Туристский кружок "Маугли" в школе для детей с ЗПР
учебно-методический материал по теме

Абросимова Татьяна Андреевна

Описание программы туристского куружка в школе для детей с ЗПР (текст выступления на семинаре + презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maugli.rar2.19 МБ

Предварительный просмотр:

-  -

Занятия по программе «маугли»

как средство развития и реабилитации

детей с ЗПР


Никакие школьные занятия… не дают молодому человеку столько пользы, как путешествия.

Н. Чернышевский


О ПРОГРАММЕ

Действительно, только процесс обучения в школе или беседы воспитателей не могут подготовить ученика нашей школы к разнообразным жизненным ситуациям. Необходима деятельность по выработке умений принимать решения, правильно вести себя в нестандартных ситуациях и быть ответственным за свой выбор и действия. Это и является целью работы туристского кружка «Маугли».

Комплексная программа учебно-воспитательной работы была разработана в 1990 году. За истекший период программа была апробирована, адаптирована и дополнена. В ней выделено содержание для получения подростками с ЗПР квалификации «Юный турист-спасатель» и выполнения разрядных требований по спортивному туризму.

Подводя итог на данный момент, можно отметить, что полный курс обучения прошли около 100 человек. Из них выполнили разрядные нормативы по спортивному туризму 60 ч., по туристскому многоборью – 29 ч., получили квалификацию «Юный турист-спасатель» – 18 ч. Многие выпускники до сих пор с желанием принимают участие в походах, соревнованиях, лагерях, выступая уже в роли инструкторов. Но главное, занимаясь по программе «Маугли» и имея возможность в лагерях, в походах, в естественных природных и социальных условиях приобретать жизненный опыт, дети с диагнозом ЗПР более качественно готовятся к интеграции в общественную среду. Они не беспомощны, напротив, готовы сами быть в роли спасателя, социально активны. Из всех детей, прошедших вместе с нами эту туристскую школу, 100% выпускников трудоустроено.


ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Новизна программы заключается в том, что она предназначена для детей с задержкой психического развития, составлена с учетом их особенностей и имеет коррекционную направленность. Полный курс рассчитан на 6 лет. Все темы рассматриваются каждый год с обязательным повторением и углублением изучаемых вопросов. Кроме этого содержание программы имеет основную часть, обязательную для всех, и специализированную часть, в результате изучения которой дети становятся «лидерами» в определенном виде деятельности.

Учитывая данную особенность программы кружка, детям предоставляется возможность осознанного выбора деятельности, работая в одной из групп:

1 группа «Отстраненное восприятие программы».

- Я услышал, что мне предлагали, но еще не определился.

2 группа «Разведка и проба своих сил».

- Я «плыву по течению», но в то же время хочу и стараюсь получить знания, умения, навыки.

3 группа «Знаю, чего хочу, стремлюсь к победе».

- Я приобретаю знания, вырабатываю навыки, становлюсь специалистом определенного уровня, занимаю свое место в группе.

Деление на эти группы происходит в результате наблюдения педагога за деятельностью подростка и его отношением к процессу работы в кружке. Данное деление не афишируется детям.

Несмотря на то, что программа в основном ориентирована на спортивный туризм, в кружок принимают всех желающих, не имеющих серьезных противопоказаний для занятий спортом.

Некоторые воспитанники по своим физическим или интеллектуальным данным не могут достигнуть спортивных результатов, но получают опыт общения в коллективе на основе взаимоподдержки, опыт походов максимально возможной для себя сложности.

На соревнованиях успех команды зависит не только от лидеров, но и от действия всего коллектива. Таким образом, ребята учатся ценить не только спортивных лидеров, но и всех членов команды, делающих все возможное для достижения общей цели.

В туристском кружке «Маугли» каждый ребенок может найти свое место в соответствии со своими способностями и интересами. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого ребенка и предоставляется учащимся возможность выполнять различные функции, импровизируя и усложняя свою деятельность.


Важная стратегическая линия программы – превращение предметной деятельности в средство формирования личности.

Именно в походных условиях создаются предпосылки для раскрытия личности, для проявления всех качеств – как положительных, так и отрицательных. И именно в туристском коллективе наиболее бескомпромиссно оцениваются и отдельные поступки, и личность в целом. Воспитанники с первого года занятий понимают к чему надо стремиться, какие качества необходимо развивать, а с какими бороться.


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В настоящее время сложилась следующая структура комплексной программы «Маугли». (ТАБЛИЦА)

СТРУКТУРА

комплексной программы «Маугли»

КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Участники

Направления

деятельности

Целевые программы деятельности

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА





Кружковцы






Туристско-краеведческое

Поисково-спасательные работы (ПСР)

Водный туризм

Лыжный туризм

Пешеходный туризм

Юный инструктор

Ориентирование

Отечество

Основы безопасного поведения и жизнедеятельности в природной среде

Всероссийский профильный лагерь

«Юный турист-спасатель»

Программа детского лагеря «Русичи»


Другие

Пресс-центр

Художественно-эстетическая

Духовно-нравственная

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Воспитанники МС(к)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида» г. Перми





Туристско-краеведческое

Организация, подготовка и проведение занятий и соревнований на туристской полосе препятствий.

Организация, подготовка и проведение занятий и соревнований по спортивному ориентированию.

Учащиеся РФ

Организация, подготовка и проведение занятий и соревнований по выживанию в условиях природной среды

Пресс-центр

Для реализации целевых программ деятельности кружка применяются разнообразные формы работы: занятия в спортивном зале, на туристско-прикладном полигоне, профильные полевые лагеря, походы, соревнования, экскурсии.

Поисково-спасательные работы в природной среде, Пресс-центр, «Русичи» в структуре выделены не случайно. Они являются – основными.

Хочу остановиться на них подробнее.


ПСР

Поисково-спасательные работы (ПСР) – особый вид туристского многоборья. Если соревнования по другим видам туризма проводятся давно, то ПСРы – относительно молодой вид спорта. Официальные «Правила проведения соревнований на экстремальных дистанциях  (поисково-спасательные работы и приключенческие гонки)» утверждены постановлением Совета Туристско-спортивного союза России и Федерации спортивного туризма России в 2005 г.

Программа соревнований включает этапы по организации ночлега в сложных условиях, разжиганию костра без технических средств, работу с веревками, вязку узлов, наведение различных видов переправ, спуск, подъем, поиск и оказание помощи «пострадавшему», ориентирование на местности, как днем, так и ночью. Работы продолжаются 96 часов без перерыва. И нет скидки на отсутствие сна и усталость участников. Это настоящая борьба за выживание. Есть и много творческих этапов, требующих от участников актерских, режиссерских, журналистских и других навыков. ПСРы учат думать, а это подчас важнее опыта.

Успешное участие в соревнованиях невозможно без слаженной работы команды. Соревнования по ПСР, как никакие другие тренируют подростка, готовят к любым жизненным трудностям. Выдержка, психологическая совместимость с членами команды, воля, хладнокровие и в тоже время чуткость и внимание – вот далеко не полный перечень качеств, которые можно приобрести или усилить, участвуя в этих соревнованиях.

Но основной причиной, по которой приезжают команды со всей России, это та неповторимая атмосфера доброжелательности и взаимопомощи, что царит на этих соревнованиях.

(ФИЛЬМ)

Наша команда с 1999 года регулярно принимает участие в соревнованиях по поисково-спасательным работам в природной среде. Награждена грамотами Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ.


ЛАГЕРЯ

Достижение такого уровня подготовки детей стало возможным благодаря полевым профильным лагерям. Это ежегодный лагерь «Маугли»,  организуемый школой-интернатом №1 для кружковцев, всероссийский лагерь «Юный турист-спасатель»,  проводимый Федеральным Центром детско-юношеского туризма и краеведения. С 2003 года добавился еще детский полевой лагерь «Русичи» на Костином хуторе в Ярославской области.

Именно здесь в 1997 году общероссийское детско-юношеское движение «Юный спасатель» сделало свой первый практический шаг. А с 2006 года на базе лагеря «Русичи» лагеря Всероссийского и межрегионального уровней проводятся ежегодно. Участниками являются и воспитанники детских домов и школ-интернатов Пермского края.

Жизнь в лагере связана с практическим обучением детей навыкам проживания в автономных условиях, мерам личной и командной безопасности, умению оказания первой доврачебной помощи, профессиональным основам поисково-спасательных работ в природной среде и многому другому, что связано с учебно-прикладной дисциплиной ОБЖ, с физическим и нравственным здоровьем ребенка.

Воспитание в детском лагере «Русичи» – это система, во главу которой ставится воспитание духа, затем психологическая помощь и коррекция и, наконец, - укрепление организма, и формирование здорового образа жизни.

Наработанный лагерем опыт позволил с лета 2005 года организовывать и проводить для детей «группы риска» – воспитанников школы-интерната №1 г.Перми – длительную реабилитационную смену.

Реабилитационная среда лагеря «Русичи» предполагает:

  • проживание в палаточном городке;
  • ограниченный численный состав;
  • создание неформальной обстановки общения;
  • преодоление «потребительства»;
  • приобретение основных навыков самообслуживания;
  • интенсивное освоение программы «Юный турист-спасатель»;
  • формирование потребностей к получению образования, к саморазвитию и самореализации.

Результаты этой работы отражены в откликах ребят.

«За время проживания в лагере я понял, что этот лагерь не такой как все, потому что здесь я узнал и научился большему, чем в других лагерях. В нем много полезных занятий и поэтому день не проходит зря».

Алексей Ливанов, 13 лет.

 «Летом мы с ребятами ездили в Ярославскую область, Ростовский район, поселок Борисоглебский, в лагерь «Русичи». Здесь чудесная дубрава, большие поля, маленькая, но очень красивая река Устье. Мне показалось, что это место одно из самых красивых на земле. … И самое главное чему в этом лагере учат – быть человеком и жить по совести».

Николай Ильин, 17 лет.

«Лагерь «Русичи» на Костином Хуторе – самый лучший!!! Потому что здесь много хороших людей, которые нас понимают и уважают. Они нам доверяют и знают, что мы постараемся их не подвести».

Евгений Каружис, 13 лет.

Мы считаем, что наработанные и новые формы могут быть положительным опытом в решении проблемы воспитания детей с ЗПР.


ПРЕСС-ЦЕНТР

«Пресс-центр» – составная часть комплексной программы «Маугли».

Одновременно с проведением первого похода возникла потребность в освещении туристской деятельности, и был создан пресс-центр. Вначале  работа пресс-центра ограничивалась выпуском газет, оформлением фотостендов и фотоальбомов, созданием коллекции слайдов. Затем появились видеофильмы. В настоящее время также интерес представляют и работы, связанные с использованием компьютерных технологий.

На данном этапе пресс-центр не только освещает жизнь и деятельность кружковцев, но через свои слайд-фильмы  пропагандирует здоровый образ жизни, создает рекламу данной программе, а также создает методические фильмы по ведению поисково-спасательных работ в условиях природной среды.

(СЛАЙД-ФИЛЬМ)


ИТОГ

Наши дети ходят в горы, лыжные и водные походы, участвуют в соревнованиях и профильных лагерях от местного до Всероссийского уровня. Во время этих путешествий происходит единовременное физиологическое, психологическое и духовное  напряжение, во время которого человек преображается и становится единым целым. В такой ситуации ребята могут более верно оценить себя и других. Самое же ценное – возникновение доверия между детьми и взрослыми. Результат десяти дней экстремального похода равен десяти месяцам воспитания в стенах образовательного учреждения. Приобретенные навыки в этих походах позволят нашим ребятам работать в будущем инструкторами по туризму.

Проблема современного общества – инстинкт потребления. Во время наших походов он нивелируется, ребята учатся любить друг друга, жертвовать своими привычками и собой, ценить людей и все то доброе, что их окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технический кружок в школе

О работе школьного кружка "Оружейные мастера"....

Организация туристского движения в школе

Организация туристского движения в школе (из опыта работы)....

Кружок "Макраме" в воспитании детей, имеющих нарушение зрительной функции

В статье содержится краткая информация о возникновении узелкового плетения и влиянии техники "макраме" на развитие личности воспитанников с нарушением зрительной функции...

Программа внеурочной деятельности по литературе "Литературный кружок в школе" 5-6 класс

Образ времени года в литературном произведении. Урок литратуры в 5 классе по ФГОС.УМК  В. Ф. Чертова....

Программа здоровья школы: "Здоровье детей-забота семьи и школы"

Предлагаю ознакомиться с программой здоровья нашей школы....

Проект "Цифровая школа" в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью.

Выступление на педсовете, которое сопровождается презентацией по теме "Цифровая школа в коррекционной школе для умственно отсталых учащихся". Основные направления развития школы в проекте &q...

Кружок английского языка для детей 10-11 лет

Кружок английского языка для детей 10-11 лет...