Образовательная программа общеразвивающего курса "Полезные навыки"" для дей 11-14 лет.
учебно-методический материал по теме

Программа общеразвивающего курса для детей11-14 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_poleznye_navyki_11-14_let.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей

 «Центр дополнительного образования для детей»

                                                                                                Утверждаю

                                                                                                Директор ________Н.Ф.Алексеева

                                                                                                 __________  2009 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 «Полезные  навыки»

Возрастной диапазон: 11 - 14 лет

Срок реализации:  3 года

                                                                                              Автор:                                                          

                                                                                             Зубкова Е.И.

                                                                                         педагог доп. образования

                                                                      - высшая  кв. категория

Южноуральск

2009 год

     

Информационная карта программы

«Полезные навыки»

  • ФИО педагога:       Зубкова Елена Ивановна

                             

  • Тип программы:     адаптированная

  • Образовательная область:    психология

  • Направленность деятельности:   социально-педагогическая

  • Способ освоения содержания образования:   репродуктивный, креативный,  эвристический

  • Уровень освоения образования:   общекультурный

  • Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование  

 

  • Форма реализации программы:  индивидуально – групповая

  • Продолжительность реализации программы:  трехгодичная

Пояснительная записка

        Образовательная  программа  «Полезные навыки»  является  составной частью социально-педагогического образования   детей  в  учреждении   дополнительного образования.  Программа  «Полезные навыки»  это современная программа превентивного обучения, включающая элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной  и  является универсальной (первичной) профилактикой употребления психоактивных веществ детьми и подростками.

         К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Программа «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов в рамках многолетнего проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма» Международной некоммерческой организацией Proiect HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. В 2000 году «Полезные навыки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

     Данная программа адаптирована для учреждений дополнительного

образования и является современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).

 В современной российской действительности все острее становится проблема массовой наркотизации населения, и, прежде всего, молодого поколения, стремительно нарастает угроза наркотизации населения, под которой понимается сознательный и направляемый процесс легализации распространения наркотиков среди различных групп населения. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении ПАВ несовершеннолетними, является    особенно актуальным.

           Концептуальной основой программы является положение о том, что в основе возникновения химической зависимости лежит био-психо-социальная модель развития человека. В связи с этим необходима организация комплексного системного профилактического воздействия на всю совокупность факторов риска, способствующих формированию химической зависимости, с учетом возрастных особенностей организма человека. При этом человеческий организм рассматривается как единое целое, состоящее из взаимозависимых компонентов: физического, эмоционального, социального, личностного, духовного. 

Превентивное обучение должно начинаться до того момента, когда подростки
столкнутся с наркотиками в жизни.

        Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

         

  • предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
  •  формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
  •  формирование поведенческих  навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.

Образовательная программа дополнительного образования  «Полезные навыки» разработана  для  5-7 классов. Срок реализации программы 3 года.

Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.

          Набор детей в объединения свободный, без конкурса и тестирования.

Наполняемость группы:  допустимая  -  15 человек,  оптимальная  -  12 человек.

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности. Программа    учитывает  уровень  подготовленности  обучающихся,  их склонности,  способности,  особенности  характера  и  обеспечивает  индивидуальный   объем и  темп  усвоения учебного  материала,  а  в  целом  -  реализует   личностно – ориентированную  модель образования  и   технологию  развивающего  обучения,  которая  позволяет  обеспечить  оптимальные  условия  для  самореализации  личности  ребенка  в  этом  возрасте.

    Обучение по программе  строится на  общепедагогических  принципах: научности;  системности  и  последовательности;  доступности  и  актуальности для ребенка,  а  также    связи  учебного материала  с  его  жизнью.

      Одним  из  наиболее  широко  применяемых  в  преподавании  методов  является  беседа,  сочетающаяся  с  рассказом, объяснением  и  активным  использованием  средств  наглядности:  опытов,  плакатов, фотографий,  видеоматериалов. В  максимальной  степени  реализовать воспитательную  и  развивающую   направленность изучаемого  материала  позволяют использование методов обучения в группе, мозгового штурма, групповой дискуссии, ролевого моделирования и упражнений-энергизаторов.

Основной формой организации  учебной  работы  по  программе является занятие,  продолжительностью  45 минут (1 раз в неделю по 1 часу). 

На   занятии  педагог  помогает  детям  освоить соответствующую систему знаний  и   последовательно  способствует  формированию  необходимых  умений.  

    На  занятии,  как  правило,  используются  разнообразные  виды  деятельности обучающихся  и  педагога,  вследствие  чего  занятия  чаще всего  носят  комбинированный  характер.  

Форма организации занятий: индивидуально-групповая.

     Структура  занятий  включает  теоретическую  и  практическую  части.  Теоретическая  часть содержит   беседы  о  вреде употребления психоактивных веществ, о пользе здорового образа жизни. Каждая  тема  программы  предусматривает  большую практическую работу, выполнение которой позволит обучающимся  лучше усвоить материал каждой темы.

Программа «Полезные навыки» включает в себя и работу с родителями, что  позволяет семье придерживаться единого подхода в воспитании.

Обучение  по  программе  «Полезные навыки» направлено  на достижение следующих  ожидаемых результатов:

  • полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
  • обучающиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Эффективность  программы основывается  на  результатах  обучения,  которые  проявляются  в  ходе  контроля    качества  знаний,  умений  и навыков  обучающихся.

Оценка уровня усвоения обучающимися содержания программы осуществляется по трехуровневой системе:

- Репродуктивный (Р) - решение творческих задач по образцу;

- Эвристический, ассоциативный (Э)  – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;

- Креативный, продвинутый, творческий (К) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.

В программе имеются методики для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей обучающихся для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест)  учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении обучающимися знаний по данной программе, а также выявляет среди детей “группу риска”.

 Важнейшим  условием  реализации  программы  является  создание психологической атмосферы. Ее создают:

(1) следование правилам поведения, принципам и планам занятий;

(2) отсутствие оценочного отношения друг к другу;

(3) использование методов обучения в группе.

 Комплексное  учебно – методическое  обеспечение  программы  включает:

1. Информационное  обеспечение:  специальную литературу и видеоматериалы.

2. Рабочие тетради (альбомы).

3. Контрольно – измерительные  материалы:  методики  контроля,  пре-тест, пост-тест.


Учебно – тематический план

1 года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Что такое ПАВ

4

1

3

3

Соблюдай безопасность

7

2

5

4

Кто и почему употребляет ПАВ

4

1

3

5

Давление, влияния, ситуации

8

2

6

6

Ингалянты

2

1

1

7

Мое здоровье

10

2

8

8

Заключительное занятие.

 Пост - тест

2

1

1


ИТОГО

39

11

28

                           

Содержание

учебно-тематического плана

1 года обучения

Тема 1 (2ч.)  Вводное занятие. Пре – тест.

Теория:  (1ч.)

Знакомство с содержанием курса.

Практика: (1ч.)

Пре-тест - оценка эффективности обучения на начальном этапе.

Материалы:

Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.

Тема 2 (4ч.)  Что такое психоактивное вещество?

Теория: (1ч.)

Понятие ПАВ.  ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека.

Практика: (3ч.)

Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».

Словарь:
Психоактивное вещество - это вещество, влияющее на работу мозга.
Наркотики - запрещенные законом психоактивные вещества.
Ингалянты - аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.
Материалы:
Рабочая тетрадь.

Тема 3 (7ч.)  Соблюдай безопасность

Теория: (2ч.)

Принятие решений.  Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска.

Практика: (5ч.) 

Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно - безопасно».

Словарь:

 Инструкции - правила безопасного использования чего-либо.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, инструкции по применению лекарств, этикетки, надписи с упаковок со средствами бытовой химии.

Тема 4 (4ч.)  Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

Теория: (1ч.) Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ.

Практика:  (3ч.)

Работа по карточкам . Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.

Словарь:
Эффект - последствие действия или поступка.
Альтернатива - выбор из нескольких возможных действий или поступков.
Передозировка - отравление психоактивными веществами, иногда приводящее к смерти.
Материалы:  
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, 7-8 небольших карточек с названиями ПАВ.

Тема 5 (8ч.)  Давление, влияние, ситуации.

Теория:  (2ч.) 

Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих.

Практика:  (6ч.)

Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ - как следует
поступать. Ролевая  игра, иллюстрирующая  правильное поведение в опасных ситуациях.

Словарь:

 Доверие - уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду.
Убеждать - уговаривать, заставлять поверить.
Дилер - человек, который продает наркотики.

Материалы:

Карточки с описанием потенциально опасных ситуаций.

Тема 6 (2ч.)  Ингалянты.

Теория: (1ч.)

Риск  негативных последствий для здоровья. Мотивы  употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций.

Практика:  (1ч.)

Работа по карточкам. Таблица «Есть риск - Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.

Материалы:

Два больших листа бумаги с заголовками: «Есть
риск», «Риска нет». Листы бумаги, фломастеры, маркеры.

Тема 7 (10ч.)  Мое здоровье.

Теория: (2ч.)

Здоровье - это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье.
 Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я.

Практика:  (8ч.)

Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью».

Словарь:

 Физическое здоровье - это сильное, крепкое тело человека.
Умственное здоровье - это ум и сила духа человека.
Социальное здоровье - это благополучие человека и умение ладить с окружающими.
Наркоман - человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией
Материалы:

Рабочие тетради, ножницы, клей, вырезки из журналов и газет, фломастеры, цветные
карандаши.

Тема 8 (2ч.)  Заключительное занятие. Пост – тест.

Теория: (1ч.) 

Обобщение полученных знаний.

Практика:  (1ч.)

Пост-тест – диагностика эффективности обучения.

Материалы:

Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.

Учебно – тематический план

2 года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Тревожность

4

1

3

3

Преодоление тревожности

7

2

5

4

Как начать разговор. Как поддерживать и завершать разговор

6

1

4

5

Манипулирование

10

2

8

6

Давление

4

1

3

7

Наркотики

4

2

2

8

Заключительное занятие.

 Пост - тест

2

1

1


ИТОГО

39

11

28

                           

Литература:

  1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
  2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.
  3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
  4. Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
  5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
  7. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., 1986.
  8. Материалы для учителя. «Полезные привычки».
  9. Рабочая тетрадь «Полезные привычки»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" для 1 и 2 года обучения

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях» (1 год обу...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...