Интеллектуально-обучающая игра Большие буквы по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»
методическая разработка по теме

Меренкова Ольга Львовна

Методическая разработка.

Интеллектуально-обучающая игра

Большие буквы
по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»

Игра  для  учащихся 2-4 класса

Время на проведение игры 1,5 часа.

Для игры формируются 2 команды.

Цель игры угадать ключевое слово. 1-  КОЛДУНЬЯ   2-КОРОЛЕВА

Проводится 4 основных конкурса для команд. За каждый выполненный конкурс команда получает 1 букву ключевого слова (Большая буква). Также команды (или болельщики для команд) должны заработать 3 восклицательных знака.

В конце игры команды должны составить из имеющихся букв ключевое слова, если букв не хватает, то можно обменять 1 восклицательный знак на 1 букву.

Если ключевое слово угадано правильно, то членам команды предлагается суперигра: за 3 минуты (каждый восклицательный знак +10 секунд) составить из букв ключевого слова как можно больше других слов(слова – существительные). Побеждает тот игрок, который составил больше слов.

Желательно приготовить небольшие призы для всех участников игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Интеллектуально-обучающая игра

Большие буквы
по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»

Игра  для  учащихся 2-4 класса

Время на проведение игры 1,5 часа.

Для игры формируются 2 команды.

Цель игры угадать ключевое слово. 1-  КОЛДУНЬЯ   2-КОРОЛЕВА

Для игры нужно подготовить:

  1. Большие буквы, ключевых слов, каждая буква напечатана на лист формата А4.
  2. На лист формата А5 «!» - 6 шт.
  3. Для первого испытания напечатать на карточках слова, разрезать их по буквам и убрать в конверты(приложение 2).
  4. Для второго испытания для каждой команды подготовить напечатанные тексты с ошибками, которые нужно исправить, ручка или карандаш (приложение 3).
  5. Распечатать картинки с изображениями цветов – 6 шт, ягод – 6 шт , по одному изображению на лист формата А4.

И карточки с названиями ягод – 12 шт и цветов – 12 шт.

  1. Распечатать пары слов, по кол-во игроков в команде(приложение 4).
  2. Распечатать по для каждой команды 2 пословицы(желательно пословицы распечатать на листах разного цвета), разрезать по словам и убрать в  конверт. (приложение 5).

Проводится 4 основных конкурса для команд. За каждый выполненный конкурс команда получает 1 букву ключевого слова (Большая буква). Также команды (или болельщики для команд) должны заработать 3 восклицательных знака.

В конце игры команды должны составить из имеющихся букв ключевое слова, если букв не хватает, то можно обменять 1 восклицательный знак на 1 букву.

Если ключевое слово угадано правильно, то членам команды предлагается суперигра: за 3 минуты (каждый восклицательный знак +10 секунд) составить из букв ключевого слова как можно больше других слов(слова – существительные). Побеждает тот игрок, который составил больше слов.

Желательно приготовить небольшие призы для всех участников игры.

Сказка(отрывок 1(см.приложение 1) – начало, купец собирается в путь и спрашивает дочек что им привести. Если есть возможность можно показать отрывки из мультфильма «Аленький цветочек» (Союзмультфильм, 1952 г.)

1 испытание.

Командам выдается по конверту, в котором лежат буквы. Из букв нужно составить три слова относящихся к сказке. Конкурс можно ограничить по времени, например 1 минута.

1 команда – что купец пообещал привезти своим дочками.

2 команда –

Буквы из разных слов на обороте имеют разные картинки.

Если задание выполнено правильно команда получает 1Большую букву (из ключевого слова)

 1 команда – «Л»  2 команда – «А»

! – можно заработать, если назвать:
1 команда - за 1 минуту 15 слов начинающихся на «Л».
2 команда - за 1 минуту 10 слов заканчивающихся на «А».

Сказка – отрывок 2

2 испытание

Каждому члену команды выдается текст с одной ошибкой у всех ошибки разные. Нужно найти и справить ошибку и рассказать правило, на которое сделана ошибка. На исправление дается 1 минута (или полминуты)

На доске(на листе ватмана) написан текст с пропущенными ошибками.

Члены команды по очереди говорят, какую ошибку они нашли, на какое правило. Если исправлено правильно, то игрок получает букву. Команда должна получить 6 букв, из которых нужно будет составить слово, относящееся к сказке. Если слово составлено правильно, то команды получают Большую букву.

1 команда – «Ь»

2 команда – «О» (т.к. в слове 2 буквы «О» команда получает 2 буквы «О»).

! – можно заработать если назвать:
1 команда - за 1 минуту 10 слов заканчивающихся на «Ь».
2 команда - за 1 минуту 10 слов содержащих 2  полученных буквы О (слова с  двумя буквами О).

Сказка отрывок 3

3 испытание

Подобрать к картинке название.

1 команда – Цветы

2 команда – Ягоды

Даны 6 изображений и 12 названий, нужно выбрать для изображения правильное название. Если все названия подобраны правильно команда получает большую букву.

1 команда – «Д»

2 команда – «Л» (т.к. в слове 2 буквы «О» команда получает 2 буквы «О»).

! – можно заработать если назвать:
1 команда - 10 волшебных предметов из сказок.
2 команда - за 1 минуту 5 животных на полученную большую букву «Л»

Сказка отрывок 4.

4 испытание

Подобрать пару: Каждому игроку выдается слово, к которому нужно подобрать пару.

1 команда – к приведенным словам устаревшие сходные по значению

2 команда – к словам прилагательные, так чтобы получились словосочетания встречающиеся в сказке.

Можно ограничить по времени 1 минута.

Если пара подобрана правильно, то игрок получает букву. Команда должна получить 6 букв, из которых нужно будет составить слово, относящееся к сказке. Если слово составлено правильно, то команды получают Большую букву.

1 команда – «O» и «Н»

2 команда – «К» 

Для того, чтобы заработать «!». Выдаются конверты, где лежат  пословицы, разрезанные на слова, которые нужно составить. Слова разных пословиц находятся на карточках разного цвета.

Если к концу 4 испытания у команд не хватает «!»(должно быть по 3 шт. у каждой команды) или букв(должно быть по 4 штуки).

То можно провести дополнительные испытания.

Назвать за 3 минуты:

  1. 10 названий русских народных сказок.
  2. 10 пословиц и поговорок.
  3. 10 названий деревьев.

И т.п.

Сказка отрывок 5.

Финал:

Из собранных больших букв командам предлагается составить слова. Если слово не составить, то предлагаем обменять «!» на букву.


Приложение 1.

Отрывки из сказки:

Аксаков Сергей Тимофеевич «Аленький цветочек»

Вступление, перед первым испытанием.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных каменьев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные.

Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

- Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство и привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите.

И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в ихние терема девичьи. Стал он собираться в путь, во дороженьку, в дальние края заморские. Долго ли, много ли он собирался, я не знаю и не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Поехал он в путь, во дороженьку.

Перед 2 испытанием

Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продает он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева.

Отыскал он заветный гостинец для своей старшей дочери: венец с камнями самоцветными, а от них светло в темную ночь, как бы в белый день. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: тувалет хрустальный, а в нем видна вся красота девичья. Не может он только найти заветного гостинца для меньшой, любимой дочери - аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете.

Вот едет он путем-дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугой своей верною и бежит в темные леса.


Перед 3 испытанием

Взяла дочь меньшая цветочек аленький ровно нехотя, целует руки отцовы, а сама плачет горючими слезами. Скоро прибежали дочери старшие, рассмотрели они гостинцы отцовские и не могут опомниться от радости. Тогда сели все они за столы дубовые, за скатерти узорчатые, за яства сахарные, за пития медвяные.

Заутра позвал к себе купец дочерей своих, рассказал им все, что с ним приключилось, все от слова до слова, и спросил: хотят ли они избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, к чуду морскому? Старшая дочь наотрез отказалась и говорит:

- Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек.

И середняя дочь наотрез отказалась.

А дочь меньшая, любимая, сказала:

- Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя.

Вынимает купец перстень зверя лесного, чуда морского, из ларца кованого, надевает перстень на правый мизинец меньшой, любимой дочери - и не стало ее в ту же минуточку со всеми ее пожитками.

Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, ровно она и с места не сходила, ровно она целый век тут жила.

Вот видит она в окна растворенные, что кругом дворца разведены сады диковинные, плодовитые и цветы цветут красоты неописанной.


Перед 4 испытанием

Стала жить да поживать молодая дочь купецкая, красавица писаная во дворце  у зверя лесного, чуда морского. Всякий день ей готовы наряды новые, богатые и убранства такие, что цены им нет, ни в сказке сказать, ни пером написать; всякий день угощенья и веселья новые. Служат ей слуги невидимые, подают, принимают, на колесницах без коней катают, в музыку играют и все ее повеления исполняют.

Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка ее нездоров лежит; и напала на нее тоска неусыпная, и увидал ее в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных.

Простилась она с хозяином своим ласковым и милостивым, надела на правый мизинец золотой перстень и очутилась на широком дворе честного купца, своего батюшки родимого.

День проходит, как единый час, другой день проходит, как минуточка, а на третий день стали уговаривать меньшую сестру сестры старшие, чтоб не ворочалась она к зверю лесному, чуду морскому. "Пусть-де околеет, туда и дорога ему..." И прогневалась на сестер старших дорогая гостья, меньшая сестра, и сказала им таковы слова:

- Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание.

И отец ее, честной купец, похвалил ее за такие речи хорошие, и было положено, чтобы до срока ровно за час воротилась к зверю лесному, чуду морскому, дочь хорошая, пригожая, меньшая, любимая. А сестрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целом часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга, челядь дворовая.


Перед Финалом

Воротилася красна девица во дворец и видит, что зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв лежит...

Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом:

- Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!..

И только таковы слова она вымолвила, как заблестели молнии со всех сторон и упала без памяти молодая дочь купецкая, красавица писаная. Много ли, мало ли времени лежала она без памяти - не ведаю; только, очнувшись, видит она себя во палате высокой, беломраморной, сидит она на золотом престоле со каменьями драгоценными и обнимает ее принц молодой, красавец писаный, на голове со короною царскою. И сказал молодой принц:

- Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, короля славного и могучего, украла меня, еще малолетнего, обратила меня в чудище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною, - и тогда колдовство все покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим. Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем.


Приложение 2

В

Е

Н

Е

Ц

Н

С

А

Р

А

Ф

А

Ц

В

Е

Т

О

К

К

А

Р

А

В

А

К

У

П

Е

Ц

Н

Т

Е

Р

Е

М

Ф

О

Н

Т

А

Н

Д

В

О

Р

Е

Ц

С

У

Н

Д

У

К

В

О

Р

О

Т

А


Приложение 3

Попросила аленушка отца привезти ей в подарок аленький цветочек. Просьбу дочки купец выполнил: сорвал цветочек, да только принадлежал он чудищу, жившему на острове.

Пожелало чудище лесное, чтобы Степан остался на острове или прислал вместо себя дочку.  Будет она жить водворце.


Приложение 4

Солнышко

красное

Столы

дубовые

Ларец

кованный

Скатерти

узорчатые

Красавица

писанная

Лес

дремучий

Зверь

лесной

Песок

сыпучий

Земля

сырая

Ноги

резвые

Вина

заморские

Глаза

очи

Спальня

опочивальня

Продавец

купец

Подарок

гостинец

Отец

батюшка

Корона

венец

Комната

горница


Приложение 5

Двух

смертей

не бывать,

а одной

не миновать.

Скоро

сказка

сказывается,

не скоро

дело

делается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по сказке С.Т. Аксакова « Аленький цветочек».

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания сказки, показать особенности сказки как литературного жанра; анализируя сказку, показать нравственные идеалы и красоту русской женщины.Вступит...

урок словесности по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" в 5 классе

АннотацияУрок словесности.Размышление над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Урок может быть проведён учителем, использующим любую программу по русскому языку и литературе и любой из уче...

Инсценирование Сказки Аксакова " Аленький цветочек"

Сценарий для постановки сказки  по ролям и действиям....

«Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Методическая разработка на тему «Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова  «Аленький цветочек» предназначена не только для проведения на занятии объединения «Литературное краеведение», но и дл...

"В человеке главное - его душа" ( по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек") урок литературного чтения

Урок литературного чтения в 4 классе, сопровождается презентацией....

«Чем люди живы, или Сказка о великой любви» (по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»)

laquo;Чем люди живы, или Сказка о великой любви»(по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»)...

Викторина по сказке С.Аксакова "Аленький цветочек"

Викторина содержит занимательные вопросы по тексту сказки....