не существует. Ведь люди с незапамятных времён рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, друг с другом, только вот записывать научились не сразу.

Слайд

Первым видом письменности были геометрические изображения и рисунки.

Слайд, слайд.

Самая древняя и известная нам цивилизация – это древние шумеры. Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки (слайд). Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце.

Слайд

Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук (слайд).

Такие рисунки, или символы, называются иероглифами.

Слайд

Но вот появились буквы (слайд). Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно возникло из древнего рисуночного письма.

Слайд.

Латинская буква “А”, возможно, произошла от старого рисуночного знака быка.

Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени.

Так появились книги.

Слайд

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем.

Слайд

Позже люди из шкур животных стали делать пергамент. Он был лучше папируса, так как на нём можно было писать с обеих сторон, его можно было сгибать, резать. Отдельные листы сшивались и в таком виде они выглядели уже как книги. Правда, была такая книга тяжеловесной, огромной. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами. Драгоценными камнями, книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.

Слайд

В России писали на бересте деревьев (демонстрируется береста). По свидетельству учёных, берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.

В Древнем Египте придумали книги – ленты, где использовалась специальная бумага из растений, а ассирийцы придумали книги – плитки. Существовала целая библиотека, сделанная из глиняных плиток. Такая странная библиотека без единого листа бумаги была найдена среди развалин древнего города ассирийцев – Ниневин. Эта библиотека – хранилище принадлежала царю Ашшурбанипалу. Каждая “книга” состояла из нескольких десятков или даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц. Плитки нумеровали как страницы и на каждой проставляли название. Также во времена древних римлян были изобретены книги из воска. Выглядела эта книга так: несколько табличек – дощечек, аккуратно выструганных в середине, скрепляли шнурками через дырочки, проделанные в углах. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли воском – жёлтым или окрашенным в чёрный цвет. Писали в книге стальной палочкой. Такие книги могли служить долго, так как можно было стирать написанное и писать снова.

Слайд

Изобретена бумага была в Китае, ученым Цай-Лунь.

Долгое время книги были рукописными…. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

Слайд

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Слайд

Около 1450 г. Иоганн Гуттенберг построил первый печатный станок. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом.

Слайд

Современные печатные машины работают на электричестве. Они печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке. Затем они обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой.

Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей приложило свой труд к её созданию. А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать хорошим читателем?

(Ответы детей)

Совершенно верно, надо знать, как правильно обращаться с книгой. А вы знаете, как правильно обращаться с книгой?

(Ответы детей.)

Итак, давайте более подробно остановимся на том, чего боится книга.

Во-первых, книга боится дождя и снега. Почему? Правильно. У вымокшей книги коробятся страницы, разбухает и отслаивается переплёт. Что же делать, если на улице дождь или снег, а вам нужно нести книгу в библиотеку? Конечно. Вы будете очень хорошими читателями, если положите книгу в непромокаемую сумку.

Ещё книга боится грязи. Особенно она не любит читателей с грязными руками. Они оставляют на её страницах пятна, которые потом трудно отчистить. Особенно трудно ликвидировать жирные пятна. А они чаще всего появляются, если книгу кладут рядом с тарелкой. Пожалуйста, не читайте книгу во время еды!

Наконец, книга очень боится всего, из-за чего она может рассыпаться на кусочки. А из-за чего книги рассыпаются, знаете?

(Ответы детей).

Да, совсем не сложно привести книгу к такому концу. Она начинает рассыпаться, если её кладут раскрытым переплётом вверх и если вместо закладок оставляют в ней толстые линейки, карандаши и прочие толстые предметы.

Книги библиотечные и учебники – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но – только на несколько дней в соответствии с правилами библиотеки.

Вы можете её читать, рассматривать картинки, но, если вам захочется что-то нарисовать или записать, сделайте это в специальной тетради или альбоме.

Не разбрасывайте книги – они ведь могут потеряться даже в маленькой комнате. Лучше заранее определить библиотечным книгам место “временного проживания” - на столе или на книжной полке.

В назначенный срок книги ждут в родном доме – библиотеке. А если вы не успели её прочитать? Не беда, придите в библиотеку и продлите её срок.

Мне хочется верить, что каждый из вас, будет бережно относиться к книгам, а я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника по сказке "Буратино". Музыкально-литературная викторина.

Праздник по сказке "Буратино" рекамендован для проведения в начальной школе и детском саду, а также в коррекционных школах (в том числе в школах для детей с нарушениями слуха)....

Сценарий "Литературная Викторина"

Литературная викорина по произведениям А.С. Пушкина...

Сценарий литературной викторины «Великий, красивый и добрый…Время открывать Тургенева»

Этот сценарий будет полезен при проведении внеклассных мероприятий по литературе. Он рассчитан на сборные команды, состоящие из учеников 5-10 классов. Здесь охватывается материал о жизни и творчестве ...

Сценарий литературной викторины для детей с ОВЗ начального уровня обучения. «Фестиваль сказок»

Цель:  Формирование интереса у детей к сказкамЗадачи:Коррекционно-образовательные: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках, активизировать словарь, обогатить словами-определе...

Сценарий к литературной викторине для 6-7 классов «…Он победил и время, и пространство» (по творчеству А.С. Пушкина)

Мероприятие будет полезно в качестве завершающего урока по изучению творчества Пушкина...